Изобразительно-звуковой образ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изобразительно-звуковой образ



Изобразительно-звуковой образ - это элемент экранного искусства, который рождается из соотношения и взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов. [dedovkgu.narod.ru]

Звук на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы.

А вот изобразительно-звуковой образ складывается из:

видеоэффектов;

закадрового текста (+ темп, ритм);

шумов;

музыки.

Цельность ИЗО и его соответствие идейному замыслу обеспечивает телережиссер.

Современное телевидение немыслимо без видеоэффектов. Наиболее распространенные видеоэффекты - это монтажные переходы. Их называют своеобразными знаками препинания в экранном языке. Моментальная смена одного кадра другим называется прямым переходом. Такой эффект легко осуществить обычным переключением микшерного пульта с одной камеры на другую, при этом зритель увидит смену планов. Н.Н. Ефимова в своей диссертации на тему: Художественно-эстетический анализ звукового эфирного пространства телерадиовещания говорит, что это самая распространенная стыковка кадров при линейном монтаже. При нелинейном - происходит смена «адресов» видеосюжета. Эффекты вводятся при нелинейном монтаже в компьютерной программе или при прямой трансляции / записи с помощью монтажного пульта. Вытеснение одного изображения другим осуществляется при помощи затемнений, всевозможных шторок, наплывов (микшера). Можно использовать различные смазки в конце эпизода, получаемые при резком повороте съемочной камеры в сторону (в голубизну неба или черноту пропасти), уход в нерезкость или выход из нее. Также видеоэффектом принято считать замедленную съёмку. Например, на телеканале «National Geography» существует множество программ, в которых показывают птиц, животных и насекомых с применением данного эффекта. Это помогает зрителю увидеть красоту момента. Только в том случае, если этот монтажный стык несет смысловую нагрузку, оправдан драматургически, он может быть применен. Таким сочетанием переходов и стыков между кадрами журналист добивается различного психологического состояния у зрителя.

На телевизионном экране слову принадлежит ведущая роль. Изображение, как правило, монтируют под готовый закадровый комментарий. Слово на ТВ является основным источником информации. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик. В экранном искусстве слово существует как сильнейшее художественно-выразительное средство. Формы его использования самые различные: это может быть авторский комментарий (в кадре и за кадром), дикторский текст, интервью, диалоговые формы и монологи, тексты, воспроизводимые актерами, и тексты-размышления документальных героев.

Большое значение имеет темп произнесения слов в предложении, ритмика подачи словесного материала. Они зависят от темперамента режиссера и ведущего. Наиболее важная мысль должна звучать на нейтральном материале, а не на эмоционально насыщенном. Часто ритм определяет звучание той или иной телепередачи, а иногда даже жанра. Таковы, например, эссе на телеканале «Культура». В авторской программе Вульфа «Мой серебряный шар» спокойные, равномерные темп и ритм подачи материала. Неудивительно, ведь эссе - философский жанр. А вот в программе «Воскресное время» с Ирадой Зейналовой, наоборот, темп и ритм динамичны, отрывисты. Это привлекает внимание к материалу, заряжает зрителя энергией.

О.Ф. Нечай в книге «Телевидение как художественная система» поясняет, что в зависимости от видов и жанров телепроизведений изменяется специфика работы со словом, но уважительное, предельно внимательное отношение к нему является непреложным условием полноценного творчества, показателем профессионализма авторов.

Словесные формы:

Авторский комментарий (в кадре и за кадром). Например, эссе Сергея Соловьёва «Те, с которыми я…»;

Дикторский текст, интервью. Например, новостные выпуски;

Диалоговые формы и монологи. Например, сатирические жанры: «Кривое зеркало»;

Тексты, воспроизводимые актерами. Например, декламация стихотворений Сергея Есенина Безруковым;

Тексты-размышления документальных героев. Например, использование архивных кадров размышлений Людмилы Гурченко в фильме «Прощание».

