Духовное социальное устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовное социальное устройство



 

«Занимаясь деятельностью,соответствующей его природе,
и при этом поклоняясь всепроникающему Господу, каждый
человек может достичь совершенства».
(Б х а г а в а д - Г и т а, 18.45)

 

Предыдущая статья о духовном городе Майапур показала практическое воплощение Вед на современном примере. В этот раз я расскажу о Ведическом социальном устройстве Майапура как уникальной модели коллективного духовного прогресса.

Возможно, кто-то читал популярную в 70-е годы повесть-притчу Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»? Напомню, что разочарованный мирской суетой главный герой вынужден покинуть стаю ради своего духовного поиска. Стая - это образ современного светского общества, поглощенного борьбой за выживание и безразличного, а порой и враждебного к духовным нуждам индивида. Идея притчи ясна: какой духовный рост возможен посреди повседневной борьбы за свой кусок? Но уникальность социальной модели Вед как раз в том, что во главу угла ставится коллективный духовный прогресс, который сейчас является уделом одиночек, покинувших стаю.

Почему люди вообще объединяются в общество? Потому что у них есть общие интересы и общие цели. Чем больше у людей общего, тем стабильнее общество. Как только в интересах и целях появляется сепаратизм, сразу же возникает раскол и в обществе. Если у людей общими являются только материальные интересы, тогда проблемы неизбежны, т.к. материя находится в постоянном изменении. Скрепляет материю духовная энергия. Пока душа в теле, тело сохраняет свою целостность. Как только душа уходит - тело разлагается. Общество - это тоже тело, где разные классы - разные части тела. Но как тело не живет без души, так и общество разлагается, когда духовная культура уходит. Нынешнее состояние общества - тому подтверждение.

Веды утверждают, что прототип идеального общества - это общество Духовного мира, где чистые души с бескорыстной любовью и в полном знании вечно служат Верховному Господу. Бог, будучи источником всего, является естественным центром этого вечного царства любви. Эта же богоцентрическая модель общества была перенесена из высшей реальности в материальный мир и являлась изначальной формой социального устройства в Ведическую эпоху. Это было время, когда люди принимали Веды как авторитетный источник знания обо всех сферах жизни. Конечно, тем, кто выросли на «историческом материализме» и уверены в том, что мы прошли путь от обезьяны до современного человека, трудно принять мысль о том, что раньше существовало высокоразвитое духовное общество. О ведическом понимании истории и эволюции человека я уже писал в №№ 6-10 за 2003 г., и эти статьи можно посмотреть на сайте журнала в архиве.

Итак, Бог как источник всех душ является наиболее общей и естественной скрепляющей силой для всех существ. Поэтому Его присутствие в центре всех отношений делает общество максимально стабильным. Когда К. Маркс изучал историю развития различных социумов, он удивлялся, почему в Индии никогда не было классовой борьбы. Наблюдая религию только на примере западных образцов, он не догадывался о том, что религия - это не просто вера, которая обещает человеку благо после смерти, а еще и прикладная духовная технология, приносящая плоды прямо сейчас. Ему было невдомек, что истинная религия - это не реакционная сила, сдерживающая прогресс человека, а как раз источник прогресса. Одухотворенный человек не воспринимает мир как поле для своего завоевания. Он смотрит на материальный мир как на школу очищения своего бытия. Поэтому в своих проблемах он винит не кого-то, а самого себя. Таким образом, у него не возникает идеи классовой борьбы.

Устройство ведического общества вытекало из цели человеческой жизни. Если человек - это соединение материи и духа, значит, у жизни есть две цели: реализовать свои материальные планы, не нарушая законов Бога, и вернуться в Духовный мир. Эти две цели достигались одним процессом - жертвоприношением, или ритуалом. В «Бхагавад-Гите» (3.9) сказано: «Совершая свою деятельность в духе жертовоприношения Всевышнему, человек обретает счастливую жизнь на земле и достигает духовного освобождения». Чтобы понять, что это значит, нужно расстаться с ветхозаветными представлениями о жертвоприношении как о заклании агнца. Эти кровавые жертвы были уже печальным концом ритуальной культуры на далеких окраинах пост-ведической цивилизации. Жертвоприношение, или ритуал, - это посвящение своей деятельности Богу. В этом процессе деятельность человека одухотворяется подобно тому, как металлический прут, помещенный в огонь, сам приобретает качества огня. Латинское слово «ритуал» происходит от санскритского корня «рита» (истина). То есть ритуал - это процесс, через который открывается истина.

