Расчет прямозубой цилиндрической передачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет прямозубой цилиндрической передачи



 

Исходные данные для расчета:

а) частота вращения шестерни n1= nII= 750об/мин;

б) частота вращения колеса n2= nIII= 250об/мин;

в) передаточное число ступени Uр= 3;

г) вращающий момент на валу колеса Т2= ТIII=417 Н м.

д) расчетный срок службы (ресурс работы) Lh=18000 ч;

Проектный расчет

1. Выбор варианта термообработки зубчатых колес.

Принимаем вариант термообработки (Т.о.) I (см. табл.1 П.6 приложения 1П): Т.о. шестерни - улучшение, твердость поверхности 269.302 НВ; Т.о. колеса - улучшение, твердость поверхности 235.262 НВ; марки сталей одинаковы для шестерни и колеса: 40Х;

2. Предварительное определение допускаемого контактного напряжения при проектном расчете на сопротивление контактной усталости. Средняя твердость H поверхности зубьев:

 

 НВ;

 НВ;

 

Предел контактной выносливости поверхности зубьев σHlim, соответствующий базовому числу циклов напряжений (см. табл.1 П.9 приложения 1П) для Т.о. улучшение:

 

 МПа;

 МПа;

 

Расчетный коэффициент SН (табл.1 П.9 приложения 1П) для Т.о. улучшение:

 

SН1=SН2=1,1.

 

Базовое число циклов напряжений NН lim:

 

;

;

 

Эквивалентное число циклов напряжений NНE за расчетный срок службы передачи Lh=18000 часов:

 

;

;

 

где с1, и с2 - число зацеплений за один оборот соответственно зуба шестерни и зуба колеса; с1=1; с2 = 1; µH=0,76.

Коэффициент приведения µF для всех видов термической обработки:

 

.

 

Определяем коэффициенты долговечности ZN1и ZN2. Так как NНE1>NНlim1, тогда

 

.

 

Так как NНE2>NНlim2, тогда

 

.

 

Предварительная величина допускаемого контактного напряжения при расчете передачи на сопротивление контактной усталости:

 

МПа;

МПа;

 

В качестве расчетного допускаемого контактного напряжения [σн] при расчете прямозубой цилиндрической передачи на контактную усталость принимается минимальное напряжение из [σн] 1 и [σн] 2.

В нашем примере [σн] = [σн] 1=426МПа.

. Определение межосевого расстояния. По табл.1 П.11 приложения 1П выберем коэффициент ψba. В данной таблице в зависимости от расположения зубчатых колес относительно опор и твердости рабочих поверхностей зубьев указывается диапазон рекомендуемых значений ψba. В указанном диапазоне ψba рекомендуется принимать из ряда стандартных чисел: 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4 и 0,5. Данных рекомендаций допускается не придерживаться при проектировании нестандартных редукторов. В нашем примере шестерня рассчитываемой ступени расположена симметрично относительно опор, а колесо - симметрично (см. схему привода). По табл.1 П.11 приложения 1П при HB1<350 и HB2<350 принимаем из диапазона ψba= 0,3.0,5 расчетное значение ψba =0,4 и значение ψbdmax=1,4. Тогда коэффициент ψba (предварительно):

 

 

По табл.1 П.12 приложения 1П при НВ1<350 и НВ2 <350 для кривой V (редуктор соосный) принимаем коэффициент К= 1,01. Приняв для прямозубой цилиндрической передачи вспомогательный коэффициент Кα= 495, определим предварительно межосевое расстояние а'w:

 

мм.

 

По табл.1 П.13 приложения 1П принимаем ближайшее стандартное значение аw= 180мм.

. Определение модуля передачи.

 

мм

 

По табл.1 П.14 приложения 1П для полученного диапазона модулей пользуемся стандартными значениями 1-го ряда являютсяm=2, 2.5, 3мм.

Примем m=2,5 мм.

5. Определение чисел зубьев шестерни и колеса.

Суммарное число зубьев

 

 

Число зубьев шестерни

 

принимаем Z1=36.

 

Число зубьев колеса

 

.

 

. Определение фактического передаточного числа ступени.

