Глава I . Эволюция взаимоотношений стран западной Европы и кнр 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I . Эволюция взаимоотношений стран западной Европы и кнр



При анализе современного состояния отношений КНР и ЕС одним из основных аспектов является изучение их истории. Однако в работе не представляется возможным проанализировать историю отношений Европы и Китая, начиная с моментов первых контактов европейцев и китайцев. В данном исследовании рассматривается история двусторонних отношений, начиная с 1949 г. Для лучшего понимания современных взаимоотношений между ЕС и КНР, следует проанализировать развитие отношений, начиная с момента образования КНР, так как в 1949 г. внешнеполитическая стратегия Китая полностью меняется, что естественно, поскольку произошла смена политического строя. Именно взаимоотношения стран Европы и КНР в этот период заложили основу современным политическим и экономическим отношениям.

В российской историографии более внимание уделяется двусторонним отношениям предшествующих периодов. Рассмотрим их поэтапно и подробно.

Начиная с момента образования КНР, отношения европейских государств и Китая прошли несколько этапов.

Первый - с 1949 по 1957 гг. Правительством КНР был взят курс на социалистическое развитие страны, на сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами Европы. Отношения на этом этапе развивались очень медленно. Европа не видела в слабом, молодом государстве равноправного политического партнера и не была особо заинтересована в строительстве политического диалога с коммунистическим Китаем, особенно в условиях холодной войны. Европейские страны видели только экономические выгоды, которые могло им принести сотрудничество с Китаем. В этот период Западные страны признают КНР как независимое государство, развиваются торговые отношения. Однако из-за войны в Корее отношения со многими Западными странами резко ухудшаются.

Второй этап - с 1958 по 1963 гг. Происходит изменение политического курса Пекина. Начинается период охлаждения отношений с СССР, что приводит к активизации контактов с западными странами, в частности, к значительному оживлению торговли и притоку иностранных инвестиций в китайскую экономику.

Третий этап - с 1963 по 1975 гг. Окончательный разрыв с КПСС, пересмотр внешнеполитической программы и дальнейшее ухудшение отношений с социалистическими странами. Однако вследствие «Культурной революции» отношения с некоторыми западноевропейскими государствами переживали не лучший период.

С 1975 по 1989 гг. - новый этап в отношениях европейских государств и КНР. Были установлены дипломатические отношения между КНР и Европейским Сообществом, и теперь КНР ведет внешнюю политику не только с отдельными европейскими государствами, но и с Европейским Сообществом в целом.

Пятый этап начинается в 1989 г., после инцидента на площади Тяньаньмэнь. Отношения между странами Европейского Сообщества и КНР резко ухудшаются.

Наконец, после преобразования Европейского Сообщества в Европейский Союз в 1992 г. двусторонние отношения вступают в современный этап.

§ 1. Отношения КНР с Великобританией, Францией, ФРГ (1949 − 1960-е гг.)

 

После победы КПК и провозглашения КНР (1.10.1949 г.), руководство страны взяло курс на сближение с социалистическими странами, особенно с СССР. Мао Цзэдун говорил: «В международном отношении мы принадлежим к антиимпериалистическому фронту, возглавляемому Советским Союзом, и мы должны надеяться на подлинную дружественную помощь этого фронта, а не империалистического». Однако для молодого, только что созданного государства, не менее важным было признание его как самостоятельного государства наравне с другими странами на мировой политической арене и, в частности, признание КНР западноевропейскими демократическими странами.

Обратимся к отношениям КНР и Великобритании. Вскоре после провозглашения КНР премьер-министр Китая Чжоу Эньлай в беседе с послом Великобритании в Гонконге Майклом Линдсеем высказал официальную точку зрения китайского правительства в отношении капиталистических стран: «Мы хотим дружественных отношений не только с Россией и новыми демократическими государствами в Европе, но также и с демократическими капиталистическими странами». Также китайские власти обозначили свою позицию по поводу английской колонии на территории Китая - Гонконгу (Сянган) и заверили, что не собираются нападать на неё. 18 октября 1949 г. бывший английский посол в Нанкине Р. Стивенсон выехал из Китая в Лондон для консультаций. В ноябре в Малайе состоялась конференция британских колониальных и дипломатических представителей на Дальнем Востоке. В конференции, проходившей под председательством М. Макдональда, генерального комиссара Великобритании в Юго-Восточной Азии, участвовали Р. Стивенсон и губернаторы Гонконга и Сингапура. Конференция обсудила вопрос об отношении к КНР и рекомендовала быстрое признание коммунистического правительства. Значительное давление на Великобританию в этом плане оказывали промышленные круги, обеспокоенные судьбой своих капиталовложений в Китае.

