Глава 1. Общая характеристика взяточничества как коррупционного преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общая характеристика взяточничества как коррупционного преступления



ВВЕДЕНИЕ

Взяточничество является одним из самых древних преступлений. Как только в государстве появляется достаточно разветвленный бюрократический аппарат, появились и преступления связанные с взяточничеством. Еще в Древней Персии Дарий 1 для борьбы с должностными преступлениями, в том числе и взяточничеством учредил специальную службу «Глаза и уши царя», чиновники которой имели права казнить любого чиновника и даже сатрапа за совершаемые преступления. Однако, как в древности, так и в современное время проблема взяточничества остается весьма актуальной и острой. Центральное место в коррупционных преступлениях составляет именно взяточничество. В числе выявленных коррупционных преступлений в 2011 г. 1 322 (в 2010 г. - 1 323) факта взяточничества, что составляет 54,7 % от числа всех коррупционных преступлений. Эта тенденция характерна и для Витебской области. За 10 месяцев 2011 г. зарегистрировано 311 коррупционных преступлений, что на 5,4% больше, чем за аналогичный период 2010 г. К уголовной ответственности привлечено 175 лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, что на 10,1% больше, чем за такой же период прошлого года. В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (166 фактов). Таким образом, в настоящее время именно взяточничество представляет собой наибольшую общественную опасность должностных преступлений, так как именно данные противоправные деяния составляют ядро коррупции, которая в свою очередь порождает как должностные преступления, так и еще более общественно опасные преступления, в частности это различные проявления организованной преступности.

Несмотря на кажущуюся незначительность коррупционных преступлений в удельном весе преступности в Республике Беларусь - около 2%3 от общего числа всех преступлений, однако данные преступления являются одними из самых общественно опасных, так как в сочетании с организованностью и коррупцией взяточничество выступает наиболее опасным преступлением, которое направлено против интересов государства, причиняя существенный вред нормальному функционированию его институтов. Можно утверждать, что коррупционные преступления в целом и взяточничество в частности посягают не только на определенные социальные отношения, охраняемые законом, но и основу правопорядка в целом, так как всякое проявление коррупции есть нарушение конституционных норм. Прежде всего, это нарушение принципа верховенства права, предусмотренного ст. 7 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)1 (Далее Конституция Республики Беларусь), в соответствии с которым, органы государственной власти и должностные лица действуют только в пределах законодательства Республики Беларусь. Другим важнейшим конституционным принципом, который нарушается коррупционными преступлениями, является равенство всех субъектов правоотношений, предусмотренное нормами ст. 22 Конституции Республики Беларусь. На основе этих норм все граждане и юридические лица имеют равные права на участие во всех видах общественных отношений, которые не запрещены действующим законодательством. В свою очередь именно коррупция изменяет эти условия, незаконно отдавая приоритет одним субъектам данных общественных отношений по отношению или даже в ущерб другим. Иными словами взяточничество приводит к мутации функциональной системы государства, которое перестает соответствовать своему правовому предназначению. Таким образом, взяточничество выступает наиболее опасным коррупционным преступлением в современном обществе, при этом оно является опасным не только само по себе, но и как элемент наиболее общественно опасных явлений, таких как коррупция и организованная преступность. Все это свидетельствует о достаточной значимости и актуальности рассматриваемой в работе проблематики. Кроме этого необходимо отметить, значительную латентность взяточничества, что порождает сложности в квалификации преступлений связанных с взяточничеством. Необходимо так же комплексная уголовно-правовая характеристика данного противоправного общественно опасного явления, а именно подробная характеристика его состава и основных квалификационных признаков. Таким образом, актуальность данной темы вытекает, прежде всего, из социально-правовой значимости данной проблематики, а так же важности практики правоприменения и ряда теоретико-концептуальных вопросов, связанных с изучением состава преступлений связанных с взяточничеством их классификации и отграничения от иных видов противоправных деяний.

Объектом исследования настоящей дипломной работы является взяточничество как коррупционное преступление, то есть как сложное и комплексное явление, охватывающее не только составы, преступлений, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь, а именно преступления, предусмотренные ст. 430, 431, 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.) (далее УК) но и как значительное социальное явление, ставшее в определенной мере частью системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти.