Итак, вернемся к сравнению социального организма с человеческим телом. Веды говорят о том, что по профессиональной принадлежности все люди делятся на 4 основных класса:

  1. Брахманы - интеллектуалы и духовенство.
  2. Кшатрии - военные и управленцы.
  3. Вайшйи - бизнесмены и фермеры.
  4. Шудры - рабочий класс и сфера обслуживания.

Интеллектуалов можно сравнить с головой социального организма. Они дают духовное направление в жизни. Военный и административный класс, который организует и защищает народ, можно сравнить с руками. Класс бизнесменов и фермеров, который удовлетворяет экономические нужды людей, подобен желудку. Рабочий класс, который поддерживает всю структуру, можно сравнить с ногами. В духовно здоровом обшестве все классы взаимодействуют в совершенной гармонии как части одного тела, ради достижения общих материальных и духовных целей.

Тот факт, что любое общество содержит эти четыре социальные группы, говорит о том, что они являются проявлением закона природы, установленного высшим создателем. В «Бхагавад-Гите» (4.13) Кришна говорит: «В соответствии с тремя гунами (качествами) материальной природы и связанной с ними деятельностью Я разделил человеческое общество на четыре сословия…».

В идеале общество должно быть способным обеспечить людей всем необходимым для нормальной жизни без экономических кризисов и социальных конфликтов. Однако это возможно только тогда, когда акцент сделан на высшей цели жизни - самоосознании, которое проявляется в осознании себя как вечного слуги Бога. Понимание своей духовной природы естественно умеряет излишние материальные запросы. Без такого понимания люди становятся эгоистами, страдают от разрушительной жадности и в результате этого четыре класса, вместо того чтобы сотрудничать, начинают конфликтовать.

Недостаток духовного знания - причина всех проблем двух главных общественно-экономических формаций - капитализма и коммунизма. Поскольку капитализм способствует росту потребительского сознания, стимулируя неограниченные материальные желания, то между группами и индивидуумами идет постоянное соревнование за богатство, власть и престиж. Это создает атмосферу недоверия, недовольства, неравенства, зависти и страха, что периодически выливается в забастовки, протесты и бунты. Эта система зачастую вынуждает людей ради денег выполнять работу, противоречащую их природным склонностям, и многие вообще лишаются работы.

Коммунизм пытается заставить всех объединиться в бездуховном служении государству, но это приходится безжалостно навязывать мощным полицейским аппаратом. Почти полный крах коммунизма показал неестественность и нежизнеспособность этих идей. Также несостоятельной оказалась попытка коммунистов уничтожить классы бизнесменов и духовенства. Это было подобно попытке жить без головы (духовенство) и без живота (бизнесмены). Неудивительно, что такое общество недолго «протянуло». После крушения коммунизма эти классы почти мгновенно вновь заняли свои места в обществе.

Ведическая модель общества называется несколько сложным, но очень емким термином - ВАРНА-АШРАМА-ДХАРМА (ВАД). Варна означает класс или сословие, к которому людей относили не на основе рождения, а на основе реальных качеств и склонностей человека. Ашрама - это социальный уклад жизни, связанный с возрастом человека. И Дхарма - это предписанные обязанности. Таким образом, ВАД означает общество, в котором люди исполняют свои обязанности согласно своим склонностям (варна) и социальному укладу (ашрам).

Как же понять, кто к какому классу принадлежит? В «Бхагавад-Гите» Кришна перечисляет качества и склонности, по которым можно определить классовую принадлежность.

