Понятие и характеристика криминалистических методов профилактики преступлений среди сотрудников ГИБДД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и характеристика криминалистических методов профилактики преступлений среди сотрудников ГИБДД



 

Превентивные меры, меры профилактики являются одной из «больных точек» не только в российской практике борьбы с преступностью, но и в других странах. К этой проблеме обращались многие учёные и специалисты, более того, данная проблема волновала умы людей ещё в древности. Впервые, идею высокого приоритета предупреждения преступности сформулировал Ш. Монтескье в трактате «О духе законов», более того, о проблемах превенции говорили намного раньше, во времена Аристотеля, Фукидида, Платона и мн. др.

Проблема предупреждения преступности не имеет четких установленных форм. В идеях предупреждения имеется множество, как сторонников, так и противников. Критики книги Ч. Беккария высказали мнение о том, что гуманизм и незаслуженное отпущение грехов всегда на руку богачам и власть имущим.

Говоря об уголовно - правовой политике РФ важно сказать, что процесс перехода превенции как доктрины в реальное практическое русло уголовной политики нашего государства протекает довольно медленно и противоречиво. Попытки заменить в новейшей истории исключительно карательную модель противостояния преступности на профилактическую заканчивались провалом. Однако, мы не можем не согласиться со словам того же Ч. Беккария о том, что исключительно карательные репрессивные методы противодействия преступности не соответствуют развитию демократического общества ввиду их низкой эффективности и асоциальной направленности.

В связи с этим, любое исследование негативных явлений предполагает поиск самых эффективных и дешёвых методов и ресурсов для положительного изменения ситуации. Здесь же можно говорить и о профилактике коррупции среди сотрудников ГИБДД.

Широкое изучение справочных материалов, а также специальной юридической литературы способствовало к выводу о том, что на каждое явление предполагается специфичный набор средств и методов воздействия при условии обращения к социально - правовой природе исследуемого феномена.

Вопрос предупреждения и профилактики преступных деяний в современной науки достаточно глубоко и детально разработан. Появляются всё новые концепции в теории предупреждения, профилактики и предотвращения коррупции.

Специальная юридическая литература рассматривает слова «профилактика» и «предупреждение» в качестве синонимов, но значение их может различаться в зависимости от контекста.

По мнению В.С. Устинова и А.Э. Жалинского «профилактика» и «предупреждение» являются понятиями взаимозаменяемыми.

Однако К.Е. Игошев рассматривает понятие «предупреждение преступности» как более обширную категорию, а термин «профилактика преступлений» обозначает как более узкую, которая содержит особую социальную управляемую деятельность как одна из составных частей предупреждения коррупции.

Несмотря на большое количество мнений и доводов, автору представляется, что предупреждение преступности - это система государственных мер со множеством уровней, целью которой является устранение, нейтрализация либо ослабление условий возникновения преступности.

Ю.М. Антонян считает, что наиболее широким и часто применяемым является понятие «предупреждения преступности». Это связано с тем, что оно охватывает практически все сферы, виды и уровни борьбы с преступностью. По мнению данного автора в профилактике преступлений заложена часть предупредительной работы, если точнее выявление и устранение причин и условий конкретных преступлений, их отдельных групп и видов. В связи с этим можно сказать, что профилактики гуманней предупреждения ввиду того, что успешная профилактика снижает усилия и средства на пресечение, расследование и раскрытие преступлений, что способствует сужению сферы применения наказаний.

На наш взгляд, наиболее уместное определение профилактики преступлений указано в работе А.И. Долговой. Предотвращение преступлений - это «деятельность, которая направлена на недопущение замышляемых либо подготавливаемых преступлений», а профилактика - это «меры по устранению, выявлению условий, причин детерминант преступлений».

Применительно к диссертационной работе было бы более уместным оба данных термина «предупреждение» и «профилактика» рассматривать как взаимозаменяемые.

