Подача бросательного конца (лёгости) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подача бросательного конца (лёгости)



Любой корабль, надводный или подводный, швартуется к берегу или к другому кораблю при помощи специальных устройств и крепится канатами, которые могут быть весьма большими в диаметре (20 – 50 мм.), следовательно, очень тяжёлыми. Современные канаты изготавливают из натуральных и искусственных материалов; они могут быть и стальными.

Приложи линейку к своей руке! Представь, каковы корабельные швартовые канаты! Как ты думаешь, можно ли с качающегося на волнах корабля бросить хотя бы 10 – 15 метров такой штуки?!

Поэтому моряки аккуратно раскладывают на палубе канаты, которыми корабль будет связан с берегом или другим кораблём. На каждый швартов положено готовить 2 – 3 выброски. А к концу, вплетённому в себя, и образовавшему таким образом петлю – огон, привязывают одним из надёжных узлов (например, выбленочным или калмыцким) более тонкую и лёгкую верёвку – линь. Другим концом линь крепится к небольшому, мягкому утяжелителю, который моряки, видимо, в шутку, назвали лёгостью. Так же они называют и спортивный снаряд морской полосы препятствий, который имитирует ящик с артиллерийскими боеприпасами. С ним надо пробежать несколько метров. И очень аккуратно (снаряды же!) поставить на палубу (или землю). После этого, пожалуй, станет легко! В гражданском флоте моряки иногда называют лёгость колотушкой.

Лёгость для швартовки представляет собой оплетенный парусиновый мешочек с песком. К хорошо завязанному, или зашитому (чтобы не высыпался песок) мешочку узлами (например, бочечным узлом) привязывается петля-ушко. Затем мешочек с песком оплетается. Петля-ушко выходит из-под оплётки. К этому «ушку» и крепится линь, соединяющий лёгость со швартовым канатом. Вместе линь и лёгость ещё называют выброской, или бросательным концом. Обычно современную лёгость делают не тяжелее 600 граммов. Её стандартный вес 450 – 600 граммов. На соревнованиях организаторы могут предлагать снаряд иного веса, например, 300 граммов. Сто лет назад моряки отечественного флота использовали лёгость больших размеров и весом до 1600 граммов. Чаще всего она имеет форму маленькой дыни (эллипсоида вращения), но бывает и в форме шара. Снаряд должен быть обтекаемым.

Моряки специально тренируются подавать бросательный конец как можно дальше и точнее. Ведь можно бросить иной раз и достаточно далеко, но не попасть, например, на корму корабля, к которому собираются швартоваться. Тогда лёгость с линем упадут в воду. Придётся повторить попытку. А это – потеря времени и угроза безопасности корабля! Мало того, выброска станет мокрой, потяжелевшей. Поэтому моряки так ценят хороших специалистов из швартовных команд, которые обходятся одним метким, точным броском. Некоторые из них отрабатывают свои «фирменные» способы бросания.

 

 

Швартовщики обычно бросают лёгость на 25 – 40 метров. Случаются и выдающиеся результаты, которые на флоте становятся легендарными. На всякий случай выброски имеют длину около 50 метров. Надо брать поправку и на ветер (то есть учитывать снос бросательного конца ветром).

Теперь поговорим о способах бросания. Прежде всего, не забудь надеть перчатки. Чтобы не обжечь кожу бросающей руки.

Кто-то вращает лёгость над головой несколько раз и отправляет её в полёт. Кто-то сам вращается вокруг своей оси, как дискобол. Но это – экзотические, редкие способы бросания лёгости, которые не могут гарантировать сколько-нибудь надёжный результат. Они могут привлечь к себе внимание разве что необычностью. Хотя, как известно, могут дать и прекрасный результат. На соревнованиях такими способами метать лёгость запрещено. Не используют на флоте способ бросания «как гранату». В связи с его неудобством, малой эффективностью и… нетрадиционностью для «хорошей морской практики».

