Николай Михайлович карамзин. «игр». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Николай Михайлович карамзин. «игр».



Николай Михайлович Карамзин. «ИГР».

1766-1826гг. Родом из провинции под Симбирском. Сын потомственного дворянина, небогатого помещика. Гимназия. Преображенский полк. Отставка. Жизнь в Москве. Кружок Новикова. Путешествие за границей. По возвращении – писательская деятельность, журналистика. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза».

1803 – указ Александра I – назначение Карамзина историографом. За это ежегодный пенсион. Поселился под Москвой – в имении князя Вяземского. В это имение по его запросам различные источники (летописи, акты). Помогал Мусин – Пушкин. Его история создавалась трудно, тяжело.

1818 г. – издание 8 томов в Петербурге (до 1564 г.)1821 г. – 9 том, 1823 – 10, 11 тома. Хотел дойти до 1613 года. Остановился на Смутном времени (12 том).

Концепция – движущая сила исторического процесса – власть, государство.

Русский исторический процесс – борьба начал самодержавных с иными проявлениями властвования.

Периодизация истории:

1. «Древнейшая». 2.Средняя. 3.Новая.

Карамзин идеализировал самодержавие. Но самодержавие не есть отсутствие законов, а забота о подданных.

Принципы: 1.Патриотизм. 2.Следование правде истории. 3.Стремление постигнуть событие изнутри. 4.Образный язык, литературный.

Источники: 350 авторов, названий.

Значение: самый крупный историк первой четверти XIX в. Последующие историки отталкивались от него: карамзинисты, антикарамзинисты.

 

Николай Алексеевич Полевой. 1796-1846гг.

Из купцов. Историк – самоучка. Стал писателем и издателем. Журнал «Московский телеграф». Смог привлечь лучшие творческие силы, но в основном писал сам. Хотел просвещать русский народ. Ориентир – новейшая европейская литература. Сравнивал положение в Европе и России.

Сравнивая Карамзина с историками Европы: Карамзин – отстал в своих идейных взглядах.

Рецензия в 1829 году: Карамзин в интеллектуальном развитии отстал от Европы. Труд устарел.

В труде Карамзина не показан народный дух, а есть биографии правителей.

Полевой объявил, что сам напишет историю.

1829 – I том «История русского народа». Публика в целом не приняла. Произведение эпотажное. Эпиграф – посвящение Бартольду Георгу Нибуру (автор римской истории, «первый» историк нашего века).

В дальнейшем отношение к Полевому сменилось. Его идеи были плодотворные, правильные.

Он – дилетант, самоучка; состояние исторической науки.

Вместо обещанных 12 томов написал 6.

1834 г. – журнал Полевого закрыт властями. После этого он сломался, стал писать то, что от него ждали власти.

Свои работы Полевой писал с Карамзина, но давал другую интерпритацию.

Он заимствовал идею феодализма, но не смог ее развить.

 

Историки «Скептической школы».

Михаил Трофимович Каченовский. 1775 – 1842 гг. Из мещан. Его отец грек, торговец вином Качоний.

Он – профессор, декан, ректор Московского университета. Издатель журнала «Вестник Европы».

Все его работы – журнальные научные статьи. Антикарамзинист. Карамзин слишком доверял летописям. Критиковал с позиции источниковедения. Этапы развития: 1.Внешняя критика источника, как Шлёцер. 2.Внутренняя критика источника.

Статьи: «Параллельные места в русской летописи», «Об источниках по русской истории», «Мой взгляд на Русскую Правду». Подверг сомнению даты происхождения русских летописей (не 11 век, а 14). Основной метод работы – историко – сравнительный. «О кожаных деньгах».

Так появилась Скептическая школа.

Со временем Каченовского сделали ректором, его оторвали от студентов.

Ученики – С.Строев (Скромненко); М.Погодин – не согласился с Каченовским.

Значение Скептической школы:

1.Скептицизм был обоснован. 2.Не дали позитивных знаний, отвергать не есть продвижение вперед. 3.Но это шаг вперед в развитии российской исторической науки.

 

Славянофилы и западники».

На рубеже 30 – 40 – х гг. XIX века. Толчок – письмо Чаадаева о месте России в мире.

Основные вопросы для сравнения: исторический путь России, общественный идеал, идеал гос-го устройства, отношение к религии, отношение к крепостному праву, способ общественных преобр.

Славянофилы – кружок единомышленников, но не профессиональных историков – Хомяков, Аксаковы, Киреевские.

Иван Дмитриевич Беляев – 1810 – 1873. Из семьи священника, окончил Моск.универ., преп-ль.

Друг славянофилов. Работа «Крестьянин на Руси» - история крестьянства с древнейших времен до 19 века. Крепостное право – болезнь русского общества, ликвидация – выздоровление.

Западники – Кавелин, Соловьев, Чичерин.

 

Петербургская школа.

Отличия от Московской:1.местоположение 2.Москва более свободна от контроля министерства 3.Углубление в текст без фантазий, без философствований 4.От источника к обобщению.