Предмет исследования дипломной работы составляет совокупность теоретических работ и актов законодательства, а также правореализационная практика по изучаемой проблематике.

Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее исследование взяточничества, его уголовно-правовая и историко-правовая характеристика, а так же основные уголовно-правовые механизмы борьбы государства с данным преступлением и вопросы квалификации преступлений связанных с взяточничеством на примере работы Октябрьского РОВД г. Витебска.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Изучение взяточничества как коррупционного преступления, то есть как комплексного социально-правового явления, которое не только направлено против определенных общественных отношений, но и посягает на весь правопорядок в целом, искажая и нарушая порядок осуществления функций государства.

2. Историко-правовой анализ взяточничества, а так же особенности уголовно-правовых мер государства, направленных на искоренение данного коррупционного преступления.

3. Анализ теоретико-концептуальных аспекты взяточничества как коррупционного преступления и особенности уголовно-правовой природы взяточничества, определение на их основе понятия и наиболее значимых признаков данного преступления в Республике Беларусь.

4. Сравнительный анализ взяточничества с другими коррупционными преступлениями, как основа точной квалификации соответствующих преступлений.

5. Уголовно-правовая характеристика взяточничества и проблемы квалификации преступлений, связанных с данным явлением. Например, это сложности установления субъективных элементов составов преступлений, связанных с взяточничеством, проблемы квалификации вымогательства взятки, вопросы определения предмета преступления и др.

Решение данных задач будет осуществляться как на основе общенаучной методологии (метод анализа, синтеза, сравнительный анализ) так и на основе специальных правовых методов исследования (сравнительно-правовой и историко-правовой метод исследования).

Теоретическую основу настоящей дипломной работы составляют труды таких ученых как Бабий Н.А., Барков А.В., Будатаров C.М., Волженкин, Б.В., Гаухман Л.Д.,, Добродей А.И., Здравомыслов Б.В., Игнатов А.Н., Наумов А.В., Козаченко И.Я., Лопашенко Н.А., Хомич В.М., Шишов О.Ф., Эстрин А.Я. и др.

Необходимо отметить, что взяточничество нуждается в достаточно точной правовой регламентации в силу, прежде всего, латентности данного преступления и, следовательно, сложности его квалификации. Безусловно, что это, а равно, как и другие уголовно-правовые меры не могут полностью обеспечить победу современного общества над взяточничеством. К решению указанной проблемы нужно подходить комплексно, это связано и с борьбой с коррупцией и организованной преступностью, а так же с необходимостью изменения общественного сознания направленного на восприятие взяточничества не только как противоправного, но и как антиморального и антиобщественного поведения. Именно от решения данного комплекса проблем и будет зависеть степень успешности борьбы государства со взяточничеством.

 


 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ РОВД ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА Г. ВИТЕБСКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взяточничество является наиболее древним видом должностных преступлений, которое в равной мере было свойственно как для древних государств, так и для современных. Взяточничество по-прежнему представляет из себя угрозу не только для правопорядка, но и для основ государственного строя, нормального социально-экономического развития, так как именно взяточничество образует основу коррупционных преступлений, которые в свою очередь тесно связаны с организованной преступностью. Генезис взяточничества, как нам представляется связан с деформациями функций государства под действием злоупотреблением властью определенными должностными лицами, действия которых в той или иной мере олицетворяет функциональную систему государства. Таким образом, в современных условиях именно проблема взяточничества должна выступать одной из ключевых в решении задач по искоренению коррупции и организованной преступности. Взяточничество как элемент коррупции, включающей в себя следующие элементы: активный и пассивный подкуп; надлежащий субъект (должностное лицо); злоупотребление надлежащего субъекта своими полномочиями в рамках осуществляемых им функций, совершенное в корыстных целях в обстоятельствах подкупа.

