Новые направления в историографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые направления в историографии



Проникновение представителей третьего сословия во все области культуры и

общественной жизни также стало довольно распространенным явлением второй половины

83

XVIII в. Выдающийся сатирик Денис Фонвизин писал: «Третий сей чин есть убежище наук и

освященное место человеческого познания. Нет такого рода заслуг и добродетели, которых

бы не производил третий чин». В связи с расширением круга историков расширяется также

круг исторических персонажей, т.е. круг лиц, деятельность которых представлена в

исторических произведениях. Наряду с классическим репертуаром феодальной

историографии на страницах исторических произведений появились, как и в художественной

литературе, деятели третьего сословия (по западноевропейской терминологии). Так, В.В.

Крестинин пишет историю крестъянско-промышленного рода Вахониных-Негодяевых.

Разработка отечественной истории осуществлялась не только в Петербурге или в

Москве, но и во многих провинциальных центрах. Но самым характерным для развития

исторической мысли явилось расширение тематики исторического исследования в

экономическом направлении. Наиболее видными представителями этого течения были В.В.

Крестинин, М.Д. Чулков, И.И. Голиков и др. Все они были выходцами из того нового класса,

который со второй половины XVIII в. играл все большую и большую роль в экономической

жизни России. Тяготение буржуазии к истории закономерно, так как оппозиционность

купечества находила в известной степени выход в истории. Историки из купцов или

разночинцев, разумеется, не столько интересовались штатными сюжетами феодальной по

ториографии, сколько историей коммерции, которую они понимали как историю торговли,

финансов, фабрик и заводов.

Оппозиционность идеологов купечества сказывалась также и в идеализации Петра I.

Этого великого государственного деятеля они считали образцом, давая понять, что

современные правительства не могут действовать иначе, чем поступал Петр по отношению к

купечеству в первую очередь. Если дворянская историография второй половины XVIII в. в

отличие от первой половины отрицательно относилась ко многим преобразованиям начала

XVIII в., то нарождающаяся буржуазная историография отстаивала их, добиваясь

продолжения.

В 60-х гг. XVIII в. впервые были изданы произведения, ставшие основой русской

историографии и сыгравшие значительную роль в развитии исторической науки. Были

опубликованы не только труды, написанные современниками, но и историками первой

половины XVIII столетия. Через год после смерти М.В. Ломоносова вышла в свет его

«Древняя Российская история» (1766), в 1767 г. появился первый том «Истории Российской»

Ф. Эмина и, наконец, еще через год — первая часть первой книги «Истории Российской»

В.Н. Татищева; в 1770г. М.М. Щербатов выпустил первый том своего фундаментального

труда «История Российская от древнейших времен». Тогда же впервые были напечатаны

основные источники русском истории летописи и законодательные памятники: в 1767 г.

— Кенигсбергская и Никоновская летописи, «Русская Правда» в 1768 г. — «Судебник»

Ивана IV; с 1773 г, начала выходить «Древняя Российская Вивлиофика». Постепенно русская

национальная литература и историография приходит на смену увлечению классицизмом и

античной тематикой в изобразительном искусстве, исторической драматургии и истории.

Н.И. Новиков

Развитие России в капиталистическом направлении, американская революция,

напряженная обстановка во Франции перед 1789 г. — все это заставляло екатерининское

правительство проводить такие мероприятия, которые объективно способствовали созданию

условий для развития русской исторической мысли. В этом отношении характерен указ об

открытии «вольных типографий». Еще 24 января 1773г. был издан указ об учреждении

типографий при губернских правлениях, сыгравших, правда, минимальную роль в истории

русской культуры. 15 января 1783 г. вышел указ о заведении вольных типографий.

Интересно отметить, что в нем было сказано: «... типографии для печатания книг не

различать от прочих фабрик и рукоделий».

Николай Иванович Новиков (1744-1818) за дело издания памятников принялся в 70-х

гг. и самым важным его начинанием стало издание 10 книг «Древней Российской

84

Вивлиофики». Это был первый русский ежемесячный архивный журнал. Он состоял

исключительно из архивных публикаций и памятников древней письменности. Здесь

публиковались; посольские книги, русские грамоты, описания свадебных обрядов,

исторические и географические достопримечательности, сочинения древних российских

стихотворцев и т.д. Русская история должна была служить, по представлению: Новикова,

целям просвещения и борьбы с невежеством.

