Информационная политика журнала «Русская жизнь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная политика журнала «Русская жизнь»



Введение

 

Актуальность темы исследования. Система российских печатных СМИ в последние двадцать лет претерпевает многочисленные изменения: в течение длительного времени появлялись не только новые издания, но и новые типы изданий, как созданные по западным моделям, так и продуманные с нуля в России. К настоящему моменту система отечественной прессы сформировалась как явление стабильное, оформилась и типология газет и журналов. Однако и в конце 2000-х гг. на рынке печатных средств массовой информации периодически появляются такие издания, которые с трудом вписываются в существующую типологию. К таковым относится журнал «Русская жизнь», возникший в апреле 2007 г.: он выходит раз в две недели, отличается строгим дизайном в традициях «Огонька» 1980-х гг. и сведённым к минимуму информационным началом. Некоторые журналисты окрестили «Русскую жизнь» «отечественным “Нью-Йоркером”», подразумевая не только схожесть специфики этого издания со знаменитым американским журналом, но и трудность в определении места «Русской жизни» среди отечественной прессы.

Публикациям в журнале «Русская жизнь» свойственна объёмность, формальная усложнённость и жанровая специфичность, а состав редакции, в которую входят известные, опытные публицисты и писатели (Д. Быков, О. Кашин, Д. Ольшанский, Е. Пищикова, З. Прилепин, А. Тимофеевский, М. Чудакова и др.), свидетельствует о высоком художественном уровне публикуемых здесь материалов.

Главный редактор журнала Дмитрий Ольшанский называет свой журнал «литературным изданием, отличающимся иной моделью по отношению к старым литературным журналам», и такое определение продиктовано желанием отстранится от тех изданий, с которыми «Русской жизни» приходится конкурировать на медиаполе прежде всего (в силу схожести объёмов, периодичности выхода и внимания к актуальным проблемам), - с информационно-аналитическими еженедельниками. Это противопоставление продиктовано тем, что подход к освещению текущих проблем и событий у журнала «Русская жизнь» и информационно-аналитических еженедельников в корне отличается.

Так, анализ содержания журнала «Итоги» показал, что в основе тематической модели этого издания лежат проблемы экономики и политики, и темы социальные подаются в контексте этих проблем. При этом нравственная и философская проблематика на страницах «Итогов» отсутствует полностью.

Более 90% публикаций в журнале «Итоги» касаются «повестки дня», событий последних недель или месяцев, в то время как публикации, в которых речь идёт о прошлом, сведены к минимуму.

Основные жанры, представленные в журнале «Итоги», - это комментарии, аналитические статьи и материалы информационного характера. Особенность художественно-публицистических жанров в этом издании в том, что они тяготеют к сращению с жанрами аналитическими: например, материал «Автостоп» (№24, 8 июня 2009 г.), посвящённый кризису в Детройте, написан в форме репортажа с элементами анализа социально-экономической ситуации в Америке в целом, и созданию «картинки» города посвящено гораздо меньше места, чем анализу экономического кризиса в стране.

Таким образом, «Итоги» стремятся к анализу существующих в настоящее социальных проблем, подчёркивая их взаимосвязь с проблемами экономики и политики. Соответственно и основные жанры, представленные на страницах журнала, - это комментарии и аналитические статьи. Очерки и репортажи в «Итогах» также тяготеют к аналитичности.

Журналу «Русский репортёр», как выяснилось по итогам контент-анализа, также свойственно повышенное внимание к проблемам экономики, однако главное место здесь занимает социальная проблематика. Как и в «Итогах», анализ социальных проблем ведётся параллельно с анализом проблем экономических и - в меньшей степени - политических. Нравственная и философская проблематика на страницах этого издания отсутствуют, в то время как материалы, направленные на удовлетворение читательского любопытства, но не касающиеся каких-либо «острых» вопросов, занимают едва ли не самое большое место (более 30%).

Подавляющее большинство материалов (свыше 90%) в журнале «Русский репортёр» посвящено событиям, проблемам и тенденциям настоящего времени (как правило, за последние несколько месяцев), а публикации, касающиеся прошлого, единичны.