Взяточничество и коррупция среди сотрудников ГИБДД является многогранным и довольно специфическим явлением, которое порождается большим количеством факторов, что подразумевает разносторонние направления и средства ей профилактики.

В криминалистике сама методика раскрытия преступлений является самостоятельной и имеет свой собственный предмет, методологию, а также определённое положение в смежных с криминалистикой не только юридических, но и других наук и имеет большую практическую значимость. Криминалистическая методика сводит в единую систему тактические приёмы и технические средства самого эффективного и рационального обнаружения, фиксации, использования доказательственной информации в целях раскрытия и предотвращения преступлений.

Тактические и технико-криминалистические средства и приёмы в получении доказательственной базы являются взаимосвязанными и применяются для исследования обстоятельств совершённого преступления. В рамках методики раскрытия и предотвращения преступлений эти приёмы и средства образуют криминалистический метод. Предполагается, что криминалистическая методика стимулирует развитие методики раскрытия и предотвращения преступлений, ставит перед ними новые задачи, которые выдвигаются практикой борьбы с преступностью.

На основании следственного опыта можно сказать, что задачи успешного расследования преступлений могут быть решены быстро и методически правильно исключительно с помощью средств и приёмов криминалистической техники и тактики. Без использования этих средств и приёмов, без руководства специальными научно - разработанными системами методов ведения следствия и предупреждения преступлений невозможно профессионально раскрыть преступления, решить задачи расследования, определённые уголовно - процессуальным законом в установленные сроки. Доказать данный тезис несложно если обратиться к современным достижениям криминалистической техники. Современные научно - технические средства, как правило, имеют ярко выраженный целевой ориентир - это работа со следами конкретных видов и категорий преступлений: нарушений правил пожарной безопасности и поджогов, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, дорожно-транспортных происшествий.

Большого развития достигла и криминалистическая тактика, начиная от общих положений и заканчивая тактическими приёмами проведения следственных действий при раскрытии отдельных видов преступлений (к примеру, следственные осмотры и обыски по убийствам, хищениям, допросы несовершеннолетних и т.п.).

Взаимосвязанность между криминалистической тактикой, техникой и методикой была отражена в работе И.Я. Якимова. Другие ученые В. В. Крылов и Н.П. Яблоков считают, что практически реализуются все рекомендации криминалистической техники и тактики именно в рамках специфических методов расследования разных видов преступления. Вместо изначального понятия «методология» в криминалистике стал употребляться термин «методика», под которым следует понимать совокупность или систему научных приёмов исследования различных явлений в той или иной науке. На основе этого понятия в криминалистике даются определения криминалистической методики. Эти определения по своей сути не имеют существенных различий. По мнению Белкина Р.С. и других известных ученых в области криминалистики, «криминалистическая методика - это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений».

Определения криминалистической методики содержат системный характер. Её структура достаточно сложна. В неё входят принципы и общие требования успешного предотвращения и раскрытия преступлений, которые обращены к субъектам данной деятельности, а именно - следователю и дознавателю. Так же в определение криминалистической методики входят методы использования тактических приёмов и научно - технических средств в целях раскрытия и предотвращения преступлений. Кроме того, сюда входят научные рекомендации определения совокупности, эффективного сочетания комбинаций в применении как технико-криминалистических средств, так и иных средств раскрытия и предотвращения преступлений с учетом следственной ситуации и этапа деятельности субъекта расследования.

Под методом представляется система правил и приёмов изучения закономерностей и явлений природы, мышления и общества; путь, способ достижения определённых результатов в практике и познании. Необходимо отметить, что метод присутствует лишь там, где существующие научные рекомендации раскрываются как система научных положений, которые подчинены определённым закономерностям познания конкретно рассматриваемого объекта.

В данном случае научные рекомендации несут не общий, а дифференцированный характер, с учетом вида раскрываемого преступления, ситуации, сложившейся на данный момент времени, объекта преступного посягательства, а также способа совершения преступления. Эти рекомендации несут алгоритмический характер, с соблюдением строгих математических правил.

