Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория черт личности и «Я - концепция» о личностных качествах менеджера
Менеджер – это и профессия, и призвание. Анализ его управленческих и нравственных качеств показывает, что они должны быть таковы, чтобы менеджер мог успешно решать весьма сложные проблемы. Если согласиться со сторонниками теории черт личности, то можно выделить порядка 60-ти качеств, среди которых есть ведущие, или системообразующие качества. К ним относятся: высокий уровень интеллектуального развития; наличие творческого интеллекта, конструктивно-критическое мышление; психическая устойчивость и крепкое здоровье; лидерские качества; настойчивость в достижении цели, постоянная одержимость делом; способность к риску, смелость в принятии решений; восприимчивость к новому; коммуникабельность; предприимчивость; деловитость, обязательность, честность; интеллигентность и высокая общая культура, экономическая и юридическая образованность; владение делопроизводством и современной оргтехникой; знание иностранного языка. Сторонники так называемой «Я» - концепции убеждены в бесплодности такого занятия как составление перечня черт личности успешного менеджера. Они считают главным определяющим фактором общую направленность личности, в которую входят в качестве составных элементов: порывы, желания, влечения, интересы, потребности, принципы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно направленность выступает стержнем личности, вокруг которого происходит взаимодействие и развитие сторон последней. Проанализировав направленность личности, можно с известной долей вероятности судить о предрасположенности личности к управленческой деятельности.
20.2.Структура «Я» - концепции «Я» - концепция – динамичная, более или менее осознанная система представлений о себе. Мы испытываем чувство собственной (отличия от остальных), а также чувство взаимозависимости (принадлежности к обществу и ассоциации с другими людьми). В разных культурах существует тенденция к усилению роли индивидуальности или взаимозависимости у отдельных людей. В индивидуалистских культурах (например, в Великобритании, США, Австралии) подчеркивается ведущая роль индивидуализма в процессе социализации, а в коллективистских культурах (например, в Японии и Китае) внимание сосредоточено на взаимной зависимости членов общества. «Я» - концепция имеет два основных содержательных компонента: самосознание и самооценку.
В качестве компонентов «Я» - концепции следует рассматривать психологическое Я, предложенное Р. Бернсом, а также социальное «Я». Психологическое и социальное Я, образуя глобальную «Я» - концепцию личности, в свою очередь, включают в себя собственные компоненты. В качестве двух основных компонентов психологического «Я» Р. Бернс называет «ощущение компетентности, собственной эффективности и личного влияния» и «ощущение своей моральной ценности». При рассмотрении второго компонента психологического «Я» – ощущения своей моральной ценности – следует учитывать не только самоотношение, самопринятие личности, но и наличие или отсутствие у нее этических смысловых координат самовосприятия. Речь идет о том, соотносит ли менеджер собственное «Я» с этическими категориями, или его самовосприятие характеризуется так называемой этической индифферентностью. При подходе к анализу первого компонента – социального «Я» – следует рассматривать такие элементы «Я» - концепции, посредством которых личность соотносит собственное «Я» с другими «Я». Системный анализ личности предполагает, что личность должна быть понята одновременно как уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая, самодовлеющая сущность и самоценное начало, и вместе с тем как гомогенная, унифицированная частица социального целого. Рассмотрим экономическое «Я» и профессиональное «Я». Истоки введения понятия «экономическое Я» в психологии следует искать в работах У. Джемса, который наряду с физическим, духовным и социальным «Я» выделял и материальное «Я». Джемс подчеркивал, что чувство «Я» развивается в связи с усвоением понятий «свое – чужое», и «то, что человек может назвать «своим», образует его личность. Таким образом, в процессе формирования «Я» идентификация может происходить не только со значимыми людьми, но и со значимыми предметами. У. Джемс отмечал, что между тем, что человек называет «Я» и что он попросту называет «мое», трудно провести четкую границу. Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же, как мы относимся к самим себе. В наиболее широком смысле «Я» – это совокупность всего, что человек может назвать «своим» (свое тело и физические силы, свою одежду, свой дом, свою жену и детей, своих родителей и друзей, свою репутацию и работу...).
