Звуковой ряд как средство выразительности телеэкрана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звуковой ряд как средство выразительности телеэкрана



Курсовая работа

Звуковой ряд как средство выразительности телеэкрана

 


 

Введение

телевидение звукозапись изобразительный

Язык телеэкрана имеет свою систему выразительных средств, способных оказывать эмоциональное и психологическое воздействие на зрителей. Ракурс, свет, цвет, видеоряд способны, как и направить человека в русло межнациональной вражды, так и поднять его до уровня духовного просветления. Картинка - первый «кит», на котором стоит тележурналистика. Но именно звук - основа любого телевизионного продукта. Аудиоряд в СМИ, объединенный в систему, информирует человека на эмоциональном уровне, а эмоции, порождая ассоциативные реакции, формируют у реципиента звуковой образ.

Объектом исследования курсовой работы является звуковой ряд как часть телевизионного продукта.

Предмет исследования - основные функции звука на телеэкране.

Актуальность. Звук, который способен влиять восприятие произведения, не раз подвергался значительным изменениям, как в акустическом, так и в эмоциональном плане, а потому появилась необходимость не только проанализировать особенности существования звука в любом экранном произведении, но выявить те закономерности, которые способствуют этим превращениям.

Цель курсовой работы состоит в анализе эволюции становления звукового ряда как средства выразительности телеэкрана.

Задачи курсовой работы:

раскрыть понятие «звуковой ряд»;

проанализировать появление звука и звукозаписи;

проследить путь появление звукового ряда в СМИ;

выявить основные функции звукового ряда на телевидении на примере трёх телевизионных жанров.

В работе использованы публикации отечественных и зарубежных исследователей и материалы специализированных ресурсов Интернет.

Путь звукового ряда

Появление звукозаписи

 

Еще в Древней Греции существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии. То есть, первые устройства записи и воспроизведения звука были схожи с механизмами музыкальных шкатулок: и в тех, и в других использовался цилиндр, затем диск, который, вращаясь, делал возможным звуковое воспроизведение.

В музыкальных шкатулках для предварительной записи мелодии использовался металлический диск, на который была нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делались точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывала» последовательность нанесенных точек. Такие механические музыкальные инструменты могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, например, человеческий голос. Механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, могли приводиться в действие водой, песком, весом, пружиной, электричеством и, конечно, человеком.

В книге Е.Г.М. Елкина «Звук и изображение» наиболее полно описана история становления звукозаписи. Например, рассказывается о том, что в средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.

Вскоре появилось нотное письмо - графический способ изображения на бумаге музыкальных произведений. В древности мелодии записывались буквами, а современное нотное письмо (с обозначением высоты звуков, длительности тонов, тональности и нотными линейками) начало развиваться с ХII века. В конце XV века было изобретено нотопечатание, когда ноты начали печатать с набора, подобно книгам. [И. Алферов, реферат на тему «История и современное развития звукозаписи, 2008 г.]

А вот автоматическое воспроизведение музыки известно ещё с IX века, когда братья Бану Мусаоколо изобрели наиболее старинный из известных механических инструментов - «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического воспроизведения музыки до второй половины XIX века.

В эпоху возрождения появляются разнообразные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598 год), механические спинеты (XVI век), табакерки. Все эти изобретения также имели ограниченный набор мелодий.

Механическое пианино впервые было показано на выставке в Филадельфии в 1886 году, в нём использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы. Механизм пианол постоянно совершенствовался, а выпуск их продолжался до середины XX века.

В это же время во фландрийском городе Мелехен с XIV века научились отливать хроматически настроенные колокола. Собранные вместе, они соединялись с помощью проволочной трансмиссии с клавиатурой наподобие органной и такая музыкальная конструкция называлась карильон. Кстати, по-французски Мелехен звучит как Малин - вот откуда пошло выражение «малиновый звон».

Позже появилась механическая запись. Первым человеком, который высказал идею звукозаписи и звуковоспроизведения, был француз Шарль Кро. 30 апреля 1877 года Кро подал во Французскую Академию наук описание аппарата для записи и воспроизведения речи - «палефона». Француз предлагал использовать не только «валик», но и «диск со спиральной записью». Только вот спонсоров для своего изобретения Кро не нашел. Записываемый звук воздействовал через рупор на мембрану - так появился первый записывающий аппарат с мембраной - фоноавтограф. В нём игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого сажей.Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала в слое сажи форму звуковых колебаний.25 марта 1857 года французское правительство выдало Леону Скотту патент на изобретённое им устройство. Были записаны колебания в воздушном пространстве и разные голоса.