Самыми распространёнными являются следующие способы подачи выброски. Первый способ – снизу. Им, как правило, пользуются подводники. Потому что на палубе подводной лодки обычно отсутствует ограждающий леер. И не очень много места. Не разбежишься. Этим способом выброску подавать легко, просто, надёжно. Она летит достаточно далеко и очень точно. Правда, этим способом пользуются также и специалисты швартовных партий надводных кораблей. Они могут сделать небольшой разбег, который позволит лёгости набрать инерцию. Снаряд не заденет леерное ограждение, а рука оказывается над ограждением за пределами палубы. Оптимальный угол броска 45 градусов; швартовщик стремится попасть в интервал 30 – 60 градусов. Но чаще на надводных кораблях используют другой способ: выброску подают через сторону над ограждением палубы.

 

 

Итак, опишем его подробнее. Швартовый канат раскладывается на палубе. К огону крепится линь выброски. Выброска частично также может быть разложена на палубе, но большая её часть, обычно, находится в руках – в подающей (бросающей) и в помогающей (держащей).

Нужно правильно подобрать длину линя между лёгостью и кистью бросающей руки. Оптимальный вариант: рука со снарядом опущена вниз, лёгость своим нижним краем почти касается палубы. Некоторые дают больше слабины, некоторые делают рычаг короче.

Итак, длина выбрана. Линь зажимается двумя пальцами – указательным и большим. На три других пальца укладываются от трёх до семи колец, длина которых равна длине вытянутых в стороны рук. Некоторые люди укладывают бросательный конец не кольцами, а «змейками». Они придерживаются средним пальцем руки.

На безымянный палец и мизинец укладывается ещё несколько (3 – 7) колец (или «змеек») линя. Они перехватываются другой (помогающей) рукой. Наличие колец в обеих руках – обязательное условие соревнований по бросанию лёгости на точность и дальность. Соревнования подчиняются правилам, которые принимают все участники состязаний.

Бросающий становится боком к леерному ограждению. Кисть помогающей руки раскрыта, чтобы не тормозить, не держать выброску. Нужно сделать один – два (не больше) замаха в плоскости, параллельной плоскости леерного ограждения палубы, и, развернув корпус и ногу (на носке), одноимённую бросающей руке, выполнить бросок через сторону над леером. Разворот корпуса и ноги усиливает бросок, позволяет бросить лёгость дальше. Это движение корпуса и ноги похоже на движение боксёра. Рука движется снизу-вверх-в сторону. В конечной фазе она направлена к цели броска.

На рисунке: подача бросательного конца (лёгости).

Ещё один способ подать выброску – через верх. В конечной фазе рука движется в вертикальной (или почти вертикальной) плоскости (параллельно плоскости тела).

Выброску на берегу или палубе корабля, к которому осуществляется швартовка, принимают дежурные моряки. За тонкий линь они вытягивают толстый швартовый трос к себе. Со швартующегося корабля этот канат им подают моряки швартовной партии.

Иногда линь выброски привязывают к более толстому концу, а тот, в свою очередь, к швартову. Промежуточный конец между лёгостью и швартовым концом в таком случае называется проводником.

Канат, который предназначен для швартовки корабля, когда его вытащат на берег при помощи выброски, надевается петлёй (огоном) на береговые швартовные устройства – палы (быки), кнехты, битенги. На кораблях и пирсах такие устройства – кнехты, битенги, киповые планки.

 

О такелажном деле.

Вязание (завязывание, вывязывание) узлов является частью такелажного дела. Такелажное дело включает в себя вообще любые работы с тросами, канатами, со всеми видами верёвок, работы с парусами, бегучим и стоячим такелажем, с грузоподъёмными устройствами, а также приёмы и способы такелажных работ. В этот перечень нужно включить сращивание (сплеснивание), тренцевание и клетневание канатов; заделку коушей, изготовление огонов, мусингов, кнопов; наложение марок, найтовов, бензелей; изготовление стропов, беседок, матов, мягких кранцев, лёгостей, грузовых сеток, штормтрапов, швабр; пошив чехлов, пластырей, парусов, других изделий. Поэтому специалист – такелажник пользуется целым рядом инструментов. Конечно, главный инструмент – это руки, точнее, - пальцы мастера, потому что такие работы выполняются преимущественно вручную.

Об узлах.

