Корабельные Швартовые Партии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корабельные Швартовые Партии



Бросательный конец

Бросательный конец (выброска). Так как швартовый конец очень тяжёлый и его невозможно бросать на дальние дистанции, к петле швартового конца крепят тонкий и более лёгкий шкерт (верёвка), на конце которого закреплён груз. При швартовке судна корабельная ШП (швартовая партия) по команде командира корабля выбрасывает заранее подготовленный бросательный конец (выброску) в сторону береговых швартовых партий. Береговая швартовая партия выбирает бросательный конец до начала швартового конца, после чего крепит его на кнехт, дальше действуют корабельные ШВ

 

Виды выбросок

Выброски бывают простые, состоящие из одного шкерта, а также сложные, состоящие из нескольких шкертов. Сложная выброска выглядит так груз, прикрепленный к первому шкерту. Как правило это очень тонкий шкерт (например леска). К другому концу первого шкерта крепится более толстый, и так по нарастанию, каждый из участвующих шкертов доложен быть большей длины. Сложная выброска применяется первой, пока корабль находится на большой дистанции от пирса. Применение сложной выброски обуславливается тем что обычную выброску невозможно кинуть так далеко, как сложную, из-за того что первый шкерт сложной выброски гораздо легче и тоньше, чем шкерт обычной выброски. Поэтому пригруз сложной выброски летит дальше и совсем не восприимчив к ветру.

Подготовка бросательного конца

При подготовке готовится сразу несколько выбросок на один из швартовых, если выброска была смотана правильно, то готовить ничего не нужно, просто берётся свободный конец выброски, крепится к чему-нибудь, затем разматывается. Вся суть сводится к тому, чтоб свободный конец выброски оказался снизу, а пригруженный - сверху. Но при этом к свободному концу должен быть доступ, поэтому его крепят к чему-нибудь находящемуся выше палубы, например, к леерам.

Береговые Швартовые Партии

Береговые ШП действуют так - один из участников ШП хватает прилетевшую на берег выброску и бежит с ней по направлению от корабля, тем самым выбирая её на берег вместе с швартовым концом. После того как швартовый конец окажется на берегу оставшиеся участники ШП крепят его на кнехт.

Корабельные Швартовые Партии

Корабельные ШП по команде бросают выброску на берег ближе к береговым ШП. Бывают случаи когда с первого раза выброска не долетает до пирса или, ударившись об надстройку корабля (если швартовка происходит к борту корабля), отскакивает обратно в воду. На эти случаи выбросок готовится несколько. После того как корабельная ШП убедится в том, что выброска на берегу, закреплённый конец выброски крепят к швартовому концу.

Смотка выбросок

Выброску начинают сматывать с пригруженного конца, так чтоб свободный оказался с верху

Крепление Выброски к швартовому концу.

 

Морские узлы. Флажный семафор. Лёгость.

ГАВ, ВЕС, СОВА, НОВОСТЬ.

Симметричны также:

При показе этих букв, руки находятся не ниже уровня "ГРУДЬ - ПЛЕЧИ". Это так называемые "верхние" жесты.

Напиши слова:

При показе симметричных:

Б Д Г В Ц Ч

руки не поднимаются выше уровня плеч - это «нижние» жесты.

Про Ч говорят: "Чемодан несут правой рукой, а левая - в сторону".

У буквы Ц расположение рук напоминает нижнюю часть буквы при ее написании на бумаге:

А ещё про Ц говорят: «Цыплёнок – не чемодан!»

Напиши слова:

8 9 0

Р П Т

Перед передачей цифр можно просемафорить ЦФР, или "ЦИФРЫ", или слово «шифр».

Теперь тебе осталось освоить служебные знаки, а также порядок передачи и приема.

"Знак вызова" - несколько раз взмахами над головой показывают букву «у». Это означает: "Я вызываю на связь".

"Знак ответа" - несколько раз показывают букву «А».

 

 

Означает: "Я понял ".

"Знак вопроса" - дважды показав букву «Т», ты как бы ставишь знак вопроса в конце предложения. Он означает, что переданный текст требует ответа. Между двумя «Т» руки сгибаются в локтях, а флажки находятся у груди.