Воспроизведение человеческого голоса также приписывается Томасу Алва Эдисону (1847-1931 гг.). Он хотел создать передатчик для телефона, чтобы во много раз увеличить дальность телефонных разговоров, но создал нечто большее - фонограф. В фонографе Эдисона запись велась по винтовой линии путем вдавливания довольно толстой оловянной фольги, обернутой вокруг медного цилиндра, вращаемого от руки со скоростью около 1 об/мин, причем шаг винта на цилиндре составлял около 3 мм. Работа с фонографом началась 18 июля 1877 года, так записано в книге лабораторных записей Эдисона. 24 декабря была подана патентная заявка, а 19 февраля 1878 года Эдисон получил патент под номером 200521. Его изобретение произвела колоссальный эффект в обществе. Однако конструкция фонографа не позволяла получить качественного воспроизведения звука.

В диссертации М.И. Ермишева на тему: Звук как пластически-смысловое выражение идеи телевизионного документального фильма говорится, что многие изобретатели пытались усовершенствовать фонограф. Наибольших успехов достигли Александр Белл и Чарльз Тайнтер, которые в 1886 г. взяли патент на прибор, названный ими графононом. Они предложили применять поперечную запись, резание вместо выдавливания, а в качестве носителя записи - воск с добавкой парафина и других веществ. Но преодолеть недостатки фонографа не удалось. Настало время граммофона. «Граммофон» был изобретён в 1888 году Эмилем Берлинером. Вместо воскового валика использовалась грампластинка. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. С 1897 года уже изготовлялись пластинки из шеллака, шпата и сажи. Кроме обычных граммофонов были и тумбовые. Заслуга Берлинера состояла также и в том, что он осознал необходимость копирования записи с оригинала (матрицы). Возможность тиражирования аудиозаписей - краеугольный камень всей современной звукозаписывающей индустрии.В 1897 году Берлинер открыл в США первую в мире фабрику по производству грампластинок и граммофонов - «Victor Talking Machine Co.». Затем, в Великобритании, Берлинер создает компанию «E. Berliner's Gramophone Co.». Уже к началу 1902 года компании предприимчивого изобретателя реализовали свыше четырех миллионов грампластинок.

В 1881 г. на Всемирной выставке в Париже изобретатель Клемент Адер впервые осуществил двухканальную передачу звука из оперного театра. Передача велась по телефонным проводам, соединенным с двумя группами микрофонов, одна из которых размещалась справа, а другая слева от сцены. Слушать передачу можно было по телефону с помощью пары наушников. В 1912 г. подобные опыты были повторены в Берлине.

Запись граммофонных пластинок осуществлялась только в специальных студиях звукозаписи. В 1940-1950 годы в Москве на улице Горького существовала студия, где за небольшую плату можно было записать маленькую пластинку диаметром сантиметров 15 - звуковой «привет» своим родным или знакомым. В те же годы на кустарных звукозаписывающих аппаратах осуществляли подпольную запись пластинок джазовой музыки и блатных песенок, подвергавшихся в те годы гонению. Материалом для них служила отработанная рентгеновская пленка.

В лекциях Национального открытого университета рассказывается об еще одном открытии, повлиявшем на становление звукозаписи. В 1898 году датский инженер Вольдемар Паульсен (1869-1942) изобрел аппарат для магнитной записи звука на стальной проволоке. Назвал он его «телеграфоном». Так появилась магнитная звукозапись.После окончания Второй мировой войны, начиная с 1945 года, магнитная запись получила самое широкое распространение во всем мире. На американском радиомагнитная запись была впервые использована в 1947 году для трансляции концерта популярного певца Бинга Кросби. Бинг Кросби затем вложил свои средства в производство магнитофонов. В 1950 году в США уже продавалось 25 моделей магнитофонов. Первый двухдорожечный магнитофон выпустила немецкая фирма AEG в 1957 году. А еще позднее появились двухкассетные магнитофоны, в которых процесс перезаписи с одной кассеты на другую был максимально упрощен.