Одной из важнейших проблем криминалистики является разработка системного криминалистического метода раскрытия и предотвращения преступлений, и многие исследователи подтверждают эту точку зрения в своих работах. Более того, существуют отдельные работы, которые посвящены системному методу раскрытия в некоторых видов преступлений.

Системный метод представляет собой закономерности образования следов либо доказательной базы на протяжении всех этапов преступной деятельности субъекта преступления, который действует в достижении своей преступной цели, при совершении отдельных видов преступлений.

На взгляд К.Ф. Скворцова и Г.А. Густова, метод раскрытия и предотвращении преступления зависит от способа его совершения. Ввиду того, что этот способ может быть изучен и подвергнут анализу и, в результате, обобщён и представлен в качестве модели поведения лица, то имеется возможность для разработки типового научного метода раскрытия и предотвращения преступлений.

В связи со всей этой полученной информацией ставится вопрос о содержании, а также возможности рассмотрении метода раскрытия и предотвращения преступлений в виде суммы наказаний, рекомендаций, принципов расследования преступлений так, как это имеет место во многих научных работах по криминалистической методике, выполненных российскими учеными. Мы считаем, что методы раскрытия и предотвращения преступлений как совокупность приёмов и средств могут быть научными лишь в том случае, когда они будут представлять собой систему, а не сумму приёмов и средств. Более того, когда они будут представлять собой систему, которая бы основывалась на познании закономерностей преступного поведения и возникновения в процессе доказательственной информации.

Их содержанием представляются закономерности действий лица при совершении отдельных видов преступлений, которые отражают объективные и субъективные факторы, которые, в свою очередь, способствуют совершению преступлений, т.е. так называемые криминогенные факторы.

Важное значение в определении криминалистических методов раскрытия и предотвращения преступлений имеет типовая модель действий следователя с учетом возникновения типичных следственных ситуаций. Значение данной взаимосвязи выступало объектом исследования во многих работах ученых - криминалистов.

Без приёмов научного познания и гипотезы, анализа, синтеза, индукции и дедукции содержание указанных методов было бы неполным. Так же, на данный момент помимо научного значительно возросла доля практического значения в использовании в целях раскрытия и предотвращения преступлений системы научных сведений об обстоятельствах совершения преступления, которая предстаёт в качестве их криминалистической характеристики.

В основе криминалистической характеристики содержатся сведения о способе совершения преступления, сведения об объектах преступного посягательства, а также данные о личности лица, совершившего преступление и обстоятельства, побудившие к совершению преступления. Помимо всех указанных составляющих элементов криминалистической характеристики преступлений Р.С. Белкин дополняет её: характеристикой типичной исходной информации; сведениями о способах сокрытия преступления и типичных последствиях такового; мотивами и целями вероятного преступника; личность вероятной жертвы преступления и данные о типичном предмете посягательства; данные о некоторых типичных обстоятельствах совершения преступления (время, место и пр.)

Типовые следственные версии имеют так же большое значение в структуре метода раскрытия и предотвращения преступлений. Они содержат фактические и научные данные о важнейших обстоятельствах совершения преступления и личности преступника. С помощью этим типовым версиям значительно возрастает эффективность методов раскрытия и предотвращения преступлений.

Таким образом, можно сказать, что криминалистический метод предотвращения преступления представляет собой три основных источника информации, на основании которых решается вопрос о применении средств для раскрытия преступления. Среди них - получение первоначальной информации о преступлении, криминалистическая характеристика преступления, а также определение типичной следственной ситуации.

В связи с этим, можно сделать вывод, что криминалистический метод раскрытия и предотвращения преступления представляет собой систему логических и тактических приёмов, целесообразных со сложившейся следственной ситуацией, применения научных данных криминалистических характеристик и факторов, способствовавших совершению преступления, а также применения средств установления обстоятельств совершения преступления.