К началу 1949 г. в Китае в общей сложности насчитывалось около 400 английских промышленных и торговых компаний, из которых большая часть (около 280) была сконцентрирована в Шанхае. Там же находились и четыре крупных банка, принадлежавших английскому капиталу. Для Великобритании особое значение имела судьба Гонконга (Сянгана). По некоторым оценкам, стоимость английского капитала, вложенного в Китай, составляла к моменту образования КНР около 300 млн. ф. ст.

января 1950 г. английский генеральный консул в Пекине Б. Грэкхэм вручил министру иностранных дел КНР Чжоу Эньлаю ноту, в которой говорилось, что правительство Великобритании, принимая во внимание то, что правительство КНР осуществляет эффективный контроль над большей частью территории Китая, признало это правительство Китая де-юре. Вследствие этого, правительство Его Величества, в ответ на заявление Председателя Мао Цзэдуна от 1 октября 1949 г., готово было установить дипломатические отношения на основе равноправия, взаимной выгоды и взаимного уважения территории и суверенитета и обменяться дипломатическими представителями. Временным поверенным Великобритании в КНР был назначен Дж. С. Хатчисон.

В ответ на английскую ноту, 9 января 1950 г. правительство КНР заявило, что согласно установить дипломатические отношения с Англией. Однако даже после признания КНР, Великобритания далеко не всегда поддерживала эту страну на мировой политической арене. Так, 10 января 1950 г., во время голосования в ООН по вопросу восстановления законных прав Китая в этой организации, английский представитель выступил против предложения СССР об исключении из Совета Безопасности тайваньского делегата, аргументируя это тем, что КНР еще не признана большинством членов ООН. Подобная позиция Великобритания вызвала возмущение в КНР. Правительство Великобритании также не хотело разрывать все отношения с режимом Чан Кайши и продолжало сохранять свое консульство на Тайване (г. Гаосюн). Английские колониальные власти, кроме того, задерживали пассажирские самолеты в Сянгане, принадлежавшие КНР.

мая 1950 г. правительство КНР направило Англии ноту, в которой просило дать объяснения по всем этим спорным вопросам. В ней высказывалось возмущение действиями английских властей на территории Сянгана, которые ограничили въезд в колонию с материка. 24 мая последовало заявление министерства иностранных дел КНР, в котором говорилось о «несоответствии между заверениями британского правительства и его действиями». Однако британская сторона выступила с заявлением о том, что правительство Чан Кайши является законным, так как обладает контролем над данной территорией. Такая позиция осложнила переговоры английского правительства с китайским. Еще более напряженными они стали после войны в Корее в 1950 г.

Китайско-английские переговоры зашли в тупик, а отношения все ухудшались. В июле, августе и ноябре 1952 г. власти КНР реквизировали практически все имущество английских компаний в Китае. Внешняя торговля также не развивалась. Только 12 апреля 1952 г. на состоявшемся в Москве неправительственном экономическом совещании было подписано первое соглашение о торговле между КНР и Великобританией. В июне 1953 г. в Пекине было подписано еще одно торговое соглашение между китайской экспортно-импортной компанией и шестнадцатью членами торговой делегации, посетившей КНР.

Летом 1952 г. правительство Великобритании объявило о своем решении ввести «систему исключения» из списка товаров, ранее запрещенных Китайским комитетом НАТО на ввоз в КНР. Однако наиболее сильный удар политике эмбарго на торговлю с Китаем был нанесен в 1957 г.

мая 1957 г. министр иностранных дел Великобритании Д. Ллойд заявил в палате общин о решении правительства отказаться от дополнительных ограничений на торговлю с КНР. В тот же день МИД Англии опубликовало разъяснение, в котором говорилось, что решение о снятии дополнительных ограничений вступает в силу с 5 июня 1957 г. 4 июня от имени организаций английских промышленников, заинтересованных в торговле с Китаем, правительству КНР была направлена телеграмма, в которой выражалось согласие послать в Китай английскую торговую делегацию в обмен на делегацию китайских торговых работников, направляемую в Англию.