Взяточничество является коррупционным преступлением, только при наличии в составе деяния следующих признаков: активный и пассивный подкуп должностного лица в виде неправомерной сделки, где должностным лицом «отчуждаются» его полномочия в интересах подкупающего его лица; подкупаемое лицо должно иметь соответствующие полномочия для выполнения соответствующих действий в интересах подкупающего его лица; действия должностного лица должны быть противоправными или быть обусловлены предварительным сговором с лицом, подкупающем данное должностное лицо. При отсутствии в действиях должностного лица признака противоправности и предварительного сговора с лицом, который предоставляет ему вознаграждение, можно говорить о наименее общественно опасном проявлении взяточничества - взятки-благодарности, которую нельзя рассматривать как коррупционное преступление, так как при этом, отсутствует важнейший признак коррупции - противозаконность действий должностного лица в своих интересах.

Главными уголовно-правовыми особенностями взяточничества являются следующие:

Объектом преступления при взяточничестве является не отдельно взятые общественные отношения, а комплекс функций государства и конституционных прав граждан. В качестве предмета преступления взяточничества рассматриваются материальные ценности или выгоды имущественного характера, принимаемые должностным лицом за использование своих служебных полномочий в интересах лиц, дающих такое вознаграждение.

Основу объективной стороны получения взятки составляют собственно получение взятки должностным лицом. Таким образом, получить взятку - это значит принять ее лично или через посредников. При этом выполнение обусловленных полученной взяткой лежит вне состава данного преступления, однако возможность их исполнения должно быть опосредовано соответствующим должностным положение получателя взятки. При квалификации посредничества во взяточничестве, так называемое интеллектуальное посредничество во взяточничестве является пособничеством и соответственно подлежит квалификации либо по ст. 430 УК и ст. 431 УК в зависимости от умысла действий данного лица.

Вымогательство взятки является квалифицирующим признаком взяточничества и должно распространяться не только на случае когда должностное лицо вымогает взятку с использованием неправомерных средств, но и при вымогательстве взятки путем правомерных действий должностного лица, так как содержание вымогательства как противоправного деяния от характера осуществления полномочий должностного лица не меняется. В такой ситуации частное лицо дает взятку не за совершение злоупотребления по службе, а во избежание злоупотребления со стороны представителя власти, т.е. хотя и за действия по должности, но в целях предотвращения другого действия, осуществлением которого угрожает должностное лицо. Подобного рода действия представляют собой злоупотреблением правом либо обязанностью.

Субъектом взяточничества является должностное лицо и лица приравненные к ним, то есть все лица, которые в силу своих полномочий могут выполнять юридически значимые действия. При этом, нам представляется, что в силу неравнозначности правового статуса и полномочий должностных лиц, должна дифференцироваться и их ответственность за взяточничество, что должно быть не только определено действующим законодательством как квалифицирующий признак, но и детально разъяснено в соответствующем Постановлении Верховного Суда.

Субъективная сторона взяточничества характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом. Получение взятки нужно рассматривать как специальный случай превышения должностных полномочий, выраженный в принятии чиновником незаконного вознаграждения он использует вопреки интересам службы полномочия по принятию ценностей в связи с занимаемой им должностью и выполняемыми обязанностями по службе. Соответственно, принятие должностным лицом ценностей в общественных или государственных интересах нельзя рассматривать в качестве взяточничества, при условии, что принятые средства были использованы в соответствии с уставными требованиями к деятельности данной организации, в противном случае такие деяния можно рассматривать как карьеризм, которые по существу являются взяточничество, хотя в правоприменительной практике не выработано определенного подхода к квалификации таких действий должностных лиц.

В систему правового регулирования взяточничества следует ввести ряд изменений: рассматривать взяточничества как единое криминологическое явление, то есть объединить в один состав и одну статью УК нормы о получении и дачи взятки; законодательно разграничить понятие взятки и подарка, как по признакам действий субъектов соответствующих отношений, так и по ценности подарка (взятки), выраженного в денежном эквиваленте; разграничить по частям статьи о взяточничестве такие проявления взяточничества как взятка-вымогательство (подкуп) и взятка-благодарность, так как общественная опасность последней значительно ниже, в силу того, что данное деяние не является коррупционным преступлением. Полагаем, что необходимо законодательно установить минимальный размер взяточничества для предотвращения уголовного преследования за малозначительные деяния, которые могут быть квалифицированы как взяточничество. Следует более широко трактовать вымогательство взятки, так как содержание вымогательства как противоправного деяния от характера осуществления полномочий должностного лица не меняется. Подобного рода действия представляют собой злоупотреблением правом либо обязанностью.