Человечеству известно свыше 3000 узлов и других такелажных изобретений. Умение вязать узлы используется более чем в 80 профессиях. Это умение сопутствует всей истории развития общества людей в строительстве, производстве различных орудий (стрел, топоров, рыболовных снастей и т.п.), в скотоводстве, собирательстве, в управлении животными и т.д., то есть – в повседневной жизни.

И в современной жизни часто возникает необходимость что-либо закрепить, или обвязать, или завязать верёвкой. Не во всякой ситуации можно использовать один узел. Каждый человек знает и использует несколько узлов. А иногда некоторым людям приходится доверять им и верёвке свою жизнь.

Верёвки и узлы – одни из самых первых (и очень полезных) изобретений человечества.

На парусниках моряки использовали около 500 узлов. На современных кораблях применяются новейшие технологии, автоматика и робототехника, которые свели количество используемых узлов до одного - трёх десятков. Но умелые, грамотные специалисты такелажного дела по-прежнему высоко ценятся не только на флоте.

 

В этой книге слово «верёвка» – термин, в общем смысле обозначающий штерт, линь, фал, трос, канат, а также другие специальные названия. Это слово известно всем. Даже морякам, которые стараются его не использовать, предпочитая свои термины. Но эта книга рассчитана на широкий круг читателей: и на профессионалов, и на новичков, только приобщающихся к увлекательному занятию вывязывания узлов.

Верёвку можно сделать из множества разных природных материалов: из травы, лиан, сухожилий и кишок, из коры, корней и ветвей дерева, из волокон кокоса, крапивы, из конопли, хлопка, манилы, сизаля, из полос кожи. Всё это – натуральные источники, которые использовались людьми долгое время, тысячелетиями. Многие из названных материалов используются по указанному назначению и сейчас. Именно на натуральных верёвках вяжется абсолютное большинство известных узлов. Но, с развитием химической промышленности, появилось большое количество синтетических ниток, лесок, шнуров, тросов и канатов. Современная химия позволяет производить искусственные верёвки с заданными свойствами: растягивающиеся (до 40 % от первоначальной длины), нерастягивающиеся, плавающие на поверхности воды, устойчивые к воздействию ультрафиолетовых лучей и тому подобное.

Верёвки могут быть не простыми, а сложными, составными. Вот какие названия используют профессионалы, в зависимости от способа изготовления, качества, вида пряжи (ниток) и назначения.

Бечев а – прочная толстая верёвка.

Бечёвка – тонкая верёвка.

Верёвка – крученое изделие диаметром 5,0 – 20,0 мм тросовой работы из лубяных волокон пеньки или хлопчатобумажной пряжи.

К а болка – самая тонкая составная часть растительных тросов. Она скручивается из волокон агавы, конопли, абака, других растений.

Кан а т – изделие, свитое из стальных проволок или скрученное (сплетённое) из растительных или синтетических волокон. Может быть толщиной от 25 до 350 (!) мм. Применяется в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов, буксиров, в грузоподъёмных устройствах, при выполнении гидрографических, аварийно-спасательных, водолазных, такелажных и других работ.

Растительные канаты бывают пеньковые, сизальские, манильские, кокосовые, джутовые, льняные и хлопчатобумажные.

Синтетические канаты имеют те же названия, что и волокна химических веществ, из которых они изготовлены. Например, нейлона, полипропилена, капрона, полиэтилена, лавсана, куралона, дакрона и т.п.

Стальные канаты имеют собственную систему условных обозначений.

Кон е ц – общее название любой верёвки любого размера. От каболки до каната. Моряки предпочитают говорить «конец», «трос», а не «верёвка».

Линь – крученые пеньковые изделия диаметром 3,8 - 8,0 мм тросовой работы и диаметром 6,7; 11,8 мм кабельтовой работы.

Трос – пеньковый, стальной или синтетический гибкий канат. На судах и кораблях вообще верёвка.

Фал – плетёный восьмипрядный льняной шнур диаметром 6,0 – 12,0 мм.

Шнур – крученое изделие диаметром 1,5 – 4 мм из льнопеньковой и льняной пряжи.

Шпаг а т – бечёвка, скрученная из одной или нескольких полированных ниток.

Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для вспомогательных целей; например, для обучения вязанию узлов.