 

 

Отклонение ифоти:

 

.

 

. Определение основных размеров шестерни и колеса. Диаметры делительные:

 

мм;

мм.

 

Проверка:

 

мм

 

Примем коэффициент высоты головки зуба ha* = 1 и коэффициент радиального зазора с*= 0,25.

Тогда, диаметры окружностей вершин da и впадин df зубьевпри высотной модификации:

 

мм;

мм;

мм;

мм.

 

Ширина венца колеса

 

мм.

 

Ширина венца шестерни

 

мм.

 

Уточняем коэффициент ψbd:

 

, что меньше ψbdmax =0,8

 

Проверочный расчет

. Проверка пригодности заготовок зубчатых колес и выбор материала

для их изготовления. Диаметр заготовки шестерни

 

мм.

 

Условие пригодности заготовки шестерни

 

,

 

где Dпред-см. табл.1 П.7 приложения 1П. Для стали 40Х при Т.о. улучшение для твердости поверхности 269.302 НВ Dпред=125 мм. Таким образом, для изготовления шестерни принимаем сталь 40Х. Выберем материал для изготовления колеса. Для этого определим толщину заготовки диска колеса Сзаги толщину заготовки обода Sзаг:

 

мм;

мм.

 

Наибольшую из величин Сзаги Sзаг сравниваем для той же марки стали, что и для шестерни (т.е.40Х) по табл.1П.7 приложения 1П при Т.о. улучшение для твердости поверхности 235.262 НВ с Sпред =125 мм. Условие Сзаг =36<Sпред =125 мм выполняется. Таким образом, для изготовления колеса также подходит сталь 40Х

. Определение степени точности передачи. Окружная скорость υ (м/с)

шестерни или колеса в полюсе зацепления одинакова и может быть определена:

 

м/с.

 

По табл.1 П.15 приложения 1П, исходя из υ=3,5 м/с для прямозубых цилиндрических передач выбираем 8-ю степень точности, при которой допускается окружная скорость зубчатых колес>2 м/с. 10. Уточнение допускаемого контактного напряжения при проверочном расчете на сопротивление контактной усталости. На основании рекомендаций, изложенных в п. 2.1, принимаем параметр шероховатости Rа = 3,2 мкм и коэффициент ZR=0,9.

Коэффициент

 

ZV=1, т.к. υ<5 м/с.

 

Тогда по формуле:

 

МПа;

МПа;

 

Таким образом, уточненные величины [σн] 1и [σн] 2 остались такими же, как и при предварительном расчете ввиду того, что произведение ZRZV оказалось равным 0,9. Следовательно, уточненная величина расчетного допускаемого контактного напряжения [σн] будет такой же, как и при предварительном расчете, т.е.

 

н] =426 МПа (см. п.2).

 

. Определение сил, действующих в прямозубом зацеплении. Окружная сила Ftна делительном цилиндре

 

Н

 

При этом для шестерни и колеса:

 

Н.

 

Радиальная сила Fr:

 

Н.

 

. Определение коэффициента нагрузки Кн. При расчете на сопротивление контактной усталости

 

 

Коэффициент КНа= 1 - для прямозубых передач.

Коэффициент KHβ уточняем по той же кривой V при HB1<350 и HB2<350 (см. табл.1 П.12 приложения 1П), что и при предварительном расчете в п.3, в зависимости от уточненной в п.7 величины ψbd=0,98. При этом коэффициент Kнβ практически не изменился: KHβ=1,01.

По табл.1 П.17 приложения 1П коэффициент δН=0,06 при HB1<350 и HB2<350.

По табл.1 П.18 приложения 1П коэффициент g0= 7,3 (при m=2 мм и 9-й степени точности).

Тогда динамическая добавка

 

 

Коэффициент KHV:

 

.

 

Окончательно

 

.

 

. Проверочный расчет передачи на сопротивление контактной усталости. Для стальных зубчатых колес коэффициент ZH, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубьев: ZЕ=190 МПа1/2.

Коэффициент ZН, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев, для прямозубых передач без смещения.