В основе жанровой модели «Русского репортёра» лежат жанры информационные: заметка, расширенная заметка и репортаж. Несколько репортажей присутствует в каждом номере, они играют роль «гвоздевых» материалов. Аналитические и художественно-публицистические материалы представлены в этом издания в значительно меньшей степени.

То есть, журнал «Русский репортёр» несколько отстраняется от политики и делает акцент на поиске реальных фактов, иллюстрирующих существующие сегодня экономические и социальные проблемы. Поиск фактов определяет и выбор в качестве основы информационных жанров и в первую очередь жанра репортажа. «Русский репортёр» ставит целью анализ актуальных социальных проблем через призму экономики с обязательным поиском примеров из действительности. Стремление стать массовым изданием с большими тиражами приводит к тому, что «Русский репортёр» сводит к минимуму авторскую журналистику, эссеистику и публикует множество материалов сугубо развлекательного или просветительского толка.

В отличие от «Итогов» и «Русского репортёра», журнал «Русская жизнь», как показывают итоги контент-анализа, практически полностью исключает со своих страниц экономическую проблематику. В основе тематической модели этого издания - социально-нравственная проблематика, что нетипично для современной отечественной прессы.

Помимо этого, важным отличием «Русской жизни» от информационно-аналитических еженедельников является сниженное внимание к «повестке дня». Большая часть публикаций посвящена не текущим событиям, а осмыслению процессов, происходивших в обществе в течение последних тридцати лет. Кроме того, немало места (15%) уделяется на страницах этого журнала и публикациям исторического толка.

Существенные различия журнала «Русская жизнь» с информационно-аналитическими еженедельниками просматриваются и на уровне выбора жанров. При полном отсутствии сугубо информационных материалов «Русская жизнь» содержит множество художественно-публицистических текстов: эссе и очерков (почти 50%). Большую роль в «Русской жизни» играют комментарии и аналитические статьи: общее их количество составляет 35% от всех публикаций. При этом особенностью аналитических материалов в журнале «Русская жизнь» является то, что они испытывают существенное влияние художественной публицистики и часто становятся похожими на эссе.

Повышение роли художественной публицистики, внимание к «вечным» нравственным проблемам и тяготение к рассмотрению ситуаций и процессов в историческом контексте свидетельствует о стремлении журнала «Русская жизнь» не к сообщению и анализу фактов сегодняшней действительности, а к осмыслению их с точки зрения развития русской жизни (что подчеркивается самим названием журнала). Поэтому издание и называет себя литературным, однако мы не можем так его назвать, поскольку в традиционную модель «толстого» литературного журнала «Русская жизнь» не вписывается: здесь отсутствует как обязательный для таких изданий отдел критики, так и раздел с художественными произведениями.

В связи с этим изучение журнала «Русская жизнь» как самобытного явления в современной русской журналистике представляется актуальным с точки зрения типологии прессы и с точки зрения журналистского мастерства. Определение типа издания может служить развитию типологии отечественной прессы. Специфика издания делает оправданным также и изучение журнала «Русская жизнь» с точки зрения ценностей, пропагандируемых на его страницах.

Степень изученности темы. За годы своего существования отечественная наука накопила множество работ как по типологии СМИ, так и по журналистскому мастерству, однако специальных работ, посвящённых журналу «Русская жизнь», нет в силу молодости издания. В качестве примера издания определённого типа при изучении типологии печатных средств массовой информации в научных работах «Русская жизнь» также не рассматривалась

Вопросы типологии достаточно полно разработаны в научной литературе. Для проведения типологического анализа журнала «Русская жизнь» основой послужили исследования таких авторов, как А.И. Акопов, Е.А. Корнилов, А.И. Станько, М.В. Шкондин, М.И. Шостак.

Вопросы журналистского мастерства также являются предметом многочисленных исследований. Сообразно с жанровой моделью журнала «Русская жизнь» и отдельными индивидуальными особенностями его авторов в качестве основы для исследования публикаций в журнале послужили работы В.М. Горохова, А.Л. Дмитровского, М.Н. Кима, Е.П. Прохорова, М.И. Стюфляевой, А.Н. Тепляшиной и других. Кроме того, в ходе исследования публикаций в журнале «Русская жизнь» возникла необходимость обращения к теории потребностей, разработанной А. Маслоу, и конкретно к его работам, посвящённым исследованию «бытийных» ценностей.

