Выход из кризиса и новый этап отношений: кнр и ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выход из кризиса и новый этап отношений: кнр и ЕС



 

Начало 1990-х гг. было ознаменовано поиском путей выхода из кризиса, охватившего все стороны китайско-западноевропейских отношений после событий 1989 г. Китайское правительство предпринимало усилия, стремясь смягчить последствия принятых главами стран «общего рынка» в июне 1989 г. решений об отказе от предоставления новых займов и отмене гарантий банковских кредитов, о приостановке продажи оружия Китаю, а также об отказе от встреч на высшем уровне. Сокращение официальных контактов наносило очевидный ущерб двусторонним отношениям Китая с западноевропейскими странами, входило в противоречие с сохранением потребности в регулярных консультациях по важнейшим аспектам международной политики. Это побуждало как западноевропейскую, так и китайскую сторону изыскивать возможности для активизации неформальных связей. Межправительственным, по существу, контактам придавался неофициальный или полуофициальный характер. Была возобновлена практика приглашения по линии Китайского народного института международных проблем «старых друзей Китая» из числа видных в прошлом западноевропейских политических деятелей. В КНР побывали бывший канцлер ФРГ Г. Шмидт, бывший премьер-министр Франции Р. Барр, итальянский сенатор, бывший министр иностранных дел В. Коломбо, бывший премьер-министр Великобритании Э. Хит. Продолжались, правда, в сильно сокращенном объеме, межпарламентские контакты. В марте 1990 г. в КНР находилась делегация комиссии сената Франции по иностранным делам, национальной обороне и вооруженным силам во главе с ее председателем Ж. Леканюэ, а в июне 1990 г. КНР с визитом посетила делегация комиссии по иностранным делам бундестага ФРГ во главе с ее председателем Х. Штеркеном.

На фоне свертывания межправительственных связей создавалась видимость некоторого оживления деятельности «обществ дружбы» с Китаем в странах Западной Европы. Китайская пресса подробно сообщала о мероприятиях, проводимых обществами «Финляндия - Китай», «Швейцария - Китай».

Ограничение межправительственных связей стороны стремились компенсировать расширением контактов по межпартийной линии. При этом высшие функционеры КПК вели переговоры не только с представителями пригласивших их партий, но и с официальными лицами - членами правительств и руководителями дипломатических ведомств соответствующих стран. Переговоры охватывали, как правило, широкий круг международных проблем, а также двусторонних отношений, включая торгово-экономические.

Помимо этого китайское правительство стремилось активизировать отношения с теми европейскими странами, которые не присоединились к решению об ограничении контактов на высоком и высшем уровне с КНР. Представители руководства КНР проводили встречи с видными политическими деятелями Мальты, Финляндии, на которых осуждались двусторонние торгово-экономические отношения.

Однако стало очевидным, что сложившаяся ненормальная ситуация вокруг санкций по отношению КНР требовала своего решения. В частности многочисленные западные предприниматели оказывали давление на правительства европейских стран, требуя отмены санкций. Китайская сторона настаивала на официальной отмене решения Европейского Сообщества об экономических и политических санкциях против КНР. Об этом решительно заявлял Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. Доводы китайского руководства относительно того, что экономические санкции наносят ущерб не столько Китаю, сколько его европейским партнерам, все чаще стали использоваться западноевропейскими бизнесменами. Это вытекало из анализа динамики китайско-западноевропейских экономических связей с момента принятия решений Европейского Сообщества об их ограничении. Подведение в 1990 г. итогов двусторонней торговли с западноевропейскими странами за предыдущий год показало, что ее объем не снижается. При этом значительно увеличился импорт из Франции, Великобритании, Италии и Швейцарии. Таким образом, основы долгосрочного экономического сотрудничества, заложенные в предыдущие годы, позволили нейтрализовать и даже компенсировать негативные последствия ухудшения политических отношений. Однако инерция роста экономических связей благодаря заключенным ранее контрактам к началу 90-х гг. себя исчерпала, и дальнейший отказ от централизованного кредитования торговли мог иметь тяжелые последствия для функционирования всего механизма торговых обменов между Китаем и Западной Европой.

Уже в конце 1990 г. правительства Испании, Великобритании и Франции заявили о возобновлении поручительства за предоставление кредитов (правда, под конкретные сделки) и о разблокировании среднесрочных кредитов.

Взаимное стремление к снятию барьеров на пути торгово-экономического сотрудничества стало проявляться еще более отчетливо. Отменить санкции, активизировать совместное предпринимательство призывали участники состоявшихся в сентябре с участием официальных представителей КНР заседаний Шведско-китайского торгового совета в Стокгольме, Англо-китайской и Англо-сянганской ассоциации в Лондоне, Бельгийско-китайского совета экономики и торговли в Брюсселе. С аналогичными призывами выступала и Итало-китайская торговая палата.