"Знак окончания". Исходное положение: одна рука (любая) поднята вверх, а вторая опущена вниз (как жест, соответствующий букве "И"). Затем руки переводят в противоположное положение: та, что была вверху, опускается; та, что находилась внизу, - поднимается. Знак означает, что текст передан и не требует ответа.

"Знак повторения или ошибки" соответствует двум взмахам обеих рук вверх. Означает: "Прошу повторить", - если знак подает принимающий, и"Я ошибся. Повторяю правильно", - если знак подает передающий.

.

"Знак ожидания (приема)".

Употребляется при необходимости временно прервать передачу или приём семафора (например, для того, чтобы записать принятый текст, если сигнальщик принимает его один). Прерывающий семафорный обмен описывает над головой несколько горизонтальных кругов обеими руками до получения ответа от того, кому передают сигналы.

"Знак раздела": нужно обе руки поднять из нижнего положения вверх (это соответствует знаку букв «Ь», «Ъ») и снова

опустить. Он разделяет слова в предложении и знаки, и подается, как и знак повторения, но только один раз.

"Знак невозможности приема": описывание 3-х кругов прямо перед собой (в вертикальной плоскости) одним или двумя флажками в одной руке.

 

 

Принимающий сигнальщик подаёт этот знак передающему тогда, когда приём невозможен (знаки плохо видны или неразборчивы). Переданный в сумерки или в условиях плохой видимости, он означает: "Перейдите на другие средства связи".

"Знаки перемены места" передаются после сигнала невозможности приема. Используются, когда передающий плохо виден

принимающему, и второй просит первого встать так, чтобы его было хорошо видно. Они означают: "Осмотритесь, перемените место, прием затруднен". К знакам перемены места относятся:

"Передвиньтесь влево от меня";

«Передвиньтесь вправо от меня»;

"Поднимитесь выше";

"Опуститесь ниже".

Подаются эти знаки несколькими взмахами в соответствующем направлении.

Тебе осталось узнать правила, покоторым передается и принимается информация. На флоте это делается так:

1. Передающий подает знак вызова, чередуя его с названием (именем) вызываемого объекта (сообщение семафором можно осуществлять не только между кораблями, но и между кораблём и береговым объектом, например, постом наблюдения и связи (постом НиС), между кораблём и разведчиками и так далее).

2. Получив ответный знак, передающий "пишет" (сообщает) первое слово и разделительный знак. На каждое переданное слово нужно получить знак ответа, если слово разобрано (понято), либо знак повторения, если слово не разобрано (не понято). Тогда передающий повторяет его.

Допустив ошибку в слове, передающий показывает знак ошибки и повторяет неверно переданное слово.

3. Если текст передан и не требует ответа, то передающий показывает знак окончания; если требуется ответ, то передается знак вопроса.

На флоте сообщение, переданное семафором, начинается с адреса (кому адресовано) и заканчивается подписью (от кого идет). Подписной номер передают словом "номер" или сочетанием букв HP, за которыми следует четырехзначное число: две первые цифры - часы, две вторые - минуты.

Связь флажным семафором заканчивают передачей знака окончания связи

__

АР (Линия над буквами, образующими сигнал, указывает на то, что эти буквы должны быть переданы слитно, как один знак; так он передается азбукой Морзе

при помощи светосигнального прибора или по радио).

Если принятый семафор непонятен принимающему сигнальщику в целом, то он показывает знак повторения и сразу после него – знак вопроса. Сигнальщик, передававший сообщение, получив знак повторения со знаком вопроса, должен передать весь текст снова.

Информация может передаваться напрямую от A к Б, если они хорошо видны друг другу.

При невозможности непосредственной связи между А и Б, когда нет взаимной видимости (например, когда туристическая группа растянулась, а адресат за поворотом, препятствием; когда байдарки, лодки, яхты, плоты и т. п. идут в кильватер, то есть друг за другом), информацию передают через В, Г, Д и т. д. для Б, указывая в сообщении: "По линии. Для Б ". В (Г, Д и другие, если они есть) обязан передать текст в том виде, в каком получил его от А, и сообщить ответ, если он требуется.