Вот качества брахманов: спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Это образ ведического интеллигента, учителя, священника, юриста, врача, астролога и т.д.

Качества кшатрийа - героизм, сила, решимость, находчивость, отвага, щедрость и умение руководить. Таким должен быть управленец - от царя до деревенского старосты.

Вайшйи - это те, кто проявляют склонности к земледелию, защите коров, торговле и банковскому делу.

Склонности Шудр - физический труд и служение другим.

После этих слов может возникнуть вопрос о классовом неравенстве и эксплуатации, но в ведическом обществе этих проблем не было. Почему? Потому что высшие классы заботились о низших, а не угнетали их. Для головы вполне естественно заботиться о ногах, ведь это ноги того же тела, на котором держится голова. Если у ног будут проблемы, голове тоже несладко придется. Забота о людях в первую очередь проявлялась через духовную систему образования, которая давала истинное видение жизни и прививала духовные ценности. Это забота о самой душе, которая делает временное тело живым. При необходимости люди получали и материальную помощь.

Даже самые непросвещенные члены ведического общества постепенно духовно прогрессировали просто потому, что они были вписаны в одухотворенную систему. Даже если человек сам не знает маршрута, но сел в нужный автобус и заплатил за проезд, он достигнет желанной цели.

Ведическое общество было монархией с четко выраженной вертикальной иерархией, но без всякого признака эксплуатации. Латинское слово «иерархия» означает «священный порядок». Это значит, что, несмотря на свое духовное равенство перед Богом, в материальном плане всегда остается некое неравенство, потому что у всех людей от рождения разная гуна-карма (психо-физическая природа). Неформальными лидерами общества были самые чистые и возвышенные личности - брахманы, которым был чужд сам дух эксплуатации. Несмотря на свое высокое социальное положение, брахманы всегда были образцами смирения, простоты и аскетизма. Поскольку люди видели их бескорыстие и чистоту, брахманы пользовались естественным авторитетом народа.

Цари осуществляли исполнительную власть, но если они отклонялись от закона Божьего, Совет брахманов мог указать на это. Цари не смели перечить брахманам, зная их духовное и мистическое могущество. В крайних случаях даже были прецеденты, когда брахманы своим коллективным проклятием убивали неисправимых тиранов. Представители царя собирали налоги только с вайшйев - торговцев и производителей. Это был единственный класс в обществе, который занимался экономической деятельностью. Налог не превышал 25%, и поэтому его легче было платить, чем уклоняться. Инфляции и финансовых кризисов не существовало, потому что деньги были не бумажные, а настоящие - серебро и золото.

Шудры, не имея такого разума, как брахманы, не обладая могуществом кшатриев и не имея практической смекалки, чтобы организовать свое дело, как вайшйи, просто работали по найму.

Несмотря на кажущееся неравенство, вопрос о правах никогда не вставал, потому что акцент был сделан на исполнении обязанностей. Когда все добросовестно выполняют свои обязанности (ведь это служение Богу, который все видит!), самим этим осуществляется гарантия прав. Как? Дело в том, что права одного - это обязанности другого. Если кто-то чувствует, что ущемляются его права, значит, кто-то другой пренебрег своими обязанностями.

Ведическое общество не было светским, которое оставляет законы Бога, то есть законы высшего порядка, на совесть граждан (хотите - верьте, хотите - нет). Это так же нелепо, как предоставить на веру физические законы гравитации или сохранения энергии, ведь существуют технологии, основанные на этих законах, и они подтверждают сами законы. Точно так же брахманы через духовные технологии - ритуалы - практически демонстрировали существование высшей реальности. Благодаря связующей нити ритуала, на землю нисходили благословения Бога, которые невидимой, но реальной духовной энергией питали все сферы жизни. Профессор и выдающийся математик из Университета Колорадо Джагадиш Шривастава сказал по этому поводу: «Духовная реальность - это невидимый фон нашего бытия. Физический мир существует внутри духовной реальности». То, к чему сейчас ученые только подходят на уровне теории, уже работало практически. Брахманы следили за исполнением законов высшего порядка, и именно благодаря этому ведическое общество не было подвержено кризисам.