Коэффициент торцового перекрытия зубьев для прямозубой передачи приближенно можно определить по формуле

 

 

Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубой передачи

 

.

 

Расчетное значение контактного напряжения

 

 Мпа

 

Где bw =b2 =72 мм.

Сопротивление контактной усталости обеспечивается, так как выполняется условие: σн=352 МПа < [σн] =426 МПа.

. Определение допускаемого напряжения изгиба при расчете зубьев на сопротивление усталости при изгибе. По табл.1 П.9 приложения 1П для термообработки улучшения предел выносливости при изгибе σFlim и коэффициент запаса SF:

 

 МПа;

 МПа,

 

где НHB1и НHB2 - см. п.2. Для шестерни при НHB1,< 350 показатель qF= 6, для колеса при НHB2,< 350 аналогично qF= 6 [см. п.2.1].

Коэффициент приведения µF:

 

.

 

Эквивалентное число циклов напряжений NFE за расчетный срок службы Lh=18* 103 часов:

 

;

 

где с, и с2 - см. п.2. На основании рекомендаций, изложенных в п.2.1, определяем коэффициенты долговечности YN1и YN2. Для шестерни при NFE>NFlim1 принимается YN1=1. Для колеса при приNFE>NFlim1 принимается YN1=1. Тогда допускаемое напряжение изгиба:

 

 МПа;

 МПа.

 

. Определение коэффициента нагрузки КF. Коэффициент нагрузки при расчете зубьев на сопротивление усталости при изгибе:

 

 

Коэффициент КFа= 1 - для прямозубых передач.

Коэффициент KFβ принимаем по табл.1П.12 приложения 1П при HB1<350 и HB2<350 при ψbd=0,98 (кривая V): KFβ =1,1.

Коэффициент δF, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля зубьев: δF=0,16.

Коэффициент g0= 7,3 - см. п.12.

Тогда динамическая добавка

 

 

Коэффициент KHV:

 

.

 

Окончательно

 

.

 

. Проверочный расчет зубьев на сопротивление усталости при изгибе.

Коэффициент YFS, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений:

 

; .

 

Тогда расчетное напряжение изгиба σF:

 

 МПа;

 МПа.

 

Сопротивление усталости при изгибе обеспечивается, так как выполняются условия:

 

 

Отмечаем, что для данного варианта термообработки основным критерием работоспособности передачи является сопротивление контактной усталости, а не усталости при изгибе.

. Проверочный расчет передачи на контактную прочность при действии пиковой нагрузки (при кратковременной перегрузке). Цель данного расчета - проверка статической прочности зубьев при действии пиковой нагрузки (при кратковременной перегрузке), не учтенной при расчете на сопротивление контактной усталости. По табл.1 П.9 приложения 1П предельно допускаемое контактное напряжение :

 

 МПа;

 МПа.

 

где σТ-см. табл.1 П.7 приложения 1П: для шестерни из стали 40Х при Т.о. улучшение для твердости поверхности 269.302 НВ σТ1= 750 МПа; для колеса из стали 40Х при Т.о. улучшение для твердости поверхности 235.262 НВ σТ2= 640 МПа.

В качестве расчетной принимаем наименьшую величину = 1792 МПа. Максимальное контактное напряжение при кратковременной перегрузке

 

 МПа,

 

где <тн426 МПа - см. п.13; Кп=1,7 - см. исходные данные.

Статическая прочность рабочих поверхностей зубьев по контактным напряжениям при кратковременной перегрузке обеспечивается, так как выполняется условие

 

 МПа.

 

. Проверочный расчет передачи при изгибе пиковой нагрузкой (при кратковременной перегрузке). Цель данного расчета - проверка статической прочности зубьев при действии пиковой нагрузки (при кратковременной перегрузке), не учтенной

при расчете зубьев на сопротивление усталости при изгибе.

По табл.1П.9 приложения 1П предельно допускаемое напряжение изгиба

 

:

Мпа;

Мпа,

 

Максимальное напряжение изгиба σFmax при кратковременной перегрузке:

 

 МПа,

 МПа,

 

где σF1 =109 МПа и σF2 =117 МПа - см. п.16.

