Результаты эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты эмпирического исследования



Рассмотрим результаты исследования детей старшего дошкольного возраста.

1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». (Нгуен М.А.). Результаты представлены круговой диаграммой (Рис. 1.1.)

Рисунок 1.1. Диаграмма распределения детей по эмоциональной ориентации ребёнка – на мир вещей или на мир людей

Из диаграммы (Рис. 1.1.) видим, следующее:

- низкий уровень отмечен у 14 детей – это 24%, эти дети чаще всего превращают геометрические фигуры в предметные изображения (цветок, солнце, метеорит или камень, шарик, снеговик, дом, ракета, часы) либо рисунок животного, чаще игрушечного;

- средний уровень был отмечен у 32 детей – это 55% группы. Характеристика уровня: наряду с изображением предметов или животных, присутствуют изображения человеческого лица, очень редко - человека в целом.

- высокий уровень показали 12 детей – это 21% группы. Для этих детей свойственно рисовать именно человека (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении).

Таким образом, мы можем наблюдать тенденцию постепенного переориентирования детей с предметного мира на мир социального - людей, их эмоций, отношений.

2. Проективная методика «Три желания». (Нгуен М.А.). Результаты  представлены круговой диаграммой (Рис. 1.2.).

 

Рисунок 1.2. Диаграмма распределения детей по эмоциональной ориентации ребёнка – на себя или на других

Результаты диагностики по методике «Три желания» позволяют говорить, что большая часть детей, в данном случае, думают об удовлетворении только своих запросов. Это характерно для 27 детей (46% выборки). На их рисунках изображены разнообразные игрушки: для девочек характерны куклы, мягкие игрушки, наборы мебели и одежды для кукол, для мальчиков - роботы, разнообразные машины, оружие, лего-конструкторы, сладости. Кроме этого и те, и другие часто рисуют разного рода гаджеты или «волшебную» палочку для исполнения всех своих желаний.  Желания для других (обычно это члены семьи) обязательны, в этом случае для 15 детей (26% от выборки), и время от времени появляются в рисунках 16 детей (28% от выборки) сегмента среднего уровня. В целом, отмечаем эту тенденцию, как достаточно низкий показатель развития ориентации детей на других людей.

3. Методика «Что – почему – как». Использована для определения степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. (Нгуен М.А.).

Рисунок 1.3. Диаграмма: cтепень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека

Из показателей на диаграмме (Рис. 1.3.) следует, что подавляющее большинство – 30 детей (52 % выборки) демонстрируют низкий уровень готовности сопереживать, учитывать состояние другого человека. Эти дети или совсем не понимают вопроса и молчат, или начинают пересказывать ситуацию, часто изменяя сюжет, либо ссылаются на чувства самого героя, что ему обидно, когда обижают его младшего брата (сестру), ведь он то, любит его.

 20 детей (34% выборки) – частично ориентируются на эмоциональное состояние другого человека и показывают способность ему сочувствовать. Они отмечают, что самому младшему брату (сестре) обидно, когда над ними смеются, но их герои ограничиваются угрозами, требованием не делать так или обещанием пожаловаться взрослым.

Всего 8 детей (14% выборки) склонны к конструктивному решению проблемы. Они отвечают, что объяснили бы обидчикам ситуацию, чувства и переживания младшего брата (сестры) или любого на их месте и почему не надо так поступать. Их ответы и прогнозируемое поведение говорят о высоком уровне сопереживания и готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека.

4. Опросник для родителей и воспитателей «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (Щетинина А.М.).

Рисунок 1.4. Диаграмма характера проявлений эмпатических реакций и поведения у детей

В результате диагностики констатируем, что значительная часть старших дошкольников – 27 человек (47% выборки) показывает уровень развития эмпатии - ниже среднего (он характеризуется, как эгоцентрический). Взрослые респонденты отмечают, что большинство детей не поддерживают друзей, у которых случаются неприятности, они могут некоторое время спокойно находиться рядом с плачущим ребенком. Даже эмоционально реагируя на переживания другого, такой ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, например, говорит, что он то – не плачет, как другой. Может иногда и поддержать другого, но часто сразу же рассказывает об этом воспитателю, ожидая похвалы и поощрения. Стремясь получить одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, несколько театрально, и тут же переключается на другую деятельность.

Порядка 38% выборки – это 22 ребенка, демонстрируют средний (смешанный) тип эмпатических реакций. Наряду с эгоцентрическими проявлениями, они достаточно активно проявляют интерес к эмоциональному поведению других, привлекают внимание взрослого, сообщая о потребности другого ребенка, иногда и сами готовы помочь или утешить (предложить игрушку).

Только 9 детей (15 % выборки) часто сразу сами эмоционально реагируют на состояние другого, активно поддерживают друзей, полностью включаются в ситуацию, выражают сочувствие своей живой мимикой, действиями, помогают им успокоиться, обнимают, гладят по голове, для эффективной помощи, сообщают взрослым. Такие проявления эмпатии определяются, как гуманистические.

Стоит отметить, что в данной выборке отсутствуют дети с крайне низким уровнем эмпатии.

В целом, можно сказать, что в характере эмпатических реакций старших дошкольников, пока ещё яркое проявляется эгоцентризм, как нормативная характеристика возраста. Но в то же время, смена социальной ситуации развития в ближней перспективе, поступление в школу потребует от детей большей ориентировки в эмоциональных и соответственно поведенческих проявлениях других людей, а также не только дружелюбности в отношениях, но и отзывчивости, и эмпатии.

Далее, в рамках данного исследования мы рассмотрим результаты диагностики типа родительского воспитания по опроснику “Анализ семейных взаимоотношений” для родителей детей с 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.).

 Таблица 2.1.

Результаты опроса матерей по АСВ

После обработки первичных данных можно сделать следующие выводы:

1.

Шкала Кол-во диагностируемых значений %
Гиперпротекция (шкала Г+)

27

 

Гипопротекция (шкала Г−)

 

 

Потворствование (шкала У+)

20

 

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У−)

7

 

Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+)

 

 

Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т−)

 

 

Чрезмерность санкций (шкала С+)

 

 

Минимальность санкций (шкала С−)

 

 

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.01 с.)