Подобный способ передачи так и называется «по линии» потому, что связь осуществляется по линии А - В -... - Б. В ней может находиться несколько звеньев.

Если же А передает информацию для всех, а не для одного адресата, то А в адресе (в начале передачи) пишет семафором: «по линии» (без указания адресата).

Обычно сигнальщики работают парами. При передаче один читает текст с листа, второй передает его. При приеме один читает (принимает, разбирает) текст и сообщает второму, который делает запись информации. В случае ошибки, записывающий просит передать знак ошибки.

При хороших условиях видимости и несложных сообщениях с работой справится и один человек.

Помимо русской морской семафорной азбуки существует еще и международная (латинская) морская семафорная азбука. Она используется при связи между судами и кораблями разных стран.

Международная семафорная азбука состоит из 28 знаков: 26 из них соответствуют буквам латинского алфавита, а 2 служат для обозначения вызова (сигнал внимания) и окончания передачи. Правила международной семафорной связи отличаются от правил русского морского семафора. Например, передав слово, сигнальщик опускает руки. Это служит знаком раздела. Если слово передано с ошибкой, то следует показать знак, соответствующий букве «Е».

Флажным семафором можно передавать знаки телеграфной азбуки. Точка – обе руки подняты вверх (как мягкий знак). Тире – обе руки вытянуты в стороны (как «Т»). Знак раздела между точками и (или) тире – руки скрещены у живота, флажки опущены вниз. Знак раздела между буквами, группами или словами показывается как буква «А» в русской семафорной азбуке. Сигнал ошибки (повторения) подается как знак ожидания (приема) – над головой обеими руками описываются горизонтальные круги. Связь устанавливают передачей

__ __ __

знака вызова АА АА АА адресату.

На вызов дают знак ответа «Т». Переговоры (передачу) завершают знаком

__

окончания АР.

Ты можешь использовать флотский опыт в полной мере. И если ты знаешь русскую телеграфную азбуку(азбуку Морзе), то можешь передавать «морзянку» флажками (косынками и т.п.) по правилам русского семафора. Эти правила тебе уже известны.

Конечно, такая связь возможна, если и твой собеседник владеет «морзянкой».

При данном способе связи следует использовать обе руки, но если это затруднительно, можно передавать и одной рукой: рука вверху – точка, рука отведена в сторону – тире. При отсутствии флажков можно

использовать любые предметы или обходиться вовсе без таковых.

В книге нарисованы знаки русской телеграфной азбуки. «Морзянку» можно передавать и фонариком. Короткая вспышка - точка, длинная - тире.

На флоте, при обучении молодых сигнальщиков, часто используют такую забаву: опытный сигнальщик семафорит слово «К У К У Ш К А» и просит новичка прочесть его.

Так как в 6 жестах из 7 левая рука остается на месте, то передавать отработанную до автоматизма «кукушку» легко: скорость передачи текста очень большая. Новичок видит перед глазами только стремительное мелькание флажка и совершенно не может прочесть слово.

Этот «фокус» передается сигнальщиками из поколения в поколение (Поэтому новобранец на флоте по фантастической скорости передачи и первому жесту может только догадаться, что ему передают «кукушку»).

К забавам, помогающим лучше овладеть флажным семафором, можно отнести также передачи скороговорок. Например: «Кукушка купила кукушонку капюшон, кукушонок в капюшоне смешон», «На дворе - трава, на траве – дрова» и т.д.

А теперь можешь поиграть со своими товарищами. Для этого разбейтесь на две команды. Половина команды передает тексты, а половина принимает.

Передача начинается одновременно в каждой команде по сигналу. Переданные и принятые слова записываются. Побеждает та команда, которая больше слов правильно передала и приняла, например, за 3 минуты.

Можно поиграть и в обычный «испорченный телефон», когда слово или предложение передается по очереди от А до N и, в конце концов, от N к А. Переспрашивать и исправлять ошибки при передаче нельзя.

