Основные тенденции отношений кнр и стран западной Европы (1970-е - 1980-е гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции отношений кнр и стран западной Европы (1970-е - 1980-е гг. )



 

Период 1970-х гг. следует выделить отдельно, именно в это время особенно четко проявились позиции Пекина в отношении интеграции Европейских стран и в отношении снятия напряженности в Европе.

Начало десятилетия ознаменовалось активной позицией стран Варшавского Договора для снятия напряженности на европейском континенте, выступивших в июне 1966 г. с «Декларацией об укреплении мира и безопасности в Европе». Велась активная подготовка к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству. Огромное значение для нормализации обстановки в Европе имело подписание 12 августа 1970 г. договора между СССР и ФРГ. 3 сентября 1973 г. было подписано четырехстороннее соглашение по Западному Берлину между СССР, США, Великобританией и Францией. Оно подтверждало признание существующего порядка в Европе и внесло важный вклад в дело разрядки международной напряженности. Как реагировали руководители КНР на происходившие изменения в европейском климате?

После 1972 г. во внешней политике китайского руководства Западной Европе отводилась особенная роль. Согласно созданной в Пекине геополитической схеме, капиталистические страны Европы принадлежали ко «второй промежуточной зоне» и являлись «силой в борьбе против сверхдержав». Западной Европе отводилась роль тактического союзника в борьбе против СССР и США. Цели, очередность задач, тактические средства их реализации складывались под влиянием изменений в европейской ситуации, в первую очередь процессов ослабления международной напряженности и усиления экономической интеграции западноевропейских стран.

Учитывая новую обстановку в Европе, Китай направил усилия на скорейшую нормализацию отношений с капиталистическими странами Европы. В 1970 г. Италия, в 1971 г. Австрия, Бельгия, Исландия, Сан-Марино, в 1972 г. ФРГ, Греция, Мальта и Люксембург, а в 1973 г. Испания - признали КНР. Если с 1954 г. отношения КНР с Англией и Голландией поддерживались на уровне временных поверенных в делах (не находились на достаточно высоком уровне), то с 1972 г. Англия и Голландия повысили уровень дипломатических отношений с Китаем до чрезвычайных и полномочных послов. В итоге к началу 1970-х гг. КНР обменялась послами с 12 странами региона, в то время как в 1950-х гг. - с пятью (Швеция, Швейцария, Финляндия, Норвегия, Дания), а в 1960-х гг. с одной лишь Францией. Кампания по дипломатическому признанию Китая к середине 1970-х гг. была практически завершена. В Западной Европе лишь Португалия, Ирландия и Ватикан не имели дипломатических отношений с КНР.

Параллельно с дипломатическим признанием расширились политические контакты КНР с западноевропейскими странами. Усиливая политические связи со странами Западной Европы, пекинское руководство с самого начала заняло отрицательную позицию в отношении вопросов создания системы коллективной безопасности и разрядки напряженности в Европе. Оно полностью отступило от прежней политики поддержки идеи коллективной безопасности, высказанной ранее премьером Государственного совета Чжоу Эньлаем в 1959 г. Китайская печать на предложение СССР о создании европейской безопасности откликнулась резкими заявлениями о том, что это приведет к «контрреволюционному священному союзу, который будет действовать для подавления революционного движения в Европе». Такую же реакцию вызвало предложение СССР о проведении общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Подоплека такой реакции была очевидна, пекинское руководство стремилось вызвать у западноевропейских стран недоверие к акциям СССР.

Однако успешное завершение многосторонних консультаций в Хельсинки 8 июня 1973 г. и улучшение политического климата в Европе поставили под удар политику пекинского правительства о непримиримости противоречий между двумя сверхдержавами (СССР и США) и остальными странами. Особое беспокойство у китайских руководителей вызвало то обстоятельство, что успешное решение или даже подход к решению проблемы обеспечения коллективной безопасности в Европе мог усилить движение в пользу создания системы коллективной безопасности в Азии.

В этих условиях накануне общеевропейского совещания в начале июля 1973 г. Пекин предпринял попытку повлиять на позицию западноевропейских стран в вопросе о продолжении переговоров по проблемам обеспечения безопасности на континенте. С этой целью в Западную Европу был направлен министр иностранных дел КНР Цзи Пэнфэй, который в процессе переговоров в Англии и Франции призвал западноевропейские страны к «бдительности», подчеркнув «иллюзорность» разрядки напряженности в Европе.