Цель исследования - выявить типологические особенности журнала «Русская жизнь», его коммуникативную стратегию.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) выявить доминирующие в издании темы;

2) определить преобладающие на страницах «Русской жизни» жанры;

)   выявить особенности взаимодействия различных материалов в рамках номера;

)   провести проблемно-тематический и аксиологический анализ текстов основных жанров;

)   определить коммуникативные задачи журнала и его целевую аудиторию;

)   определить функции журнала;

)   сделать вывод о его типологической принадлежности.

Объектом исследования являются публикации в журнале «Русская жизнь» в их единстве и взаимосвязи.

Предмет исследования составляют художественные, проблемно-тематические, жанровые особенности публикаций в журнале «Русская жизнь» и специфика их взаимосвязи в контексте издания.

Эмпирическим материалом для исследования послужили все номера журнала «Русская жизнь», вышедшие в период с апреля 2007 г. по май 2009 г. включительно. В ходе контекстуального анализа были рассмотрены все рубрики журнала. Анализ художественной и проблемно-тематической специфики отдельных материалов и ценностей, пропагандируемых авторами, проводился на примере рубрики «Образы» как наиболее показательной в этом плане, а также на примере публикаций отдельных авторов (А. Ипполитов, Д. Данилов).

В соответствии с поставленными задачами теоретико-методологическую основу исследования составили работы по типологии прессы (А.И. Акопов, Я.Г. Засурский и др.), монографии с применением метода контекстуального анализа (В.Б. Смирнов), работы, посвящённые социологическим методам в журналистике (Л.Н. Федотова), работы по теории журналистских жанров (А.Л. Дмитровский, М.Н. Ким, А.Н. Тепляшина и др.) и по теории человеческих потребностей (А. Маслоу). В ходе исследования применялись методы контент-анализа, контекстуального анализа, проблемно-тематического, жанрового и аксиологического анализа, элементы структурного и жанрового анализа.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые подвергнут анализу журнал «Русская жизнь», отличающийся рядом характерных особенностей и являющийся нестандартным явлением на российском медиаполе. В ходе исследования проведён анализ микро и макроконтекста издания и выявлена специфика взаимосвязи материалов в рамках одного номера, определены специфика публикаций в журнале «Русская жизнь» и ценности, пропагандируемые его авторами.

Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в том, что проведённый аксиологический анализ публикаций в журнале «Русская жизнь» может стать основой для дальнейшего сопоставления различных печатных изданий по тем ценностям, которые они пропагандируют и создание типологии отечественных средств массовой информации по данному основанию. Кроме того, определение места анализируемого издания в системе российских СМИ может способствовать развитию и уточнению представлений о современной системе печатных СМИ, расширению типологии прессы.

Структура работы подчинена логике достижения поставленной цели и решения обозначенных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу журнала как единого целого и включает в себя контекстуальный и аксиологический анализ с репрезентацией результатов. Во второй главе рассматриваются публикации Аркадия Ипполитова и Дмитрия Данилова, поскольку в их творчестве наиболее полно проявляются программные установки журнала, особенности формального и тематического своеобразия «Русской жизни».

 


Заключение

 

В ходе исследования были выполнены поставленные задачи, которые помогли в определении места журнала «Русская жизнь» в типологии российских печатных средств массовой информации.

) Доминирующими темами на страницах журнала «Русская жизнь» являются темы, касающиеся социальной сферы (то есть, жизнь человека как члена общества и функционирование общества как системы, проблемы семьи, труда, образования, воспитания и т.д.). То есть, объектом публицистического внимания становится повседневная жизнь россиян во всём её многообразии, и это многообразие подчёркивается выбором тем номера («Земство», «Телевизор», «Интеллигенция», «Бедность» и др.). Выход на макроуровень (политические и экономические процессы) прослеживается в минимальной степени.