Специалисты в области экономической психологии (Б. Стасей и др.) отводят экономическому «Я» центральную роль в «Я» - концепции. Чувство «владения» или «собственности» рассматривается специалистами в области возрастной экономической психологии как ключевой момент в развитии отношений со сверстниками и социальным окружением в целом. Разделяя в основном точку зрения Б. Стасея, сделаем одно существенное, на наш взгляд, дополнение. Собственность, как известно, – экономическая категория, отражающая право владения имуществом. Собственность обусловливает и другие отношения, а именно распоряжения и пользования. Далеко не всегда собственник осуществляет функции распоряжения имуществом и тем более пользования. Нередко функция распоряжения делегируется менеджеру, а функция пользования передается лицу, которое может реализовывать свою предприимчивость, используя чужую собственность. Восприятие себя в качестве субъекта экономической деятельности проявляется в желании и ощущении возможности определять экономическую сторону своей жизни, брать на себя контроль в этой сфере, работать «на себя», «быть собственным боссом». Сторонники психоаналитического направления в экономической психологии отводят подсознательной тенденции центральную роль в процессе выбора между работой по найму и созданием собственного дела. Речь идет о том, что преобладает в личности: либо желание находиться в подчинении, выполнять работу по распоряжению сверху, принадлежать группе, либо желание выполнять работу по своей инициативе. Представитель французского психоанализа М. Кетс де Вриз подчеркивает, что «предприниматель, который начинает свой собственный бизнес, в целом делает это потому, что ему трудно работать исполнителем, он не способен работать «на других», подчиняться авторитетам и принимать организационные роли». Феномен экономической субъектности или бессубъектности имеет личностные корни, которые следует искать в структуре «Я» - концепции, в особенностях психологического и социального «Я». В случае экономической бессубъектности контроль над экономической стороной своей жизни передается «компетентным другим», то есть предпочитается «полномочный» контроль. В случае преобладания в социальном «Я» «индивидуалистических» элементов восприятия «Я» как независимого и не похожего на другие «Я» у личности формируются представления о себе как субъекте экономической деятельности, главными признаками которого являются суверенность и функциональность. Понятия независимого экономического субъекта и зависимого объекта экономической деятельности обозначают крайние полюса единого континуума самовосприятия, между которыми расположена целая гамма возможных вариантов «Я» - концепций. В частности, в качестве промежуточного варианта может быть рассмотрена позиция «агента» или «соучастника» экономической деятельности, когда субъективно личность воспринимает себя способной к относительно независимой деятельности, но при соблюдении ряда вспомогательных условий.