 

Ашрам - духовное убежище

 

«В этом мире счастливы только последние глупцы и святые.
Те же, кто занимает промежуточное положение, обречены на страдания».

Ш р и м а д - Б х а г а в а т а м, 3.7.17

 

В прошлой статье речь шла о естественном разделении общества на 4 основных класса по профессиональному признаку. Как у каждого тела есть голова, руки, живот и ноги, так и в каждом обществе для нормального функционирования есть классы интеллектуалов (голова), управленцев (руки), бизнесменов (живот) и рабочих (ноги). Разные части тела заняты общим делом благодаря единому сознанию, пронизывающему все тело. Так и духовное общество работает слаженно благодаря единой духовной цели.

Жизнь в ведическом обществе строилась на понимании того, что душа однажды ушла из Абсолютного мира и, вкусив горький опыт материального бытия в разных низших телах, получила тело человека и вместе с ним редкий шанс вернуться обратно к Богу. Это было сверхзадачей человеческой жизни, а все остальное должно было способствовать этому. Однако в процессе решения этой главной задачи человек так же попутно изживал свои привязанности к этому миру. Поэтому жизнь строилась на синтезе материальных и духовных программ.

Ведическое общество, основанное на традиционных духовных ценностях, понимало свою энергетическую зависимость от Бога и потому компенсировало естественное потребление ритуалом поклонения Богу, который можно сравнить с оплатой счетов за коммунальные услуги. Ритуальная культура была той самой нитью, которая связывала людей этого мира с высшей сакральной реальностью Бога. Все члены общества своим трудом вносили свою лепту в этот ритуал, и, благодаря обратной связи, все получали свою долю божественной милости. Это не только стабилизировало все общество, но и делало людей более гармоничными и счастливыми, потому что они получали не только материальное процветание, но и духовное просветление.

Однако для того, чтобы люди трудились с такой высокой духовной мотивацией, выполняя свою работу как служение Богу, они должны были получить духовное образование. Это подводит нас ко второй половине социальной структуры ведического общества - системе ашрамов. Кроме 4-х профессиональных групп - варна, есть также 4 социальных уклада - ашрама, которые связаны с возрастом и духовной зрелостью человека. Буквально «ашрам» означает «духовное убежище». Идея системы ашрамов состоит в том, что душа, находящаяся в материальном мире, должна быть защищена духовным процессом, который помогает ей помнить о Боге на разных этапах жизни. И поскольку в разные периоды жизни человек живет по-разному, каждый из 4-х ашрамов дает человеку духовные наставления, соответствующие этапу его духовного развития.

Веды делят человеческую жизнь на четыре четверти - до 20-25 лет человек получает образование, и этот период называется брахмачари-ашрам. Второй уклад жизни - грихастха-ашрам - это семейная жизнь, и она продолжается с 20-25 до 50-55 лет. Третий уклад - это ванапрастха-ашрам - постепенный отход от дел и семьи. Он занимает третью четверть жизни - 50-75 лет. И последняя четверть - это саннйаса-ашрам - отречение от мира и полное погружение в духовную жизнь. Теперь рассмотрим их подробнее.

Когда ребенку исполнялось 5 лет, его отдавали в школу, которая на санскрите называется гуру-кула. Гуру означает учитель (букв. «тяжелый», тот, кто своим знанием и авторитетом делает ученика смиренным). А кула - это school, школа. Учились в гуру-кулах только мальчики. Девочки проходили обучение дома под руководством старших членов семьи: старших сестер, матери, бабушки. В таком раздельном образовании есть глубокий смысл. Согласно Ведам, женщина обладает природой огня, а мужчина - природой масла. Если масло поднести слишком близко к огню, оно расплавится и сгорит. Эта аналогия показывает, что если мужчина не получил в детстве должной духовной и моральной подготовки, позже он становится жертвой вожделения и просто теряет ориентацию в жизни. В школе это проявляется в том, что с наступлением половой зрелости, при совместном обучении, всякий вкус к учебе пропадает, и интересы перемещаются на отношения с противоположным полом. Первые приступы вожделения, для приличия называемые «первой любовью», почти полностью затмевают разум молодого человека. Поэтому будущих мужчин воспитывали отдельно, чтобы они приобрели нужную духовную и моральную закалку и позже смогли стать действительно лидерами семей, а не просто безвольными особями мужского пола.

