Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отечественная наука и медицина в XIX -начале XX вв.
Российская медицина развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки и медицинской практики. Не останавливаясь на всех ее достижениях, рассмотрим школы, которые имели значение не только для отечественной науки и медицины, но и мировой. Первая в России научная анатомическая школа сложилась к началу XIX века в Петербургской медико-хирургической академии под руководством академика П.А.Загорского (1764-1846 гг.). Происходит утверждение русской анатомической терминологии взамен латинской, создается отечественное руководство по анатомии. Его продолжателем и преемником стал академик Илья Васильевич Буяльский (1798-1866 гг.). Его “Анатомико-хирургические таблицы” (1828 г.) сразу получили мировую известность. В числе первых русских хирургов он применил наркоз, крахмальную повязку, средства антисептики, разработал методы бальзамирования трупов и многое другое. Наивысший расцвет русской анатомической школы связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – великого анатома и хирурга. К концу XIX - началу XX веков в России существовало 3 ведущих анатомических школы: в Москве – школа Д.Н.Зернова (1834-1917 гг.), в Киеве – школа В.А.Беца (1834-1894 гг.), в Петербурге – Петра Францевича Лесгафта (1838-1909 гг.) – основоположника теоретической анатомии и создателя отечественной науки о физическом воспитании. Мировую известность получила русская школа эмбриологии. Работавшие в России Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), Карл Бэр (1792-1876 гг.) заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этого направления как науки принадлежит нашим соотечественникам – Александру Онуфриевичу Ковалевскому (1840-1901 гг.) и Илье Ильичу Мечникову (1845-1916 гг.), ставшему в 1908 г. Нобелевским лауреатом. Эмбриология стала одной из важнейших дисциплин. Её применение в медицине не ограничивалось областью анатомии и гистологии. И сегодня она имеет важное практическое значение для профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями. Выдающееся место в медицинской науке занимает российская школа физиологов, которая связана с именами Ивана Михайловича Сеченова (1829-1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.). Особое значение работы Сеченова имели для физиологии нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что “все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”. Он открыл центральное (сеченовское) торможение (1863). Его классический труд “Рефлексы головного мозга” (1863) И.П.Павлов назвал “гениальным взмахом русской научной мысли”.
И.П.Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор в методах исследования в физиологии. Нобелевский лауреат (1904 г.), он стал пионером в обосновании принципа нервизма – идеи о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности – одно из величайших достижений естествознания XX века. В области клинической медицины XIX века огромное значение имеет деятельность хирурга, педагога Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.) создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одного из основоположников военно-полевой хирургии. В создании топографической анатомии метод “ледяной анатомии” занимает важное место. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз получил самое широкое распространение. Научное обоснование его дал Пирогов. В 1847 г. он впервые в мире применил наркоз в массовом порядке на театре военных действий. Он провел наложение первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854 г.), высказал идею о костной пластике (1854 г.). В области военно-полевой хирургии Пирогов впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: безнадежные, тяжелораненые, состояния средней тяжести, легкораненые. Послеоперационные больные им были впервые разделены на две группы: чистые и гнойные. Пирогову принадлежит инициатива привлечения женщин для ухода за ранеными в условиях военного театра – создание института медсестер. В начале XIX в. существовало два центра подготовки специалистов: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Первый разрабатывал вопросы общей патологии, терапии и физиологии, второй – анатомии, топографической анатомии и хирургии. Развитие капитализма привело к расширению числа университетов: в конце XIX в. было уже 10 университетов.