В части познавательной деятельности органов расследования методика расследования и предотвращения преступлений имеют много общих черт, и, соответственно, криминогенных обстоятельств совершения преступлений. Ввиду этих общих черт, для детального раскрытия криминалистических методов предотвращения преступлений нужно изучить некоторые криминалистические методы расследования преступлений. Однако здесь следует отметить, что методы расследования и раскрытия преступлений являются неоднозначными и не тождественными понятиями.

По мнению Яблокова Н.П. среди общих методов расследования преступлений следует выделить следующие:

метод криминалистической корреляции, так называемого процесса установления взаимозависимости различных процессов, который доказывается с помощью математического анализа;

метод генетического анализа совершённого преступления с целью изучения самого процесса развития преступной деятельности;

метод криминалистического отождествления, с помощью которого производится соответствие событий и фактов, а также явлений настоящего с событиями и фактами и явлениями прошлого преступления (опознание, одорология, идентификация и т.д.);

метод системно - структурного анализа преступления для выявления объективной системы действия преступника, выявление взаимосвязи в его действиях с образованиями следов.

Н.П. Яблоков как и А.В. Дулов первыми попытались сформулировать криминалистические методы по установлению обстоятельств совершения преступления на практике. Данные методы являются правилами криминалистической методики, они образуют основу последующей системы. Акцентируя на профилактике преступности, можно выделить следующие методы раскрытия преступлений:

поэтапный и планомерный метод установления обстоятельств преступления;

программирование и моделирование раскрытия преступления;

метод обнаружения установления соответствия приёмов и средств раскрытия преступления научным и фактическим данным криминалистической характеристики следственной ситуации совершения преступления и его выявления.

Нельзя не сказать о том, что данные указанные криминалистические методы и методы Н.П. Яблокова во многом совпадают. Творческое применение приёмов и средств раскрытия в зависимости от научных и фактических данных о преступлении, а также избирательность, с одной стороны, с другой - использование в рамках криминалистической характеристики накопленных научно обобщённых данных о преступлении.

Кроме того, нужно сказать о том, что Н.П. Яблоков в качестве самостоятельного метода моделирование раскрытия преступления не выделяет ввиду того, что этот метод заложен в первых двух.

Метод раскрытия преступления в качестве практической познавательной деятельности важен именно как один из способов познания деятельности органа расследования, потому что и в профилактической деятельности следователя используется установление и познание криминогенных обстоятельств в раскрытии преступления благодаря тем же криминалистическим средствам, в соответствии с нормами и принципами уголовно - процессуального закона (в соответствии с ч.2. ст. 73 УПК РФ).

Помимо всего прочего, между рассматриваемыми методами существуют различия ввиду определённых причин. Во-первых, помимо установления причин и условий совершения преступления метод предотвращения преступлений содержит определение и принятие профилактических мер, иными словами, дополнительные средства и приёмы.

Во-вторых, принятие и определение мер профилактики следователем и выявление им предшествующих условий и причин совершения преступления осуществляется с использованием научных рекомендаций не только криминалистики, но и криминологии. Благодаря этому с криминалистического метода теряется дополнительная методологическая нагрузка.

В данном случае хорошо просматривается связь криминалистики с криминологией - наукой о преступности, её состоянии, структуре и динамике, а также причинах преступности и условиях, которые ей способствуют, личности преступника и способах и средствах предупреждения преступлений в современном российском обществе.

Положения криминологии о мерах предупреждения коррупционных преступлений и требованиям, предъявляемых к ним имеют самое непосредственное отношение к криминалистике. С точки зрения науки криминологии можно выделить два уровня предупреждения преступлений - общие и специальные меры профилактики.

