АП – это отрасль публичного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АП – это отрасль публичного права.



 

Этап 1: Полицейское право (от слова «полис»)– прообраз АП – стало формироваться в Европе с 16 века. ПП учило как наиболее эффективно и рационально организовать гос. управление. В усл. абсолютной монархии подданные рассматривались как Оы ПП. Основное внимание ПП было сосредоточено на организации системы гос. органов, органов управления, из которых выросла и. власть.

Этап 2: Коренной перелом в ПП относится к к. 19 – нач. 20 вв. Буржуазные революции и признание за гражданами статуса субъектов права, имеющих права, привели к формированию концепции «государства ночного сторожа». Г., признав права граждан, должно устраниться от общ. жизни. Требовался механизм, благодаря которому гражданское общество могло бы отстаивать свои права. Им стала А-ная юстиция - суд. мех-зм защиты публичных прав граждан во взаимоотношениях с Г.

Этап 3: 30 е гг. 20 в.- наст. время. либеральное Г. всё более становится Г. социальным, принимая на себя доп. обстоятельства в сфере образования, здравоохранения, соц. защиты. Объём прав увеличился, ресурсов суд. системы стало не хватать. Развитие получает институт А-ных процедур, основная задача его:

1. Регламентировать деятельность и. власти во взаимодействии с гражданами

2. Обеспечить граждан правами, позволяющими взаимодействовать с и. властью, чувствуя себя защищённым.

В России АП в класс. виде формируется с петровских времен до середины 19 в. Революция изменила все научные подходы к гос. управлению. Сов. власть провозгласила: у народа и конкретных его представителей не может быть споров с советской, народной властью. Отпала необходимость защиты прав граждан во взаимодействии с публичной властью и институтов, регламентирующих это взаимодействие (А-ные процедуры).

К концу советского периода была отн. разработанная система органов управления и институт административной ответственности. Ни институтов суд. защиты п. граждан, ни процедурной регламентации взаимодействия не существовало.

С Крф начинается новое АП. Но оно остаётся смесью сов. подходов с новыми рос. реалиями.

АП:

· Не имеет основополагающего НПА. КоАП – 1/5я часть АП.

· Нет единого кодифицированного акта, потому что оно некодифицируемо, регулирует слишком разные вещи.

· - это право правоприменителей без юр. образования.

Совершенствование АП – это улучшение правовой культуры правоприменителей.

АП является фундаментальной отраслью РП, наряду с КП, ГП, ГПП… Осн. Объектом изучения АП явл. организация и функционирование и. власти в т. ч. в её взаимоотношениях с гражданами и др. невластными субъектами. АП выполняет для и. власти роль общего правового режима. Если отношения в сфере исп. власти не регламентированы иными отраслями, то это дей презумпция регламентирования и. власти нормами АП. Специфика и. власти (в т.ч. и. органы ОМС) сказывается на специфике АП:

1. И. власть – это иерархическая многоуровневая система, с большим количеством органов и должн. лиц. (Кроме Правительства – 84 центральных органов + их тер. органы в субъектах или районах. В каждом субъекте 15-20 и. органов субъектов +их тер. органы.)

2. И. власть явл. монополистом в сфере гос. принуждения (приставы, служба исполнения наказания…). Вопрос о его применении решается в усл. дефицита времени и информации. Баланс между оперативностью и защитой прав граждан?

3. И. власть явл. нормотворческой. Применяет и создаёт нормы права. В большинстве случаев происходит саморегламентация и. власти. (депутаты не специалисты и нехватка времени). АП определяет прерогативу и. власти по сравнению с з. властью.

4. И. власть обладает юрисдикционными полномочиями – по разрешению споров. И. власть разрешает споры быстрее и дешевле, чем с. власть. Баланс между эффективностью разрешения споров и защитой прав граждан?

И. власть явл. самой большой и сложноустроенной, выполняет все функции государства, все другие ветви контролируют её. Только граждане могут делать это хорошо.

Особенности АП:

1. АП – это отрасль и регулятивная, и охранительная.

2. АП – это и материальная, и процессуальная отрасль (права и порядок их реализации). Всё А проц. право не кодифицировано, кроме привлечения к АО.

