Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История медицины как наука. Врачевание и медицина в первобытном обществе и Древнем мире.
Медицина (лат. – лечу, исцеляю) – это система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни, предупреждение и лечение болезней людей. История медицины изучает закономерности развития врачевания, медицинских знаний за всю историю человечества. Историю медицины можно разделить на общую и частную. Общая история занимается выявлением закономерностей развития медицины, изучением узловых проблем. Это и составляет предмет истории медицины как особой науки. Частная история занимается вопросами возникновения и развития отдельных медицинских дисциплин и изучается во всех медицинских учебных заведениях. Наша задача – ознакомиться с историей медицины, получить сведения о сущности медицины, ее задачах, основных источниках, ее периодизации. Источники изучения истории медицины разнообразны: в дописьменный период – народный эпос, фольклор, данные археологических раскопок. С появлением письменности – рукописные и печатные труды. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всеобщей истории. Врачевание, примитивные медицинские знания появляются одновременно с зарождением человеческого общества. Уже в первобытном обществе существовали определенные гигиенические навыки и коллективное врачевание: женщины и пастухи явились первыми врачевателями. Это время накопления и обобщения эмпирических (практических) знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения. В XII-X тыс. до н.э. люди умели оказывать помощь при родах и травмах, останавливать кровотечение. Из камня, кости создаются первые инструменты для врачевания. Люди сравнительно рано научились выделять болезни, связанные с питанием. Пищевые вещества (мед, сало и пр.) в случае необходимости использовались в качестве лекарственных средств. Столь же древним явилось использование целебных сил природы – солнца, воды. На врачевание в это время большое влияние оказали возникшие фантастические представления о мире, такие как тотемизм – представление о тотеме как о хранителе здоровья; анимизм – вера в духов, души; магия – вера в способность отдельных людей воздействовать на других людей, предметы, события, явления природы. В связи с этим возникает система врачевания путем борьбы с духами, с которыми связаны те или иные болезни. Например, прием веществ, вызывающих отвращение, – чтобы изгнать засевший в больном дух, или изгнание его с помощью шума (отсюда шаманский бубен), или переодевание, переименование, заговоры, заклинания и т.д. Эти обряды связаны с распространенным представлением о болезни как особом вредоносном существе. Зарождение лечебной магии означало переход от коллективного врачевания к знахарству.
С развитием общества совершенствуются и навыки врачевания. На этапе разложения первобытного общества (X-V тыс. до н.э.) появляются инструменты из металла, применяются наркотические и опьяняющие вещества, проводятся такие сложные операции, как кесарево сечение, ампутация конечностей, трепанация черепа. Проводились сложные косметические операции, связанные с местными представлениями о красоте. Так, у племен Южной Америки широко используются инкрустация зубов драгоценными камнями и золотом, прокалывание языка, носовой перегородки, изменение формы черепа, создание искусственного косоглазия. В качестве обезболивающих средств применяются наперстянка, листья коки, хинин, сок кактуса. Возникают примитивные предохранительные меры при заразных болезнях. В это время появляются профессиональные служители культа, в обязанности которых часто входит и врачевание. Наряду с этим укрепляется знахарство. Крупным шагом в развитии врачевания явилась эпоха древних цивилизаций. В этот период возникает письменность и создаются первые медицинские тексты. Например, к концу III тысячелетия до н.э. относятся клинописные тексты медицинского содержания Шумера и Ассирии, священные книги Индии “Ригведа”, “Самаведа”, “Аюрведа”. Это время формирования двух направлений врачевания: первое – народное врачевание, основанное на практическом опыте, второе – теургическое (культовое), основанное на религиозных верованиях. С этого времени существует сам термин “медицина”, создаются дома ученичества, школы для подготовки медиков (как при храмах, так и светские). Возникают известные медицинские школы: кротонская – последователи которой считали, что здоровье – результат равновесия противоположных начал: сухого и влажного, теплого и холодного, отсюда – противоположное излечивай противоположным; книдская – развила гуморальное учение (о соках и их роли в организме), ввела понятия четырех жидкостей организма (кровь, слизь, светлая и черная желчь), учение о признаках болезней (симптомах) и методах диагностики (выслушивание, осмотр, ощупывание); косская – в основе которой учение о тесной связи организма с окружающей природой, о четырех типах телосложения и темпераментах. В ней разработаны принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии клиническое направление в медицине).