Формирование «Я» - концепции и ее функционирование – не статичный процесс. С точки зрения системной модели личности, любая ее подсистема находится в непрерывном взаимодействии с другими подсистемами, подвергается трансформации в процессе деятельности. Характер экономической «Я» - концепции может изменяться, перемещая ее носителя от позиции к позиции между полюсами условного континуума «субъектности–бессубъектности». Еще более нижележащим уровнем в структуре «Я» - концепции является специфическая профессиональная идентичность – профессиональное «Я» личности. Еще будучи школьником, молодой человек воспринимает мир профессий не только содержательно, но и функционально. Объективное восприятие собственного места между полюсами «работа на себя» и «работа по найму» приобретает в профессиональном «Я» содержательную наполненность, что связано с выбором конкретной сферы профессиональных предпочтений. Первоначально формируется именно тип субъектности, что подтверждается тем фактом, что в момент ухода с предшествующей бизнесу работы большинство потенциальных предпринимателей (86 %) не знало, чем конкретно они будут заниматься, но четко сформулировали свои дальнейшие цели в терминах работы «на себя». Профессиональное «Я» формируется не только на основе экономического «Я» (тип субъектности), но и на основе психологического «Я». Общее личностное чувство контроля над ситуацией и восприятие своей эффективности могут конкретизироваться в ощущении компетентности и самоэффективности в получении образования, в выполнении конкретных профессиональных функций и в карьере в целом. Профессиональное «Я» содержит также элементы, формирующиеся на основе социального «Я». Воспринимая себя как потенциального профессионала, личность формирует представления и о потенциальной профессиональной общности, членом которой собирается стать. Данные представления носят в основном стереотипный характер и относятся к психологическим, личностным и ценностным характеристикам представителей различных профессиональных страт. В исследовании В.С. Агеева и А.А. Тенькова показано, что основную роль в формировании профессиональной идентичности играет формирование стереотипных представлений о «своей» и «чужих» профессиональных общностях. Самым важным выводом этого исследования в контексте рассмотрения профессионального «Я» является заключение об очень раннем формировании стереотипов и ценностей потенциальной профессиональной общности (до начала деятельности), а также о том, что степень овладения этими ценностями и стереотипами тесно связана с успешностью адаптации к профессии и развитием профессиональной идентичности человека.
Ценностно-смысловой аспект профессионального «Я» требует особого внимания в процессе работы с экономически ориентированными студентами. Современная ситуация конкуренции и сложных материальных условий жизни способствует формированию ранней экономической и профессиональной идентичности на фоне несложившейся системы ценностных ориентаций. При раннем включении в «детский рынок» подросток не успевает сформировать собственную систему убеждений, процесс моральных исканий у него или отсутствует, или приобретает сугубо прагматическую, рациональную окраску. Не случайно в ходе исследования А.В. Бояринцевой экономически ориентированных подростков, обучающихся в школах юных предпринимателей, менеджеров, экономических колледжах и кружках, выявлена устойчивая тенденция так называемого этического «нейтралитета». В частности, анализ образов «идеального предпринимателя» и «предпринимателя-проходимца» у подростков показал, что «идеал» не ассоциируется в их сознании с категорией нравственности. Образ идеала наделен этически нейтральными психологическими характеристиками, а предпринимательский успех связан в сознании подростков с рациональностью, опытом, знаниями, дистанцированностью от решения проблем морального выбора. Задача этико-экономического воспитания состоит в том, чтобы в процессе экономической социализации материальное «Я» не приобрело в структуре «Я» - концепции приоритетные позиции, чтобы смысл «Я» не свелся к формуле «Я есть то, что Я имею в материально-денежном выражении». Личностный смысл профессионального «Я» также не должен сводиться к формуле «Я есть то, насколько много я могу заработать». Учащиеся старших классов демонстрируют уже практически сформированные субъективные модели профессиональной и экономической деятельности, близкие к моделям экономического успеха взрослых представителей профессиональной общности. Об этом свидетельствуют результаты исследования А.В. Бояринцевой, проведенного в экономических лицеях, колледжах и кружках среди старшеклассников Москвы в девяностые годы прошлого века. Среди экономически ориентированных подростков было выделено несколько групп по профессиональным предпочтениям: потенциальных предпринимателей, потенциальных менеджеров, потенциальных работников экономического сервиса (бухгалтеры, экономисты, статистики и т.д.). Результаты исследования показали, что структура «Я» - концепции статистически значимо отличается и у студентов, принадлежащих к различным группам профессиональной ориентации. Одновременно обнаружено статистически значимое сходство в структуре «Я» - концепции у студентов определенной профессиональной ориентации и взрослых представителей данной профессиональной общности. Так, потенциальные и работающие предприниматели, независимо от возраста, демонстрируют высокий уровень субъективного контроля, высокую самоэффективность (общую и профессиональную), этическую «нейтральность» образа «Я», преобладание индивидуалистических элементов в социальном «Я» над коллективистическими (высокий уровень самоопоры, независимость, конкурентоспособность, стремление быть лучше других). Кроме того, анализ субъективных моделей экономического успеха предпринимательской общности (потенциальной и реальной) показывает, что основными символами достижения успеха у предпринимателей являются власть (наибольшая значимость), материальное благополучие (средняя значимость) и престиж (наименьшая значимость). Таким образом, студенты демонстрируют тенденцию экономической субъектности, аналогичную взрослым представителям выбранной ими потенциальной профессиональной общности.