Стремясь воспрепятствовать процессу разрядки напряженности, китайские лидеры предпринимали попытки подогреть интерес к территориальным проблемам послевоенной Европы. Еще в 1964 г. Мао Цзэдун заявил о необходимости пересмотра границ в Европе. Китай занял отрицательную позицию в отношении договоров ФРГ с СССР, ПНР, ГДР и ЧССР, а также - четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

Позиция Пекина по проблемам безопасности и разоружения в Европе, полностью отвечала интересам ФРГ. Лидер западногерманских реваншистов Ф.И. Штраус еще в 1968 г. откровенно заявил, что «частично и временно наши и китайские интересы совпали по многим важным мировым проблемам». Антисоветизм канцлера ФРГ К. Аденауэра и его последователей, проводивших откровенно антисоветскую политику, импонировал Пекину, и правительство КНР было не прочь нормализовать отношения с ФРГ. Однако официальный Бонн, внимая советам из-за океана, не спешил с признанием КНР. Лишь после 1969 г., когда китайской стороной были вызваны провокации на советско-китайской границе, были окончательно устранены противоречия между сторонами. В 1972 г. в Пекин был направлен один из активных деятелей ХДС - Г. Шредер. Приглашение в Пекин именно его, а также прием, оказанный ему Чжоу Эньлаем и другими китайскими руководителями, показали, на какие силы ориентируется правительство в своей политике по отношению к ФРГ.

Однако Пекин стремился как можно скорее установить дипломатические отношения с ФРГ. В 1972 г. он отказался от практики выжидания и даже отверг предложение Бонна растянуть процедуру нормализации отношений на три этапа (учреждение торговых представительств, наделение их консульскими правами, обмен послами). Напротив, он стал настаивать на том, чтобы сразу перейти к третьему этапу. 11 октября 1972 г. министры иностранных дел КНР и ФРГ подписали в Пекине коммюнике об установлении дипломатических отношений между двумя странами. Решение этого вопроса облегчалось тем, что в данном случае не возникло препятствий в связи с Тайванем, так как ФРГ не имела с ним официальных отношений.

Сразу же после «культурной революции» началось дальнейшее расширение торгово-экономических связей КНР со странами Западной Европы. Так после того, как политика правительства Мао в годы «культурной революции» чуть не привела к разрыву дипломатический отношений с Англией, с конца 60-х гг. стало наблюдаться заметное оживление торговых и экономических связей между странами. Помимо этого Пекин настойчиво стремился к достижению взаимопонимания с Лондоном также по внешнеполитической линии. Провозглашенное Англией в 1967 г. намерение через три года вывести свои войска из Сингапура и Малайзии отвечало интересам Пекина и вызвало одобрение с его стороны, так как таким образом влияние Англии в регионе будет слабеть, что откроет новые возможности для КНР упрочнить свои позиции в Юго-Восточной Азии. Однако, пришедшие в июне 1970 г. к власти консерваторы заявили, что они не будут сокращать английское военное присутствие в Юго-Восточной Азии. Однако такой отход консерваторов от программы лейбористского правительства не осложнил отношения между двумя государствами, наоборот, они получили все большее развитие.

Усилившиеся в это время связи Пекина с Лондоном свидетельствуют о том, что в политике английских консерваторов лидеры КНР усматривали целый ряд аспектов, которые могут быть использованы для сдерживания процесса разрядки напряженности в Европе. После установления дипломатических отношений между странами на уровне послов в 1972 г. Пекин начал переговоры с правительством тори по самому широкому кругу европейских и мировых проблем. Один за другим в китайской столице побывали парламентский заместитель министра иностранных дел А. Ройл и министр иностранных дел А. Дуглас-Хьюм. По инициативе китайской стороны, в ноябре 1972 г. нанес визит в Лондон заместитель министра иностранных дел КНР Цяо Гуаньхуа. Наконец, в июне 1973 г. свой первый визит в Западную Европу начал с Лондона министр иностранных дел КНР (Цзи Пэнфэй).

В ходе переговоров китайская сторона поддерживала особый курс правительства консерваторов по отношению к СССР, выражающийся в стремлении вести с ним переговоры с «позиции силы». Также среди политиков КНР нашел отклик скептицизм английского руководства в отношении совещания по обеспечению безопасности и сокращению вооруженных сил в Европе. Начиная свой первый визит в Западную Европу с Англии, китайский министр иностранных дел дал ясно понять, что английские консерваторы рассматриваются Пекином в качестве главного европейского партнера.