В это время зарождается отечественная педиатрия. Наиболее известные представители педиатрической науки: Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841 гг.), Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831 гг.), Сергей Петрович Боткин (1832 -1889 гг.), Василий Парменович Образцов (1851-1920 гг.). В XIX веке педиатрия сформировалась как самостоятельная научная дисциплина. Пионером в этой области в первой половине XIX века выступила Франция, где в 1802 г. была открыта первая в мире детская больница (в Париже). Это был ведущий европейский центр по подготовке специалистов в области детских болезней. Наиболее известные представители этой школы – П.Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш.Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; А.Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей. Со второй половины XIX в. лидерство переходит к немецким педиатрам: в Берлинском университете была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней, которой руководил профессор М.Пфаундлер. В 1902 г. детские врачи объединяются в международную организацию – Лигу по борьбе с детской смертностью. Первый международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии. Специализированная помощь детям в России берет начало с 1834 г., когда в Санкт-Петербурге была открыта специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. в Москве открывается первая в мире больница на 100 коек для детей раннего возраста. Обе больницы содержались на благотворительные средства. Основоположником научной педиатрии в России стал Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885 гг.), профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии, где с 1836 г. он читал курс лекций, изданный в 1847 г. под названием “Педиятрика”. В 1861 г. в академии читается специальный курс по педиатрии, а в начале 70-х гг. XIX в. открывается первая в стране кафедра детских болезней под руководством профессора Н.И.Быстрова. В 1888 г. аналогичная кафедра открывается при Московском университете, которой с 1891 г. по 1902 г. руководил создатель крупной научной школы клинико-физиологического направления – Нил Федорович Филатов (1847-1902 гг.). Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори на слизистой полости рта. Его лекции, записанные и изданные учениками, переиздавались многократно. В 1885 г. в Санкт-Петербурге создается первое в России научное общество детских врачей под руководством Н.И.Быстрова, в 1892 г. – в Москве под руководством Н.Ф.Фила-това. Становление и развитие социальной гигиены связано с утверждением капиталистических отношений во второй половине XIX века. Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена становится во второй половине XIX в.
Промышленный переворот приводит к концентрации рабочей силы, появлению новых производств, резкому росту числа городов и городских жителей. Ухудшились условия труда и быта рабочих. Все это вызвало инициативу передовых врачей по санитарному обследованию условий жизни. Первыми выступили врачи Англии. Джон Саймон – санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Он изучал причины смертности среди рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилищ, питанием и т.д. По его инициативе был издан в 1848 г. первый в мире закон об общественном здоровье, тогда же было создано государственное учреждение по охране здоровья. Научное обоснование и разработка идеи государственной организации медицинского дела принадлежит австрийскому врачу Иогану Франку. Разработка медико-статистического анализа состояния здоровья населения сформировала новую науку – экспериментальную гигиену. Основоположник – немецкий врач Макс Петтенкофер. В России формирование научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Однин из ее основоположников – профессор А.П. Доброславин (1842-1889 гг.) в 1871 г. стал инициатором открытия первой в России кафедры гигиены, экспериментальной лаборатории в Петербургской медико-хирургической академии. Он является создателем первых отечественных учебников по гигиене. В 1878 г. А.П.Доброславин основывает Русское общество охранения народного здравия и журнал “Здоровье”. В 1882 г. вторая в России кафедра гигиены была создана в Московском университете, которую возглавил профессор Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). Следует отметить его деятельность в области общественной санитарии, практическое участие в разработке водопровода и канализации Москвы, обследование фабрик и заводов Московской губернии. Наряду с другими специализациями в XIX в. получила свое дальнейшее развитие стоматология. В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари без высшего образования, которые имели право лечить болезни и производить все операции без исключения. В 1809 г. в России числилось 18 зубных врачей. С 1838 г. зубных врачей стали называть дантистами (экзамен сдавали в медико-хирургической академии). За первую половину XIX в. в Петербурге выдержали врачебный экзамен 54 человека, из них одна женщина - Мария Назон. К 1902 г. в стране уже был 221 зубной врач. Государственная система организации медицинской помощи в России к началу XX века включала следующие элементы:
1) военную медицину, которая зародилась еще в XVI в. в ходе реформ Ивана Грозного; 2) фабрично-заводскую медицину (с 1719 г.); 3) городскую медицину (с 1775 г.); 4) земскую медицину (с 1864 г.). В России во второй половине XIX в. сложилась оригинальная форма организации медицинской помощи – земская медицина. Одно из достижений земской медицины – начало внедрения наиболее прогрессивного принципа участкового обслуживания сельского населения. Земским врачам принадлежала инициатива развития санитарно-профилактической деятельности как приоритетного направления в охране здоровья населения. Особая роль отводилась привлечению населения, земской общественности к выполнению задач медицины, особенно санитарно-профилактических мероприятий. Этот принцип в дальнейшем стал одним из основных в здравоохранении. Для земской медицины характерными были бесплатность, общедоступность, единство науки и практики. До появления земской медицины сельское население (более 90% населения страны) не имело организованной медицинской помощи. Земская медицина представляла огромный шаг вперед в процессе рационализации охраны здоровья, в создании системы медицинского обслуживания населения. И.И.Моллесон писал: “Нам, русским, впервые предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины”. Следует подчеркнуть и международное признание земской медицины. Основные её принципы были рекомендованы резолюцией Всемирной организации здравоохранения 1970 г. “Об основных принципах национального здравоохранения”. Тема IV. МЕДИЦИНА XX ВЕКА
1. Влияние фундаментальных открытий в науке и технике на медицину.