Вскоре появилась запись на компакт-кассетах. Компакт-кассета «прижилась» не только на улице, но и в автомобилях, для которых была выпущена автомагнитола. Она представляет собой комбинацию радиоприемника и кассетного магнитофона. Кроме компакт-кассеты, была создана микрокассета размером в спичечную коробку для портативных диктофонов и телефонов с автоответчиком. Диктофон (от лат. dicto - говорю, диктую) - это разновидность магнитофона для записи речи с целью, например, последующего печатания ее текста.В 1979 году компании Philips и Sony создали совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинку, - оптический диск (компакт-диск - Compact Disk - СD) для записи и воспроизведения звука. В 1982 году началось массовое производство компакт-дисков на заводе в Германии.

После изобретения компакт-дисков началось стремительное развитие звукозаписи, которое привело к появлению DVD, AUDIO, HI - MD, mp 3, ITunes Store. Эти звукозаписывающие системы включены в обиход каждого современного человека. Данные системы звукозаписи позволяют не только быстро и качественно записывать и прослушивать звуки, но и представляют собой компактные носители, поэтому пользуются большой популярностью.

Звуковой ряд и телевидение

Комментарий;

Репортаж «Страх от А до Я» повествует о том, как научиться управлять своими комплексами и страхами, где можно приобрести подобные навыки. С помощью закадрового текста ведущая высказывает своё личное мнение о предлагающихся методиках, вооружая зрителя системой научных знаний, умений.

В репортаже «Терпимость как школьный предмет» рассказывает о конфликтах из-за инакомыслия. Ведущая не раз упоминает в закадровом тексте об ужасных последствиях таких конфликтов, о страхе, в котором вынуждены находиться дети. Зритель сочувствует детям, попавшим под гнёт сверстников. Следовательно, он полностью вовлечен в систему пропаганды толерантности.


3.3 На примере тележурнала «Тюмень - фронту», Евразион

 

Тележурнал «Тюмень - фронту» - это творческая работа к 70-летию Победы в ВОВ студентов-журналистов 3 курса Тюменского государственного университета. Он состоит из четырёх сюжетов о тыловых местах Тюмени, историю которых современные горожане практически не знают: судоверфь, железнодорожный вокзал, школа №13 и организация «Молодая гвардия». Лейтмотивом через весь тележурнал проходит военная музыка. Она используется как самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, эмоциональный пласт. Она служит фоном и перестаёт быть автономным видом искусства, она становится компонентом языка, одним из его средств выразительности. Музыка здесь не лидирует, а лишь дополняет изображение и закадровый текст.

Функции музыки:

1. Композиционный приём;

Военная музыка включается в строй произведения для создания атмосферы действия и для передачи характерных примет времени.

.   Эмоционально-оценочная функция;

Музыка воздействует на мышление и чувства человека. Она образует переживания, сочувствия, глубокую скорбь к людям, пережившим страшные годы. Зритель пытается понять смысл произведения через философскую концепцию. Мы видим архивные кадры Тюмени и её жителей в годы войны, мы слышим закадровый текст, описывающий жизнь города. С помощью музыки зритель осознаёт важность происходящего.

3. Комментарий.

Зритель видит тяжёлый труд работников тюменского тыла и слышит музыку, повествующую о том, что Победа совсем близко. Зритель прослеживает в этом приёме индивидуальную позицию автора.


Заключение

 

Звуковой ряд на телевидении - это межличностное - индивидуальное и коллективное - общение. Становясь средством масштабного коллективного общения, звук раскрывает возможность накопления массовых настроений, инициации различных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Он способствует формированию массового сознания и становится средством выражения общественного мнения.