Студенты с профессиональной ориентацией на менеджмент демонстрируют тип субъектности, аналогичный типу субъектности работающих менеджеров: средний уровень субъективного контроля, средний уровень самоэффективности, низкий уровень предпринимательской профессиональной самоэффективности и высокий уровень менеджерской профессиональной самоэффективности, преобладание в социальном «Я» коллективистических элементов по сравнению с индивидуалистическими, этическая окрашенность образа идеального «Я». Анализ субъективных моделей экономического успеха у тинейджеров менеджерской ориентации и работающих менеджеров показал наличие их значимого сходства: основными символами успеха являются у них слава (наибольшая значимость), престиж (средняя значимость) и власть (наименьшая значимость). Студенты с профессиональной ориентацией на экономический сервис, то есть на работу в экономической сфере в качестве исполнителей, демонстрируют характеристики экономической бессубъектности: высокий уровень внешнего субъективного контроля, низкую предпринимательскую и менеджерскую самоэффективность, стремление не к успеху, а к избеганию неудачи, отсутствие индивидуалистических элементов в социальном «Я», которые совпадают с характеристиками ответственного исполнителя. Весьма значимыми оказались различия между студентами менеджерской и предпринимательской ориентации в их представлениях об идеале предпринимателя. Для потенциальных предпринимателей образ идеала связан с такими характеристиками, как упорство, достижение все более высоких целей, уверенность в себе и в своей способности влиять на события, адекватная реакция на неудачи (умение извлекать уроки). Для потенциальных менеджеров – это осторожность, отсутствие спонтанности, избегание трудностей, работа в одиночку, внешний тип контроля, желание скрыть свои неудачи. Формирование профессионального «Я» осуществляется у менеджеров в этических координатах, а у предпринимателей имеет характер этического нейтралитета. Данные, полученные методом факторного анализа результатов исследования, показывают, что у студентов менеджерской ориентации имеет место противопоставление в структуре сознания этически негативного и позитивного образов предпринимателя («бизнесмена-проходимца» и «идеала»). У предпринимателей-студентов образы «проходимца» и «идеала» входят в различные смысловые структуры, но не противопоставлены друг другу. Если у тинэйджеров - менеджеров образы «неудачника» и «бизнесмена-проходимца» входят в одну смысловую структуру, то у подростков-предпринимателей образ «неудачника» входит в ту же смысловую структуру, что и образ предпринимателя, «делающего ставку на нравственность». Иными словами, если у потенциальных менеджеров отсутствие моральных принципов в деловых решениях ассоциируется с неудачей в бизнесе, то у потенциальных предпринимателей с неудачей в бизнесе субъективно связана «нерациональная» ориентация на нравственные нормы. Стереотипные представления о предпринимательской профессиональной общности во многом совпадают у студентов менеджерской и «исполнительской» (сервисной) ориентации, резко отличаясь от представлений о своей будущей профессиональной общности подростков с предпринимательской ориентацией. Данный факт объясняется тем, что, как бы ни были внешне схожи профессии менеджера, экономиста и предпринимателя, для исполнителя (экономиста) и посредника (менеджера) предпринимательская профессиональная общность воспринимается как «чужая группа», и стереотипные представления о ней не включены в профессиональное «Я» студентов с менеджерской и сервисной ориентациями. У студентов с предпринимательской направленностью стереотипные образы предпринимателя включены в профессиональное «Я», имеют личностный смысл, связаны с базовыми ценностными структурами личности. Интересен также тот факт, что структура «Я» - концепции студентов гуманитарной ориентации имеет некоторое сходство не со структурой «Я» - концепции потенциальных исполнителей и посредников, а со структурой «Я» - концепции потенциальных предпринимателей. В частности, у этих двух групп студентов совпадают образы идеала предпринимателя и образы идеального «Я». Объяснение следует искать в том, что студенты гуманитарной ориентации не могут быть рассмотрены как потенциальные исполнители, характеризующиеся психологической бессубъектностью. Скорее всего, их можно рассматривать как «независимых интеллектуалов», то есть носителей субъектности, но не в экономической, а в гуманитарной сфере. Не случайно американский психолог Р. Хизрич утверждает, что «предприниматели могут быть обнаружены во всех профессиях», так как предпринимательство – это не профессия, а «процесс создания чего-то нового, что требует времени и усилий, включает финансовый, физический, психологический и социальный риск и предполагает получение денежного и личностного удовлетворения». Столь ранняя дифференциация самосознания подростков по типу субъектности и характеристикам профессиональной и экономической «Я» - концепции, а самое главное, по базовым этико-смысловым структурам демонстрирует значимость и необходимость педагогического воздействия на ход профессионализации и экономической социализации. Во-первых, диагностика структуры и содержания «Я» - концепции подростка, с точки зрения ее субъектности–бессубъектности, позволяет выявлять подростков, наиболее совместимых с той или иной профессиональной средой, требующей выполнения психологических ролей «организатора», «помощника» (посредника) и «исполнителя». Прогноз склонности ребенка к выполнению различных профессиональных ролей, с одной стороны, дает возможность педагогу учитывать индивидуальность ученика при организации педагогического процесса, а с другой стороны, создает условия для коррекции поведенческих стереотипов ребенка, например, методами социально-психологического тренинга. Очень важным моментом в контексте исследования «Я» - концепции является отказ от оценочных характеристик феномена субъектности–бессубъектности по типу «хорошо–плохо». В различных ситуациях от человека требуется умение использовать и «субъектные», и «бессубъектные» ролевые модели. Если на этапе вхождения в бизнес от предпринимателя требуется умение реализовывать «субъектные» поведенческие модели, то на этапе управления организационной структурой и ее роста он должен уметь гибко переходить от одной модели к другой, например к «бессубъектной», при работе с экспертами. Именно поэтому в случае преобладания у подростка одной из ролевых моделей в зависимости от типа субъектности «Я» - концепции необходимо обучение его в режиме психологического тренинга использованию и других поведенческих моделей, чтобы обеспечить успешность профессиональной деятельности на ее различных этапах. Во-вторых, диагностика структуры «Я» - концепции обеспечивает поддержку подростку в процессе его профессиональной ориентации, позволяет избежать различных сбоев и кризисов профессиональной идентичности, давая материал для самоанализа. В-третьих, анализ этико-смысловых структур (образа идеального профессионала, образа антиидеала профессионала, субъективных символов успеха и т.п.), входящих в профессиональную «Я» - концепцию, создает базу для коррекции процесса нравственного становления личности. Учитывая особенности соотношения в сознании молодого человека этических и экономических категорий, педагоги и родители могут помочь ему наиболее адекватно сориентироваться в различных мотивационно-ценностных моделях профессионального и экономического поведения, накопленных в культуре, выбрать наиболее приемлемые из них не только с точки зрения индивидуальности личности, но и с позиции их этической окраски, что важно в нынешних условиях ранней экономической социализации молодежи.
Лекция 21. Лидерство План: 21.1. Общая характеристика лидерства 21.2. Подходы к лидерству 21.3. Концепции лидерского поведения 21.4. Типы лидеров 21.5. Требования к менеджеру как лидеру 21.6. Современные модели лидерства
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.02 с.) |