3. Охватывает деятельность и и. власти, и суд. власти (в части разрешения споров, вытекающих из деятельности и. власти).

4. Включает законодательство РФ и субъектов.

П. «к» ч. 1 ст. 72

5. АП - это право и законодательное, и подзаконное.

Принципы АП.

Кроме общеправовых:

1. Обеспечение публичного интереса (тарифы).

2. Подзаконный характер деятельности субъектов АП (соответствие закону, большинство решений субъекты принимают, руководствуясь подзаконными актами).

3. Иерархичность и подотчётность. ОИВ образуют вертикальную иерархическую систему, где нижестоящий подчинён вышестоящему.

4. Специализация и оперативность. ОИВ решают только те вопросы, которые прямо отнесены к их компетенции. Требуются проф. навыки.

5. Процедурная гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел (какие действия с какими документами должно совершить должностное лицо, чтобы принять опр. решение из перечня).

Предмет АП.

- это совокупность общ. отношений, возникающих при осуществлении и. властью и и. органами ОМСя своих полномочий и а-ное судопроизводство. - неточное

Группы общественных отношений – особенности – виды:

1. Гос.-управленческие (внутриаппаратные) - 

· возникают внутри системы и. власти и имеют форму орган – орган, орган – должн. лицо, должн. лицо – должн. лицо (запрос информации).

· всегда связаны с орг. подчинённостью или подведомственностью субъектов между собой или вертикально-властной координацией.

· это отношения имеют целью обеспечение надлежащего функционирования гос. администрации, эффективность её деятельности.

· это отн. почти полностью регламентированы на подзаконном уровне.

· не все эти отн. обеспечены суд. защитой (рук-ль – его замы, реорганизация органа)

1) структурно-компетенционные – это отн. по формированию, реорганизации и упразднению ОИВ.

2) внутриаппаратные делопроизводственные – организация дея внутри ОИВ.

3) отн. по управлению гос. собственностью, за искл. отн-й, урегулированных ГП, ФинП, в т. ч. отн. между ГО и подведомственными им предприятиями и учреждениями.

4) гос.-служебные – гос. служба.

5) межведомственные координационные, возникающие между 2мя не соподчинёнными друг другу органами – совм. принятие НА

2. Административно-процедурные (внешние аппаратные) –

· возникают между органами и. власти и гражданами, организациями

· невластные субъекты реализуют в этих отн. свои права

· отн. возникают по инициативе невластной стороны (замена паспорта к 20и годам)

· к. п., возможен односторонний отказ и выход невластного субъекта из этих отн.

· в ходе этих отн. и. власть проверяет условия получения права или исполнения обязанности: если условия и порядок вступления в эти отн. соблюдены, то предположительно в разрешении дела издаётся индивидуальный прав. акт. Возникают в сфере регистрации, получения лицензий, права…

· в ходе этих отн. реализуются функциональные полномочия ОИВ (ГИБДД реализует приятие экзамена и выдачу разрешения).

· эти отн. обеспечены полной суд. защитой

· частично урегулированы законодательством

1) отн. по приданию или признанию за невластным субъектом специального правового статуса или права (регистрация имущества).

2) отн. по выдаче спец. разрешений (лицензирование, сертификация).

3) рассмотрение обращений граждан (все жалобы, и заявления, предложения, не относимые к первым 2м).

3. Контрольно-надзорные

· возникают между органами и. власти и гражданами, организациями

· возникают по инициативе ОИВ

· со стороны и. власти в них участвуют особый вид органов – службы, осуществляются особыми видами структурных подразделений - инспекции

· должн. лица, осуществляющие контроль и надзор – к. п. инспектора

· цель – обеспечение гос., общ. и личной безопасности

· регламентированы законодательно (почти полностью)

· снабжены полностью суд. зашитой

· в рамках их возможно применение мер гос. принуждения

1) применение мер текущего контроля (периодические проверки, обследования)

2) применение предупредительных мер принуждения, не связанных с совершением правонарушения (карантин, эвакуация)

3) отн. по охране предметов, объектов и территорий (режим гос. границы, ЗАТО, заповедника, През., Пред. Правительства)

4. Административно-деликтные (по привлечению к АО)

· в них участвуют суды

· возникают на основе охранительных норм права, закреплённых в разделе 2 КоАП РФ и законах субъектов РФ «об АПН»

· осуществляются в особой проц. форме – производство по делам об АПН

· властные и невластные субъекты выступают в роли проц. оппонентов

· регулируются только законом

5. Административно-юстиционные (по разрешению споров, вытекающих из деятельности и. власти).