Отличительной особенностью издания является сочетание тем социальных с темами нравственными, что позволяет обозначить центральную проблематику «Русской жизни» как социально-нравственную. Оценка того или иного явления общественной жизни с нравственной точки зрения неизменно проявляется в подавляющем большинстве публикаций, а в отдельных тематических номерах («Страхи», «Грехи», «Добродетели» и др.) ключевое место занимают нравственные и околофилософские вопросы в чистом виде.

Кроме того, значительное место на страницах издания занимают темы политики и культуры. При этом политика редко оказывается объектом журналистского внимания, скорее она выступает как одно из явлений, с которым индивиду приходится сталкиваться в повседневной жизни. Тема политики возникает в «Русской жизни», как правило, в опосредованном виде: рассматриваемые социально-нравственные проблемы видятся авторам журнала как следствие проблем политико-экономических. Теме культуры свойственно проникновение в том или ином виде практически во все публикации, однако в «чистом» виде она исследуется только в разделе «Художество», содержащем рецензии на фильмы, музыкальные релизы, выставки и статьи, близкие к критическим.

Экономические темы на страницах издания практически не присутствуют. Явления экономической сферы возникают лишь в контексте социально-нравственной проблематики как возможные причины тех или иных тенденций, ситуаций и проблем в обществе.

) «Русскую жизнь» отличает полное отсутствие информационных жанров и замещение их жанрами аналитическими - комментарием, аналитической статьёй, обозрением. Однако основу жанровой модели издания составляют жанры художественно-публицистические: эссе, очерки, рецензии. Тяготение к эссеизации свойственно и аналитическим текстам, публикуемым в журнале, а сами эссе и очерки нередко тяготеют к тому, чтобы превратиться художественные тексты, став произведением не журналистским, а литературным. Иногда на страницах «Русской жизни» публикуются тексты, по определению являющиеся художественными: например, поэма Марии Степановой «Вторая проза» (№16, 26 августа 2008 г.), однако их влияние на концепцию издания не существенно.

) Исследование показало, что влияние на каждый материал в журнальном контексте оказывает тема номера (все номера «Русской жизни» являются тематическими) и такой способ раскрытия этой темы, который мы назвали «сужающейся моделью». Сужающаяся модель предполагает, что по мере движения от первой страницы журнала к последней тема номера будет рассматриваться со всё более узкой точки зрения. Раздел «Былое» служит прологом ко всему номеру и демонстрирует связь времён; в разделе «Думы» даётся анализ проблемы в историческом контексте, в её максимально обобщённом виде; в разделе «Образы» исследуются различные аспекты проблемы; разделы «Мещанство», «Гражданство», «Семейство» призваны показать проблему с точки зрения «маленького человека», обывателя, представителя массы. Соответственным образом распределяются и жанры: раздел «Думы» тяготеет к использованию аналитических жанров, в разделе «Образы» публикуются в основном эссе, а в разделах «Мещанство», «Гражданство» и «Семейство» - очерки.

Однако эта модель соблюдается не всегда, и номера, в которых не просматривается сужение проблемы («Телевизор», «Волга» и др.), оказываются наиболее слабыми, нецельными, похожими на альманахи. Важным фактором является жанровый баланс: если в номере наблюдается явный крен в сторону художественной публицистики при снижении числа аналитических статей и комментариев, сужающаяся модель разрушается.

) Главная ценность, пропагандируемая авторами «Русской жизни», в соответствии с теорией американского психолога А.Маслоу, - это «бытийная» ценность «Жизненность». Жизненность - это ценность самовыражения человека, поиска и стремления к новизне, она исключает страх перед завтрашним днём и, самое главное, она подразумевает отсутствие стереотипного мышления. Ключевая цель, которую преследует «Русская жизнь», - это борьба со стереотипами в самых разных их проявлениях: однообразие жизни, мыслей людей, штампованность судеб и повторение ошибок. Чаще всего причиной массового распространения стереотипов называется капитализация жизни, капиталистическая мораль в целом, а также влияние СМИ.