Снятие дополнительных ограничений на торговлю способствовало резкому увеличению товарооборота между Китаем и Великобританией, особенно за счет импорта товаров Китая. В 1958 г. импорт из Великобритании достиг 76 млн. долл. (по сравнению с 34 млн. долл. в 1957 г., т.е. увеличился в два раза).

В период обострения военно-политической обстановки на Дальнем Востоке в 1958 г. отношения между КНР и Великобританией ухудшились. Китайская пресса во время тайваньского кризиса стала помещать на своих страницах антианглийские статьи, написанные в резком критическом духе. Отмечалось, что Англия, признавшая Китай, не делает попыток признать права китайских властей на прибрежные острова. Чжоу Эньлай на заседании Всекитайского собрания народных представителей в феврале 1958 г. говорил о том, что «если Англия не изменит свою двойственную политику по отношению к Китаю, китайско-английские отношения будут неизбежно ухудшаться». После того, как Великобритания послала свои войска в Иорданию, китайское правительство направило английскому правительству резкую ноту. 16 июня 1958 г. почти 2 млн. человек участвовали в демонстрации около английского посольства в Пекине.

Однако по мере того, как в политике КНР усилились антисоветские тенденции, в правящих кругах Великобритании появилось стремление к урегулированию англо-китайских отношений. В 1960 г. в английской печати появились призывы к улучшению отношений с КНР, и указывалась даже возможность приглашения Мао Цзэдуна посетить Великобританию. В мае 1960 г. состоялся визит в КНР английского фельдмаршала Б. Монтгомери. Во время визита китайская сторона изложила свою точку зрения на развитие китайско-английских отношений и отметила, в частности, что единственным препятствием на пути развития двусторонних отношений служит позиция Англии в ООН. Монтгомери пообещал поставить в известность свое правительство о таком мнении китайского руководства.

Начиная с 1961 года, английская сторона несколько видоизменила свою позицию: англичане перестали возражать против допуска КНР в ООН, но присоединились к требованию США включить этот вопрос в категорию «важных» (т.е. для решения которого требуется большинство в 2/3 голосов членов ООН). В конце 1950-х и начале 1960-х гг. получили развитие и китайско-английские торговые отношения. 6 февраля 1961 г. английские фирмы подтвердили свое согласие на поставку в Китай тракторов. Китай зафрахтовал около 40 судов в Великобритании для перевозки канадского и австралийского зерна. 29 сентября 1961 г. начались переговоры о размещении в Англии контракта на сумму 10 млн. ф. ст. на поставку английских самолетов для эксплуатации на гражданских авиалиниях в Китае. Китай, в свою очередь, поставил Англии примерно 50-55 млн. унций серебра и 1 т. золота.

К середине 1960-х гг. отношения КНР с Англией развивались без особых трений. Росли культурные и торговые связи. В ноябре 1963 г. было подписано соглашение об обмене телевизионными фильмами, постоянно увеличивался объем торговли между странами. Так экспорт КНР в Англию возрос с 51,8 млн. долл. в 1963 г. до 94,6 млн. долл. в 1966 г. импорт КНР из Англии с 37,4 млн. долл. в 1963 г. возрос до 184,2 млн. долл. в 1966 г.

Вместе с тем прежняя политика Великобритании в ООН, по мнению Пекина, направленная на то, чтобы считать вопрос о допуске КНР в ООН важным, препятствовала установлению более прочных дипломатических отношений.

Отношения КНР с Великобританией во второй половине 1960-х годов испытали на себе негативное воздействие «культурной революции» в большей степени, нежели отношения Китая с любой другой европейской страной. Особенно они осложнились из-за ситуации вокруг Сянгана. С началом «культурной революции» Сянган приобрел для пекинского руководства важное политическое значение как центр пропагандистской деятельности, из-за чего на Сянгане часто проходили демонстрации рабочих с требованиями покончить с «колониальным гнетом». Однако правительство КНР, деятельность которого и являлось причиной этих выступлений, официально не поддерживало эти демонстрации. Оно пыталось воспользоваться этими выступлениями, чтобы получить больший доступ в дела колонии.