Следует, однако отметить, что применение одних уголовно-правовых мер для борьбы со взяточничеством недостаточно. Как нам представляется это должен быть целый комплекс мер охватывающей собственно уголовно-правовые меры, регулирование деятельности должностных лиц и их взаимоотношения с гражданами. Кроме этого объективно необходимо создания законодательного регулирования такого явления как лоббизм, усилить ответственность за легализацию преступных доходов и иные коррупционные проявления. Существенным аспектом этого должна стать и просветительская работа государства направленная на изменение общественного сознания, и формирование неприятия взяточничества как наиболее опасного проявления коррупции и должностных преступлений, которые подрывают не только основы государственного строя, но и представляют угрозу для социально-экономического развития общества.


ВВЕДЕНИЕ

Взяточничество является одним из самых древних преступлений. Как только в государстве появляется достаточно разветвленный бюрократический аппарат, появились и преступления связанные с взяточничеством. Еще в Древней Персии Дарий 1 для борьбы с должностными преступлениями, в том числе и взяточничеством учредил специальную службу «Глаза и уши царя», чиновники которой имели права казнить любого чиновника и даже сатрапа за совершаемые преступления. Однако, как в древности, так и в современное время проблема взяточничества остается весьма актуальной и острой. Центральное место в коррупционных преступлениях составляет именно взяточничество. В числе выявленных коррупционных преступлений в 2011 г. 1 322 (в 2010 г. - 1 323) факта взяточничества, что составляет 54,7 % от числа всех коррупционных преступлений. Эта тенденция характерна и для Витебской области. За 10 месяцев 2011 г. зарегистрировано 311 коррупционных преступлений, что на 5,4% больше, чем за аналогичный период 2010 г. К уголовной ответственности привлечено 175 лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, что на 10,1% больше, чем за такой же период прошлого года. В структуре коррупционной преступности преобладают взяточничество (166 фактов). Таким образом, в настоящее время именно взяточничество представляет собой наибольшую общественную опасность должностных преступлений, так как именно данные противоправные деяния составляют ядро коррупции, которая в свою очередь порождает как должностные преступления, так и еще более общественно опасные преступления, в частности это различные проявления организованной преступности.

Несмотря на кажущуюся незначительность коррупционных преступлений в удельном весе преступности в Республике Беларусь - около 2%3 от общего числа всех преступлений, однако данные преступления являются одними из самых общественно опасных, так как в сочетании с организованностью и коррупцией взяточничество выступает наиболее опасным преступлением, которое направлено против интересов государства, причиняя существенный вред нормальному функционированию его институтов. Можно утверждать, что коррупционные преступления в целом и взяточничество в частности посягают не только на определенные социальные отношения, охраняемые законом, но и основу правопорядка в целом, так как всякое проявление коррупции есть нарушение конституционных норм. Прежде всего, это нарушение принципа верховенства права, предусмотренного ст. 7 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)1 (Далее Конституция Республики Беларусь), в соответствии с которым, органы государственной власти и должностные лица действуют только в пределах законодательства Республики Беларусь. Другим важнейшим конституционным принципом, который нарушается коррупционными преступлениями, является равенство всех субъектов правоотношений, предусмотренное нормами ст. 22 Конституции Республики Беларусь. На основе этих норм все граждане и юридические лица имеют равные права на участие во всех видах общественных отношений, которые не запрещены действующим законодательством. В свою очередь именно коррупция изменяет эти условия, незаконно отдавая приоритет одним субъектам данных общественных отношений по отношению или даже в ущерб другим. Иными словами взяточничество приводит к мутации функциональной системы государства, которое перестает соответствовать своему правовому предназначению. Таким образом, взяточничество выступает наиболее опасным коррупционным преступлением в современном обществе, при этом оно является опасным не только само по себе, но и как элемент наиболее общественно опасных явлений, таких как коррупция и организованная преступность. Все это свидетельствует о достаточной значимости и актуальности рассматриваемой в работе проблематики. Кроме этого необходимо отметить, значительную латентность взяточничества, что порождает сложности в квалификации преступлений связанных с взяточничеством. Необходимо так же комплексная уголовно-правовая характеристика данного противоправного общественно опасного явления, а именно подробная характеристика его состава и основных квалификационных признаков. Таким образом, актуальность данной темы вытекает, прежде всего, из социально-правовой значимости данной проблематики, а так же важности практики правоприменения и ряда теоретико-концептуальных вопросов, связанных с изучением состава преступлений связанных с взяточничеством их классификации и отграничения от иных видов противоправных деяний.