Фундаментальные открытия в ведущих областях естествознания конца XIX-XX вв. коренным образом изменили медицину, сложившиеся ранее представления о сущности процессов в природе и организме человека. В области физики были сделаны величайшие открытия: рентгеновских лучей (1895 год); явления радиоактивности (1896, 1898 гг.); мутагенного действия ионизирующих излучений, разработка квантовой механики, теории относительности (средина 20-х годов); становление и развитие ядерной физики (с средины 30-х годов); возникновение и развитие электроники (начало 20 века), а сначала 60-х годов – одно из наиболее перспективных направлений – микроэлектроника. Вследствие этих открытий началась эпоха получения изображений внутренних органов, врач впервые получил возможность увидеть то, что происходит в организме живого человека; утвердились рентгенорадиологические прогрессивные методы диагностики и лечения; была выявлена новая форма причинной обусловленности в микромире; сформировались новые научные медицинские дисциплины – рентгенология, ядерная медицина, радиационная гигиена и др. На развитие теоретических основ медицины оказала существенное влияние химия. Важнейшим направлением химии стало изучение закономерностей процессов. Благодаря успехам физики и физической химии стало возможным изучение физико-химической основы биологических явлений на молекулярном уровне. На стыке физики, химии и биологии возникли такие научные дисциплины, как биохимия, биофизика, радиационная биология, космическая биология и медицина, молекулярная биология и др. В биологических и медицинских исследованиях, в лабораторной и функциональной диагностике все шире используются методы физики, химии, прикладной математики. В особые направления биофизики и биохимии выделены медицинская биофизика и медицинская химия.
Существенное влияние на развитие медицины оказали достижения в области биологии и генетики. В 1906 году сформировалась наука, изучающая наследственность и изменчивость, – генетика. Важнейшим этапом ее развития явилось создание в 1911 году хромосомной теории наследственности: американский ученый Т.Морган и сотрудники его научной школы экспериментально доказали, что основными носителями генов являются хромосомы. В 20-30-е годы в СССР сложились крупнейшие в мире генетические научные школы Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебровского, в 60-е гг. – Н.В. Тимофеева-Ресовского, Н.П. Дубинина. К выдающимся достижениям биологии второй половины XX века относится возникновение молекулярной биологии (формальной датой считается 1953 год), когда Дж.Уотсоном и Ф.Криком была создана модель пространственной структуры ДНК. Ученые установили, что условия окружающей среды могут способствовать развитию или подавлению наследственного предрасположения, разработаны методы экспресс-диагностики, предупреждения и лечения ряда наследственных заболеваний, были организованы медико-генетические консультации. Революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, что позволило разработать принципиально новые образцы медицинской техники и расширило возможности диагностики, лечения и реабилитации, проведения профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Решающую роль в совершенствовании медицинской техники сыграли успехи оптики, ядерной физики, робототехники, электроники, микротехники. Благодаря достижениям оптики были созданы операционные микроскопы с ручным, ножным, звуковым (воспринимающим речевые команды) управлением, что расширило возможности оперативной офтальмологии и оториноларингологии, реконструктивной хирургии (приживание ампутированных в результате травм конечностей), кардиохирургии и нейрохирургии. Использование волоконной оптики обеспечило создание принципиально новых диагностических эндоскопических приборов: врачебный осмотр внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптическими и осветительными системами (например, бронхоскопия). В конце 50-х годов появились технические лазеры, они сразу нашли применение в офтальмологии и хирургии. Их используют при отслойке сетчатки, для лечения глаукомы, близорукости, при операциях на кровеносных сосудах и т.