Весьма примечателен факт, что с начала 90-х годов при двусторонних встречах затрагивались и третьи, международные вопросы, напрямую не касающиеся КНР или стран Западной Европы. Это говорит о том, что обе стороны стали прислушиваться к мнению друг друга в отношении международных проблем. Ранее на переговорах обсуждались вопросы только двустороннего сотрудничества. Изменению официальной позиции стран Европейского Сообщества в значительной степени способствовала и позиция Китая в отношении третьих вопросов (к вопросу о Персидском заливе и к проблеме Камбоджи). Острый кризис на Ближнем Востоке привел к интенсивному обмену мнениями между КНР и западноевропейскими странами. Так, помощник министра иностранных дел Сюй Дуньсинь во время международной рабочей встречи по камбоджийской проблеме в Париже провел переговоры с генеральным секретарем МИД Франции Ф. Шером относительно ситуации в персидском заливе. Консультации по другим международным проблемам состоялись в Лондоне между Тянь Цзэнпэем и министром иностранных дел Великобритании Д. Хэрдом.

Росту взаимопонимания между странами Западной Европы и Китаем способствовал и отказ китайского руководства от жестко идеологизированного подхода к европейским процессам. Это проявилось прежде всего в изменении позиции в отношении объединения Германии, которое теперь рассматривалось китайским руководством все больше в геополитической, чем в идеологической плоскости. Так, министр иностранных дел Цянь Цичэнь, оценивая основные события 1990 г., писал в журнале «Цюши» об объединении Германии как об «одной из важнейших сил, влияющих на ситуацию в Европе и мире» и осложняющей «монополизацию международных дел Соединенными Штатами и СССР».

Вследствие этого происходило заметное улучшение отношений КНР с рядом западных стран. Были предприняты практические шаги к развитию и укреплению двусторонних связей, возобновились взаимные визиты на высоком уровне, расширилось торгово-экономическое сотрудничество, возросли обмены в научно-технической и культурных областях. Но все же не все санкции против Китая были отменены. Позиция стран Западной Европы в отношении Китая строилась на принципах запрета на поставки в КНР оружия и материалов военного назначения, и четкой зависимости состояния двусторонних отношений от развития внутриполитической ситуации в КНР, в первую очередь - от положения в области соблюдения прав человека. Согласно заявлениям лидеров стран Западной Европы, их государства нуждаются в поддержании тесных контактов с Китаем как с постоянным членом Совета безопасности ООН и играющим важную роль в деятельности этой организации. К тому же КНР на тот момент являлась важным участником урегулирования конфликта в Камбодже и могла внести весомый вклад в решение вопроса о нераспространении оружия массового уничтожения. В свою очередь, китайские руководители подчеркивали, что КНР придает большое значение китайско-западноевропейским отношениям, что между КНР и странами Западной Европы отсутствуют коренные противоречия, а имеющие место различия общественного строя и идеологии не должны служить препятствием для развития сотрудничества.

В начале 90-х гг. было окончательно отменено замораживание дипломатических отношений с КНР. В это время Китай посетил министр иностранных дел Великобритании Д. Хэрд. Центральной темой его переговоров с китайскими руководителями явилась подготовка к переходу Сянгана под суверенитет КНР после 1997 г. Основная цель визита - помочь китайской и сянганской сторонам достичь компромисса по вопросу строительства аэропорта на территории Сянгана. Китайские власти препятствовали этим планам на том основании, что их осуществление может поставить Сянган на грань банкротства к моменту его перехода под юрисдикцию Китая. Администрация Сянгана, со своей стороны, утверждала, что КНР не вправе вмешиваться в программы, осуществляемые до 1997 г. На переговорах в Пекине Д. Хэрду удалось убедить китайское руководство согласиться на строительство аэропорта. Взамен он обещал от имени правительства Великобритании предоставлять КНР всю информацию, связанную с политическими и экономическими решениями в отношении Сянгана. Во время переговоров стороны обсудили ряд международных проблем, включая ситуацию вокруг Персидского залива, а также вопрос о правах человека в Китае. Д. Хэрд выразил несогласие Великобритании с методами подавления выступлений протеста на Тибете.