Николай Герасимович Устрялов (1805 – 1870). Из крестьян. Но хорошее образование, возглавил кафедру русской истории. Диссертация – «О системе прагматической русской истории». Теоретические положения: 1.От частного к общему 2.От известного к неизвестному 3.От источника, факта к обобщению, системе. Прагматическое – связное – последовательное написание истории. Автор первого университетского учебника «Русская история» - фактографическое изображение; автор учебников для гимназий и школ. Главный труд – «История царствования Петра Первого в 10-ти томах» - написано 5.

 

Сергей Федорович Платонов.

1860 – 1933. Предки – крестьяне. Отец – чиновник, получил потомственное дворянство. С 9-ти лет в Петербурге. Гимназия, университет. Учитель – Бестужев-Рюмин.

Магистерская диссертация – «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени 17 века как исторический источник» - 1888. При этом изучил более 60-ти произведений.

Докторская – «Очерки по истории Смуты» (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). Соединил традиции петербургской школы с достижениями московской школы. Это главный труд жизни. Смута – кризис русского общества. Причины – политика Ивана Грозного. Смута – водораздел в истории государства. Смутой завершился разгром боярства. Дорога – поместному дворянству. Падение роли казачества. Известность – учебники, лекции (просто, ясно, бесстрастно, объективно). При Советской власти сослан в Самару, как член заговорщической организации академиков.

 

Павел Николаевич Милюков.

1859 – 1943. Лидер партии кадетов. Начинал как историк. Мать – дворянка, отец – разночинец. Историко – филологический факультет Московского университета. Ученик Ключевского. Магистерская (6 лет) – «Государственное хозяйство в России первой четверти 18 века и реформы Петра» - 600 страниц. Изучение финансового хозяйства, причины преобразований Петра – Северная война. Ключевский оценил только как магистерскую, но не докторскую.

Милюков не мог себя реализовать, стал выступать за стенами университета. Н.Новгород – «Общественное движение в России» - административная ссылка в Рязань.

В ссылке – «Очерки по истории русской культуры». Милюков – первый русский историк, который гастролировал по Европе (Болгария), вплоть до США. Один из учредителей партии кадетов. 1917 – министр иностранных дел при Временном правительстве. Он за войну, а массы против. В отставку. Позднее в эмиграции – дописал «Очерки по истории русской культуры». Это был историк-либерал, западник.

 

Академик Дружинин. М.В.Нечкина.

1886-1986. 1911 – юридический факультет. 1918 – историко – филологический факультет Моск.унив. Беспартийный. Работал в музее революции, преподавал в М.ун. Работы о 19 веке с марксистских позиций. «Декабрист Никита Муравьев» (история северного общества); «История крестьянства и деревни 19 века» («Гос-е кр-не и реформа П.Д.Киселева» и «Русская деревня на переломе»). Сталинская премия, ленинская реформа.

Нечкина. 1901-1985 гг. Поступила в институт красной профессуры. После – преодават. деят-ть, историческая наука. 30-е гг. институт истории АН. Ее период – 19 век. Работы: 1. «История революционного движения 19 века» - «Декабристы», «Революционеры-разночинцы»; 2. «История исторической науки». Любимый персонаж – Ключевский. Больше работ о декабристах. Монографии: «Общество соединенных славян», «Грибоедов и декабристы» - сталинская премия. Революционное движение с движения декабристов. Декабристы – это дворянские революционеры. Писала с лучшей стороны о декабристах.

 

Перестройка».

Новые принципиальные черты историографической ситуации к.80-х – нач.90-х. как следствие политики гласности. 1.Расширение источниковой базы. 2.Изменение отношений отечественных историков к зарубежной литературе немарксистского подхода. 3.Новая проблема – конкуренция идей. 4.Изменилось содержание ведущих исторических журналов. 5.Кризис школьной истории – все учебники устарели. В среде самих историков – размежевание. Элита оказалась отсталой, писатели – публицисты пользуются популярностью («Дети Арбата» Рыбакова).

 

Николай Михайлович Карамзин. «ИГР».

1766-1826гг. Родом из провинции под Симбирском. Сын потомственного дворянина, небогатого помещика. Гимназия. Преображенский полк. Отставка. Жизнь в Москве. Кружок Новикова. Путешествие за границей. По возвращении – писательская деятельность, журналистика. «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза».

1803 – указ Александра I – назначение Карамзина историографом. За это ежегодный пенсион. Поселился под Москвой – в имении князя Вяземского. В это имение по его запросам различные источники (летописи, акты). Помогал Мусин – Пушкин. Его история создавалась трудно, тяжело.

1818 г. – издание 8 томов в Петербурге (до 1564 г.)1821 г. – 9 том, 1823 – 10, 11 тома. Хотел дойти до 1613 года. Остановился на Смутном времени (12 том).

Концепция – движущая сила исторического процесса – власть, государство.

Русский исторический процесс – борьба начал самодержавных с иными проявлениями властвования.

Периодизация истории:

1. «Древнейшая». 2.Средняя. 3.Новая.

Карамзин идеализировал самодержавие. Но самодержавие не есть отсутствие законов, а забота о подданных.

Принципы: 1.Патриотизм. 2.Следование правде истории. 3.Стремление постигнуть событие изнутри. 4.Образный язык, литературный.

Источники: 350 авторов, названий.

Значение: самый крупный историк первой четверти XIX в. Последующие историки отталкивались от него: карамзинисты, антикарамзинисты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.60 (0.013 с.)