А вот еще игра. Она называется «Эстафета». Две команды (или больше) имеют равное количество игроков, которые одновременно начинают передавать один и тот же текст (либо разные тексты, но имеющие одинаковое количество знаков и равную сложность). Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими ошибками передаст (и примет) сообщение. Систему определения победителей можно принять любую. Но всегда наградой всем будет смех и хорошее настроение.

Ты можешь придумать свои игры и просто писать записки. Например, так:

 

На школьных, городских, районных, областных (краевых, республиканских) и всероссийских соревнованиях условия могут быть следующими.

Первенство: лично – командное.

Команда представляет несколько (не менее пяти) пар карточек размером 10 х 20см. со словами морской терминологии (существительные, прилагательные единственного и множественного числа в именительном падеже), записанными столбиком. В тексте должно быть более 120 знаков (букв). Команда не может пользоваться своими карточками. Карточки подписываются названием клуба.

Каждый участник соревнований имеет только одну попытку чтения текста.

Рекомендуемая дистанция приема – более 50м (она зависит от местных условий и может быть изменена).

Время передачи и приема – 60 секунд.

В зачет идут только правильно принятые слова. Последнее слово учитывается по количеству принятых букв. Результат каждого принимающего определяется по сумме знаков в принятых словах.

Команду представляют 7 человек в произвольной комбинации пар, принимающий обычно выбирает себе передающего сам.

Пример карточки.

№ Слово Количество букв

1 Корма 5

2 Ют 2

3 Мачта 5

4 Киль 4

5 Ракс-бугель 10

6 Стаксель 8

7 Бушприт 7

8 Шпангоут 8

9 Девиация 8

10 Лоция 5

11 Протрактор 10

12 Секстан 7

13 Горизонт 8

14 Водоизмещение 13

15 Абгалдырь 9

16 Кингстон 8

17 Изобата 7

ПОДПИСЬ: Клуб «Патриот России».

Принимающий по жребию выбирает пару карточек и передает судье. Судья, находящийся рядом с принимающим, одну карточку оставляет у себя, а вторую передает судье, который будет зачитывать текст передающему.

Сигнальщику, находящемуся на месте передачи, на 30 секунд показывают текст для оценки его сложности. Передающий сигнальщик имеет право пропустить некоторые слова (в интересах команды), о чём сообщает судье. Судья командует: «Товсь!» Сигнальщик отвечает: «Есть товсь!» По команде «Ноль!» включается секундомер и начинается передача слов, диктуемых судьей передающему с карточки.

Принимающий вслух произносит прочитанные им слова; судья на приеме отмечает в своей карточке карандашом верно принятые слова.

Через 60 секунд передача и прием прекращаются. Судья на приеме считает сумму знаков в верно принятых словах.

В клубных (школьных) соревнованиях (особенно на начальном этапе практической отработки) полезно проверять сигнальщиков только на скорость передачи. И только чуть погодя – на скорость приёма.

 

 

О такелажном деле.

Вязание (завязывание, вывязывание) узлов является частью такелажного дела. Такелажное дело включает в себя вообще любые работы с тросами, канатами, со всеми видами верёвок, работы с парусами, бегучим и стоячим такелажем, с грузоподъёмными устройствами, а также приёмы и способы такелажных работ. В этот перечень нужно включить сращивание (сплеснивание), тренцевание и клетневание канатов; заделку коушей, изготовление огонов, мусингов, кнопов; наложение марок, найтовов, бензелей; изготовление стропов, беседок, матов, мягких кранцев, лёгостей, грузовых сеток, штормтрапов, швабр; пошив чехлов, пластырей, парусов, других изделий. Поэтому специалист – такелажник пользуется целым рядом инструментов. Конечно, главный инструмент – это руки, точнее, - пальцы мастера, потому что такие работы выполняются преимущественно вручную.

Об узлах.

Человечеству известно свыше 3000 узлов и других такелажных изобретений. Умение вязать узлы используется более чем в 80 профессиях. Это умение сопутствует всей истории развития общества людей в строительстве, производстве различных орудий (стрел, топоров, рыболовных снастей и т.п.), в скотоводстве, собирательстве, в управлении животными и т.д., то есть – в повседневной жизни.