· 3 вида субъектов – суд, ОИВ и невластные субъекты (или без последних)

· возникают в связи с разрешением споров, вытекающих из деятельности ИВ

· порядок разрешения споров регламентирован ГПК, АПК, проект проц. кодекса – КАС (а-ного судопроизводства)

1) обращение невластного субъекта за защитой от неправомерных действий, решений ИВ (обжалование инд. и нормат. актов ОИВ)

2) спор между 2мя ОИВ (не соподчинёнными, и нет общего вышестоящего) – на разных уровнях (фед. и региональ. или региональ и мест.)

3) обращение ГО в суд за подтверждением правомерности своих действий


Метод АП регулирования

Метод П регулирования влияет на след. вопросы:

1. Правовое положение сторон (подчинённость)

2. Способы защиты сторонами своих прав (суд., адм. порядок)

3. Возникновение, прекращение и изменение правоотношений (возм. возникновение без волеизъявления сторон)

4. Способы реализации или исполнения сторонами своих прав и обязанностей (в соответствии с НА)

Особенности метода АП:

1. – это метод властных предписаний, когда 1сторона даёт обязательные для 2стороны указания (формы различны)

2. – это метод неравенства сторон

3. императивность регулирования (значение имеет волеизъявление 1го из участников)

4. централизованное регулирование (в больш. случаев стороны не м. самостоятельно определять содержание правоотношения - перечень)

5. субординация сторон – стороны подчинены друг другу

2 вида подчинённости:

1. организационная (начальник – подчинённый, выше- - нижестоящий орган)

2. функциональная (подчинённость органу только в рамках исполнения определённой функции)

Приёмы реализации метода:

1. адм. РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО– органу или ДЛ предоставляется право обязать подчинённого (о-но или ф-но) совершить определённые действия.

2. адм. ПРАВОУДОСТОВЕРЕНИЕ– издание ИВю инд. акта, которым констатируется наличие опр. объёма прав и обязанностей (признание лица инвалидом)

3. адм. РАЗРЕШЕНИЕ– ОИВ разрешает совершение опр. вида действий или осуществление деятельности

4. адм. УСМОТРЕНИЕ–ДЛ вправе принять решение из нескольких вариантов

5. адм. ОГРАНИЧЕНИЕ– совокупность норм, которые запрещают опр. поведение или совокупность мер, которые запрещают чужые действия.

Приёмы и методы частного права: соглашение между органами по делегированию полномочий, проц. права…


Система АП

- деление отрасли на части, подотрасли, институты

Задача системы отрасли – создать каркас, вокруг которого формируется законодательство, суд. практика

Система АП состоит из Общей и Особенной части

Общая:

1. общие положения и общие принципы АП

2. общие вопросы организации и деятельности ИВ

3. служебное право

4. институт спец. а-но-правовых статусов

5. институт а-х процедур, который регламентирует порядок взаимодействия ОИВ с гражданами и организациями

6. институт а-но-правового принуждения

7. а-но-деликтное право – привлечение к АО

8. а-ное судопроизводство

Особенная: подходы:

1. выделение сфер управления:

1) в сфере а-но-политической деятельности: внутренние дела, оборона, безопасность, юстиция, внеш. политика.

2) в сфере экономической деятельности: финансы, ценные бумаги, гос. имущество.

3) в социально-культурной сфере: соц. обеспечение, здравоохранение, образование, наука…

2. формируется по подотраслям – отн-о обособленные прав. образования:

1) тамож. право

2) образоват. право

3) градостроительное право

4) антимонопольное право

5) медицинское

6) транспортное

7) военное

Объединены приёмами и методами регулирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.03 с.)