Если вы занимаетесь парусным спортом, альпинизмом, туризмом и тому подобным, то есть используете различные верёвки профессионально, доверяя им свою жизнь, то нужно надлежащим образом хранить верёвочные изделия и ухаживать за ними.

Ещё при покупке все ваши тросы, фалы, канаты нужно внимательно осмотреть, чтобы не приобрести бракованное изделие. Осведомитесь у продавцов о специфических качествах интересующих вас верёвок.

На различные верёвки вредное воздействие оказывают:

- длительное пребывание под прямыми солнечными лучами;

- химические вещества (как непосредственным воздействием, так и испарениями);

- жиры и масла (сначала химическим взаимодействием, затем на жирные пятна налипают песок и грязь, которые перетирают, портят верёвку);

- высокая температура (от трения или от костра; карабин следует снять с верёвки сразу же по окончании спуска; оплавленную же верёвку необходимо немедленно заменить);

- холод и влага (избегайте использования мокрых и промёрзших верёвок, так как они могут потерять до 30% своей крепости):

- абразивные вещества (зола, песок, камни, дерево, металл, практически – любая поверхность; поэтому под трущуюся часть верёвки следует подстилать кусок старой парусины, мат или что-то подобное).

Качество верёвок, условия эксплуатации, хранения и ухода за ними влияют на срок службы тросов, канатов, фалов. Обычно срок службы изделий из натуральных материалов составляет 1 – 4 года. Синтетика может послужить и больше.

При обращении с верёвками необходимо соблюдать простые правила.

Верёвки следует регулярно (и даже перед первым употреблением) стирать в пресной воде с использованием мыла, или синтетических моющих средств, или специального верёвочного шампуня.

Хранить верёвки надлежит в сухих вентилируемых (проветриваемых) помещениях в бухтах, на вьюшках, на решётках или в сетках под брезентом. Небольшие запасы можно подвешивать на натянутую между крюками или штырями бечеву. Нельзя вешать для хранения бухты на металлические штыри. Ржавчина, образующаяся на штырях, разъедает, портит верёвки.

Синтетические проводники нельзя использовать для водолазных работ, так как синтетика всё же сильно растягивается, и можно ошибиться в определении глубины погружения. При снятии нагрузки с синтетического троса может произойти резкое сокращение его длины, что способно привести к травмированию людей.

Нельзя стоять на верёвке. Это может быть опасно для человека. И это наверняка наносит повреждения верёвке.

Верёвки, срок годности которых истёк, используют для вспомогательных такелажных работ; делают из них швабры, маты и так далее.

К такелажным инструментам относятся все слесарные инструменты (вплоть до клещей, мерительных инструментов, тисков; потому что на кораблях используются стальные тросы), различные ножи, свайки, киянки, парусные иглы, мушкель, полумушкель, берда, станок для плетения матов, проволочные петли различных размеров, шило, гардаман.

Берда (бердо) – приспособление для плетения матов и дорожек. Это четырёхугольная рама с натянутыми между двумя планками тонкими линями, имеющими в середине очко.

Гардаман (платан) – кожаный наладонник, приспособление, защищающее ладонь от уколов иглы (как напёрсток защищает палец) при пошиве и ремонте паруса. Это полоса кожи, в самом широком месте которой укреплена металлическая пластинка с множеством углублений. При работе гардаман сворачивается петлёй вокруг кисти руки, закрепляется пряжкой или завязывается двумя штертами, прикреплёнными к концам кожаной полосы. Большой палец руки вводится в специальное отверстие приспособления.

Драёк – деревянный брусок. Он служит для раздвижки прядей толстых канатов, для стягивания найтовов и бензелей на стальных канатах, для обтягивания снастей. Посередине драйка по окружности делают кип (паз) для привязывания штерта.

Киянка – большойдеревянный молоток прямоугольной формы для работы со стальными канатами. Инструмент предназначен для выравнивания прядей при заделке огонов (петель) и сплеснивании (сращивании) канатов.

Крючок парусный – приспособление, с одной стороны которого располагается собственно крючок, а с другой – обушок, к которому привязывается кончик (небольшая верёвка), обычно закрепляемый за сидение, на котором располагается мастер, выполняющий такелажные работы. Парусным крючком поддерживают парусину при ручном шитье парусины.