Происходил Н.И. Новиков из небогатых дворян Бронницкого уезда Московской

губернии, обучался в Московской университетской гимназии, в 1762 г. поступил на службу в

лейб-гвардии Измайловский полк в Петербурге, где активно занимался самообразованием. В

день воцарения Екатерины II как часовой у подъемного моста Измайловских казарм был

произведен в унтер-офицеры. Еще до время службы он обнаружил вкус к словесности и

книжному делу. В 1767 г. Новиков был назначен одним из протоколистов Комиссии

депутатов по составлению нового Уложения. Здесь, изучая материалы наказов, Николай

Иванович гораздо ближе познакомился с реальной русской действительностью и стал лично

известен Екатерине II. В 1766 г. он вышел в отставку и стал издавать еженедельный журнал

«Трутень». Свое издание Новиков противопоставил господствовавшей в русском обществе

французской просветительской философии, которая усвоила лишь вольтеровский смех,

превратив его в безразборчивое зубоскальство. Журналы Новикова сатирически изображали

львов и львиц тогдашнего большого света, проводили мысль о несправедливости

крепостного права, выступали против произвола помещиков, взяточничества,

«неправосудия» и придворных интриг. Между новиковским «Трутнем» и екатерининской

«Всякой всячиной» возникла полемика о содержании сатиры. В итоге «Трутень» сначала

умерил тон, отказался от обсуждения крестьянского вопроса, а затем и вовсе прекратил свое

существование, конечно, не по своей воле.

Новый журнал Новикова «Живописец» (с 1772 г.) стал лучшим изданием второй

половины XVIII в. и особенно пришелся по вкусу мещанам. Однако и в этом издании

Николай Иванович горячо ратовал против крепостного права, и в 1773 г, журнал был закрыт.

С 1774г. стал выходить журнал «Кошелек», выступавший против нравов светского общества.

Придворные сделали все, чтобы он был вскоре закрыт.

Противовес модному французскому воспитанию Новиков пытался найти в

добродетелях предков, в нравственной высоте, в силе старых русских начал. Вот почему

Николай Иванович одновременно с сатирическими журналами стал выпускать исторические

издания, чтобы содействовать укреплению национального самосознания, дать «начертание

нравов и обычаев предков», дабы народ познал «великость духа своего, украшенного

простотой». Материалы поступали из древлехранилищ и церковных собраний. Екатерина II

сама разрешила Н.И. Новикову доступ в государственные архивы. Много документов

предоставили ему Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, Н.Н. Бантыш-Каменский, а субсидировала

издание Вивлиофики и — достаточно щедро — императрица,

Новиков считал, что «введение наук в России и художеств безвозвратно погубили

нравы», но вместе с тем он был ревностным приверженцем просвещения, почитателем Петра

I и писательского таланта. С 1772 г. он составлял «Опыт исторического словаря о российских

писателях». С середины 70-х гг. Новиков становится приверженцем масонства.

С 1777 г. он издавал «Санкт-Петербургские ученые ведомости». Это был журнал

ученой и литературной критики, поставивший себе целью сблизить русскую литературу и

науку с ученым миром Запада, но в то же время выставлял заслуги отечественных писателей,

особенно исторических. Нравоучительные идеи Новиков проводил и в следующем

ежемесячном журнале «Утренний свет» (1777-1779), который издавался в Москве и

Петербурге, и публиковал произведения Юнга, Паскаля, переводы немецких писателей. Все

доходы с изданий шли на устройство и содержание народных училищ.

В 1779 г. М.М. Херасков, куратор Московского университета, также масон,

предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание «Московских

ведомостей». В Москве начинается самый блестящий период деятельности Новикова. Он

85

работает в окружении московских масонов, которые были преданы идее нравственного

воспитания и самопознания (В.И. Лопухин, С.И. Гамалея, И.Е. Шварц, князья Трубецкие и

Черкасские, И.П. Тургенев, профессора Московского университета, княгиня В.А.