 

Общие меры профилактики

 

Под мерами общего или общесоциального воздействия принято понимать совокупность мер, осуществляемых государством в экономической, политической, духовной и других сферах, при которых происходит ограничение возникновения и дальнейшего развития криминогенных процессов в обществе и государстве в целом. Ни для кого не секрет, что предупреждение коррупции в органах внутренних дел должно происходит в контексте с общим предупреждением преступности. Дело в том, что органы внутренних дел являются социальной организацией, и в связи с этим, как социальная организация, ОВД подвержена всеми негативными явлениями, которыми поражено общество. Другими словами, осуществлять борьбу с коррупцией и взяточничеством в органах ГИБДД не представляется возможным без осуществления подобных мер в органах внутренних дел, да и в обществе в целом.

В результате проведённого нами исследования данный тезис был подтверждён. Около 50 % лиц, участвующих в социальном опросе и более 70 % из числа сотрудников ГИБДД считают, что в первую очередь необходимо провести мероприятия по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности, что будет оказывать благоприятное воздействие на предупреждение данного негативного явления как в ОВД, так и в ГИБДД.

В связи с этим, фундаментальным значением для профилактики коррупции и взяточничества в ГИБДД имеют широкие общегосударственные меры, направленные на ограничение и нейтрализацию «основу основ», т.е. экономические причины и условия, которые способствуют развитию коррупции.

Реальными шагами в борьбе с коррупционными проявлениями в ГИБДД представляются укрепление государственных институтов власти, эффективное развитие экономики, развитие гражданских институтов в обществе, решение наболевших социальных проблем - всё это является действительно реальными шагами к снижению уровня преступности в целом и коррупции в ГИБДД, в частности.

На наш взгляд, к общим мерам профилактики коррупции и взяточничества в ГИБДД следует отнести следующие наиболее важные направления:

усовершенствование нормативно - правовой базы деятельности сотрудников ОВД;

повышение уровня материального обеспечения сотрудников ГИБДД;

усовершенствование системы подбора кадров;

обеспечение эффективного контроля над деятельностью ГИБДД;

проведение эффективной воспитательной работы среди сотрудников.

Хотелось бы повториться в том, что основным направлением общих мер профилактики не только в ГИБДД, но и государственных органах в целом, должно выступить усовершенствование нормативно - правовой базы их деятельности.

Существует большое количество взглядов и мнений насчёт проблемы реформирования деятельности ОВД. Так, некоторые авторы считают необходимым уволить абсолютно всех сотрудников МВД РФ и взять на службу новых, более порядочных и честных людей. Всё-таки такие радикальные меры мы считаем сложно осуществимыми. К сожалению, общество, как и государство поражено коррупцией и не о каких гарантиях в том, что новые сотрудники МВД не будут подвержены коррупционными проявлениями не может быть и речи. Автору представляется, что необходимо постепенно реформировать деятельность ОВД.

К правовым источникам реформ деятельности ОВД следует отнести принятие Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», который регулирует все права и обязанности сотрудников ОВД. Этот законодательный акт должен послужить заменой Федерального закона «О милиции», Положения о службе в органах внутренних дел и ряд других нормативных актов регламентирующих деятельность органов внутренних дел. Данный ФЗ должен стать кодифицирующим документом, в нём должны быть объединены все вопросы, касающиеся деятельности ОВД, от вопросов трудовых отношений вплоть до вопросов несения службы. Здесь должны быть подробно указаны как вся структура ОВД, так и вопросы трудоустройства, несения службы и увольнения из органов. Отдельным пунктом необходимо указать запреты и ограничения для сотрудников ОВД. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что данные положения должны быть отражены чётко, дабы предотвратить возможность их двоякого толкования.

Некоторые исследователи считают, что деятельность сотрудников органов внутренних дел нужно рассматривать в качестве особого вида федеральной службы с наличием особых властных обязанностей и полномочий. С этим мнением нельзя не согласиться.

Несомненно, принадлежность сотрудников ОВД к группе особых федеральных служащих поднимет их авторитет и значимость в обществе и в глазах всего населения.