Лопатки – для наложения марок, бензелей и клетневания. Деревянные лопатки используются для работы с растительными и синтетическими канатами. Для работы с металлическими канатами используются металлические лопатки.

М а рочница – деревянная плашка с отверстием посередине. Применяется для наложения марок и бензелей.

Машинка для свивки шкимушек – приспособление из двух деревянных крестовин с растянутыми вдоль оси концами.

М у шкель – круглый деревянный молоток. Его используют для выравнивания прядей при заделке огонов и сплеснивании канатов.

Полум у шкель – деревянный молоток для наложения бензелей и сплеснивания канатов. Вдоль бойка полумушкеля делается выемка (кип).

Прон о жка – ящик со стойками, используемый для хранения инструментов и подвешивания верёвок.

Свайка – служит для пробивки прядей каната при сращивании и заделке огонов. Инструмент бывает длиной 200 – 400 мм. Деревянные свайки используют для работы с растительными и синтетическими канатами, металлические – для работы со стальными канатами. Последние изготавливают прямыми и изогнутыми, а также разного сечения - круглого, овального и плоского.

Треп а ло – приспособление для плетения матов и дорожек. Оно представляет собой длинную деревянную доску с ручкой и заострённой с одной стороны кромкой.

 

Возьмите для обучения вывязыванию узлов кусок обычной бельевой верёвки, или шнура, или детской скакалки длиной полтора – два метра. Этого будет вполне достаточно. Концы верёвки заплавьте зажигалкой или обмотайте скотчем, чтобы они не лохматились. Будет лучше, если вы найдёте две верёвки – разных по фактуре и (или) по цвету.

Конец верёвки, которым мы вяжем узел, который движется («ходит»), работает, называется ходовым, или рабочим. Он ничем не закреплён, свободен. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется ходовой, рабочей частью.

Конец верёвки, который противоположен ходовому, не используется в данный момент времени при вязании, называется коренным, нерабочим. Он может быть закреплён неподвижно. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется коренной, нерабочей частью верёвки.

Сложите верёвку так, чтобы её части лежали рядом и не перекрещивались. Получилась открытая петля, или перегиб. На длинных канатах так можно складывать и ходовую, и коренную части. Узлы можно вязать прямо на открытой петле. Перегиб можно обнести вокруг предмета или ввести его в кольцо, для того, чтобы завязать некоторые узлы. Иногда, при вывязывании узла, бывает легче сделать такую петлю, чем отыскать ходовой конец. Ещё может понадобиться пропустить перегиб в узел, а то и вытянуть его назад. Узлы ведь бывают разными. И обстоятельства тоже.

На фото: открытая петля (перегиб).

Сделайте петлю так, чтобы один конец перекрывал другой. Получилась к о лышка, или закрытая петля. Если ходовой конец скрещивается (проходит) снизу, то это – нижнее скрещение. Если наоборот, то – верхнее. Верёвка может перекрещиваться сама с собой и ходовым, и коренным концами. Верёвки бывают длинными.

На фото: закрытая петля (к о л ы шка).

Не путайте к о л ы шку с к а л ы шкой. К а л ы шка – это виток верёвки, образовавшийся при её сильном скручивании. От неё следует избавляться сразу, как только она будет обнаружена. Калышка может запутать верёвку, испортить трос (особенно стальной), помешать работе, швартовке судна или корабля.

На фото: к а л ы шка.

Повесьте верёвку на спинку стула или на любую перекладину. У вас получился обнос. Обнос – это вообще обхват верёвкой какого-либо предмета (другого троса, кольца, рыма, бревна, крюка (гака), скобы, столба), сделанный так, что концы верёвки не перекрещиваются.

На фото: обнос.

Шлаг – это полный оборот верёвки вокруг предмета.

На фото: шлаг.

Обнесите верёвкой какой-либо предмет (например, спинку стула), затем перекрестите ходовой конец с ходовой же частью верёвки. У вас получился полуштык. Есть узел с похожим названием – «простой полуштык». Скоро вы его выучитесь вязать. Пока же разберитесь с нехитрой терминологией. Это важно для понимания техники вывязывания узлов.