Выступления рабочих Сянгана достигли кульминации, и в июне-июле 1967 г дело дошло до столкновения с колониальной полицией. Было убито несколько восставших и 6 английских полицейских. В ответ на это английские власти предприняли ряд чрезвычайных мер для подавления мятежников и подстрекателей мятежа. Были арестованы некоторые сотрудники агентства «Синьхуа», многие пропекински настроенные журналисты, закрыты три газеты на китайском языке. В ответ на это 21 июля был избит и посажен под домашний арест корреспондент агентства «Рейтер» в Пекине Э. Грей, а 20 августа МИД КНР в ультимативной форму потребовало от английского правительства в течение 48 часов отменить распоряжения гонконгских властей, освободить 53 журналиста, в число которых входили журналисты КНР, и возобновить издание трех газет на китайском языке. Британский представитель в Пекине не принял ноту - как составленную в оскорбительном тоне. Правительство Великобритании проигнорировало пекинский ультиматум.

Руководство КПК попало в весьма щекотливое положение. С одной стороны, оно должно было что-то предпринять в соответствии с предъявленным ультиматумом, чтобы не уронить свой авторитет в глазах сторонников, с другой - правительство боялось предпринимать какие-то действия против колониальных властей Сянгана, осознавая его огромную роль в финансировании торговли КНР со странами Запада. Сянган удовлетворял больше чем на половину потребности КНР в иностранной валюте. Китайское руководство не нашло лучшего выхода из июньских событий 1967 г., как инсценировать «гнев китайского народа» и разгромить здание английской миссии в Пекине.  Десять тысяч демонстрантов напали на английского поверенного Дональда Хопсона, подожгли здание миссии и рядом стоящие машины.

Правительство Великобритании заявило протест и 21 августа 1967 г. ввело ограничения для сотрудников китайской миссии в Лондоне и граждан КНР. В ответ на это китайские дипломаты инспирировали рукопашную схватку с лондонской полицией, а 12 сентября шанхайский «ревком» конфисковал имущество английского консула в Шанхае. Английское правительство стало обсуждать вопрос об отзыве своих дипломатов из КНР.

Китайское правительство особенно тревожило снижение валютных поступлений КНР в результате волнений на Сянгане и ухудшения отношений с английскими властями. Не могли не беспокоить и новости о том, что в результате беспорядков отдельные предприниматели, опасаясь за свои капиталы, уезжали на Тайвань и в Сингапур и перевозили туда свои деньги. В этих условиях пекинские власти были вынуждены срочно отказаться от своих требований к Англии. В конечном счете, Пекину не удалось добиться тех целей, которые он ставил перед собой, а именно - увеличения своего контроля над Сянганом. Прекрасно понимая истинные мотивы Пекина, английские власти заняли твердую позицию. Китайские власти возобновили поставки воды и продовольствия в Сянган, а 30 ноября 1967 г. между КНР и Великобританией было достигнуто соглашение по вопросу о порядке на границе.

В 1968 г. КНР пошла на улучшение своих отношений с Великобританией. Китайские власти сняли запрет на выездные визы для членов британской миссии в Пекине, и в августе 1968 г. глава миссии Д. Хопсон прибыл в Гонконг.

Резкий скачок товарооборота в 1969 г. явился доказательством стремления Пекина покончить с напряженностью в отношениях с Великобританией. Импорт КНР за этот год возрос почти вдвое и составил 51,8 млн. ф. ст. против 28,5 млн. ф. ст. в 1968 г. Как отмечалось тогда в английской прессе, это была самая высокая цифра за всю историю торговли между обеими странами. Особенностью китайского импорта из Англии в 1969 г. было резкое увеличение закупок цветных металлов.

Франция, в отличие от Великобритании, после провозглашения КНР еще довольно длительное время продолжала поддерживать дипломатические отношения с правительством Чан Кайши и не признавала коммунистическое правительство материкового Китая. Между КНР и Францией вплоть до 1964 г. не было установлено официальных дипломатических отношений. Однако несмотря на это, представители КНР периодически вступали в политические контакты с представителями Французской Республики на международных форумах. В период работы Женевских совещаний в 1954 г. премьер-министр Франции дал понять, что его правительство примет меры к установлению официальных отношений с КНР, которая в свою очередь проявляла готовность установить дипломатические отношения с Парижем. Однако правящие круги Франции демонстративно подчеркивали свои официальные отношения с правительством на Тайване, а Пекин в то время твердо настаивал на том, чтобы все, кто хочет установить дипломатические отношения с КНР, предварительно порвали связи с Тайванем и признали его принадлежность материковому Китаю.

