Тематическая и жанровая модель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематическая и жанровая модель



 

Журнал «Русская жизнь» выходит с апреля 2007 г. два раза в месяц. Объём составляет 112 страниц, тираж 30 тысяч экземпляров. Учредителем является ООО Издательский дом «Ключ-С», председателем редакционного совета - Николай Левичев, представитель руководства партии «Справедливая Россия». Главный редактор Дмитрий Ольшанский, известный журналист и блоггер. Среди постоянных авторов писатели Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Михаил Харитонов, публицисты Евгения Долгинова, Аркадий Ипполитов, Олег Кашин, Евгения Пищикова, критики Денис Горелов, Максим Семеляк и другие.

В ходе контент-анализа было установлено, что основу тематической модели издания составляют социальная и нравственная проблематика, причём характерной особенностью «Русской жизни» является то, что эти две группы проблем подаются в связи друг с другом, они рассматриваются авторами как единое целое, как явления взаимозависимые. Соответственно, говоря о проблематике издания, можно смело говорить о том, что доминирующей на его страницах является социально-нравственная проблематика. Также значительное место занимают проблемы политические и культурные, в то время как экономическая проблематика в «Русской жизни» сведена к минимуму и серьёзно авторами издания не исследуется.

Характерной чертой журнала является также и то, что основная масса материалов посвящена не текущим событиям, а осмыслению процессов, происходящих в обществе на протяжении последних тридцати лет. Это, впрочем, не означает полного исключения публикаций по темам, относящимся к «повестке дня»: так, в №15 за 13 августа 2008 г. помещена статья, посвящённая смерти А.И. Солженицына, которая в те дни была одной из главных тем во всех изданиях. При этом в статье фигура Солженицына рассматривается в контексте истории - и в этом одна из главных особенностей издания: рассмотрение любой актуальной проблемы в историческом контексте, выяснение того места, которое она занимает или займёт в процессе развития общества. Важно также отметить и регулярную публикацию «вневременных» материалов - как правило, это тексты, затрагивающие философскую или культурную проблематику, либо такие материалы, в которых создаются «вечные образы», образы, связанные одновременно со всеми эпохами и с современностью в том числе. В них нет новостного в обычном смысле информационного повода, нет привязки к определенному моменту во времени, в них присутствуют авторские размышления на тему произведения искусства или философской проблемы, либо создаётся образ «вечной проблемы». Таково, например, эссе Дмитрия Данилова «Хроники пикирующего» (№20, 22 октября 2008 г.), в котором проблема пьянства исследуется как явление вневременное через создание образа человека в разной степени алкогольного опьянения.

В связи с обращённостью «Русской жизни» в прошлое некоторые журналисты делали вывод о пассеистическом духе издания: «Основное содержание «Русской жизни» - неизбывная тоска по трагическому отсутствию этой жизни. Наверное, именно поэтому даже две статьи о городах (Олега Кашина об Иванове и Алексея Митрофанова о Таганроге) полны тоской по ушедшему. Прошлое в «Русской жизни» всегда лучше настоящего: «Ленин и Блок» из текста Дмитрия Быкова убедительней и ярче всех 90-х и 2000-х, образец воспитания по Дмитрию Ольшанскому «Малолетка беспечный» - почти слепок с аксаковского «Детства Багрова-внука», старые объявления (Евгения Пищикова, «Вечный зов») интересней сегодняшних», - писал Михаил Бударагин о двух первых номерах журнала в своей колонке. Но при этом аналитики упускали из виду то, что «Русская жизнь» занимается осмыслением современной действительности как отрезка отечественной истории, для чего и использует огромное количество ссылок на «времена минувшие».

Основу жанровой модели журнала «Русская жизнь» составляют художественно-публицистические жанры - прежде всего, эссе и очерки. Это подразумевает предельно авторский, субъективный взгляд на события и проблемы, а также направленность на осмысление ситуации на уровне обобщений, сравнений, типизации, что несвойственно массовым информационно-аналитическим изданиям. При этом информационных материалов на страницах «Русской жизни» нет совсем, что свидетельствует об обращении издания не к сиюминутным проблемам и событиям, а к процессам, происходящим в обществе. Направленность на исследование развития проблем в динамике - одна из отличительных особенностей издания.

Принципиальную «непохожесть» «Русской жизни» на другие издания отмечает и сам главный редактор Д. Ольшанский: «Нам очень быстро стало понятно, что нет никакого смысла ставить журнал в ряд с другими, нет смысла пытаться играть в ту же игру, в какую играют «Итоги», «Профиль», «Власть» и т.д., но только более стилистически изощрённо». Он же определяет свой журнал как «литературное издание, но отличающееся иной моделью по отношению к старым литературным журналам».

Тем не менее, несмотря на то что, главный редактор «Русской жизни» называет своё издание «литературным», отнести его к типу «толстых» литературных журналов не представляется возможным. Во-первых, «Русская жизнь» практически не публикует художественные произведения (за редким исключением), тем более повести и романы. Во-вторых, литературно-критический отдел, являющийся необходимой составляющей всякого литературного журнала, представлен в журнале в крайне редуцированном виде - в виде рубрики «Художество», которая занимает всего несколько полос и содержит не столько материалы критического характера, сколько эссе на тему того или иного художественного произведения.

Итак, в результате контент-анализа установлено, что на страницах «Русской жизни» доминирует социально-нравственная проблематика, а каждое событие или явление рассматривается с точки зрения его места в историческом процессе, в связи с чем «Русская жизнь» отличается обращённостью в прошлое. Обращённость в прошлое вырастает в необходимость типизации, обобщения и сравнения явлений, что определяет и специфику жанровой модели издания: материалы информационного характера заменены комментариями и аналитическими статьями, а основу журнала составляют жанры художественно-публицистические - прежде всего, эссе и очерки.

В связи с этим возникает проблема с определением места «Русской жизни» среди других российских СМИ. Для этого обратимся к контекстуальному анализу издания, а также к анализу отдельных разделов и публикаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.004 с.)