Итак, гуру-кулы были не просто школами, а именно ашрамами - местами, где дети, кроме знания, получали навыки практической жизни, основанной на понимании высших духовных законов. Гуру-кула была построена по принципу интерната, где мальчики учились быть зрелыми и самостоятельными людьми. Основой образования было духовное знание, которое позволяло видеть все жизненные процессы в духовной перспективе.

Цель обучения - не только информация, но и трансформация человека. Если люди просто накапливают информацию, но при этом их цель жизни остается на материальном уровне (питание, сон, секс и оборона), тогда они отличаются от животных только образом жизни. Собака бежит на 4-х ногах, а человек может ехать на 4-х колесах. Если они преследуют одну и ту же цель - погоню за эфемерным материальным счастьем - тогда они отличаются только образом жизни, а не целью. Задача человека - именно в том, чтобы изменить цель жизни. Метафизическое знание способствует трансформации сознания, и проявляется это в том, что с самого начала человек знает о духовной цели жизни. Это помогает ему с детства формировать правильные потребности и строить реальные планы. Сейчас мы наблюдаем, что, взяв старт в ложном направлении и потратив массу времени и сил, лишь к середине жизни человек начинает догадываться о том, что, возможно, есть что-то большее, чем просто борьба за место под солнцем. И даже совершив такое важное открытие, он уже наделал столько ошибок, приобрел столько дурных привычек, что переход на духовные рельсы означает почти полный отказ от прошлого. А ломать свою жизнь всегда болезненно. Такова цена бездуховного образования.

К 15 годам, когда психофизическая природа ученика почти полностью проявлялась, Гуру помогал ему определиться с будущей профессией, и начиналась специализация. Ученики с задатками интеллектуалов и управленцев получали посвящение в более сокровенные аспекты знания и учились дольше. Это было их высшее образование. Представители классов фермеров, торговцев, рабочих и служащих заканчивали обучение раньше и возвращались в свои семьи осваивать навыки потомственных профессий.

После окончания учебы в гуру-куле юноши могли жениться, будучи полностью готовыми к этому. Так начинался второй этап жизни - грихастха-ашрам (семейный уклад). Поскольку с детства люди впитывали в себя духовную культуру и владели искусством контроля чувств, их отношения в браке строились не на изменчивых чувствах, а на уважении и ответственности. Семья создавалась не просто на основе обоюдных симпатий, а на основе реальной совместимости, которая определялась ведическим астрологом. Существует 10 факторов совместимости, и брак заключался только, если совместимость составляла более 50%. Это делало семьи очень крепкими. До сих пор в Индии всего 8% разводов, а в России - 68%. Как известно, семья - это ячейка общества, или клетка социального организма. Если клетки тела больны, организм не может быть здоровым. Можно ли назвать здоровым тело, в котором 68% клеток больны? В Ведах говорится, что благополучие нации зависит от стабильности семьи, а стабильность семьи - от духовной культуры, а культура - от знания. Поэтому, перед тем как начинать семейную жизнь, человек должен получить всестороннюю подготовку.

В западном мире большинство браков создаются на основе чувств. Современная психология объяснила нам, что влюбленность есть результат совместной работы пубертатных паттернов и гормонов. Естественно, отношения, построенные на «гормональном меде», весьма непрочны, и высокий процент разводов подтверждает это.

