Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты эмпирического исследования
Рассмотрим результаты исследования детей старшего дошкольного возраста. 1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций». (Нгуен М.А.). Результаты представлены круговой диаграммой (Рис. 1.1.) Рисунок 1.1. Диаграмма распределения детей по эмоциональной ориентации ребёнка – на мир вещей или на мир людей Из диаграммы (Рис. 1.1.) видим, следующее: - низкий уровень отмечен у 14 детей – это 24%, эти дети чаще всего превращают геометрические фигуры в предметные изображения (цветок, солнце, метеорит или камень, шарик, снеговик, дом, ракета, часы) либо рисунок животного, чаще игрушечного; - средний уровень был отмечен у 32 детей – это 55% группы. Характеристика уровня: наряду с изображением предметов или животных, присутствуют изображения человеческого лица, очень редко - человека в целом. - высокий уровень показали 12 детей – это 21% группы. Для этих детей свойственно рисовать именно человека (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Таким образом, мы можем наблюдать тенденцию постепенного переориентирования детей с предметного мира на мир социального - людей, их эмоций, отношений. 2. Проективная методика «Три желания». (Нгуен М.А.). Результаты представлены круговой диаграммой (Рис. 1.2.).
Рисунок 1.2. Диаграмма распределения детей по эмоциональной ориентации ребёнка – на себя или на других Результаты диагностики по методике «Три желания» позволяют говорить, что большая часть детей, в данном случае, думают об удовлетворении только своих запросов. Это характерно для 27 детей (46% выборки). На их рисунках изображены разнообразные игрушки: для девочек характерны куклы, мягкие игрушки, наборы мебели и одежды для кукол, для мальчиков - роботы, разнообразные машины, оружие, лего-конструкторы, сладости. Кроме этого и те, и другие часто рисуют разного рода гаджеты или «волшебную» палочку для исполнения всех своих желаний. Желания для других (обычно это члены семьи) обязательны, в этом случае для 15 детей (26% от выборки), и время от времени появляются в рисунках 16 детей (28% от выборки) сегмента среднего уровня. В целом, отмечаем эту тенденцию, как достаточно низкий показатель развития ориентации детей на других людей. 3. Методика «Что – почему – как». Использована для определения степени готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём. (Нгуен М.А.).
Рисунок 1.3. Диаграмма: cтепень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека Из показателей на диаграмме (Рис. 1.3.) следует, что подавляющее большинство – 30 детей (52 % выборки) демонстрируют низкий уровень готовности сопереживать, учитывать состояние другого человека. Эти дети или совсем не понимают вопроса и молчат, или начинают пересказывать ситуацию, часто изменяя сюжет, либо ссылаются на чувства самого героя, что ему обидно, когда обижают его младшего брата (сестру), ведь он то, любит его. 20 детей (34% выборки) – частично ориентируются на эмоциональное состояние другого человека и показывают способность ему сочувствовать. Они отмечают, что самому младшему брату (сестре) обидно, когда над ними смеются, но их герои ограничиваются угрозами, требованием не делать так или обещанием пожаловаться взрослым. Всего 8 детей (14% выборки) склонны к конструктивному решению проблемы. Они отвечают, что объяснили бы обидчикам ситуацию, чувства и переживания младшего брата (сестры) или любого на их месте и почему не надо так поступать. Их ответы и прогнозируемое поведение говорят о высоком уровне сопереживания и готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека. 4. Опросник для родителей и воспитателей «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (Щетинина А.М.). Рисунок 1.4. Диаграмма характера проявлений эмпатических реакций и поведения у детей В результате диагностики констатируем, что значительная часть старших дошкольников – 27 человек (47% выборки) показывает уровень развития эмпатии - ниже среднего (он характеризуется, как эгоцентрический). Взрослые респонденты отмечают, что большинство детей не поддерживают друзей, у которых случаются неприятности, они могут некоторое время спокойно находиться рядом с плачущим ребенком. Даже эмоционально реагируя на переживания другого, такой ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, например, говорит, что он то – не плачет, как другой. Может иногда и поддержать другого, но часто сразу же рассказывает об этом воспитателю, ожидая похвалы и поощрения. Стремясь получить одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, несколько театрально, и тут же переключается на другую деятельность.
Порядка 38% выборки – это 22 ребенка, демонстрируют средний (смешанный) тип эмпатических реакций. Наряду с эгоцентрическими проявлениями, они достаточно активно проявляют интерес к эмоциональному поведению других, привлекают внимание взрослого, сообщая о потребности другого ребенка, иногда и сами готовы помочь или утешить (предложить игрушку). Только 9 детей (15 % выборки) часто сразу сами эмоционально реагируют на состояние другого, активно поддерживают друзей, полностью включаются в ситуацию, выражают сочувствие своей живой мимикой, действиями, помогают им успокоиться, обнимают, гладят по голове, для эффективной помощи, сообщают взрослым. Такие проявления эмпатии определяются, как гуманистические. Стоит отметить, что в данной выборке отсутствуют дети с крайне низким уровнем эмпатии. В целом, можно сказать, что в характере эмпатических реакций старших дошкольников, пока ещё яркое проявляется эгоцентризм, как нормативная характеристика возраста. Но в то же время, смена социальной ситуации развития в ближней перспективе, поступление в школу потребует от детей большей ориентировки в эмоциональных и соответственно поведенческих проявлениях других людей, а также не только дружелюбности в отношениях, но и отзывчивости, и эмпатии. Далее, в рамках данного исследования мы рассмотрим результаты диагностики типа родительского воспитания по опроснику “Анализ семейных взаимоотношений” для родителей детей с 3 до 10 лет (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.). Таблица 2.1. Результаты опроса матерей по АСВ После обработки первичных данных можно сделать следующие выводы: 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.01 с.) |