Трубецкая). За три года деятельности в университетской типографии Новиков опубликовал в

ней больше книг, чем вышло до него за 24 года ее существования. Из 448 названий книг,

изданных Новиковым, 290 книг светского содержания, остальные — духовное чтение, в

основном касающееся масонства. Продажа книг десятками тысяч проводилась не только в

Москве, но и в провинциальных городах и даже деревнях. Открываются первые публичные

библиотеки. Благодаря деятельности переводчиков, сочинителей, владельцев типографий и

книжных лавок, в России создавалось общественное мнение. В голодный 1787г. Новиков в

больших размерах оказывает помощь голодающим. Проникнутые масонскими идеями,

состоятельные люди отдавали свои средства Новикову для целей благотворительности и

просвещения.

С 1773 по 1775г. Николай Иванович издал 10 частей «Древней Российской

Вивлиофики». Позднее, в 1788-1791 гг., Новиков расширил издание до 20 частей. Успех

первого издания «Вивлиофики» был настолько велик, что аналогичное собрание источников

стала выпускать и Академия наук под названием «Продолжение Российской Вивлиофики»

(1786-1801; 11 частей). Новиков также напечатал «Книгу Большого чертежа», вышедшую в

первом издании под названием «Древняя Российская идрография» (СПб., 1773; второе

издание (1792) уже носило общепринятое название). В 1776 г. Новиков начал готовить к

изданию сборник исторических материалов — «Сокровища древностей Российских», но

книга в свет не вышла. Можно предположить, что он заменил ее другим изданием —

«Повествователь древностей Российских, или Собрание разных достопамятных записок,

служащих к пользе истории и географии Российской». Опубликованная им «История о

невинном заточении ближнего боярина Артамона Сергеевича Матвеева» рассматривалась

общественностью как смелое оппозиционное выступление против Екатерины II,

отстранившей в результате дворцовых интриг от дел полководца П.А. Румянцева. В 1783-

1784 гг. Новиков выпускал «Прибавления» к «Московским ведомостям», в которых имелись

различные статьи по истории. Так, в 1784 г. была опубликована «История ордена иезуитов»,

продолжение которой было запрещено, а напечатанные экземпляры конфискованы. В 1788 г.

Новиков без указания типографии выпустил «Историю о страдальцах соловецких», издание

которой послужило одним из оснований для официальной мотивировки его ареста в 1792 г.

Деятельность Новикова была в полном расцвете, когда над ним собиралась уже гроза.

В мае 1792 г. уже серьезно больной Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость

сроком на 15 лет.

Четыре с половиной года Новиков провел в крепости, был освобожден Павлом I в

первый же день его царствования. На свободу вышел дряхлый, старый и согбенный человек.

Он отказался от всякой общественной деятельности и до самой смерти (31 июля 1818г.)

прожил безвыездно в своем имении Авдотьино, заботясь лишь о нуждах и просвещении

своих крестьян.

Несомненно, что именно благодаря Н.И. Новикову в 80-х гг. XVIII в. произошел

определенный перелом не только в развитии отечественной литературы и общественной

мысли, но и в распространении и развитии исторических знаний. Еще В.О. Ключевский

назвал 1779-1789 гг. «новиковским десятилетием». Если до Новикова в Москве имелось

всего две книжных лавки, то к исходу столетия их насчитывалось два десятка, а их оборот

достигал огромной для того времени суммы 200 000 рублей. Николай Иванович установил

книготорговые связи Москвы со Смоленском, Тамбовом, Глуховом, Вологдой, Коломной,

Полтавой, Псковом, а несколько позже с Ярославлем, Казанью, Тулой, Богородицком,

Киевом, Симбирском, Тверью, Рязанью, Ригой, а также Архангельском. В результате

деятельности вольных русских типографий число ежегодно издаваемых книг с 1786 по 1790

г. увеличилось почти в три с половиной раза в сравнении с началом 60-х гг. Но это было не

столько следствием работы вольных типографий вообще, сколько новиковской

86

«типографической компании», организованной в Москве в 1784 г. Однако историческая

литература в издательской деятельности Н.И. Новикова занимала далеко не первое по

объему и значению место. Тем не менее, просветительская деятельность Новикова не только

отражала успехи в разработке русской истории, но и активно содействовала ей. Из его

типографий вышли произведения и материалы видных историков XVIII в., в том числе В.Н.

Татищева, М.М. Щербатова, Феофана Прокоповича, М.Д. Чулкова, И.И. Голикова,

«Размышление о греческой истории» Мабли в переводе и с Примечаниями А.Н. Радищева,

Н.Н. Бантыш-Каменского, Книга А.А. Засецкого и многие другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.046 с.)