Десять тем из лекций по истории исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Десять тем из лекций по истории исторической науки



Челябинск – 2012


От автора

Тема I. Введение в историографию

Что и как изучает современная историография

Представления об объекте и предметном пространстве историографии Понятие «историографический источник»

3. Историография и проблемы нарратологии (зарубежный опыт второй половины XX века изучения эволюции культуры историописания)

Что такое «историографический быт»: из опыта разработки понятия

Научные школы историков как проблема и предмет историографии.

6.Предметное поле историографии и понятие «историографический факт»

Тема II. Историческая наука России первой половины XIX века: становление профессионализма

Условия развития историографии: внутренняя социокультурная ситуация, система внешних научных и интеллектуальных влияний.

2. Становление системы университетского образования и профессионализация исторического знания.

3. Инфраструктура исторической науки: формирование исторических архивов, становление археографии и др. исторических дисциплин, исторические кружки и общества, зарождение исторической периодик и

Тема III. Консервативное направление в русской историографии первой половины XIX в.

 

Н.М. Карамзин и феномен «карамзинского консерватизма»

Исторические взгляды и научные труды М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова

Тема IV. Образ русской истории в историософских размышлениях П.Я. Чаадаева и представителей славянофильской интеллектуальной культуры

 

П.Я. Чаадаев в поисках философии русской истории

2.Историософия славянофилов в контексте исторической мысли первой половины XIX в.


Тема V. Становление либеральной историографии: «критическое направление» первой трети XIX в.

 

Особенности становления либерального направления в контексте эпохи

Историки первой трети XIX века: краткие сведения из научных биографий

Научные взгляды, принципы, концептуальная версия русской истории Г. Эверса

М.Т. Каченовский: основные труды, научные идеи, представления о задачах современного ему исторического знания

М.Т. Каченовский в восприятии современников и в оценках историографии. Скептическая школа

Теоретико-методологические взгляды Н.А Полевого

Тема VI. Государственная школа в русской историографии

 

Историографическая ситуация: из истории изучения проблемы и особенности восприятия государственной школы в контексте современных схоларных исследований

Исторические условия и факторы возникновения государственной школы

Этапы истории государственной школы в контексте научной и общественно-политической жизни XIX в. Основные труды ее представителей

Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории

Государственная школа в системе научных коммуникаций XIX в.: внутришкольные отношения

Приложения

Приложение 1. Гари M. Гамбург. Изобретение (создание) «государственной школы» историков, 1840-1995 // Историография Российской Империи: профессия и историописание в многонациональном государстве. Под ред. Томаса Сандерса. Нью-Йорк, 1999 [1]. (Русский перевод – О.В. Богомазовой [2])

Приложение 2. Авторская ремарка на статью Г. Гамбурга о государственной школе

Тема VII. Николай Иванович Костомаров и Афанасий Прокофьевич Щапов: «народофильское» направление в историографии (40-70-е гг. XIX в.)

 

Исторические взгляды двух историков: общность их «народофильских» воззрений и методологических приоритетов

Николай Иванович Костомаров (1818-1885) в многообразии творческих замыслов: от этнокультурной истории к исторической портретистике

Тернистый путь Афанасия Прокофьевича Щапова (1831-1876): историк из народа в поисках версии народной истории

Приложение

Фрагмент из статьи Н.Н. Алеврас «Н.И.Костомаров на перекрестке эпох, культурных стилей и жанров: опыт исторической антропологии в изображении семейной истории Петра I» [3]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.006 с.)