Совершенствование системы материального обеспечения должно стать другим направлением профилактики взяточничества и коррупции среди сотрудников ГИБДД. Существующая система оплаты труда, в особенности новых молодых сотрудников не соответствует тем высоким физическим и психологическим нагрузкам, которые испытывают сотрудники ГИБДД во время исполнения своих служебных обязанностей. Вопрос усовершенствования системы материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел необходимо считать приоритетным.

Помимо этого, было бы желательным значительно увеличить зарплату сотрудникам ОВД, занимающимся непосредственно охраной правопорядка и борьбой с преступностью. Среди них можно выделить следователей, оперуполномоченных, участковых оперуполномоченных, сотрудников ГИБДД и дознавателей, т.е. тем сотрудникам, чьи должностные обязанности направлены на выполнение задач органов внутренних дел, а не на их жизнедеятельность.

Если обратиться к опыту европейских стран и США, то там заработная плата полиции почти на половину выше заработной платы промышленных рабочих.Кроме того, основываясь на советском опыте можно смело сказать, что работы в органах внутренних дел была достаточно престижной как с точки зрения материальной обеспеченности, так и с точки зрения социальной защищённости. Заработная плата советских сотрудников ОВД была повыше среднего общего уровня материального достатка населения и существовали социальные льготы.

Другим источником материального обеспечения сотрудников ГИБДД и ОВД в целом, должны стать специальные премиальные за счёт возмещения ущерба государству. Если создать грамотную систему премирования, то можно создать хороший стимул к улучшению результатов деятельности. Вот хороший пример из истории нашего государства:

«Согласно постановлению Совнаркома от 20 июня 1922г. Было введено премирование работников уголовного розыска за раскрытие краж. По этому постановлению около 10 % стоимости разысканного кооперативного и государственного имущества, а также около 15 % стоимости имущества отдельных лиц отчислялись в распоряжение соответствующего отдела розыска. Их всех отчисленных сумм 35% выдавались сотрудникам, а 15% предназначались для премирования за раскрытие других преступлений, остальные же суммы перечислялись в особый фонд помощи».

На наш взгляд, введение высокого оклада и создание системы дополнительного премирования сделает материальное положение сотрудников ОВД стабильным, что поспособствует снижению уровня коррупции в целом.

К другим мерам по повышению уровня социальной защищённости сотрудников ГИБДД можно отнести разработку механизма кредитования сотрудников для того, чтобы обеспечить их жильём. Ведь жилищный вопрос является одним из самых острых, причём не только для сотрудников ГИБДД, но и ОВД в целом. Всем известно, что многие сотрудники органов внутренних дел проживают в общежитиях либо снимают квартиры, на оплату которых уходит львиная доля всего денежного содержания. Ввиду нестабильности в жилищном вопросе и отсутствие решения данной проблемы законным путём толкает сотрудником ОВД на коррупционные преступления. Для решения этой наболевшей проблемы просто необходимо разработать специальную программу кредитования для сотрудников правоохранительных органов. По этой схеме нужно выдавать кредиты сотрудникам, имеющим стаж службы в органах не менее трёх лет и не имеющих трудовых дисциплинарных взысканий. Конечно же процентные ставки по кредитованию нужно установить ниже процентных ставок, доступным гражданскому населению, а разницу в процентных ставок должно компенсировать государство. Мы считаем, что такая система будет способствовать стимулированию сотрудников к примерному поведению и к снижению уровня коррупции.

А.Д. Сафронов в целях закрепления кадров и антикоррупционной устойчивости предлагает создать для сотрудников долгосрочные экономические льготы. Среди них он выделяет:

открытие банковского депозита, который бы открывался при приёме на службу каждого сотрудника и который бы получал сотрудник при уходе в отставку. при этом часть этого депозита использовалась для строительство и приобретение жилья;

предоставление долгосрочных ведомственных целевых кредитов с целью приобретения сотрудниками дорогих вещей, недвижимости при полной или частичной компенсации за счёт государственных средств при соблюдении условия определённой выслуги лет;

создание надбавки к должностному окладу за каждого несовершеннолетнего ребёнка;

строительство ведомственного и служебного жилья за счёт средств МВД при условии закрепления его за сотрудниками, уволенными в отставку виды выслуги определённых лет службы, либо по ранению или гибели сотрудника.