Британское правительство со своей стороны призывало Западную Европу использовать китайский фактор в отношениях с СССР. При этом интерес к контактам с Пекином подогревался желанием сохранить колонию Сянгана и влияние в Юго-Восточной Азии.

Однако Пекин не удовлетворяла только поддержка со стороны ФРГ и Англии. Руководители КНР стремились укреплять свои отношения и с Францией. Китайский посол во Франции Хуан Чжэнь на IX съезде КПК был введен в состав ЦК партии. Его первого из всех послов КНР вновь направили к месту работы после «культурной революции».

В 1970-1971 гг. между двумя странами состоялся обмен визитами делегаций на правительственном уровне, которым и в Пекине и в Париже уделялось большое внимание. В ходе проходивших встреч с обеих сторон выражалось желание расширять экономические, научно-технические и культурные связи. В июле 1971 г. состоялся визит в КНР первой французской парламентской делегации, возглавляемой председателем комиссии по вопросам культуры, семьи и социальных дел А. Пейрефитом.. Во время этой встречи Чжоу Эньлай заявил, что китайская сторона готова послать во Францию все больше закупочных миссий и приглашать на ярмарку в Гуанчжоу все больше французов. Также Чжоу Эньлай отметил, что по сравнению с такими странами как Италия, ФРГ, Великобритания, Голландия, Австрия, китайская сторона «сможет отдать предпочтение Франции, когда зайдет речь о покупке аналогичных товаров». С 28 сентября по 11 октября 1971 г. Францию с ответным визитом посетила китайская правительственная делегация во главе с министром внешней торговли Бай Сянго.

Развитие политических контактов сопровождалось активизацией китайско-французского экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В мае 1969 г. в Пекине была проведена выставка французских станков и строительных машин - эта была первая иностранная выставка, организованная КНР после «культурной революции». Франция стала также первой страной, с которой КНР возобновила в 1969 г. обмен студентами и преподавателями. В 1971 г. КНР участвовала в ряде международных выставок, прошедших во Франции. Китайско-французская торговля достигла в 1971 г. наивысшего уровня по сравнению со всеми предшествовавшими годами, составив 183 млн. долл. Китай являлся вторым в Азии по объему товарооборота торговым партнером Франции после Японии. В свою очередь Франция заняла пятое место во внешней торговле КНР. Китай активно стремится перенять экономический, научно-технический опыт у западных стран. Так, например, в 1972 г. во Францию на учебу была направлена китайская делегация в составе около ста экономистов и технических специалистов. В том же году специальные китайские делегации изучали во Франции постановку дела телевидения, организацию работы аэровокзалов и метро.

Помимо укрепления и расширения двусторонних отношения с Англией, ФРГ и Францией, в описываемый период правительство КНР активно стремилось к налаживанию отношений с такими европейскими странами как Италия и Австрия. В Италии уже через месяц установления дипломатических отношений с КНР была открыта новая итало-китайская торговая палата. Торговые отношения двух стран развивались в этот период очень интенсивно. Определенные расчеты на укрепление своего влияния в Западной Европе Пекин связывал с Австрией как с нейтральной страной, расположенной в центре континента. Австрийские деловые круги в свою очередь рассчитывали, что признание КНР откроет им доступ на китайский рынок.

Еще одной составляющей в отношениях КНР и стран Западной Европы стал подход к «Общему рынку». В экономической интеграции стран Европы Пекин усматривал альтернативу общеевропейскому экономическому сотрудничеству. В целом пекинская печать представляла «Общий рынок» как «объединение западноевропейских стран в «борьбе против гегемонии двух сверхдержав». Следовательно, особое значение Пекин придавал расширению торгово-экономических отношений со странами - членами «Общего рынка». Товарооборот КНР с этими странами превысил в 1973 г. 1,4 млрд. долл. Однако Пекин далеко не сразу начал поддерживать экономическую интеграцию Европы. Этот процесс имел несколько этапов. Хотя в 1968 - 1970 гг. Пекин уже расценивал Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) как организацию, имеющую самостоятельные политические тенденции, маоистские лидеры по-прежнему выступали с нападками на ЕЭС. В 1971 г. обозначилась новая линия. Пекин пытался сыграть на противоречиях между ЕЭС и США. В 1972 г. началась третья стадия. Если раньше пекинским руководством ЕЭС изображалась как зависимое от США, то теперь ему стала приписываться самостоятельная экономическая и политическая роль наряду со сверхдержавами. С октября 1972 г. Пекин начал активно намекать на то, что США, как одна из сверхдержав, могли бы сыграть положительную роль в укреплении западноевропейского единства.