Объектом исследования настоящей дипломной работы является взяточничество как коррупционное преступление, то есть как сложное и комплексное явление, охватывающее не только составы, преступлений, предусмотренные уголовным законодательством Республики Беларусь, а именно преступления, предусмотренные ст. 430, 431, 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.) (далее УК) но и как значительное социальное явление, ставшее в определенной мере частью системы взаимоотношений граждан и органов государственной власти.

Предмет исследования дипломной работы составляет совокупность теоретических работ и актов законодательства, а также правореализационная практика по изучаемой проблематике.

Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее исследование взяточничества, его уголовно-правовая и историко-правовая характеристика, а так же основные уголовно-правовые механизмы борьбы государства с данным преступлением и вопросы квалификации преступлений связанных с взяточничеством на примере работы Октябрьского РОВД г. Витебска.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Изучение взяточничества как коррупционного преступления, то есть как комплексного социально-правового явления, которое не только направлено против определенных общественных отношений, но и посягает на весь правопорядок в целом, искажая и нарушая порядок осуществления функций государства.

2. Историко-правовой анализ взяточничества, а так же особенности уголовно-правовых мер государства, направленных на искоренение данного коррупционного преступления.

3. Анализ теоретико-концептуальных аспекты взяточничества как коррупционного преступления и особенности уголовно-правовой природы взяточничества, определение на их основе понятия и наиболее значимых признаков данного преступления в Республике Беларусь.

4. Сравнительный анализ взяточничества с другими коррупционными преступлениями, как основа точной квалификации соответствующих преступлений.

5. Уголовно-правовая характеристика взяточничества и проблемы квалификации преступлений, связанных с данным явлением. Например, это сложности установления субъективных элементов составов преступлений, связанных с взяточничеством, проблемы квалификации вымогательства взятки, вопросы определения предмета преступления и др.

Решение данных задач будет осуществляться как на основе общенаучной методологии (метод анализа, синтеза, сравнительный анализ) так и на основе специальных правовых методов исследования (сравнительно-правовой и историко-правовой метод исследования).

Теоретическую основу настоящей дипломной работы составляют труды таких ученых как Бабий Н.А., Барков А.В., Будатаров C.М., Волженкин, Б.В., Гаухман Л.Д.,, Добродей А.И., Здравомыслов Б.В., Игнатов А.Н., Наумов А.В., Козаченко И.Я., Лопашенко Н.А., Хомич В.М., Шишов О.Ф., Эстрин А.Я. и др.

Необходимо отметить, что взяточничество нуждается в достаточно точной правовой регламентации в силу, прежде всего, латентности данного преступления и, следовательно, сложности его квалификации. Безусловно, что это, а равно, как и другие уголовно-правовые меры не могут полностью обеспечить победу современного общества над взяточничеством. К решению указанной проблемы нужно подходить комплексно, это связано и с борьбой с коррупцией и организованной преступностью, а так же с необходимостью изменения общественного сознания направленного на восприятие взяточничества не только как противоправного, но и как антиморального и антиобщественного поведения. Именно от решения данного комплекса проблем и будет зависеть степень успешности борьбы государства со взяточничеством.

 


 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА КАК КОРРУПЦИОННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.034 с.)