Мы рассмотрели звуковой ряд как средство выразительности телеэкрана на примере трёх жанров: фильма, специального репортажа и тележурнала. В каждом из указанных жанров функции звука отличаются. Это связано с целью программы и её аудиторией. Художественно-философский фильм предназначен для узкого круга людей с высшим образованием. Это «кино не для всех». Цель такого кино - дать возможность зрителю додумать. Именно поэтому в основе фильма лежат шумы, которые выполняют наибольшее количество функций звукового ряда: информационную, комментарий, композиционный приём, эмоциональный настрой. В фильме «Молох» звук лидирует над изображением, а не дополняет его. Все функции несут одинаковую важность. А вот специальный репортаж нацелен на оперативное освещение актуальных проблем. В его основе лежит закадровый текст, который призван информировать - здесь это главная функция звукового ряда. Без закадрового текста невозможно оперативно донести до зрителя все нюансы проблемы. Следовательно, звуковой ряд здесь лидирует над изображением, что нельзя сказать о военной музыке в тележурнале. Она лишь дополняет картинку, вносит дополнительную эмоционально-оценочную окраску.

Таким образом, можно выделить следующие функции звукового ряда:

1. Информационная функция;

.   Комментарий;

.   Композиционный приём;

.   Эмоционально-оценочная функция.

 


Библиографический список

 

1. Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. «Телевизионная журналистика». М., 2002 г.

Курсовая работа

Звуковой ряд как средство выразительности телеэкрана

 


 

Введение

телевидение звукозапись изобразительный

Язык телеэкрана имеет свою систему выразительных средств, способных оказывать эмоциональное и психологическое воздействие на зрителей. Ракурс, свет, цвет, видеоряд способны, как и направить человека в русло межнациональной вражды, так и поднять его до уровня духовного просветления. Картинка - первый «кит», на котором стоит тележурналистика. Но именно звук - основа любого телевизионного продукта. Аудиоряд в СМИ, объединенный в систему, информирует человека на эмоциональном уровне, а эмоции, порождая ассоциативные реакции, формируют у реципиента звуковой образ.

Объектом исследования курсовой работы является звуковой ряд как часть телевизионного продукта.

Предмет исследования - основные функции звука на телеэкране.

Актуальность. Звук, который способен влиять восприятие произведения, не раз подвергался значительным изменениям, как в акустическом, так и в эмоциональном плане, а потому появилась необходимость не только проанализировать особенности существования звука в любом экранном произведении, но выявить те закономерности, которые способствуют этим превращениям.

Цель курсовой работы состоит в анализе эволюции становления звукового ряда как средства выразительности телеэкрана.

Задачи курсовой работы:

раскрыть понятие «звуковой ряд»;

проанализировать появление звука и звукозаписи;

проследить путь появление звукового ряда в СМИ;

выявить основные функции звукового ряда на телевидении на примере трёх телевизионных жанров.

В работе использованы публикации отечественных и зарубежных исследователей и материалы специализированных ресурсов Интернет.

Путь звукового ряда

Появление звукозаписи

 

Еще в Древней Греции существовали театры самодвижущихся фигурок - андроидов. Движения некоторых из них сопровождались механически извлекаемыми звуками, складывающимися в мелодии. То есть, первые устройства записи и воспроизведения звука были схожи с механизмами музыкальных шкатулок: и в тех, и в других использовался цилиндр, затем диск, который, вращаясь, делал возможным звуковое воспроизведение.

В музыкальных шкатулках для предварительной записи мелодии использовался металлический диск, на который была нанесена глубокая спиральная канавка. В определенных местах канавки делались точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывала» последовательность нанесенных точек. Такие механические музыкальные инструменты могли воспроизводить мелодии, но не способны были записывать произвольные звуки, например, человеческий голос. Механические изобретения воспроизводили музыку, записанную на бумагу, дерево, могли приводиться в действие водой, песком, весом, пружиной, электричеством и, конечно, человеком.

В книге Е.Г.М. Елкина «Звук и изображение» наиболее полно описана история становления звукозаписи. Например, рассказывается о том, что в средние века были созданы куранты - башенные или большие комнатные часы с музыкальным механизмом, издающие бой в определенной мелодической последовательности тонов или исполняющие небольшие музыкальные пьесы. Таковы Кремлевские куранты и Биг Бен в Лондоне.

Вскоре появилось нотное письмо - графический способ изображения на бумаге музыкальных произведений. В древности мелодии записывались буквами, а современное нотное письмо (с обозначением высоты звуков, длительности тонов, тональности и нотными линейками) начало развиваться с ХII века. В конце XV века было изобретено нотопечатание, когда ноты начали печатать с набора, подобно книгам. [И. Алферов, реферат на тему «История и современное развития звукозаписи, 2008 г.]