Таким образом, правительство КНР становилось все более ревностным поборником европейского единства. Согласно Чжоу Эньлаю, одна из целей китайской дипломатии на 1973 г. состоит в том, чтобы способствовать созданию единой в политическом, военном и экономическом отношениях Европы, которая может существовать в качестве третьей силы между Россией и США. Первым этапом на пути к европейской интеграции Пекин видел создание общего европейского рынка.

Западные страны понимали причины такой поддержки ЕЭС со стороны КНР. Как информировала британская газета «Financial Times» 2 ноября 1972 г. о переговорах А. Дугласа-Хьюма с китайскими лидерами, у английского министра иностранных дел «создалось впечатление, что Китай решительно поддерживает расширение ЕЭС в качестве противовеса Советскому Союзу». Причем доминировал именно антисоветский фактор, так как, по мнению правящих кругов КНР, США, - это «бумажный тигр, который уже давно проткнут насквозь народами мира и сброшен со своей вершины». В свете таких «теоретических» установок Пекин не только перестает рассматривать ЕЭС как противовес США, но начал ратовать за американское военное присутствие в Западной Европе. В июле 1972 г. Премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай высказал эту мысль в беседе с американскими конгрессменами Х. Боггсом и Д. Фордом. В 1973 г. западная пресса писала о проамериканской направленности европейской политики Пекина уже как об общеизвестном факте. 15 января 1973 г. пекинский корреспондент газеты «Times» Д. Бонавия, отмечая усилия китайского руководства добиться «новой расстановки сил в мире» и его стремление «видеть Западную Европу объединенной в политическом, стратегическом и экономическом плане».

Немаловажное значение придавали в Пекине и торгово-экономическим связям с ЕЭС. В 1970-1971 гг. ЕЭС было третьим по величине торговым партнером Китая. На него приходилась одна седьмая часть торговли КНР. В 1972 г. Западная Европа переместилась на второе место после Японии во внешней торговле Китая. В 1972 - 1973 гг. Пекин активно добивался открытия своего дипломатического представительства при ЕЭС.

В мае 1975 г., после визита в Пекин заместителя председателя ЕЭС К. Соамса, были установлены дипломатические отношения с ЕЭС. Как говорили китайские руководители, «Китай надеется установить с ЕЭС дружеские и крепкие торговые, промышленные партнерские отношения». Начиная с этого времени, отношения КНР со странами Западной Европы приобрели специфический характер. Теперь правительство Китая развивало двусторонние отношения с ЕЭС, которое являлось объединением европейских государств и многосторонние отношения с каждым европейским государством в отдельности. Причем, после создания ЕЭС, европейские государства также должны были подстраиваться и под общие интересы в рамках ЕЭС, а не руководствоваться только интересами своего отдельного государства. Однако ЕЭС и каждому отдельному государству было выгодно развивать экономические, торговые отношения с Пекином. В конце 1970-х годов состоялось подписание множества экономических соглашений между ЕЭС и КНР. Например, 3 апреля 1978 г. в Брюсселе между ЕЭС и КНР было подписано двустороннее торговое соглашение, в рамках которого проводились всевозможные консультации по вопросам стимулирования развития китайской экономики, сельскохозяйственной сферы.

Особой заботой Пекина стало укрепление вооруженных сил самих западноевропейских стран, прежде всего наращивание военной мощи НАТО. Сообщая о состоявшейся 7 и 8 декабря 1972 г. зимней сессии совета НАТО, «Синьхуа» с одобрением информировало о том, что военные расходы «еврогруппы» НАТО увеличатся в 1973 г. на 1,5 млрд. долл,. и что на сессии был сделан упор на дальнейшее усиление Североатлантического блока.

Пекин вовсе не стремился к снятию напряженности на европейском континенте. Так Китайская пропаганда развернула идею о том, что над Западной Европой нависла «советская угроза». Характеризуя основные моменты европейской политики Пекина, газета «Фигаро» в феврале 1973 г. писала, что эта политика является антисоветской и что она «действует в двух совершенно четких направлениях: 1. Китай не хочет разрядки напряженности в Европе. 2. Китай не скрывает своей симпатии в ЕЭС и в то же время выступает с нападками на СЭВ». Аналогичные выводы высказывала английская печать в связи с визитом в КНР в 1972 г. министра иностранных дел А. Дугласа-Хьюма. Так «Daily telegraph» отмечала, что переговоры между Востоком и Западом по вопросам разрядки напряженности «вызвали явную озабоченность китайцев. Пекин предпочитает, чтобы Западная Европа постоянно наращивала свою мощь».