д. Широко внедрены в лечебную практику устройства, в которых используются магниты. Магниты с 20-х годов применялись в офтальмологии, в 50-е годы были внедрены и в хирургию (например, реконструктивные операции на костях). Магнитные устройства используются в терапии. Достижения электроники серьезно изменили медицину. Создание электронного микроскопа позволяет получить увеличение в сотни тысяч раз изображения мельчайших объектов, электронная медтехника ускоряет диагностику и проведение лечебно-профилактических мероприятий, обеспечивает фундаментальные и прикладные научные исследования. В медицине за последние несколько десятилетий произошла технологическая революция: созданы аппараты УЗИ (начало 60-х годов), компьютерные томографы (начало 70-х годов), ядерно-магнитные и нейтронно-позитронные томографы. Завтра, пользуясь этими изобретениями, любой врач в любой части света будет иметь возможность на месте получить консультацию самых крупных специалистов для объяснения полученных изображений. Радиотелеметрия, созданная в 50-х годах на основе достижений радиоэлектроники, позволяет вести регулярные наблюдения с Земли за сердечной деятельностью, дыханием, кровяным давлением и др. функциями космонавтов в процессе космического полета. Использование в медицине ЭВМ с применением математических методов позволяет благодаря быстроте совершаемых ими операций не только анализировать результаты эксперимента, но и изменять его направление согласно заданной программе. ЭВМ используют для организации скорой медицинской помощи, оптимизации работы приемных отделений, организации всего лечебного процесса, лабораторной диагностики, внутрибольничной проводной и радиосвязи, а биотехнические системы – при изготовлении протезов конечностей. Созданы автоматические системы для регулирования наркоза, дыхания и высоты АД во время операции, автоматические стимуляторы сердечной деятельности, активные управляемые протезы и др. Таким образом естественные науки вооружили медицину экспериментальными и теоретическими данными о закономерностях развития процессов, происходящих в организме человека, а также объективными методами исследования. Все большее значение для медико-биологических исследований приобретают технические средства. Достижения техники чрезвычайно расширили возможности исследования организма здорового и больного человека, привели к созданию принципиально новых путей и методов диагностики и лечения, профилактики.
Интеграционных процессов.
Революция в естествознании и технике вызвала значительные изменения в традиционной структуре наук, углубился процесс дифференциации науки, и вместе с тем, в ней усилились интеграционные процессы. Теоретическая медицина, медико-биологические дисциплины. Морфология человека – анатомия, эмбриология, гистология (наука о тканях), цитология (наука о клетке) – превратилась из описательной науки в общебиологическую и экспериментальную, изучающую морфологические основы взаимодействия строения организма, органов и тканей. Рентгеноанатомия выделилась в специальную область научных знаний и дает возможность изучать форму и строение живого человеческого тела. На рубеже XIX-XX вв. начался переход физиологии от аналитического понимания жизненных процессов к синтетическому. Основополагающую роль в этом переходе сыграли научные учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова о единстве организма и среды. И.П. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучить деятельность практически здорового организма. Классические труды по физиологии кровообращения, пищеварения, высшей нервной деятельности сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики. XV конгресс физиологов (1935 г.) провозгласил И.П.Павлова старейшиной физиологов мира и подтвердил огромный и оригинальный вклад отечественной физиологии в сокровищницу медицины. Самостоятельным разделом физиологии стала физиология труда и спорта, возрастная, питания, нейрофизиология (наука, изучающая функции нервной системы), авиационная, подводная, космическая физиология. Значительный вклад в развитие физиологии внесли научные школы физиологов Б.Ф.Вериго (1860-1925) – талантливый ученик И.М.Сеченова и И.П.Павлова, первый декан медфакультета Пермского университета; Л.А.Орбели (1882-1958), который развил новое направление эволюционной физиологии; П.К.Анохина (1898-1974), оставившего фундаментальные труды по нейрофизиологии; В.В.Парина (1903-1971), окончившего медфакультет Пермского университета, широко известны его труды по физиологии кровообращения, сердца, по медицинской кибернетике, космической физиологии и медицине и др.