И в современной жизни часто возникает необходимость что-либо закрепить, или обвязать, или завязать верёвкой. Не во всякой ситуации можно использовать один узел. Каждый человек знает и использует несколько узлов. А иногда некоторым людям приходится доверять им и верёвке свою жизнь.

Верёвки и узлы – одни из самых первых (и очень полезных) изобретений человечества.

На парусниках моряки использовали около 500 узлов. На современных кораблях применяются новейшие технологии, автоматика и робототехника, которые свели количество используемых узлов до одного - трёх десятков. Но умелые, грамотные специалисты такелажного дела по-прежнему высоко ценятся не только на флоте.

 

В этой книге слово «верёвка» – термин, в общем смысле обозначающий штерт, линь, фал, трос, канат, а также другие специальные названия. Это слово известно всем. Даже морякам, которые стараются его не использовать, предпочитая свои термины. Но эта книга рассчитана на широкий круг читателей: и на профессионалов, и на новичков, только приобщающихся к увлекательному занятию вывязывания узлов.

Верёвку можно сделать из множества разных природных материалов: из травы, лиан, сухожилий и кишок, из коры, корней и ветвей дерева, из волокон кокоса, крапивы, из конопли, хлопка, манилы, сизаля, из полос кожи. Всё это – натуральные источники, которые использовались людьми долгое время, тысячелетиями. Многие из названных материалов используются по указанному назначению и сейчас. Именно на натуральных верёвках вяжется абсолютное большинство известных узлов. Но, с развитием химической промышленности, появилось большое количество синтетических ниток, лесок, шнуров, тросов и канатов. Современная химия позволяет производить искусственные верёвки с заданными свойствами: растягивающиеся (до 40 % от первоначальной длины), нерастягивающиеся, плавающие на поверхности воды, устойчивые к воздействию ультрафиолетовых лучей и тому подобное.

Верёвки могут быть не простыми, а сложными, составными. Вот какие названия используют профессионалы, в зависимости от способа изготовления, качества, вида пряжи (ниток) и назначения.

Бечев а – прочная толстая верёвка.

Бечёвка – тонкая верёвка.

Верёвка – крученое изделие диаметром 5,0 – 20,0 мм тросовой работы из лубяных волокон пеньки или хлопчатобумажной пряжи.

К а болка – самая тонкая составная часть растительных тросов. Она скручивается из волокон агавы, конопли, абака, других растений.

Кан а т – изделие, свитое из стальных проволок или скрученное (сплетённое) из растительных или синтетических волокон. Может быть толщиной от 25 до 350 (!) мм. Применяется в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов, буксиров, в грузоподъёмных устройствах, при выполнении гидрографических, аварийно-спасательных, водолазных, такелажных и других работ.

Растительные канаты бывают пеньковые, сизальские, манильские, кокосовые, джутовые, льняные и хлопчатобумажные.

Синтетические канаты имеют те же названия, что и волокна химических веществ, из которых они изготовлены. Например, нейлона, полипропилена, капрона, полиэтилена, лавсана, куралона, дакрона и т.п.

Стальные канаты имеют собственную систему условных обозначений.

Кон е ц – общее название любой верёвки любого размера. От каболки до каната. Моряки предпочитают говорить «конец», «трос», а не «верёвка».

Линь – крученые пеньковые изделия диаметром 3,8 - 8,0 мм тросовой работы и диаметром 6,7; 11,8 мм кабельтовой работы.

Трос – пеньковый, стальной или синтетический гибкий канат. На судах и кораблях вообще верёвка.

Фал – плетёный восьмипрядный льняной шнур диаметром 6,0 – 12,0 мм.

Шнур – крученое изделие диаметром 1,5 – 4 мм из льнопеньковой и льняной пряжи.

Шпаг а т – бечёвка, скрученная из одной или нескольких полированных ниток.

Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для вспомогательных целей; например, для обучения вязанию узлов.

Если вы занимаетесь парусным спортом, альпинизмом, туризмом и тому подобным, то есть используете различные верёвки профессионально, доверяя им свою жизнь, то нужно надлежащим образом хранить верёвочные изделия и ухаживать за ними.