Также, с целью дестабилизации в европейском регионе, китайские лидеры выдвигали тезисы, направленные против нерушимости и прикосновенности границ, сложившихся в Европе в итоге второй мировой войны. Впервые Мао Цзэдун высказался против границы по Одеру-Нейсе и призвал к ее пересмотру еще в 1964 г.

Тем не менее, все эти действия не могли значительно повлиять на процессы снятия напряженности в европейском регионе, так как мнение и интересы Китая учитывались европейскими странами в последнюю очередь. Усилия китайского правительства не встретили широкой поддержки со стороны правящих кругов европейских стран.

В конце 70-х гг. политический диалог между ЕЭС и КНР развивался особенно стремительно. 6 мая 1975 г. были установлены официальные дипломатические отношения между КНР и ЕЭС. С этого периода началось признание КНР уже не отдельными странами Западной Европы, но и целыми объединениями этих стран. 1 ноября 1983 г. КНР установила официальные отношения с Европейским Обществом Угля и Стали, Европейским Объединением атомной энергетики. Между сторонами заключались различные договоры по экономическому сотрудничеству, проводились встречи и консультации на высшем уровне. В январе 1979 года Китай с официальным визитом посетил первый председатель Европейского парламента Э. Коломбо. В этот период были заключены новые торговые договоры по экономическому и торговому сотрудничеству.

Первая половина 1980-х гг. проходила под эгидой экономического и торгового сотрудничества КНР с Западными странами. В 1985 г. между ЕС и КНР было заключено торговое и экономическое соглашение, в котором были заложены основные принципы сотрудничества в этих областях. КНР и европейские государства обменивались делегациями, ежегодно проходили двусторонние бизнес-встречи. В первой половине 1980-х гг., продолжался начатый в предшествующие годы широкий диалог между КНР и странами Западной Европы по вопросам политики и экономики. В январе 1985 г состоялся визит министра иностранных дел Цянь Цичэня во Францию и ФРГ. Переговоры Цянь Цичэня с руководителями этих двух стран касались широкого круга международных проблем. Во время бесед в Париже с президентом Ф. Миттераном, премьер-министром М. Рокаром и министром иностранных дел Р. Дюма была всесторонне обсуждена ситуация в Камбодже. В связи с подготовкой Парижской конференции по Камбодже стороны выразили заинтересованность в поисках путей политического урегулирования камбоджийской проблемы, высказывались в пользу координации позиции КНР и Франции на предстоящей конференции. На встрече были также обсуждены проблемы двусторонних отношений. В целях расширения торгово-экономических и культурных связей между двумя странами Р. Дюма предложил создать в Пекине Дом Франции. В ходе визита была стороны пришли к договоренности об открытии новых генеральных консульств на территории двух стран.

В рамках взаимодействия Китая с ЕЭС были предприняты усилия по стимулированию торгово-экономического сотрудничества. Необходимость таких усилий была вызвана целым рядом причин. Меры китайского руководства, направленные на сокращение внешней задолженности и против «перегрева» экономики, вызвали у западноевропейских предпринимателей обеспокоенность в отношении перспектив экспорта в Китай своей продукции. Трудности экономической реформы сужали китайский внутренний рынок, что затрудняло сбыт продукции совместных предприятий. Для нейтрализации этих негативных тенденций стороны предприняли шаги, призванные дать импульс увеличению прямых западноевропейских инвестиций в экономику КНР. Со своей стороны, Китай стремился добиться определенных таможенных льгот и преимуществ в преддверии перехода ЕЭС к «единому рынку». В марте Пекине проводился традиционный симпозиум ЕЭС - КНР, на котором присутствовало более 600 правительственных официальных лиц, представители юридических и торгово-промышленных кругов стран-членов ЕЭС и КНР. Симпозиум был посвящен насущной проблеме правового обеспечения инвестиций и внешнеэкономических связей. Член Госсовета КНР Ван Фан призвал предпринимателей сообщества быть более смелыми в инвестировании капиталов в Китай.