Сейчас трудно представить себе искусство экрана без музыки. До появления в кинематографе звука, именно музыка сопровождала показ немых фильмов, восполняя неестественную для действия, протекающего во времени, тишину. Музыка как искусство стройного и согласного сочетания звуков - последовательных (мелодия, голос) и совместных (гармония, созвучие) - применяется авторами многочисленных телепрограмм, передач, фильмов, репортажей, реклам и клипов. Музыка вокальная и инструментальная, песни, симфонии, марши, оперы и оперетты, сонаты и сюиты - буквально все жанры можно встретить на телеэкране. С их помощью раскрываются идеи обобщенного плана, конкретные темы, выражаются чувства героев или самих авторов, их переживания, внутренний мир, эмоциональное состояние. [www.studfiles.ru]

. Музыка включается в строй произведения для создания атмосферыдействия,для характеристики среды обитания героев. Например, в специальных репортажах первого канала к 70-летию Победы используется военная музыка. Когда на экране появляются кадры боевых действий, звучат трогательные мелодии без слов. Это вносит дополнительную окраску, заставляет зрителя расчувствоваться.

. Музыкальное сопровождение любого действия может указать на географические координаты местности, где оно происходит. Национальные особенности тех или иных музыкальных произведений могут с наибольшей точностью охарактеризовать место действия,указать на принадлежность героев к определенной народности, подчеркнуть своеобразие архитектурных ансамблей разных регионов. Например, реклама индийского чая. Мы видим чайные плантации, но только с помощью музыки определяем их местонахождение.

. При помощи музыкальных произведений можно передать характерные приметы времени. Например, в путевых очерках «Орел и решка». Если ведущий хочет «переместить» зрителя в годы строительства того или иного города, музея, архитектурного ансамбля, воспроизводится музыка тех лет, зритель проникается характеристикой и особенностями прошлого.

. Музыкальное решение позволяет дать нужные характеристики героям телепроизведений. К примеру, с появлением в кадре одного из действующих лиц начинает звучать «его музыка». А затем, даже при отсутствии героя, музыка может напомнить о нем или сообщить о его приближении, вступив в композицию несколько раньше изображения. Такой приём часто используется в сатирических жанрах, например, в тележурнале «Ералаш».

. Музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, наиболее важный эмоциональный пласт. Например, в зарисовках на телеканале «Культура». В них образность преобладает над информацией, поэтому можно не использовать закадровый текст. Музыка и изображение передадут всю драматургию, эмоции.

. Музыкальное решение используется как своеобразный авторский комментарий,субъективный взгляд автора на изображаемое явление, его личностное отношение к видеоматериалу. Например, эссе Ираклия Андронникова или Льва Анненского. Музыка дополняет комментарии ведущего.

Шум - «всякие нестройные звуки, голоса, крик, стук, гул, рык, рев, шорох, долетающий до нашего слуха» (по словарю В. Даля) - не только в жизни обогащает восприятие действительности, но и на экране становится мощным выразительным средством в воссоздании окружающего нас мира. До 70-х годов фонограмма состояла в основном из музыки и слов, и только впоследствии шумы стали использоваться как самостоятельный элемент звукового решения телепроизведений. В экранном искусстве шумы подразделяются на закадровые и внутрикадровые. Завывание ветра, потрескивание дров в камине, пение птиц, лай собак, городской шум, гул самолета, рев сирен… Но недостаточно просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных творческих задач. Для того, чтобы привлечь внимание зрителя, подчеркнуть эмоцию, снимаемый объект выделяют не только оптически, к примеру, при помощи света, цвета или внутрикадрового движения, но и акустически. Например, в фильмах Александра Сакурова шумы являются основным пластом, на которых строится авторский замысел.

Звуковые акценты - шумовые, музыкальные и интонационные - помогают раскрыть скрытый глубинный смысл изображения, подчеркнуть наиболее существенные моменты действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя.

Может ли звук не только дополнять передачи и фильмы, но и лидировать в них? Какие функции он выполняет в различных телевизионных жанрах? Рассмотрим звуковой ряд на примере фильма «Молох» Александра Сокурова, рубрики «Мир знаний» телеканала Euronews и студенческого тележурнала «Тюмень - фронту».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)