Ещё при покупке все ваши тросы, фалы, канаты нужно внимательно осмотреть, чтобы не приобрести бракованное изделие. Осведомитесь у продавцов о специфических качествах интересующих вас верёвок.

На различные верёвки вредное воздействие оказывают:

- длительное пребывание под прямыми солнечными лучами;

- химические вещества (как непосредственным воздействием, так и испарениями);

- жиры и масла (сначала химическим взаимодействием, затем на жирные пятна налипают песок и грязь, которые перетирают, портят верёвку);

- высокая температура (от трения или от костра; карабин следует снять с верёвки сразу же по окончании спуска; оплавленную же верёвку необходимо немедленно заменить);

- холод и влага (избегайте использования мокрых и промёрзших верёвок, так как они могут потерять до 30% своей крепости):

- абразивные вещества (зола, песок, камни, дерево, металл, практически – любая поверхность; поэтому под трущуюся часть верёвки следует подстилать кусок старой парусины, мат или что-то подобное).

Качество верёвок, условия эксплуатации, хранения и ухода за ними влияют на срок службы тросов, канатов, фалов. Обычно срок службы изделий из натуральных материалов составляет 1 – 4 года. Синтетика может послужить и больше.

При обращении с верёвками необходимо соблюдать простые правила.

Верёвки следует регулярно (и даже перед первым употреблением) стирать в пресной воде с использованием мыла, или синтетических моющих средств, или специального верёвочного шампуня.

Хранить верёвки надлежит в сухих вентилируемых (проветриваемых) помещениях в бухтах, на вьюшках, на решётках или в сетках под брезентом. Небольшие запасы можно подвешивать на натянутую между крюками или штырями бечеву. Нельзя вешать для хранения бухты на металлические штыри. Ржавчина, образующаяся на штырях, разъедает, портит верёвки.

Синтетические проводники нельзя использовать для водолазных работ, так как синтетика всё же сильно растягивается, и можно ошибиться в определении глубины погружения. При снятии нагрузки с синтетического троса может произойти резкое сокращение его длины, что способно привести к травмированию людей.

Нельзя стоять на верёвке. Это может быть опасно для человека. И это наверняка наносит повреждения верёвке.

Верёвки, срок годности которых истёк, используют для вспомогательных такелажных работ; делают из них швабры, маты и так далее.

К такелажным инструментам относятся все слесарные инструменты (вплоть до клещей, мерительных инструментов, тисков; потому что на кораблях используются стальные тросы), различные ножи, свайки, киянки, парусные иглы, мушкель, полумушкель, берда, станок для плетения матов, проволочные петли различных размеров, шило, гардаман.

Берда (бердо) – приспособление для плетения матов и дорожек. Это четырёхугольная рама с натянутыми между двумя планками тонкими линями, имеющими в середине очко.

Гардаман (платан) – кожаный наладонник, приспособление, защищающее ладонь от уколов иглы (как напёрсток защищает палец) при пошиве и ремонте паруса. Это полоса кожи, в самом широком месте которой укреплена металлическая пластинка с множеством углублений. При работе гардаман сворачивается петлёй вокруг кисти руки, закрепляется пряжкой или завязывается двумя штертами, прикреплёнными к концам кожаной полосы. Большой палец руки вводится в специальное отверстие приспособления.

Драёк – деревянный брусок. Он служит для раздвижки прядей толстых канатов, для стягивания найтовов и бензелей на стальных канатах, для обтягивания снастей. Посередине драйка по окружности делают кип (паз) для привязывания штерта.

Киянка – большойдеревянный молоток прямоугольной формы для работы со стальными канатами. Инструмент предназначен для выравнивания прядей при заделке огонов (петель) и сплеснивании (сращивании) канатов.

Крючок парусный – приспособление, с одной стороны которого располагается собственно крючок, а с другой – обушок, к которому привязывается кончик (небольшая верёвка), обычно закрепляемый за сидение, на котором располагается мастер, выполняющий такелажные работы. Парусным крючком поддерживают парусину при ручном шитье парусины.