Ключевая проблема, которую видят авторы «Русской жизни», - это отсутствие в современной России идеологии, которая могла бы объединить жителей страны на основе нравственных, политических и социальных ценностей. Вместо этого в России развивается идеология потребления, против которой и борется «Русская жизнь» своими публикациями.

) Коммуникативную стратегию издания можно охарактеризовать как смешение конвенциональной и пропагандистской стратегий с тяготением к использованию приёмов активного воздействия на аудиторию. Журнал одновременно стремится к созданию общественного диалога и старается активно воздействовать на читателя, разрушая его стереотипы и заменяя их собственными суждениями. Такое сочетание не является парадоксальным, поскольку на страницах «Русской жизни» публикуются очень разные авторы, и их взгляды на те или иные проблемы даже в рамках одного номера часто оказываются полемичными. То есть, абсолютного единства суждений издание не достигает, что обусловлено спецификой жанровой и тематической моделей: доминирование социально-нравственной проблематики и эссеистики по определению подразумевает разнообразие точек зрения. Вместе с тем большинство авторов активно используют приёмы воздействия на аудиторию и приёмы манипуляции.

Целевая аудитория «Русской жизни» - представители гуманитарной интеллигенции в возрасте от 30 до 60 лет (хорошо помнят советские времена, а в 90-е гг. были в зрелом возрасте), способные понять все культурные цитаты и аллюзии, встречающиеся в текстах, и расшифровать подтексты.

) Основные функции, которые выполняет журнал «Русская жизнь», - это функция образовательная (подразумевает «массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей») и функция критики и контроля. «Русская жизнь», тяготеющая к неоконсерваторской идеологии, не является оппозиционным СМИ и СМИ проправительственным. Придерживаясь центристской позиции, издание стремится к оценке общественно-политической ситуации в России с альтернативной, взвешенной точки зрения - при сохранении полной свободы для авторского самовыражения.

Основная цель издания - стремление не к сообщению, а к осмыслению фактов современности с точки зрения развития русской жизни.

) «Русская жизнь» по тематической и жанровой специфике занимает промежуточное положение между информационно-аналитическими изданиями и «толстыми» литературными журналами. Однако, в отличие от «толстых» журналов, на страницах «Русской жизни» почти не публикуются художественные произведения, а обязательный отдел критики представлен в крайне редуцированном виде. В отличие от информационно-аналитических изданий, информационная составляющая в журнале сведена к минимуму, и новость заменена комментарием, а жанровая модель частично заимствована у «толстых» литературных журналов.

В итоге можно сделать вывод о том, что «Русская жизнь» представляет собой тип художественно-публицистического журнала комментариев, не имеющий на сегодняшний день аналогов на российском медиаполе.

 

 


Список использованной литературы

 

.Акопов, А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А.И. Акопов. - Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1985. - 96 с.

.Бальзак, О. Озорные рассказы / О. Бальзак / Пер. с франц. - Иваново: Ивановское книжное издательство, 1957. - 192 с.

.Барт, Р. Нулевая степень письма / Р. Барт / Пер. с франц. - М.: Академический проект, 2008. - 431 с.

.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахитн. - М.: Худож. лит., 1979. - 424 с.

.Валгина, Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2004. - 280 с.

.Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания» / С.И. Великовский. - М.: Искусство, 1973. - 240 с.

.Голубкова, А. Очарование убожества: основные тенденции прозы Дмитрия Данилова / А. Голубкова // Абзац: альманах. Вып. 3. - М., 2007. - С.105 - 121.

.Горохов, В.М. Основы журналистского мастерства / В.М. Горохов. - М.: Высшая школа, 1999. - 340 с.

.Дмитровский, А.Л. Жанр эссе. Очерк теории жанра: Монография / А.Л. Дмитровский. - Орёл: Орловский государственный университет, 2006. - 131 с.

.Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 591 с.

.Ерёмина, Ж.Ю. Магия как псевдорелигия в современной массовой культуре / Ж.Ю. Ерёмина // Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999. - С.55 - 62.

.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: (Очерк, фельетон) / Е.И. Журбина. - М.: Мысль, 1969. - 399 с.

.Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2006. - 832 с.

.Ким, М.Н. Очерк: теория и методология жанра / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 2000. - 126 с.

.Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: Учебник / М.Н. Кожина. - М.: Флинта, 2008. - 464 с.

.Корнилов, Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. - Ростов н/Д.: Донской издательский дом, 1999. - 224 с.

.Костырко, С.П. WWW-обозрение Сергея Костырко. О «новых молодых» в Интернете и сайте «Полутона». [Электронный ресурс] / С.П. Костырко // Новый мир. - 2006. - №11. // Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2006/11/w19.html/, свободный. - Загл. с экрана.

.Кочетова, В.Г. Художественная деталь в прозе И.А. Гончарова: типы, функции, эволюция, свойства: автореф. дис. … канд. филол. наук / В.Г. Кочетова; [Московский педагогический государственный университет]. - М., 2002. - 17 с.

.Кройчик, Л.Е. Система журналистских жанров / Л.Е. Кройчик. // Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - с. 125 - 168.

.Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. - Л.: Просвещение, 1972. - 270 с.

.Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман //Об искусстве / Ю.М.Лотман. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - С. 14 - 285.

.Лысакова, И.П. Тип газеты и стиль публикации: Опыт социологического исследования / И.П.Лысакова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 181 с.

.Лысакова, И.П. Язык газеты и типология прессы. Социолингвистическое исследование / И.П. Лысакова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского государственного университета, 2005. - 256 с.

.Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

.Маслоу, А. На подступах к психологии бытия / А. Маслоу / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук. - К.: Ваклер, 1997. - 412 с.

.Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 430 с.

.Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу / Пер. с англ. - М.: Рефл-бук. - К.: Ваклер, 1997. - 304 с.

.Мельник, Г.С., Тепляшина, А.Н. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.

.Морев, Г. «Русской жизни» исполнился год. [Электронный ресурс] / Г. Морев // Openspace.Ru, 14 мая 2008 // Режим доступа: http://www.openspace.ru/media/paper/details/575/, свободный. - Загл. с экрана.

.Морев, Г. «"Русская жизнь" - это такой высокохудожественный писк». [Электронный ресурс] / Г. Морев // Openspace.Ru, 15 мая 2008 //Режим доступа: http://www.openspace.ru/media/paper/details/263/, свободный. - Загл. с экрана.

.Новиков, Л.А. Художественный текст и его анализ / Л.А. Новиков. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 304 с.

.Овсепян, Р.П. Периодическая печать России. Система, типология / Р.П. Овсепян. - М.: Мысль, 1995. - 278 с.

.Перегудов, Г.Ю. Еженедельник как тип периодического издания: автореф. дис. … канд. филол. наук / Г.Ю. Перегудов; [Ростовский государственный университет]. - Ростов н/Д, 2003. - 25 с.

.Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 368 с.

.Прохоров, Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы / Е.П. Прохоров. - М.: Советский писатель, 1984. - 360 с.

.Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьёв. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2005. - 477 с.

.Пузакова, В.А. Корпоративные издания: типология, структура, принципы организации / В.А. Пузакова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2004. - № 3. - С. 32 - 38.

.Рублёва, Е.В. Лингвопрагматические аспекты политической теледискуссии: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.В. Рублёва; [Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина]. - М., 2006. - 23 с.

.Руднев, В.П. Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

.Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / [под ред. Я.Г. Засурского]. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - 259 с.

.Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание / С.И. Сметанина. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 383 с.

.Смирнов, В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы / В.Б. Смирнов. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. - 357 с.

.Смирнов В.Б. Литературная история «Отечественных записок». 1868-1884 / В.Б. Смирнов. - Пермь: ПГПИ, 1974. - 315 с.

.Современная американская социология: [сб. ст.] / [под ред. В.И. Добренького]. - М.: Изд-во Моск. государственного ун-та, 1994. - 296 с.

.Соловьёв, С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского / С.М. Соловьёв. - М.: Советский писатель, 1979. - 352 с.

.Стюфляева, М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. - М.: Мысль, 1982. - 254 с.