 

 

На фото: такелажный элемент «полуштык».

Возьмите свою верёвку в обе руки. Перехлестните один раз между собой концы из левой и правой руки. У вас вышел полуузел. То же самое получится, если вы перехлестнёте концы двух разных верёвок. Это, считайте, половина знаменитого прямого узла. Некоторые люди называют его геракловым (геркулесовым), или квадратным, или рифовым, или собственно, «морским» узлом.

На фото: полуузел.

Марка – несколько плотно наложенных друг к другу шлагов каболки на конце линя, троса и тому подобного. Она предотвращает их расплетание.

Если при затягивании узла сила прикладывается не к тому концу, к которому следует, то может произойти перетягивание. Оно деформирует узел или превращает его в другой. Иногда это делается намеренно.

Чтобы узел вышел правильным и аккуратным, нужно выбирать слабину, обтянуть узел. Этого действия требуют не все узлы. Только практика научит вас этой премудрости. Так же, как и другой – какой длины должна быть рабочая (ходовая) часть верёвки, чтобы узел вышел завершённым и безопасным.

Многие узлы, которые эффективно использовались на натуральных верёвках, не работают, «ползут», не держатся (или, говорят, «узел не держит») на нитках, жгутах, линях, шнурах и канатах, выполненных из синтетических материалов. Поэтому люди придумывают новые способы завязывания узлов на них, изобретают различные приспособления, такие, как, например, карабины, альпинистские скобы, обвязки и так далее.

Задача этой книги – научить вязать те узлы, которые используются при проведении соревнований по прикладному морскому троеборью. Они могут пригодиться в быту любому человеку. Это – очень полезные узлы, которые послужат и выручат не один раз.

 

Этот узел имеет много названий: рифовый, правильный, морской, обычный, крепкий, матросский, квадратный, гераклов, геркулесов, женский.

Первый способ вязания – полуузлами – один полуузел последовательно завязывается над другим. Двумя концами (оба они – ходовые, рабочие) завяжите полуузел. Снова скрестите концы: тот, который в полуузле оказался сверху коренной части другого конца, снова должен быть сверху, нижний должен быть снова снизу. Завяжите второй полуузел. Обтяните получившийся узел.

Второй способ завязывания – морской. Сделайте на одном конце перегиб. Другой конец введите в петлю со стороны коренной части верёвки. Обнесите сдвоенную верёвку и выведите ходовой конец из петли. Короткий и длинный концы должны выходить с одной стороны петли – сверху или снизу. Обтяните узел обеими руками, взяв в каждую длинный и короткий концы.

Морской способ развязывания прямого узла. Возьмите длинный и короткий концы узла с одной его стороны и потяните в разные стороны. Два полуштыка скиньте с распрямлённой верёвки.

Ткачи также используют этот узел для связывания ниток. Они это делают своим, удобным для них способом.

Прямой узел используют для того, чтобы взять рифы (уменьшить площадь парусов) на паруснике; соединить концы медицинской повязки; для упаковки вещей, для подвязывания кушаков (поясов). Не следует связывать этим узлом две верёвки, тем более – синтетические, потому что этот узел «ползёт», не держит. Конечно, можно закрепить его ходовые концы (хотя бы простым узлом), и использовать узел кратковременно и без сильной нагрузки для этой цели. Но для связывания двух верёвок существуют другие – надёжные узлы. Этому узлу жизнь доверять нельзя! Но он всё же полезен, и даёт начало целому семейству – «семейству прямого узла».

Использовать прямой узел для связывания двух верёвок, близких по диаметру, можно, но только в сочетании с другими узлами, а не в чистом виде.

 

Рифовым узлом берут рифы, уменьшая площадь парусов в свежую погоду; им можно завязать шнурки на обуви или бечеву, упаковывая вещи.

Такое название некогда носил прямой узел. Эти два узла отличаются друг от друга тем, что рифовый – это быстроразвязывающийся прямой узел с одним бантиком. Один из его ходовых концов введён в петлю перегибом (можно завязать прямой узел и просунуть один из ходовых концов обратно в петлю).