Семейная жизнь опутывает сознание множеством внешних забот и планов, посреди которых довольно сложно помнить о Боге. Вот тут-то на помощь семейным людям и приходила духовная подготовка, полученная в детстве. Семейные люди неизбежно склонны к накопительству и сексу, что привязывает душу больше к материи, чем к Богу. Чтобы в рамках семьи не забыть о своей духовной природе, Веды рекомендуют жажду накопительства компенсировать благотворительностью. А радость секса с лихвой компенсируется тяготами воспитания детей, которые являются продуктами секса. Аборт приравнивался к убийству человека, и потому семьи были многодетными. Так, благодаря духовному образованию и практическому опыту, человек постепенно начинал понимать, что материальная жизнь - это глубокий колодец, из которого видно лишь кусочек ясного неба где-то наверху. Это давало импульс к постепенному отречению и переходу в третий ашрам.

Когда дети становятся самостоятельными, родители имеют полное моральное право на заслуженный отдых. Но в ведическом обществе это был отход лишь от материальных обязанностей. Это как раз тот возраст, когда акцент уже однозначно должен быть смещен на духовную жизнь. Время старит тело, показывая, что расставание вечной души с временным телом неизбежно. Разумный человек понимает эти намеки. Игнорировать этот факт жизни так же глупо, как прятать голову в песок, делая вид, что опасности нет.

Итак, это третий этап жизни - ванапрастха-ашрам, или начало отречения. Люди говорят, что в этом возрасте уже пора о душе подумать. Сама логика жизни подводит к этому. Но большинство людей, лишенных духовного понимания жизни, проводят этот этап весьма безответственно - «забивают козла» у подъезда или в лучшем случае «пашут» на даче. Иногда они видят, что за одним из их партнеров по домино приехало бюро ритуальных услуг, но это ненадолго заставляет их задуматься о собственном будущем. Заработанный честным трудом комфорт притупляет духовную бдительность, и стареющий человек просто тупо смотрит в телевизор, живя жизнью других и забывая про свою. Вместо того чтобы принять старость как знак от природы и начать готовиться к духовному будущему, многие старики сейчас молодятся, красят волосы, скрывая седину, пьют тоники и т.д. Но старость и смерть не остановить.

Когда человек в старости теряет возможность наслаждаться через тело, как в молодости, а духовного вкуса не развивает, наступает неизбежный кризис. Поэтому многие старики начинают ругать молодежь, завидуя ей, и погружаются в ностальгию по прошлому. Чтобы избежать этого кризиса, к старости нужно подойти духовно зрелым. Если человек с детских лет имеет духовное видение жизни, приближающаяся смерть ему не страшна. Таким образом, Веды учат нас не только искусству жить, но и искусству умирать. На этом этапе муж и жена больше погружаются в науку о Боге - изучают Священные писания, практикуют молитву, путешествуют по Святым местам, меньше едят и спят.

Самый последний ашрам - саннйаса (полное отречение и уход от мира) - принимали только наиболее духовно продвинутые члены общества. Он не являлся обязательным для всех.

Итак, на этапе ученичества (брахмачари) идет теоретическое изучение духовной науки и освоение будущей профессии. На этапе семейной жизни (грихастха) идет практическое воплощение материальных планов и желаний на основе духовного знания. На этапе ванапрастхи происходит постепенное отдаление от мира и углубление в духовную сферу, и на последнем этапе (саннйаса) человек, развив глубокую эмоциональную привязанность к Богу, полностью отрекается от материального бытия. В этом состоянии душа уходит в совершенный мир божественной любви, и на этом цепь перерождений обрывается навсегда. Согласно Ведам, это и есть высший успех в жизни.

В светском обществе люди тоже проходят эти же этапы: ученичество, семья и работа, пенсия и т.д. Но принципиальная разница в том, что при отсутствии духовного содержания жизни человек в старости идет не к просветлению, а к маразму, что ставит его светлое духовное будущее под сомнение. Как сказал один святой, «без Бога легко жить, но трудно умирать».

 

Эволюция любви

«Как дети наследуют качества родителей,
так души наследуют качества Бога.
Главное из этих качеств - любовь».
(Афоризмы м у д р е ц а Ч а н а к ь и)

 

В прошлой статье я кратко описал систему четырех ашрамов (духовных укладов), которая помогала человеку ведического общества пройти путь от рождения до смерти, реализовав свой материальный потенциал и подготовившись к духовному будущему. В этот раз я более подробно остановлюсь на самом главном ашраме - семейном укладе, поскольку подавляющее большинство людей проводят в семье большую часть своей жизни.