Статическая поломка зубьев при кратковременной перегрузке будет отсутствовать, так как выполняются условия:

 

 

Расчет цепной передачи

 

По исходным данным:

а) электродвигатель привода - АИР 160 S <http://electronpo.ru/dvigatel_air132m>4 (Р= 15 кВт; nном, =1500 об/мин)

б) передаточное число передачи U=2,36

в) натяжение цепи - постоянное;

г) условия эксплуатации (работа без пыли; передача открытая; расположение - горизонтальное; работа в одну смену; смазка - удовлетворительная; натяжение цепи не предусматривается).

Порядок расчета

1. Выбор типа приводной цепи. В цепных передачах применяют приводные роликовые, втулочные и зубчатые цепи.

Роликовые цепи нормальной серии ПР (ГОСТ 13568-75) получили наибольшее распространение в различных механических приводах. Их изготовляют одно- (ПР), двух- (2ПР), трех- (ЗПР) и четырехрядными (4ПР). Предпочтение следует отдавать однорядным цепям. Четырехрядные цепи без особых требований не рекомендуется применять ввиду необходимости использования звездочек повышенной точности и усложнения монтажа.

Втулочные цепи ПВ (ГОСТ 13568-75) аналогичны роликовым, но у них отсутствуют ролики. Их применяют в основном в мотоциклах и автомобилях.

Зубчатые цепи с шарнирами качения по ГОСТ 13522-81 отличаются повышенной надежностью, скоростью и кинематической точностью. Однако они более тяжелые и дорогостоящие и поэтому имеют ограниченное применение. Их используют обычно при высоких скоростях - до 35 м/с.

Рассчитываемая цепная передача является последней ступенью привода. Поэтому при небольшой скорости движения она будет испытывать значительные нагрузки. Выбираем приводную роликовую цепь.

. Выбор чисел зубьев звёздочек. В нашем примере меньшая звездочка является ведущей, а большая - ведомой.

Число зубьев меньшей (ведущей) звездочки роликовой цепи согласно [4] z; = 29-2Uц,> 13.

 

При UЦ = 2,36z, = 29-2'2,36 = 22> 13.

 

Полученная величина Z= 22 примерно соответствует и рекомендациям М.Н. Иванова [3] (см. табл. Ш.27 приложения 1П).

Число зубьев большей (ведомой) звездочки

Д.Н. Решетов [4] считает, что предпочтительно выбирать нечетное число зубьев звездочек (особенно малой), что в сочетании с четным числом звеньев цепи способствует более равномерному износу зубьев и шарниров. С учетом этих рекомендации принимаем окончательно Z1= 22 и Z2= 52.

Для того, чтобы роликовая цепь в процессе изнашивания не соскакивала с большей звездочки, необходимо выполнение условия z= 52<z2max=120. Тогда фактическое передаточное число

 

 

Отклонение  и :

 

, что допустимо.

 

. Предварительное определение межосевого расстояния. По соображениям долговечности цепи предварительно величину межосевого расстояния будем принимать в диапазоне а = (30.50) рц, гдерц - шаг цепи, мм.

. Определение коэффициента эксплуатации кэ. По таблице 1П.29 приложения 1П:

а) коэффициент динамической нагрузки кД= 1,3 (нагрузка переменная);

б) коэффициент межосевого расстояния ка = 1 [для а = ( 30.50) pц];

в) коэффициент наклона передачи к горизонту кн= 1 (передача горизонтальная);

г) коэффициент способа регулировки натяжения цепи кРЕГ = 1,25 (натяжение цепи не регулируется);

д) коэффициент смазки и загрязнения передачи Kc - 1 [производство без пыли, качество смазки - II (удовлетворительная: густая внутришарнирная при V< 4 м/с, см. таблицу Ш.28 приложения Ш)];

е) коэффициент режима или продолжительности работы передачи в течении суток Креж=1 ( работа в одну смену).

Тогда коэффициент эксплуатации

 

 

. Определение коэффициентов kz и kn Число зубьев малой звездочки типовой передачи принимается только  (см. таблицу 1П.30 приложения 1П).