В этот же период была завершено возведение объектов по переработке молочных продуктов в рамках соглашения о предоставлении Китаю «общим рынком» безвозмездной помощи в развитии молочной промышленности, заключенного в марте 1988 г. Роль стимулятора торгово-экономического сотрудничества играли и достигнутые ранее договоренности о сотрудничестве в военно-промышленной области с Италией и Францией. Западноевропейские государства продолжали оказывать финансовую помощь Китаю в деле модернизации ряда отраслей промышленности, транспорта и в подготовке технических и управленческих кадров. Так, во время визита министра иностранных дел Цянь Цичэня в ФРГ в Бонне было подписано соглашение о предоставление Китаю кредита в 460 млн. марок для строительства метро в Шанхае. Соглашение о кредитах на сумму 830 млн. фр. для финансирования строительства электростанции в провинции Гуандун и шанхайского метро было подписано в апреле 1989 г. с Францией. Успешно велась работа над реализацией совместного китайско-западногерманского проекта создания нового пассажирского самолета для местных авиалиний. Значительные усилия по стимулированию двусторонней торговли предпринимала Великобритания. В конце 1980-х годов «группа 48» английских компаний, которая была пионером торговли с Китаем в послевоенный период, разработала широкую программу экономического сотрудничества с шестью юго-восточными провинциями КНР. Целью программы являлось поставить под совместный контроль с прибрежными провинциями и стимулировать ее с помощью специалистов на основе регулярных консультаций. В рамках этой программы предполагалось заключить торговое соглашение с Китаем на сумму более 3 млрд. ф. ст. сроком на шесть лет. Соглашение было призвано сбалансировать импорт и экспорт, способствовать модернизации китайской промышленности.

Однако в конце 1980-х гг. отношения Китая со странами Западной Европы стали сложными и напряженными. Поводом к охлаждению отношений привели июньские события 1989 г. в Китае, когда по приказу китайского правительства была расстреляна мирная демонстрация студентов. Этот инцидент вызвал резкую реакцию стран Западной Европы, выявил пределы взаимопонимания между КНР и европейскими государствами, что продемонстрировало явное противоречие между взаимной заинтересованностью в экономическом сотрудничестве и коренным различием в подходах к фундаментальным идеологическим и моральным ценностям. Созданная в течение 1970-80-х гг. инфраструктура политического и экономического сотрудничества, которая обеспечивала стабильное, последовательное развитие взаимодействия Китая с государствами Западной Европы, как по вопросам двусторонних отношений, так и по глобальным проблемам, подвергалась серьезнейшему испытанию на прочность. Обострение отношений Китая с большинством европейских стран в июне 1989 г., вызванное реакцией этих стран на внутриполитический кризис в КНР, тяжело сказалось на всем ходе торгово-экономического, валютно-финансового сотрудничества, а также политического диалога.

Однако причины такого резкого охлаждения складывались еще до инцидента на Тяньаньмэнь.

Напряженность в политических отношениях Китая с западноевропейскими странами начала возрастать раньше в связи с событиями в Тибете. В Лхасе в конце 1980-х гг. после жестокого подавления волнений было введено военное положение. Действия китайских властей против выступающих за свободу жителей Тибета привлекли внимание западноевропейских стран, это широко обсуждалось в прессе и парламентах западноевропейских государств. 16 марта 1989 г. Европейский парламент принял резолюцию «О нарушении прав человека в Тибете», в которой потребовал отмены военного положения в Тибете. Китайская сторона заявила официальный протест, расценив данный демарш как грубое вмешательство во внутренние дела Китая. Тем не менее, в Бонне по инициативе депутатов Бундестага от партии «зеленых», при поддержке СДПГ состоялись «слушания по Тибету». В них приняли участие парламентарии США, Великобритании, Индии, Швейцарии, Италии, а также представители «тибетского правительства в эмиграции». В это же время в Страсбурге, по приглашению генерального секретаря Совета Европы для участия в коллоквиуме по правам человека, находился далай-лама. В ответ на протест китайского правительства по этому поводу министр иностранных дел Франции Р. Дюма подтвердил, что далай-лама во время пребывания во Франции встретился с рядом неправительственных организаций, однако во всех случаях он выступал только как частное лицо. Также Р. Дюма подтвердил, что Франция считает ТАР (Тибетский Автономный Регион) неотъемлемой частью Китая, высказал предложение о необходимости установления диалога между Пекином и Лхасой. Однако проблема прав человека в Тибете до сих пор не нашла своего решения, и европейские страны по-прежнему обеспокоены ситуацией вокруг этой проблемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.018 с.)