.Теплова, Л.А. Типология информационно-аналитических еженедельных журналов (на примере журналов «Коммерсантъ-Weekly», «Деньги», «Эксперт», «Итоги», «Профиль», «Коммерсант-Власть» и «Компания»): автореф. дис. … канд. филол. наук / Л.А. Теплова; [МГУ им. М.В. Ломоносова]. - М., 2002. - 27 с.

.Тепляшина, А.Н. Жанры и формы комического в современной российской периодике / А.Н. Тепляшина. - СПб.: Издательский дом С.-Петербургского государственного университета, 2006. - 286 с.

.Тепляшина, А.Н. Сатирические жанры современной публицистики: Учеб. пособие / А.Н. Тепляшина. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского государственного университета, 2000. - 95 с.

.Тертычный, А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А.А. Тертычный. - М.: Гендальф, 1998. - 256 с.

.Тертычный, А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2006 - 312 с.

.Типологическое развитие журналистики: Сборник трудов / [под ред. А.И. Станько]. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. - 176 с.

.Типология журналистики. Вопросы методологии и истории / [под ред. Е. А. Корнилова]. - Ростов н/Д, 1987. - 160 с.

.Типология журналистики: вопр. методол. и истории: [сб. ст.] / [Отв. ред. Е.А. Корнилов]. Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк.; - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. - 156 с.

.Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики: Учеб. Пособие / [под ред. Я. Н. Засурского]. - М: Изд-во Московского государственного университета, 1995. - 144 с.

.Типология периодической печати: Учебное пособие для студентов вузов / [под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской]. М.: Аспект-Пресс, 2007. - 236 с.

.Тулупов, В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты): автореф. дис. … док. филол. наук / В.В. Тулупов; [Кубанский государственный университет]. - Краснодар, 2000. - 46 с.

.Уланова, М.А. Интернет-журнал: типология, принципы создания, методика редактирования: автореф. дис. … филол. наук / М.А. Уланова; [Московский государственный университет печати]. - М., 2005. - 26 с.

.Федотова, Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации / Л.Н. Федотова. - М.: Научный мир, 2001. - 214 с.

.Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

.Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе / С. Финкельстайн / Пер. с англ. - M.: Прогресс 1967г. - 320с.

.Цуладзе, А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы / А.М. Цуладзе. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 144 с.

.Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

.Черепахов, М.С. Проблемы теории публицистики / М.С. Черепахов. - М.: Мысль, 1973. - 267 с.

.Чуков, П.И. Специализированные газеты как тип издания: автореф. дис. … канд. филол. наук / П.И. Чуков; [Ростовский государственный университет]. - Ростов н/Д, 2004. - 26 с.

.Шкондин, М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. 2003. - № 2. - с.12 - 32.

.Шкондин, М.В. Системные факторы трансформации структуры российских СМИ / М.В. Шкондин. - М.: Изд-во Московского государственного университета, 2000. - 204 с.

.Шкондин, М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: системные аспекты / М.В. Шкондин // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. - 2000. - №1. - С.3 - 16.

.Шостак, М.И. Еженедельники как тип издания / М.И. Шостак. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 182 с.

.Шостак, М.И. Художественная публицистика / М.И. Шостак. - М.: ИМПЭ, 2001. - 304 с.

Введение

 

Актуальность темы исследования. Система российских печатных СМИ в последние двадцать лет претерпевает многочисленные изменения: в течение длительного времени появлялись не только новые издания, но и новые типы изданий, как созданные по западным моделям, так и продуманные с нуля в России. К настоящему моменту система отечественной прессы сформировалась как явление стабильное, оформилась и типология газет и журналов. Однако и в конце 2000-х гг. на рынке печатных средств массовой информации периодически появляются такие издания, которые с трудом вписываются в существующую типологию. К таковым относится журнал «Русская жизнь», возникший в апреле 2007 г.: он выходит раз в две недели, отличается строгим дизайном в традициях «Огонька» 1980-х гг. и сведённым к минимуму информационным началом. Некоторые журналисты окрестили «Русскую жизнь» «отечественным “Нью-Йоркером”», подразумевая не только схожесть специфики этого издания со знаменитым американским журналом, но и трудность в определении места «Русской жизни» среди отечественной прессы.