Несмотря на официальное признание КНР, торговые связи между Францией и КНР не прекращались и базировались на отдельных контрактах и соглашениях. В апреле 1952 г., во время международного совещания в Москве китайская делегация заключила с представителями торгово-промышленных кругов западных стран торговые соглашения и контракты на общую сумму свыше 200 млн. долл. В их числе были и контракты с французскими фирмами. Однако объем торговли был невелик, причиной тому была экономическая блокада и эмбарго на торговлю с КНР, предпринятые США вместе с другими западными странами после начавшейся войны в Корее.

В июле 1957 г. Франция ослабила ограничения на торговлю с КНР, а с 1 января 1958 г. стала торговать с Китаем всеми товарами, за исключением стратегических. В 1957 г. объем китайско-французской торговли составил 28 млн. долл. В первое время КНР закупала во Франции в основном искусственные удобрения и зерновые (пшеницу, ячмень). Китай экспортировал во Францию сырьевые товары: олово, молибден, сурьму, ртуть, щетину, шелк-сырец, пух и др. Торговые связи между КНР и Францией в других областях создавали благоприятные предпосылки для установления дипломатических отношений.

Франция около 14 лет не признавала КНР, страны не имели официальных дипломатических и торговых отношений. Торговые связи между двумя странами поддерживались постоянно, но развивались неравномерно, в зависимости от обстоятельств.

Правительство КНР рассматривало Францию как одну из стран, наиболее активно противостоящих США в Западной Европе. Франция, как и КНР, не подписала договор о частичном запрещении ядерных испытаний. Обе стороны отмечали совпадение их позиций в отношении этого важного документа. Китайская печать публиковала разного рода сообщения из французской прессы, направленные против Московского договора.

В апреле 1963 г. заместитель министра внешней торговли КНР Лу Сюйчжан, совершавший большое турне по странам Западной Европы, имел в Берне ряд встреч с французскими промышленниками и вел переговоры о расширении экономических связей между КНР и Францией с председателем группы «Франция - Дальний Восток», видным дипломатом Г. Жорж-Пико. Во второй половине сентября 1963 г. состоялась поездка в КНР французской экономической миссии во главе с Жорж-Пико. Французская миссия наладила широкие контакты с руководителями внешнеторговых организаций Китая, вела переговоры с председателем Совета по Содействию Развития Международной Торговли Нань Ханьчэнем и была принята заместителем премьера и министром иностранных дел Чэнь И. Во время переговоров в КНР была достигнута договоренность об обмене специализированными торгово-промышленными делегациями. Было также условлено, что в 1964 г. в КНР будет проведена французская выставка точных приборов, а в 1965 г. - промышленная выставка более крупных масштабов.

С 22 октября по 5 ноября 1963 г. в Китае с визитом по приглашению института международных отношений находился бывший премьер-министр Франции Э. Фор. По словам корреспондента агентства «Франс пресс», освещавшего поездку, Фор сообщил китайским руководителям о готовности Франции официально признать КНР, если последняя не будет требовать разрыва ее отношений с Тайванем. По словам того же корреспондента, поездка Фора подготовила условия для установления дипломатических отношений между Парижем и Пекином.

В результате, в 1964 г. Франция признала КНР. Этот факт был обусловлен рядом обстоятельств. Франция, осуществляя курс Ш. де Голля, стремилась продемонстрировать самостоятельность в определении своей политики, тем более что бойкот КНР и нежелание признавать ее все более выглядело анахронизмом. Франция хотела сохранить и даже восстановить свои позиции в Индокитае и полагала, что нормализация отношений с КНР сыграет известную роль.

Французские деловые круги, испытывая растущую конкуренцию со стороны американской и западногерманской промышленности, в свою очередь исходили из того, что такая большая страна, как Китай, декларирующая намерения развивать собственную современную промышленность, может открыть значительные возможности для поставок французских промышленных товаров, явиться емким рынком для сбыта французского промышленного оборудования.