Работы канадского патолога Г.Селье (1907-1982), выдвинувшего теорию стресса и общего адаптационного синдрома, способствовали развитию эндокринологии и гормонотерапии. Открытие гормона инсулина в 1921 г. физиологами Ф.Бантингом (Канада) и Д.Маклеодом (Англия) произвело переворот в лечении сахарного диабета. Затем были выделены гормоны кортизон, преднизолон и др. Широкое распространение получила гормонотерапия эндокринных и неэндокринных заболеваний. Время конца XIX - начало XX вв. ознаменовалось крупными достижениями в микробиологии и иммунологии. Началась бактериологическая, иммунологическая, антисептическая эра, т.е. открытие возбудителей инфекционных заболеваний, создание вакцин, разработка методов антисептики и асептики. В трудах Л.Пастера, Р.Коха, И.Мечникова, П.Эрлиха, Ф.Эрисмана, М.Петтенкофера, Д.Заболотного и др. “охотников за микробами” была сформулирована стратегия широкого наступления на инфекционные, паразитарные, социальные заболевания, борьба с сепсисом. Иммунология (как наука о невосприимчивости организма к инфекционным болезням) в XX веке постепенно охватила проблемы патологии, генетики, эмбриологии, трансплантологии, онкологии. Во второй половине XX века сформировалась самостоятельная теоретическая и клиническая область медицины – аллергология. Она изучает причины возникновения, механизмы развития, проявления, методы диагностики, профилактики и лечения аллергических реакций и заболеваний. Основы нового раздела фармакологии – химиотерапии – заложил в начале ХХ в. немецкий ученый П.Эрлих. Он доказал возможность синтеза по заданному плану препаратов, способных воздействовать на возбудителей заболеваний, в частности, против сифилиса. В 30-е годы началось создание сульфаниламидных препаратов. Г.Домагк обосновал их антибактериальное действие и ввел в лечебную практику. 40-е годы ознаменовали начало эры антибиотиков, наладилось промышленное производство пенициллина (в 1929 году в Англии А.Флеминг открыл пенициллин, в 1942 г. в СССР – З.В.Ермольева и Т.И.Балезина). Пограничным разделом фармакологии, биохимии, гигиены питания и некоторых других областей науки является витаминология. В ХХ веке возникло учение о витаминах, впервые открытых русским ученым Н.И.Луниным (1853-1937 гг.) еще в конце XIX века. Механизмы развития многих авитаминозов были расшифрованы (К.Функ ввел термин авитаминоз) и найдены пути их предупреждения, разработаны методы синтетического получения некоторых витаминов. Клиническая медицина, опираясь на прогресс естественных наук и техники, достижения теоретической медицины, сопровождалась коренными преобразованиями, изменился ее характер. Это касается и понимания природы болезней, и возможностей их распознавания, лечения и профилактики. Особое значение имеют методы функциональной диагностики: электрокардиографии, звукового метода измерения АД, катетеризации сердца, методы исследования функции внешнего дыхания, ядерно-магнитно-резонансной интроскопии и др.; методы рентгено- и радиоизотопной диагностики, эндоскопии с использованием волоконной оптики и т.д. Все это позволяет врачу уловить тончайшие изменения функции любого органа, переход ее от нормальной к патологической и к болезни – таким образом, в XX веке врач способен активно вмешиваться в течение болезни. Терапия продолжает развиваться как основная клиническая дисциплина и врачебная специальность. Она формирует мышление клинициста, интегрирует исследования в различных областях медицины. Здесь следует отметить достижения научной школы Ф.Крауса (Германия) в первой половине XX века, которая стала ведущей в изучении методов функциональной диагностики болезней сердечно-сосудистой системы. Развитие отечественной терапии в значительной мере связано с деятельностью Д.Д.