Число зубьев малой звездочки проектируемой передачи Z1= 22. Тогда коэффициент числа зубьев:

 

 

Частота вращения малой звездочки проектируемой передачи п4 = 106 об/мин. Ближайшая частота вращения малой звездочки типовой передачи п3 =100 об/мин (см. таблицу 1 П.31 приложения 1П). Тогда коэффициент частоты вращения:

 

 

6. Выбор цепи.

Первоначально ориентируемся на однорядную цепь. Тогда расчетная мощность, передаваемая однорядной цепью для проектируемой передачи

 

 

Ближайшей большей допускаемой расчетной мощностью [Рр] по табл.1 П.30 приложения 1П при Z 01 = 22 и n 01= 106об/мин является Р] = 11 кВт для однорядной цепи ПР-25,4-57600 с шагом рц = 25,4мм.

Для того, чтобы решить вопрос о том, подходит нам однорядная цепь с таким шагом или нет, определим, какие же при этом получаются делительные диаметры звездочек:

 

 

Так как ведомая звездочка диаметром dd 2 устанавливается на приводном валу, на котором в свою очередь находится ведущая тяговая звездочка (шаг t= 125 мм, число зубьев z = 12), определим делительный диаметр dd , тяговой звездочки сравним их размеры:

 

 

Мы видим, что dd 2 не превышает dd и не приводит к нарушению соразмерности конструкции. Принимаем решение о выборе цепи ПР-25,4-57600 ГОСТ 13568-75.

Скорость цепи:

 

 

По табл.1 П.28 приложения 1Ппри назначаем для цепи густую внутришарнирную смазку (качество смазки II).

. Определение межосевого расстояния и длины цепи. Ранее (см. п.3) из соображений долговечности цепи мы приняли, что предварительная величина межосевого расстояния а будет находится в диапазоне а = (20.50) рц.

Так как меньшее значение рекомендуется [3] для Uц = 1.2, а большее для U ц = 6.7, при иц = 2,36 принимаем а = 35

.

 

Длина цепи в шагах или число звеньев цепи

 

 

Округляем LP до целого четного числа, для того, чтобы не применять специальных соединительных звеньев.

Тогда Lp = 108.

Для принятого значения LP = 108 уточняем а:

 

Так как цепная передача работает лучше при небольшом провисании холостой ветви цепи, расчетное межосевое расстояние а уменьшают на величину . Тогда принимаем =0,5мм и тогда окончательная величина межосевого расстояния  мм.

8. Силы в цепной передаче и требования монтажа. Окружная сила:

 

 

По табл.1П.33 приложения 1П коэффициент провисания цепи при горизонтальном ее расположении kf =6. По табл.1П.31 приложения 1П масса 1 м цепи ПР с шагом рц = 25,4мм составляет 2,6 кг, т.е. погонная масса q=2,6кг/м. Натяжение цепи от силы тяжести провисающей ведомой ветви

 

,

 

где а = 1,32 м; g = 9,81м/с2 - ускорение свободного падения.

Натяжение цепи от центробежных сил

 

 

Разрушающая нагрузка цепи ПР с шагом рч = 25,4 мм по табл.1П.31 FP = 57,6 кН=57600 Н. Уточним расчетный коэффициент запаса прочности цепи

 

 

где =1,3 - коэффициент динамической нагрузки (см. п.4).

Допускаемый коэффициент запаса прочности цепи но табл.1П.34 приложения 1П линейным интерполированием [ S ] = 2,8.

Цепь 3ПР - 25,4 - 57600 подходит, так как S =3,6> [ S ] = 2,8.

Нагрузка на валы цепной передачи:

 

 

где км= 1,15 - при горизонтальной передаче и угле наклона передачи < 40°; км = 1,05 - при угле наклона передачи более 40° и при вертикальной передаче. Сила F ц направлена по линии, соединяющей центры звездочек.

При монтаже цепной передачи предельное отклонение AS (мм) звездочек от од ной плоскости и предельные углы их смещения S, перекоса валов у и их скрещивания (град) (рис.3.2) определяют по формуле:

 

;

;

;

.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.209 с.)