В сентябре 1991 г. премьер-министр Великобритании Дж. Мейджор нанес визит в Китай, в ходе которого китайская сторона подтвердила, что общественное устройство Сянгана будет базироваться на концепции «одна страна - две системы», которую выдвинул Дэн Сяопин и также до 1997 г. КНР не будет претендовать на Сянган. В обмен на это администрация Сянгана согласилась консультироваться с КНР при определении расходов на строительство, обязалась передать правительству особого административного района Сянгана 3,2 млрд. долл. из резервного фонда территории (к моменту подписания меморандума он составлял 9 млрд. долл.).

Что касается двусторонних отношений, то главным итогом визита Дж. Мейджора явилась договоренность о проведении регулярных (два раза в год) консультаций по международным проблемам на уровне министров иностранных дел.

Но уже в 1992 г. наметилось напряжение в отношениях Великобритании и КНР. Причиной тому явилась негативная позиция китайского руководства в отношении предложенного новым губернатором Сянгана К. Пэттеном плана осуществления демократических реформ в этом британском владении на территории КНР. В частности, по внесению изменений в систему выборов Законодательного совета с целью приведения ее в соответствие с западной моделью. Китайская сторона решительно отвергла этот план, указав, что любые изменения политической структуры Сянгана, ведущие к ослаблению административной власти в переходный период, противоречат духу китайско-британской совместной декларации по Сянгану 1984 г., основного закона особого административного района Сянган, и потребовала от Великобритании строгого соблюдения этих документов. Продолжение переговоров с Великобританией по проблеме передачи Сянгана под суверенитет КНР было поставлено китайским руководством в зависимость от отказа от плана губернатора Сянгана. Во время встречи с группой политических деятелей Сянгана премьер Госсовета Ли Пэн указал на полную неприемлемость для КНР любых компромиссов, базирующихся на предложениях К. Пэттена. Пытаясь добиться снятия предложений губернатора Сянгана, китайские власти объявили, что все соглашения и контракты, подписанные властями Сянгана и не получившие одобрения КНР, могут быть признаны недействительными после перехода Сянгана под юрисдикцию Китая в 1997 г. Китай отказался оказывать поддержку Великобритании в строительстве аэропорта в Гонконге в связи с тем, что ее действия нарушают китайско-британский меморандум по этой проблеме.

В итоге к началу 1990-х годов политический диалог между Западными странами и Китаем был восстановлен полностью. Более того, теперь отношения вышли на новый уровень; во время двусторонних встреч обсуждались и международные проблемы. Однако вопросы прав человека в Китае по-прежнему волновали руководства европейских стран. В частности, премьер-министр Португалии А. Каваку-Сильва, одновременно занимающий пост Председателя Европейского Сообщества, во время встреч с Ли Пэном заявил, что отношения Китая со странами ЕС могут быть улучшены только после того, как китайское правительство будет гарантировать соблюдение прав личности в КНР. Однако китайские руководители, равно как и китайская пресса, всячески обходили эту проблему, говоря о том, что разногласий между сторонами нет, и все эти разговоры о правах человека ведутся только из-за различия в политическом строе. Правительство КНР рассматривает проблему прав человека только как внутреннее дело и не считает нужным обсуждать ее с другими странами.

В начале 1990-х г. китайская сторона была заинтересована в успешном развитии отношений не только в целом с ЕС, но и с Португалией в частности, так как необходимо было решить проблему Аомынь (Макао). В силу чего китайская сторона придавала особое значение визиту Ли Пэна в Португалию. Во время переговоров с премьер-министром Португалии А. Каваку-Сильвой основное внимание было уделено конкретным аспектам передачи Аомынь под контроль КНР. Глава правительства Португалии высказал свои соображения по поводу будущей конституции этой территории, текст которой, по его мнению, не должен противоречить содержанию совместной китайско-португальской декларации по Аомыню и прежде всего в вопросе соблюдения прав человека. Руководители двух стран договорились о том, что необходимо обеспечить стабильность и возможность успешного экономического развития Аомынь вплоть до 2050 г., когда истекает срок соглашения, гарантирующего сохранение капиталистической экономической системы и политической автономии этой территории. Ли Пэн заявил о поддержке строительства аэропорта в Аомыне к 1995 г. Министры внешней торговли двух стран подписали Соглашение о взаимной защите инвестиций.

В середине 90-х годов отношения между КНР и ЕС развивались очень стремительно, и перешли на новый уровень, когда в марте 1996 г. в Бангкоке была проведена первая встреча Форума «Азия - Европа» (АСЕМ), в которой ЕС и Китай принимали активнейшее участие (о АСЕМ речь пойдет ниже).