Лопатки – для наложения марок, бензелей и клетневания. Деревянные лопатки используются для работы с растительными и синтетическими канатами. Для работы с металлическими канатами используются металлические лопатки.

М а рочница – деревянная плашка с отверстием посередине. Применяется для наложения марок и бензелей.

Машинка для свивки шкимушек – приспособление из двух деревянных крестовин с растянутыми вдоль оси концами.

М у шкель – круглый деревянный молоток. Его используют для выравнивания прядей при заделке огонов и сплеснивании канатов.

Полум у шкель – деревянный молоток для наложения бензелей и сплеснивания канатов. Вдоль бойка полумушкеля делается выемка (кип).

Прон о жка – ящик со стойками, используемый для хранения инструментов и подвешивания верёвок.

Свайка – служит для пробивки прядей каната при сращивании и заделке огонов. Инструмент бывает длиной 200 – 400 мм. Деревянные свайки используют для работы с растительными и синтетическими канатами, металлические – для работы со стальными канатами. Последние изготавливают прямыми и изогнутыми, а также разного сечения - круглого, овального и плоского.

Треп а ло – приспособление для плетения матов и дорожек. Оно представляет собой длинную деревянную доску с ручкой и заострённой с одной стороны кромкой.

 

Возьмите для обучения вывязыванию узлов кусок обычной бельевой верёвки, или шнура, или детской скакалки длиной полтора – два метра. Этого будет вполне достаточно. Концы верёвки заплавьте зажигалкой или обмотайте скотчем, чтобы они не лохматились. Будет лучше, если вы найдёте две верёвки – разных по фактуре и (или) по цвету.

Конец верёвки, которым мы вяжем узел, который движется («ходит»), работает, называется ходовым, или рабочим. Он ничем не закреплён, свободен. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется ходовой, рабочей частью.

Конец верёвки, который противоположен ходовому, не используется в данный момент времени при вязании, называется коренным, нерабочим. Он может быть закреплён неподвижно. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется коренной, нерабочей частью верёвки.

Сложите верёвку так, чтобы её части лежали рядом и не перекрещивались. Получилась открытая петля, или перегиб. На длинных канатах так можно складывать и ходовую, и коренную части. Узлы можно вязать прямо на открытой петле. Перегиб можно обнести вокруг предмета или ввести его в кольцо, для того, чтобы завязать некоторые узлы. Иногда, при вывязывании узла, бывает легче сделать такую петлю, чем отыскать ходовой конец. Ещё может понадобиться пропустить перегиб в узел, а то и вытянуть его назад. Узлы ведь бывают разными. И обстоятельства тоже.

На фото: открытая петля (перегиб).

Сделайте петлю так, чтобы один конец перекрывал другой. Получилась к о лышка, или закрытая петля. Если ходовой конец скрещивается (проходит) снизу, то это – нижнее скрещение. Если наоборот, то – верхнее. Верёвка может перекрещиваться сама с собой и ходовым, и коренным концами. Верёвки бывают длинными.

На фото: закрытая петля (к о л ы шка).

Не путайте к о л ы шку с к а л ы шкой. К а л ы шка – это виток верёвки, образовавшийся при её сильном скручивании. От неё следует избавляться сразу, как только она будет обнаружена. Калышка может запутать верёвку, испортить трос (особенно стальной), помешать работе, швартовке судна или корабля.

На фото: к а л ы шка.

Повесьте верёвку на спинку стула или на любую перекладину. У вас получился обнос. Обнос – это вообще обхват верёвкой какого-либо предмета (другого троса, кольца, рыма, бревна, крюка (гака), скобы, столба), сделанный так, что концы верёвки не перекрещиваются.

На фото: обнос.

Шлаг – это полный оборот верёвки вокруг предмета.

На фото: шлаг.

Обнесите верёвкой какой-либо предмет (например, спинку стула), затем перекрестите ходовой конец с ходовой же частью верёвки. У вас получился полуштык. Есть узел с похожим названием – «простой полуштык». Скоро вы его выучитесь вязать. Пока же разберитесь с нехитрой терминологией. Это важно для понимания техники вывязывания узлов.