Для китайского руководства имело большое значение признание Францией КНР. Хотя Англия заявила о признании Китая еще в январе 1950 г., дипломатические отношения с ней в полной мере так и не были установлены. Франция таким образом явилась первой крупной западноевропейской державой, с которой КНР наладила нормальные дипломатические отношения. Это содействовало расширению международных связей Китая, росту рядов государств, выступавших за восстановление прав КНР в ООН.

Китайские руководители рассчитывали использовать в своих интересах позицию Франции по некоторым международным вопросам, в частности, по вопросу ядерных испытаний. Посольство КНР в Париже должно было стать, по расчетам Пекина, не только местом для наблюдения за всей обстановкой в Европе, но и серьезным инструментом проведения политики китайских руководителей на всем континенте. Стремясь найти еще большую поддержку со стороны Франции, пекинские руководители стали заявлять, что они готовы действовать вместе с ней во всем, что направлено против увеличения влияния США в Юго-Восточной Азии.

января 1964 г. было подписано коммюнике по поводу установления дипломатических отношений между Францией и КНР. Вопрос о Тайване в этом документе был обойден, так как Франция имела на тот момент дипломатические отношения с режимом Чан Кайши, и посольство Тайваня было представлено в Париже. Для Пекина умолчание в таком важном вопросе для КНР как вопрос о Тайване было нежелательным.

Но на следующий день после опубликования совместного коммюнике, 28 января 1964 г., представитель МИД КНР сделал заявление, в котором разъяснялось, что правительство КНР вело переговоры и достигло договоренности с правительством Франции об установлении дипломатических отношений «в качестве единственно законного правительства, представляющего весь китайский народ». Это была попытка Пекина побудить Францию к разрыву отношений с Тайванем. Однако Франция не предприняла этого шага, ожидая, что правительство Чан Кайши само прибегнет к этому. Расчеты французских политиков оправдались, тайбэйские дипломаты покинули Париж, но торговая миссия Тайваня во Франции так и осталась.

Что касается вопроса о суверенитете КНР над Тайванем, то, не добиваясь согласований с Францией формулировки по этому поводу, китайская сторона в одностороннем порядке заявила, что «Тайвань является частью китайской территории». Премьер министр Чжоу Эньлай в очередном интервью подчеркнул что «Китай не нуждается в том, чтобы кто-либо санкционировал его суверенные права на Тайвань. И не кому не позволит вмешиваться в это дело».

Установление дипломатических отношений между КНР и Францией было расценено правительствами обоих государств как крупная победа их внешнеполитического курса.

С марта 1964 г. в Пекине стало функционировать посольство Франции. Оно сразу же развернуло активную деятельность. Французский посол Люсьен Пэй прибыл в Пекин в мае 1964 г. Ему удалось быстро установить контакты с китайскими руководителями, в том числе с премьером Чжоу Эньлаем, министром иностранных дел Чэнь И и другими деятелями.

При посольстве Франции в Пекине были созданы культурный центр с библиотекой, курсы французского языка. Французы рассчитывали, что их посольству в Пекине удастся оказывать широкое влияние как на определенные круги среди китайского руководства, так и на китайскую общественность.

К концу 1960-х гг. китайское правительство пыталось оказывать более активное влияние на ход развития европейских событий. Китайские руководители резко выступили против предложений социалистических стран по вопросу о коллективной безопасности в Европе. Прежде всего, правительство КНР критиковало программу обеспечения европейской безопасности, предложенную бухарестским совещанием стран-участниц Варшавского договора (июль 1966 г.), Карловарской конференцией европейских коммунистических и рабочих партий (апрель 1967 г.), Будапештским совещанием государств-участников Варшавского Договора (март 1969 г.). Предложение о созыве общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества правительство Мао Цзэдуна расценило не иначе как попытку «сколотить контрреволюционный союз, подавить нарастающее народное революционное движение в Европе, стабилизировать порядок в капиталистическом мире». Такая позиция Пекина настораживала европейскую общественность. Серьезным испытаниям подверглись в начале 1967 г. китайско-французские отношения. Китайские студенты, обучавшиеся во Франции, устроили в феврале в Париже демонстрацию. Французская полиция разогнала демонстрацию. МИД КНР заявил послу решительный протест по этому поводу. Перед зданием французского посольства в Пекине состоялись массовые демонстрации. В эти же дни в Пекине произошел новый инцидент. Торговый советник посольства Франции неосторожно задел машиной китайских демонстрантов, заблокировавших въезд на территорию посольства. Китайские власти расценили это как «серьезную провокацию». Демонстрации около посольства Франции в Китае продолжались в течение нескольких дней в феврале и в мае 1967 г.