Плетнева, одного из основателей кардиологии в СССР, М.П.Кончаловского, Г.Ф.Ланга, Н.Д.Стражеско, А.Л.Мясникова, лауреата международной премии “Золотой стетоскоп”, и др. и созданных ими школ. Общим для этих научных школ был комплексный естественно-научный подход к проблемам патологии, связь их тематики с узловыми проблемами здравоохранения и принципом профилактики, широкое применение клинико-экспериментального метода, сочетающегося с изучением больного в социальном окружении. Терапия XX века включает в себя кардиологию, пульмонологию, гематологию, нефрологию и т.д. Хирургия XX века связана с развитием методов обезболивания (спинномозговая, внутривенная анестезия, эндотрахеальный поверхностный наркоз), управления жизненно важными функциями организма во время операции и в послеоперационном периоде (анестезиология, реаниматология), переливанием крови (группы крови открыты К.Ландштейнером (Австрия), Я.Янским (Чехия) в 1900-1907 гг.), искусственной гипотермией, антибиотикотерапией, позволившими применять хирургическое лечение при заболеваниях труднодоступных и жизненно важных органов (сердца и магистральных сосудов, легких, головного и спинного мозга). Существенно изменился сам предмет хирургии: круг так называемых хирургических болезней значительно расширился. В рамках хирургии развивается трансплантология: начинаются эксперименты по пересадке трупных тканей и органов (конец 20-х - начало 30-х годов). К 60-м годам относятся первые пересадки больным печени, легких, поджелудочной железы, сердца, почки. Перспективный раздел современной трансплантологии – разработка проблемы создания искусственного сердца, печени, поджелудочной железы. В 30-е годы началось развитие торакальной (грудной) хирургии. Кафедра общей хирургии Пермского мединститута, возглавлял ее Б.В.Парин, в годы Великой Отечественной войны работала по проблеме хирургии ранений органов грудной полости. Одним из отечественных основоположников учения о травме груди по праву считают академика Е.А.Вагнера, который с 1970 по 1995 год был ректором крупнейшего на Урале Пермского мединститута. Учениками созданной им хирургической школы выполнено более 100 диссертаций по различным проблемам травмы груди. В 1995 году в Перми был открыт областной центр сердечно-сосудистой хирургии, который возглавляет ученик Е.А.Вагнера профессор С.Г.Суханов. Большие достижения в области хирургии связаны с деятельностью А.Карреля во Франции и США, заложившего основы сосудистой хирургии; Ф.Крафорда в Швеции, положившего начало хирургическому лечению врожденных пороков сердца. Особую роль в развитии отечественной сердечно-сосудистой хирургии сыграли А.Н.Бакулев, П.А.Куприянов, А.А.Вишневский, В.И.Бураковский, Н.А.Амосов, Е.Н.Мешалкин, Б.В.Петровский, Е.И.Чазов. С.С.Брю-хоненко в начале 20-х годов разработал метод искусственного кровообращения и создал первый в мире аппарат искусственного кровообращения. Исключительную роль в становлении и развитии отечественной нейрохирургии и военно-полевой хирургии сыграли А.Л.Поленов, Н.Н.Бурденко, зарубежной – Х.Кушинг (США), У.Пенфилд (Канада) и др.; брюшной и неотложной хирургии – И.И.Греков, А.В. Мартынов, С.И.Спасокукоцкий, С.С.Юдин и др.; заложили основы онкологии в СССР П.А.Герцен и Н.Н.Петров; травматологии и ортопедии – Г.И.Турнер, Р.Р.Вреден, В.А.Оппель, Г.А.Илизаров; офтальмологии – Э.В.Адамюк, А.А.Крюков, В.П.Филатов, С.Н.Фе-доров и т.д. Профилактическая медицина. Гигиенические науки, эпидемиология, микробиология, социальная медицина и организация здравоохранения исследуют проблемы единства организма и среды, разрабатывают специфические формы профилактики, включающие осуществление социальных и общественных мер по оздоровлению окружающей среды, условий труда и быта, контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий. Начиная с конца XIX века совершается переход от общих описаний к точному количественному и качественному исследованию воздуха, почвы, воды, шума, питания и т.