Вот способ быстрого завязывания рифового узла. Завяжите первый полуузел. Во время вязания второго (верхнего) полуузла указательным и большим пальцами одной руки вытяните в петлю перегиб одного из ходовых концов. Как вам удобно.

На фото: рифовый узел (узел с одним бантиком).

Этот узел используется:

- при ввязывании троса (шкота, фала) в огон, коуш или кренгельс;

- при привязывании фалов к флагам;

- при связывании двух верёвок (при различной толщине верёвок петлю, на которой будет завязан шкотовый узел, следует делать на более толстой из них); в этом случае, конечно, на обеих верёвках необходимо завязать простые (контрольные) узлы, либо закрепить их ходовые концы найтовами – для надёжности;

- в ткацком деле (ткачи вяжут его иным способом, то есть процесс вязки иной, а конечный вид узла – такой же);

- при изготовлении сети;

- для крепления верёвки вокруг ручки ведра и в других случаях.

Сделайте на одной верёвке открытую петлю (перегиб). Проденьте в неё рабочий конец другой верёвки (всё равно – снизу или сверху). Обнесите перегиб с любой стороны (слева или справа). Просуньте рабочий конец верёвки, которой вы вяжете узел, «сам под себя». Потяните за коренной конец, затяните узел.

На фото изображён шкотовый узел.

 

Применяется при буксировке, подъёме брёвен и других предметов, для крепления верёвки к предмету; им можно крепить один из концов тетивы лука.

Обведите верёвку вокруг предмета (например, ножки стула). Рабочим концом сделайте петлю вокруг коренной части верёвки. Закрепите сформированную петлю несколькими оборотами ходового конца вокруг себя же. Потяните за коренной конец. Удавка действует.

Этот узел – трудяга. Он часто используется в быту и приносит пользу.

На фото: удавка.

 

Узел используется для крепления лодок, катеров, небольших судов к причальным сооружениям, для крепления верёвки к грузу, при буксировке автомобиля и в других подобных ситуациях, так как простой штык очень надёжен, выдерживает большую нагрузку и хорошо развязывается. Простыми штыками можно соединить две верёвки.

Обнесите ходовой конец верёвки вокруг предмета (кольца, балки, крюка). Завяжите два полуштыка в одну сторону. Всё равно – в левую или в правую, но оба должны быть завязаны в одну сторону. Если сблизить петли полуштыков вместе, то можно видеть, правильно ли завязан узел. Если петли образуют выбленочный узел, то простой штык завязан правильно; он не затянется. Если сдвинутые вместе петли полуштыков образуют коровий узел, то штык завязан неправильно, будет затягиваться и, собственно, простым штыком не является.

Простой штык вяжется с двумя или тремя полуштыками. Два правильно завязанных полуштыка – необходимое и достаточное условие существования узла. Третий полуштык – более чем достаточное условие. Увеличение количества полуштыков, завязанных вокруг коренной части верёвки, не увеличивает прочность и надёжность узла.

При производстве такелажных работ ходовой конец верёвки может быть схвачен (принайтовлен) с коренным концом.

На фото: простой штык.

Туристы и альпинисты могут называть его «стремя». Это очень полезный узел. Его можно использовать в большом количестве случаев. Например, для крепления к вантам выбленок (поперечных отрезков смолёного троса, которые служат ступеньками для подъёма на мачты); для подвязывания садовых и огородных культур; для завязывания мешка; для крепления верёвок к столбу, перекладине, вообще – при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность; для крепления бросательного конца к швартовому тросу; для подачи инструментов на высоту; для плетения различных сетей, в качестве искусственной опоры для ноги при перемещении по отвесной верёвке. Он может быть составной частью других узлов.

Важно знать, что выбленочный узел надёжен только при наличии постоянной тяги; рывки и подёргивания способны развязать его. Он не так хорош на квадратной или прямоугольной перекладине.

Первый способ вязки выбленочного узла.

Перебросьте верёвку через предмет (перекладину, кольцо, рым). Обнесите предмет сверху ходовым концом «накрест» через коренную часть. Снова обнесите предмет, но введите рабочий конец «под себя». За оба конца обтяните узел. Его можно вязать справа налево или слева направо.

Второй способ вязки выбленочного узла.