 

 

На фото: такелажный элемент «полуштык».

Возьмите свою верёвку в обе руки. Перехлестните один раз между собой концы из левой и правой руки. У вас вышел полуузел. То же самое получится, если вы перехлестнёте концы двух разных верёвок. Это, считайте, половина знаменитого прямого узла. Некоторые люди называют его геракловым (геркулесовым), или квадратным, или рифовым, или собственно, «морским» узлом.

На фото: полуузел.

Марка – несколько плотно наложенных друг к другу шлагов каболки на конце линя, троса и тому подобного. Она предотвращает их расплетание.

Если при затягивании узла сила прикладывается не к тому концу, к которому следует, то может произойти перетягивание. Оно деформирует узел или превращает его в другой. Иногда это делается намеренно.

Чтобы узел вышел правильным и аккуратным, нужно выбирать слабину, обтянуть узел. Этого действия требуют не все узлы. Только практика научит вас этой премудрости. Так же, как и другой – какой длины должна быть рабочая (ходовая) часть верёвки, чтобы узел вышел завершённым и безопасным.

Многие узлы, которые эффективно использовались на натуральных верёвках, не работают, «ползут», не держатся (или, говорят, «узел не держит») на нитках, жгутах, линях, шнурах и канатах, выполненных из синтетических материалов. Поэтому люди придумывают новые способы завязывания узлов на них, изобретают различные приспособления, такие, как, например, карабины, альпинистские скобы, обвязки и так далее.

Задача этой книги – научить вязать те узлы, которые используются при проведении соревнований по прикладному морскому троеборью. Они могут пригодиться в быту любому человеку. Это – очень полезные узлы, которые послужат и выручат не один раз.

 

Этот узел имеет много названий: рифовый, правильный, морской, обычный, крепкий, матросский, квадратный, гераклов, геркулесов, женский.

Первый способ вязания – полуузлами – один полуузел последовательно завязывается над другим. Двумя концами (оба они – ходовые, рабочие) завяжите полуузел. Снова скрестите концы: тот, который в полуузле оказался сверху коренной части другого конца, снова должен быть сверху, нижний должен быть снова снизу. Завяжите второй полуузел. Обтяните получившийся узел.

Второй способ завязывания – морской. Сделайте на одном конце перегиб. Другой конец введите в петлю со стороны коренной части верёвки. Обнесите сдвоенную верёвку и выведите ходовой конец из петли. Короткий и длинный концы должны выходить с одной стороны петли – сверху или снизу. Обтяните узел обеими руками, взяв в каждую длинный и короткий концы.

Морской способ развязывания прямого узла. Возьмите длинный и короткий концы узла с одной его стороны и потяните в разные стороны. Два полуштыка скиньте с распрямлённой верёвки.

Ткачи также используют этот узел для связывания ниток. Они это делают своим, удобным для них способом.

Прямой узел используют для того, чтобы взять рифы (уменьшить площадь парусов) на паруснике; соединить концы медицинской повязки; для упаковки вещей, для подвязывания кушаков (поясов). Не следует связывать этим узлом две верёвки, тем более – синтетические, потому что этот узел «ползёт», не держит. Конечно, можно закрепить его ходовые концы (хотя бы простым узлом), и использовать узел кратковременно и без сильной нагрузки для этой цели. Но для связывания двух верёвок существуют другие – надёжные узлы. Этому узлу жизнь доверять нельзя! Но он всё же полезен, и даёт начало целому семейству – «семейству прямого узла».

Использовать прямой узел для связывания двух верёвок, близких по диаметру, можно, но только в сочетании с другими узлами, а не в чистом виде.

 

Рифовым узлом берут рифы, уменьшая площадь парусов в свежую погоду; им можно завязать шнурки на обуви или бечеву, упаковывая вещи.

Такое название некогда носил прямой узел. Эти два узла отличаются друг от друга тем, что рифовый – это быстроразвязывающийся прямой узел с одним бантиком. Один из его ходовых концов введён в петлю перегибом (можно завязать прямой узел и просунуть один из ходовых концов обратно в петлю).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 709; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.136 с.)