А вот автоматическое воспроизведение музыки известно ещё с IX века, когда братья Бану Мусаоколо изобрели наиболее старинный из известных механических инструментов - «водный орган», который автоматически проигрывал сменные цилиндры. Цилиндр с выступающими «кулачками» на поверхности оставался основным средством для механического воспроизведения музыки до второй половины XIX века.

В эпоху возрождения появляются разнообразные механические музыкальные инструменты, использующие цилиндр для воспроизведения мелодий: шарманки (XV век), музыкальные часы (1598 год), механические спинеты (XVI век), табакерки. Все эти изобретения также имели ограниченный набор мелодий.

Механическое пианино впервые было показано на выставке в Филадельфии в 1886 году, в нём использовалась бумажная перфорированная лента, которая позволяла записывать длинные пьесы. Механизм пианол постоянно совершенствовался, а выпуск их продолжался до середины XX века.

В это же время во фландрийском городе Мелехен с XIV века научились отливать хроматически настроенные колокола. Собранные вместе, они соединялись с помощью проволочной трансмиссии с клавиатурой наподобие органной и такая музыкальная конструкция называлась карильон. Кстати, по-французски Мелехен звучит как Малин - вот откуда пошло выражение «малиновый звон».

Позже появилась механическая запись. Первым человеком, который высказал идею звукозаписи и звуковоспроизведения, был француз Шарль Кро. 30 апреля 1877 года Кро подал во Французскую Академию наук описание аппарата для записи и воспроизведения речи - «палефона». Француз предлагал использовать не только «валик», но и «диск со спиральной записью». Только вот спонсоров для своего изобретения Кро не нашел. Записываемый звук воздействовал через рупор на мембрану - так появился первый записывающий аппарат с мембраной - фоноавтограф. В нём игла соприкасалась с поверхностью вращаемого вручную стеклянного цилиндра, покрытого сажей.Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала в слое сажи форму звуковых колебаний.25 марта 1857 года французское правительство выдало Леону Скотту патент на изобретённое им устройство. Были записаны колебания в воздушном пространстве и разные голоса.

Воспроизведение человеческого голоса также приписывается Томасу Алва Эдисону (1847-1931 гг.). Он хотел создать передатчик для телефона, чтобы во много раз увеличить дальность телефонных разговоров, но создал нечто большее - фонограф. В фонографе Эдисона запись велась по винтовой линии путем вдавливания довольно толстой оловянной фольги, обернутой вокруг медного цилиндра, вращаемого от руки со скоростью около 1 об/мин, причем шаг винта на цилиндре составлял около 3 мм. Работа с фонографом началась 18 июля 1877 года, так записано в книге лабораторных записей Эдисона. 24 декабря была подана патентная заявка, а 19 февраля 1878 года Эдисон получил патент под номером 200521. Его изобретение произвела колоссальный эффект в обществе. Однако конструкция фонографа не позволяла получить качественного воспроизведения звука.

В диссертации М.И. Ермишева на тему: Звук как пластически-смысловое выражение идеи телевизионного документального фильма говорится, что многие изобретатели пытались усовершенствовать фонограф. Наибольших успехов достигли Александр Белл и Чарльз Тайнтер, которые в 1886 г. взяли патент на прибор, названный ими графононом. Они предложили применять поперечную запись, резание вместо выдавливания, а в качестве носителя записи - воск с добавкой парафина и других веществ. Но преодолеть недостатки фонографа не удалось. Настало время граммофона. «Граммофон» был изобретён в 1888 году Эмилем Берлинером. Вместо воскового валика использовалась грампластинка. Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида. С 1897 года уже изготовлялись пластинки из шеллака, шпата и сажи. Кроме обычных граммофонов были и тумбовые. Заслуга Берлинера состояла также и в том, что он осознал необходимость копирования записи с оригинала (матрицы). Возможность тиражирования аудиозаписей - краеугольный камень всей современной звукозаписывающей индустрии.В 1897 году Берлинер открыл в США первую в мире фабрику по производству грампластинок и граммофонов - «Victor Talking Machine Co.». Затем, в Великобритании, Берлинер создает компанию «E. Berliner's Gramophone Co.». Уже к началу 1902 года компании предприимчивого изобретателя реализовали свыше четырех миллионов грампластинок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.05 с.)