В Древних Греции и Риме создаются законы о правовом положении врача, вводятся элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела, проверочные экзамены, право частной практики. Положение врача в обществе было почетным – так, эдикт Ю. Цезаря предоставлял врачам, приезжающим в империю, право римского гражданства. Складывается профессиональная этика, большое внимание ей уделял “отец медицины” Гиппократ. Он требовал от врача лучших проявлений человеческого характера: “Пусть он будет по своему нраву человек прекрасный и добрый и, как таковой, значительным, и человеколюбивым. Ибо поспешность и чрезмерная готовность, даже если бывают весьма полезны, презираются. Тот врач, который изливается в смехе и сверх меры весел, считается тяжелым, и этого должно в особенности избегать. Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах…”. Расширяются мистические представления о причинах возникновения болезней: естественные, связанные с верованиями, и восприятием болезни как возмездия за нарушение моральных норм и обрядов. Это привело к возникновению цикла мифов о богах, покровителях врачевателей: в Месопотамии – Иштар, Гула, Мардук; в Египте – Осирис, Исида, Анубис; в Риме – Эскулап; в Греции – целое семейство богов связано с медициной – это сын Аполлона Асклепий, его жена Эпиона – “болеутолительница”, сыновья Махаон и Полидарий – легендарные лекари армии греков времен Троянской войны, Телесфор – гений выздоровления (буквально – “приводящий к благополучному концу”). Зарождаются и символы медицины: змея, чаша, факел и др. Древние цивилизации значительно пополнили сведения о строении человеческого тела. Это связано прежде всего с культом мертвых и бальзамированием трупов. Возникает учение о трех природных субстанциях: слизь, желчь, прана, и пяти стихиях – земля вода, огонь, воздух, эфир (Индия). В Китае – философское учение об инь и ян – двух противоположных началах, на которых основано взаимодействие и равновесие организма с окружающим миром. Большое распространение получили иглоукалывание, массаж, прижигание. Совершенствовались методы обследования: осмотр кожных покровов, определение общего состояния и настроения больного, определение его запахов, исследование пульса и др. Ярким представителем медицины этой эпохи являлся Гиппократ (примерно 460-377 гг. до н.э.). Врачеватели того времени не подписывали своих сочинений. История не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа. Но около 300 г. до н.э. все медицинские рукописи были объединены в “Гиппократов сборник”. Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат работы сборника: “Афоризмы”, “Прогностика”, “Эпидемия”, “О воздухах, водах, местностях”, “О переломах”, “О ранах головы”, “О древней медицине” (возможно, и некоторые другие). “Гиппократов сборник” – это энциклопедия периода расцвета античной медицины. Например, в “Эпидемиях” даны образцы тонкого врачебного наблюдения за развитием болезни, приведены 48 историй болезни. Основным принципом лечения Гиппократ считал соблюдение закона меры, максимальное использование целительных сил природы с учетом организма самого больного.
Прекрасным памятником наблюдательности явились трактаты “Прогностика” и “Афоризмы”. Так, в первом положено начало новой главе медицины – прогностике. В частности, в этом труде дано классическое описание лица агонизирующего больного: “нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и оттянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеленый, черный или бледный, или свинцовый”. В “Афоризмах” содержится ряд мелких замечаний, некоторые из них до сих пор актуальны: “Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной”; “Все, что остается после болезни внутри, обыкновенно производит рецидивы”; “Что не излечивается ядом, то излечивается ножом, что не излечивается ножом, то излечивается раскаленным железом, что не излечивается раскаленным железом, то следует считать неизлечимым”. В это время основным методом лечения была фитотерапия. Медики обнаружили, что выдержанное вино с Крита, если в него добавить цветы дикого бадьяна и артемизии, приобретает великолепные лечебные качества и способствует пищеварению (теперь это вино является основным компонентом вермута “Мартини”). Самые известные врачи этого периода: Авл Корнелий Цельс (примерно 30/25 гг. до н.э. – 45/50 гг. н.э.) – крупный врач, его восьмитомник “О медицине” сохранил свое значение и по сей день. Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) – римский врач, основоположник методической школы медицины. Гален (примерно 130-200 гг. н.э.) – внес большой вклад в развитие анатомии, физиологии, хирургии, лекарствоведения. Он описал движение крови по незамкнутому кругу, дал представление о душе и ее месте в организме. В эту эпоху происходит дальнейшее развитие и совершенствование санитарно-технических сооружений, гигиенических навыков. Все это позволило улучшить лечение и профилактику болезней, в частности, достаточно высокого уровня достигли оперативные методы лечения при родовспоможении, ампутация, камнесечение, грыжесечение, поворот плода на ножку, удаление катаракты и др. Складывается врачебная специализация, в I-IV веках происходит становление военной медицины, вводятся должности военных медиков в армии. Таким образом, медицина этого периода носит эмпирический –опытный характер. Наряду с ней сохраняется и развивается народная медицина, основанная на практике.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.006 с.) |