В период «культурной революции» французские бизнесмены опасались заключать торговые соглашения с КНР.

Федеративная Республика Германии не признала КНР. Однако и в этом случае, отсутствие дипломатических отношений не исключало торговых связей между двумя государствами. Торговля велась в 1949-1957 гг. в незначительном объеме и без какого-либо соглашения. В 1950 г. доля ФРГ в общем экспорте в Китай составила 1,7%, импорт - 1,8%. Доля Китая в объеме всей внешней торговли ФРГ в 1950 г. едва достигала 0,5%. Война в Корее задержала развитие послевоенной китайско-западногерманской торговли.

Введение экономической блокады полностью парализовало прямой вывоз товаров из Западной Германии в Китай. Прекратились поставки даже тех товаров, за которые со стороны Китая уже были внесены платежи.

После окончания войны в Корее, торговые отношения возобновились. Уже в 1954 г. ФРГ восстановила довоенную долю Германии на китайском рынке. Отсутствие соглашения, регулирующего обмен, привело к тому, что фирмы, заинтересованные в торговле с Китаем, при заключении сделок пользовались услугами третьих стран. Это создавало большое неудобство для торговых кругов ФРГ, в частности утечку валюты в третьи страны. В поисках путей облегчения китайско-западногерманской торговли в октябре 1952 г. был создан Восточный Комитет германской экономики, который в декабре организовал Рабочую группу по Китаю во главе с германским промышленником Хуфнагелем. Эти организации осуществляли все контакты между ФРГ и КНР. В результате двусторонних усилий 27 сентября 1957 г. в Пекине между Китайским Комитетом содействия германской экономике было заключено торговое соглашение. Условия соглашения предусматривали активизацию прямой торговли между КНР и ФРГ. Они давали возможность немецким фирмам и группам индивидуально входить в контакт с компетентными китайскими учреждениями и содержали также оговорку относительно Саарской области и Берлина. Соглашение действовало в течение одного года, так как пункт об автоматическом продлении соглашения отсутствовал.

г. - первый послевоенный год активного торгового баланса ФРГ в общем товарообороте КНР. Увеличение торговли в этом году явилось не только следствием торгового соглашения, но и результатом ослабления эмбарго в отношении Китая. ФРГ поставляла в Китай краски, химикалии, медикаменты, фототовары, искусственный шелк, железо, сталь, железнодорожное оборудование, машины, электротовары. В свою очередь Китай поставлял в ФРГ продукты питания (чай, соевые бобы, растительные и животные масла и жиры), сельскохозяйственное сырье (щетину, шерсть, шкуры), а также руды, особенно вольфрам и цинк. Таким образом, ФРГ превратилось в одного из самых значительных торговых партнеров КНР из числа капиталистических стран.

Уже первые шаги отхода маоистского руководства от согласованных действий с СССР и другими социалистическими странами дали стимул для развития торговых и экономических отношений КНР и европейских государств. 14 августа 1958 г. после переговоров в Париже представители деловых кругов Запада приняли решение о снятии ряда ограничений на торговлю с Китаем. Список товаров для торговли с КНР, на которые распространялось эмбарго, был сокращен со 181 наименования до 118. Было разрешено продавать КНР самолеты и двигатели для самолетов гражданской авиации, фрезерные станки, нефтедобывающее оборудование, суда и т.д. Этому в немалой степени способствовал провал политики «большого скачка». Руководство КНР стремилось ликвидировать возникшие экономические трудности за счет развития торговых отношений со странами Запада.

В 1963 г. заместитель министра внешней торговли Лу Сюйчжан во главе торговой делегации КНР совершил поездку по капиталистическим странам Европы. Его сопровождали Се Шоутянь, управляющий компанией по экспорту и импорту металлов и минералов, Чэнь Ян, заместитель управляющего компанией по экспорту и импорту машин и Лу Хуанчжан, профессор Пекинского института химической технологии и главный специалист компании по экспорту и импорту технических товаров. Состав делегации подчеркивал интерес китайского руководства к тем промышленным товарам, которые ранее закупались у СССР. В ходе визита были заключены торговые сделки с представителями деловых кругов Запада. Помимо заключения торговых сделок, делегация Лу Сюйчжана ставила перед собой и иные цели, например ослабление «политики эмбарго», контроль над которой осуществляли США. Этот визит в Европу, как говорил сам Лу Сюйчжан, был «плодотворным в смысле экономического сближения Китая со странами капиталистической Европы».