Он применяется тогда, когда один конец предмета (столба, перекладины, балки) свободен. На верёвке делаются две «одноимённые» петли (то есть в одну сторону). Петли накладываем одну на другую так, чтобы концы верёвки выходили между петлями. Накидываем обе петли на предмет, затягиваем узел.

На фото: выбленочный узел.

 

Это универсальное такелажное изобретение. Булинь называют «королём узлов», потому что он сочетает в себе одновременно множество достоинств и разных элементов: простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Он просто вяжется, не портит трос, не скользит вдоль верёвки, даже при очень сильной тяге не затягивается “намертво”, его легко развязать, сам же он не развязывается.

Булинь используется для спуска корабельных беседок за борт корабля или судна, находясь на которых, матросы выполняют малярные работы. Этим узлом обвязывают человека, который производит разведку шахты, колодца, расселины. Беседочный узел может спасти человека, упавшего за борт. Беседочными узлами надёжно свяжутся две верёвки. Булинем туристы привязывают верёвки к деревьям, скалам. При помощи этого узла можно подвешивать груз. Беседочный узел находит большое количество применений в быту.

Беседочный узел можно вязать несколькими способами.

Вот один из простых и наглядных способов. Оставьте достаточную длину верёвки для того, чтобы обвязать предмет или себя. Сделайте петлю сверху влево. Придерживайте её левой рукой. Правой рукой держите ходовой конец верёвки, обнесите предмет, введите ходовой конец в петлю снизу. Обнесите ходовым концом коренную часть верёвки с любой стороны. Пропустите ходовой конец сверху в петлю. Правой рукой возьмите вместе ходовой конец и часть большой петли, которой обнесён предмет, потяните в сторону, противоположную той, в которую вы тянете коренной конец верёвки. Если вы предпочитаете работать левой рукой, сделайте всё в симметричном порядке. Многие люди одинаково хорошо вяжут узлы любой рукой в любую сторону.

На фото: первый способ завязывания беседочного узла.

Вот ещё один способ завязывания беседочного узла. Начните, как в первом случае – сделайте петлю ходовой частью конца сверху влево. Обнесите верёвку вокруг себя или предмета, за который она будет завязана. Большим пальцем левой руки вдавите коренную часть (небольшой петлёй) в колышку и разверните кисть левой руки изнутри наружу так, чтобы петля коренной части верёвки оказалась сверху. Уберите из этой петли большой палец. Крепко держите левой рукой коренную часть верёвки. Правой рукой введите ходовой конец верёвки в петлю коренной части верёвки. Перехватите его правой же рукой, сделайте перегиб к петле, которая обнесена вокруг вас или предмета. Резко дёрните левой рукой за коренную часть верёвки - так, чтобы она вытянула за собой в колышку перегиб ходового конца верёвки. Правой рукой обе части перегиба ходового конца верёвки тяните в сторону, противоположную тяге на коренную часть верёвки.

На фото: второй способ вязания беседочного узла (булиня).

 

В жизни случаются ситуации, когда человеку необходимо завязать беседочный узел на себе. Каждый выбирает сам, каким способом это делать. Оба описанных выше способа могут быть применены. Но предлагаемый ниже вариант – самый проверенный многовековой морской практикой, практикой альпинистов и спасателей.

Особенность его в том, что одной рукой человек держит верёвку, а другой вяжет булинь. То есть это фактически способ вязания беседочного узла одной рукой. Этот способ помогает спасти человека, упавшего в море, в колодец, в шахту, в расселину.

Крепко держите верёвку одной рукой перед собой. Завязывающей рукой обведите рабочую часть верёвки за спиной вокруг себя. Удобно держать ходовой конец между указательным и средним пальцами поверх тыльной стороны ладони.

Конечно, ходовой конец верёвки можно держать и иначе. Удобно вязать беседочный узел на себе, сделав перегиб на ходовом конце.

Работающую руку с ходовым концом положите поверх коренной части верёвки.

Зацепите большим пальцем коренную часть верёвки, сделайте движение кистью внутрь (к животу), образующее закрытую петлю вокруг кончиков пальцев.

Теперь обнесите ходовой конец вокруг коренной части верёвки выше закрытой петли (при помощи кончиков пальцев).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.097 с.)