Публикациям в журнале «Русская жизнь» свойственна объёмность, формальная усложнённость и жанровая специфичность, а состав редакции, в которую входят известные, опытные публицисты и писатели (Д. Быков, О. Кашин, Д. Ольшанский, Е. Пищикова, З. Прилепин, А. Тимофеевский, М. Чудакова и др.), свидетельствует о высоком художественном уровне публикуемых здесь материалов.

Главный редактор журнала Дмитрий Ольшанский называет свой журнал «литературным изданием, отличающимся иной моделью по отношению к старым литературным журналам», и такое определение продиктовано желанием отстранится от тех изданий, с которыми «Русской жизни» приходится конкурировать на медиаполе прежде всего (в силу схожести объёмов, периодичности выхода и внимания к актуальным проблемам), - с информационно-аналитическими еженедельниками. Это противопоставление продиктовано тем, что подход к освещению текущих проблем и событий у журнала «Русская жизнь» и информационно-аналитических еженедельников в корне отличается.

Так, анализ содержания журнала «Итоги» показал, что в основе тематической модели этого издания лежат проблемы экономики и политики, и темы социальные подаются в контексте этих проблем. При этом нравственная и философская проблематика на страницах «Итогов» отсутствует полностью.

Более 90% публикаций в журнале «Итоги» касаются «повестки дня», событий последних недель или месяцев, в то время как публикации, в которых речь идёт о прошлом, сведены к минимуму.

Основные жанры, представленные в журнале «Итоги», - это комментарии, аналитические статьи и материалы информационного характера. Особенность художественно-публицистических жанров в этом издании в том, что они тяготеют к сращению с жанрами аналитическими: например, материал «Автостоп» (№24, 8 июня 2009 г.), посвящённый кризису в Детройте, написан в форме репортажа с элементами анализа социально-экономической ситуации в Америке в целом, и созданию «картинки» города посвящено гораздо меньше места, чем анализу экономического кризиса в стране.

Таким образом, «Итоги» стремятся к анализу существующих в настоящее социальных проблем, подчёркивая их взаимосвязь с проблемами экономики и политики. Соответственно и основные жанры, представленные на страницах журнала, - это комментарии и аналитические статьи. Очерки и репортажи в «Итогах» также тяготеют к аналитичности.

Журналу «Русский репортёр», как выяснилось по итогам контент-анализа, также свойственно повышенное внимание к проблемам экономики, однако главное место здесь занимает социальная проблематика. Как и в «Итогах», анализ социальных проблем ведётся параллельно с анализом проблем экономических и - в меньшей степени - политических. Нравственная и философская проблематика на страницах этого издания отсутствуют, в то время как материалы, направленные на удовлетворение читательского любопытства, но не касающиеся каких-либо «острых» вопросов, занимают едва ли не самое большое место (более 30%).

Подавляющее большинство материалов (свыше 90%) в журнале «Русский репортёр» посвящено событиям, проблемам и тенденциям настоящего времени (как правило, за последние несколько месяцев), а публикации, касающиеся прошлого, единичны.

В основе жанровой модели «Русского репортёра» лежат жанры информационные: заметка, расширенная заметка и репортаж. Несколько репортажей присутствует в каждом номере, они играют роль «гвоздевых» материалов. Аналитические и художественно-публицистические материалы представлены в этом издания в значительно меньшей степени.

То есть, журнал «Русский репортёр» несколько отстраняется от политики и делает акцент на поиске реальных фактов, иллюстрирующих существующие сегодня экономические и социальные проблемы. Поиск фактов определяет и выбор в качестве основы информационных жанров и в первую очередь жанра репортажа. «Русский репортёр» ставит целью анализ актуальных социальных проблем через призму экономики с обязательным поиском примеров из действительности. Стремление стать массовым изданием с большими тиражами приводит к тому, что «Русский репортёр» сводит к минимуму авторскую журналистику, эссеистику и публикует множество материалов сугубо развлекательного или просветительского толка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.107 с.)