В конце 50-х гг. позиция правительства КНР по германской проблеме не отличалась от позиции стран социалистического содружества, хотя уже тогда в этом вопросе начинал проявляться особый подход Пекина. Так в заявлении от 21 января 1959 г., правительство КНР поддержало советское предложение от 10 января 1959 г. о созыве мирной конференции и о заключении мирного договора с Германией. Согласно заявлению китайского руководства, китайская сторона рассматривала агрессивную политику ФРГ лишь как результат политики США.

В этом же духе были выдержаны ответная нота правительства КНР от 20 марта 1959 г. на ноту правительства СССР от 2 марта 1959 г. с предложением о созыве конференции по подготовке мирного договора с Германией и по решению вопроса о Западном Берлине и другие заявления, сделанные в тот период. На позицию КНР по германской проблеме в период 1959 - 1960 гг. начинал оказывать серьезное влияние специфический «антиамериканизм». Пекин учитывал и обострение в это время отношений СССР и ФРГ в связи с мерами, предпринимавшимися с целью обеспечения безопасности ГДР. Отход китайского руководства от дружественной политики по отношению к СССР привлек внимание правящих кругов ФРГ. Сокращение внешней торговли КНР с социалистическими странами привело к увеличению торговли КНР с западными странами и ФРГ в том числе.

Руководящие круги ФРГ, хотя и отводили значительную роль китайскому рынку, принимая во внимание интересы США, тем не менее, отклоняли подписание официального соглашения, которого добивалась КНР. Внешнеторговые отношения КНР и ФРГ развивались на частной основе. Различные организации, такие как Восточный комитет немецкой экономики и Комитет содействия развитию торговли, представляющие интересы западногерманского монополистического капитала, начали активно устанавливать экономические связи с КНР. Делегация Рабочей группы по Китаю при Восточном комитете немецкой экономики под руководством крупного западногерманского промышленника О.В. фон Аменрогена добилась в Пекине подписания полуофициального торгового соглашения со сроком действия один год (сентябрь 1958г.). Объем импорта для обеих сторон был установлен в 230 млн. марок. Фактически в 1958 г. эта цифра была значительно превышена. Импорт КНР из ФРГ составлял сумму 981,9 млн. зап. герм. марок, а экспорт в ФРГ - 245,5 млн. Крупный капитал ФРГ, не оформляя свои отношения с Пекином на международно-правовой основе, получил доступ к китайскому рынку. В рамках переговоров по заключению этого полуофициального торгового соглашения, китайские официальные органы заняли позиции, противоречащие интересам ГДР.

В 1964 г. правительство КНР выступило с большим числом официальных заявлений, в которых содержались демагогические выпады против ФРГ, призванные, скорее всего, создать видимость поддержки позиций ГДР. Однако почти одновременно были начаты предварительные переговоры с ФРГ в Берне. Активное участие в подготовке бернских переговоров, открывшихся 25 мая 1964 г., принял О. В. фон Амероген. В связи с тем, что китайская сторона настаивала на официальном характере переговоров, их ведение было поручено советнику посольства ФРГ в Б. Ханзену.

Еще в январе 1964 г. китайские представители в Берне намекали на то, что требования Бонна о включении Западного Берлина в сферу юрисдикции правительства ФРГ могли бы быть приняты китайской стороной в том случае, если бы федеральные власти согласились установить с КНР дипломатические отношения и заключить торговые договор.

С бернскими переговорами совпала поездка федерального канцлера Л. Эрхарда в США. Особое место на переговорах в Вашингтоне было отведено определению целей экономических отношений с КНР. На одной из пресс-конференций Эрхард поспешил заявить, что ФРГ не поддерживает официальных отношений с Пекином и не заключала никакого договора о торговле.

Это, несомненно, оказывало негативное воздействие на отношения с Китаем. Последующие китайско-западногерманские переговоры (23 ноября 1964 г.) были безуспешными. Китайская сторона неудачу этих перегово<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.004 с.)