С мнением данного специалиста мы не можем не согласиться. Другими словами, необходимо создать такую систему социальной защищённости и материального обеспечения при которой сотрудник правоохранительных органов был уверен в завтрашнем дне и держался бы за службу, ему бы было что терять. Всё это, естественно, значительно повлияло бы на уровень коррупции и в ГИБДД в том числе.

Наряду с упомянутыми выше предложениями нужно сказать об эффективной деятельности по формированию кадрового состава. Предполагается, что по мере создания комплексных мер по улучшению социальной и материальной защиты появится реальная возможность проводить набор кадров на службу на конкурсной основе. В связи с этим необходима доработка вопроса о критериях отбора кандидатов на службу. Среди этих критериев должны преобладать:

требовательность к уровню образования для службы в ОВД, принимать на службу, как минимум, со средним юридическим образованием, а, при возможности, только с высшим юридическим образованием;

повышение возрастного предела (как минимум 21 год);

обязательное прохождение проверки на устройстве полиграф (так называемый «детектор лжи»).

Более того, необходима разработка в направлении усовершенствования профессионального обучения среди сотрудников. Необходимые знания должны быть закреплены в высших учебных заведениях. Сотрудник должен по мере службы совершенствовать свою профессиональную культуру и правосознание. Высокий уровень правосознания и профессиональной культуры будет проявляться в четком знании законодательства, в правильном его понимании и применении на практике, что положительно повлияет на противодействии опасным тенденциям распространения коррупционных преступлений.

К сожалению, к обучению сотрудников ОВД на данный момент применяется чисто формальный подход. Но обучение должно стать приоритетным направлением по укреплению законности, закреплению правосознания и правовой культуры сотрудников.

Противодействие коррупции на практическом поприще показывает, что помимо коррупционных преступлений среди сотрудников органов внутренних дел имеют место мелкие нарушения, которые в официальной статистике не отражаются. Безнаказанность за совершение мелких нарушение влечёт за собой совершение серьёзных коррупционных преступлений в будущем. Ввиду этого, рациональное и главное своевременное применение мер дисциплинарной ответственности на сотрудников в какой- то степени может повлиять и скорректировать их дальнейшее поведение.

Ныне действующие нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности зачастую несут неоднозначный и, даже, противоречивый характер, со допущениями многих неточностей и пробелов. По мнению В.В. Касюлина, специфика нормативного регулирования предопределяет не только функциональные особенности служебной дисциплины, но также является предпосылкой к созданию единого нормативно - правового акта, который бы регулировал отношения служебной дисциплины.

В этом вопросе нельзя не согласиться с мнением Д.С. Сухова в том, что для решения этой задачи необходимо в предложенном к разработке ФЗ «О службе в ОВД» создать отдельный раздел, посвящённый применению мер дисциплинарного воздействия и поощрения.

Усовершенствование системы дисциплинарных взысканий и поощрений тоже нужно отнести к приоритетным. Здесь большую роль играет вопрос о поощрениях. Развитие системы поощрительных мер повлечёт за собой снижение любых коррупционных преступлений среди сотрудников. Среди этих мер можно выделить:

полный пересмотр действующей системы поощрений сотрудников ОВД (на наш взгляд, она абсолютно неэффективна);

в целях повышения значимости таких поощрительных мер необходимо их проводить торжественной обстановке для повышения их значимости;

серьёзно пересмотреть практику, когда к поощрению представляются только начальники подразделений, а на рядовой состав поощрения редко распространяются.

использовать СМИ для освещения фактов пресечения сотрудниками ОВД противоправных деяний.

Другими словами, осуществление всех указанных мер по нашему мнению повлечет за собой значительное снижение уровня коррупции не только в ГИБДД, но и в ОВД в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.074 с.)