Однако основным событием двусторонних отношений было присоединение в 1990-е гг. Гонконга к материковому Китаю в качестве административного района. Во многом благодаря заслуге видного политического деятеля КНР Дэн Сяопина, процесс присоединения Гонконга произошел безболезненно, в наиболее приемлемой форме и для китайской, и для английской сторон. Затрагивая вкратце историю вопроса, следует отметить, что о присоединении Гонконга китайская сторона говорила задолго до окончания срока аренды. Так в 60-е годы правительство КНР требовало отмены договора об аренде, называя его протекционистским и не имеющим отношения к нынешнему Китаю. За 13 лет до истечения срока аренды Гонконга вопрос об этом поднял и Дэн Сяопин. В это же время начались переговоры и консультации Дэна с английским правительством, с представителями Гонконга. Условия для Китая были крайне неблагоприятными. Единственное, что могло помочь китайским властям решить этот вопрос как можно выгоднее для материка - это договор, по истечении которого Англия должна была передать Сянган без всяких колебаний. Исходя из этого договора, КНР могла присоединить данную территорию на своих условиях, не консультируясь с Англией, и распоряжаться в ней по своему усмотрению. Однако для КНР существовало довольно много неблагоприятных условий. Так Сянган превратился в крупный промышленный центр с капиталистическим строем, он был намного развитее КНР, Англия прочно закрепилась на его территории, и не все, включая подавляющее большинство гонконгцев, хотели этого присоединения. Поэтому китайскому правительству пришлось считаться и с английской стороной, и с гонконгской. Ему предстояло выполнить весьма тяжелую задачу: найти решение, которое в первую очередь будет приемлемым для КНР, и в тоже время не будет противоречить интересам двух других сторон.

Объединение Сянгана и КНР предлагалось провести по системе «одно государство - два строя» (一国两制), которая впоследствии будет применена по отношению к Тайваню и Аомынь. «Применяя принцип «одно государство - два строя» для разрешения сянганского вопроса, мы не руководствуемся игрой чувств и не занимаемся хитроумными манипуляциями. Мы целиком исходим из реальных условий, полностью принимая во внимание прошлое Сянгана и его нынешнее состояние», - говорил Дэн Сяопин. Основные положения теории «Одно государство - два строя» можно сформулировать так:

· возобновление суверенных прав Китая в Сянгане;

· сохранение социально-экономического строя в течение 50 лет;

· управление Сянганом сянганцами;

· высокая степень автономии острова.

Таким образом, Дэн Сяопин отвергал полное присоединение Сянгана и «растворение» его в КНР, прекрасно понимая, что в противном случае, договориться с английским правительством будет намного сложнее.

Одновременно Дэн подчеркивал, что решить данную проблему необходимо только мирным путем - путем переговоров. Переговоры начались в 1982 г., когда премьер-министр Великобритании М. Тэтчер прибыла в Пекин. Они проходили в несколько «раундов» и длились несколько лет. Результатом переговоров было «Совместное заявление» Англии и Китая, в котором подтверждалось право китайского правительства на восстановление своего суверенитета в Гонконге, излагались установки сторон, полномочия стран на переходный период, а также его сроки: «Правительство Соединенного Королевства отвечает за административное управление в Сянгане, с тем, чтобы сохранять и поддерживать экономическое процветание и социальную стабильность в Сянгане, Правительство Китайской Народной Республики будет оказывать свое сотрудничество в этом отношении».

Факт присоединения Сянгана к КНР чрезвычайно важен для Китая. Этим событием заканчивается еще одна позорная страница в истории Китая, связанная с колониальным господством западных держав. Это подняло престиж Китая на мировой арене, принесло стране огромные финансовые выгоды. Сянганский капитал влился в китайскую экономику, принес ей огромные доходы и привлек иностранные инвестиции. Сянган стал связующим звеном китайской экономики с западной. Помимо этого, присоединение Сянгана важно и с психологической точки зрения, оно показывает, что новый Китай набирает силу и способен стать одним из важнейших субъектов мировой политики.

После решения Гонконгского вопроса, отношения Англии и Китая вступают в новый этап, в котором теперь больше внимания уделяется международным проблемам и поиску их решений, а также двусторонним проблемам, из которых, Гонконг не исключается, но сама проблема приобретает иную окраску. После того, как вопрос о присоединении был полностью решен, Лондон и Пекин ищут пути взаимодействия на территории Гонконга.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели основные этапы взаимоотношений Пекина как с европейскими государствами, так и с объединениями этих государств - Европейским Сообществом и Европейским Союзом на протяжении довольно длительного периода времени. Как видим, отношения претерпевали серьезные изменения: от активного экономического и политического сотрудничества до «замораживания» двусторонних контактов. Однако в середине 1990-х гг. в них наступила определенная стабильность. С 1994 г. между сторонами был установлен политический диалог, суть которого нам предстоит рассмотреть в следующей главе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.014 с.)