д. (с применением физических, химических, биологических, бактериологических и других методов). В начале 20-х годов гигиена распалась на ряд самостоятельных дисциплин – социальную гигиену, гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, радиационную, военную, авиационную и др. В 60-70 годах была выявлена цитогенетическая активность ряда пестицидов, мутагенная и канцерогенная активность окислов азота, нитратов, нитритов, нитрозаминов и ряда других нитросоединений. С целью снижения загрязнений воздуха до уровня безвредных для человека вводится новая технология производственных процессов, совершенствуются методы сжигания топлива, твердое топливо заменяется газообразным, запрещается пользование этилированным бензином в городах. ВОЗ осуществляет широкую программу медико-биологической оценки качества окружающей среды, проводит работу по установлению социально-гигиенических критериев оценки загрязнений в местах человеческих поселений. Во многих странах разработаны национальные стандарты или предельно допустимые концентрации токсических веществ в водопроводной воде и атмосфере; большое значение приобретает разработка международных критериев применительно к наиболее частым загрязнителям окружающей среды, создаются государственные организации, специальные программы, отпускаются значительные средства на их осуществление. Главный путь охраны природной среды от загрязнителей ученые видят в преобразовании технологических процессов в замкнутые циклы. Борьба против наступления экологического кризиса превратилась в один из важнейших факторов международной политики и международного сотрудничества. На одно из первых мест в медицине при научных исследованиях выдвинулась проблема радиационной защиты человека. На рубеже XIX-XX вв. возникает и развивается социально-гигиеническая мысль. Это ярко проявилось в трудах основоположников отечественной и зарубежной научной гигиены, социальной гигиены – Ф.Ф.Эрисмана, Г.В.Хлопина, Н.А.Семашко, З.П.Соловье-ва, В.А.Обуха – в России, М.Петтенкофера, А.Гротьян – в Германии, С.Стынка – в Румынии, Ж.Паризо – во Франции и др. Предмет социальной гигиены изучает состояние здоровья населения и отдельных групп, влияние социально-экономических факторов на общественное здоровье и здравоохранение, формы и методы управлением здравоохранения, его теоретические основы. Значительные успехи в борьбе с инфекционными болезнями во многом связаны с достижениями микробиологии, эпидемиологии. В создании отечественных оригинальных вакцин, в разработке теории и практики вакционопрофилактики и вакцинотерапии большое значение имели работы Н.Ф.Гамалеи, Д.К.Заболотного, Л.А.Тарасеви-ча, П.Ф.Здродовского, А.А.Смородинцева, М.П.Чумакова, Л.В.Гро-машевского и др. Достижения всех разделов гигиены, микробиологии, эпидемиологии оказали существенное влияние на развитие профилактического направления медицины и здравоохранения. Таким образом, в конце XIX века и в XX столетии революция в области естественных и технических наук, рост объема знаний оказали огромное преобразующее влияние на теоретические основы медицины, клиническое и профилактическое направление медицины. Дифференциация медицины сыграла и продолжает играть положительную роль, способствуя более глубокому и детальному изучению отдельных проблем медицины. Однако все более узкая специализация и технизация медицины, отрыв отдельных медицинских специальностей друг от друга выдвигают на передний план проблему сохранения единства медицины, усиления в ней интеграционных процессов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.054 с.) |