Как известно, семья создается из-за непреодолимого магнетизма, который существует между мужчиной и женщиной. Этот удивительный феномен наблюдается не только среди людей, но и в мире животных - в тех формах жизни, где сознание души достаточно проявлено. Не странно ли, что природа не придумала для нас какого-то более экономичного и простого способа жить и размножаться? Ведь есть деревья и гермафродитные существа, которые самостоятельно размножаются и не нуждаются в проблемных семейных отношениях. Но полноценна ли их жизнь? Веды объясняют, что любовь - это потребность развитого сознания. Пока сознание сковано телами низших форм жизни, способность к любовным отношениям еще не проявляется и поэтому разделения по полам в самых низших формах не наблюдается. Позже, когда душа воплощается в формах животных и людей, сознание души раскрепощается, появляется потребность в любви и начинают выделяться половые различия. Это разделение позволяет душам испытать начальный опыт любви хотя бы на уровне плоти. Смысл жизни состоит в эволюции сознания. Сердцевиной сознания является потребность в любви, а все остальное вращается вокруг этого чувства. Поэтому эволюция сознания состоит в эволюции любви от материальной ипостаси этого чувства до духовной любви к Богу. В каждой последующей, более высокой форме жизни сознание становится чище и вместе с этим очищается качество любви.

Сам феномен любви подразумевает наличие минимум двоих любящих. В Ведах говорится, что мужское и женское начала не случайно возникли в этом мире. Их истоки - в высшей духовной реальности. Абсолютная Истина, или Бог, уже несет в себе эти два полюса - мужской аспект Абсолюта (Пуруша) и женский аспект Абсолюта (Шакти). Другими словами, это перво-мужчина и перво-женщина - идеальные прототипы всех остальных мужчин и женщин. Веды называют перво-мужчину - Кришна, а перво-женщину - Радха. Их совершенная любовь в духовном мире проецируется в наш материальный мир, и потому все, как частицы этого двуполого Абсолюта, также стремятся друг к другу.

Итак, любовь как объединяющая сила приходит сюда из высшей реальности, поэтому реализация чувства любви приносит наивысшее счастье в жизни. Но материальная любовь часто ведет к разочарованию, а про высший аспект любви - духовный - никто почти ничего сейчас не знает. Более того, люди склонны обезличивать Абсолют, и они скорее верят в безличные символы типа Инь-Ян или плюс-минус, нежели в личностную природу этих принципов. Но несмотря на все попытки заменить личностного Бога безличным символом, нетрудно понять, что энергия любви может исходить только из личности и направляться только на личность. Поэтому любовь из наших сердец рвется наружу и требует вполне личностного воплощения. Мы не можем полюбить абстрактные символы. Но не находя здесь совершенной личности - Бога - мы направляем свою тенденцию любить на того, кто обладает каким-то набором божественных качеств (красота, сила, слава, знание, богатство и т.д.).

Итак, мужчины и женщины, неосознанно имитируя Кришну и Радху, стремятся друг к другу, ведомые энергией любви. Наука этих взаимоотношений очень тонка и описана в философской части «Кама-сутры», которую современные издатели выбрасывают из этой популярной книги за ненадобностью. Но без знания тонкостей эти отношения могут принести больше бед, чем радости.

Н а п р и м е р, Веды утверждают, что мужчина должен всегда находиться справа, а женщина - слева. Каково объяснение? Нейрофизиологи обнаружили, что у мужчины более активна левая половина мозга, которая связана с логическим мышлением и контролирует правую половину тела, а у женщины активнее правая половина мозга, которая связана с эмоциональной деятельностью и контролирует левую половину тела. То есть мужчины сильнее интеллектуально, но слабее эмоционально, а женщины - наоборот. Отсюда следует, что они должны защищать слабые стороны друг друга. Внешне это означает, что мужчина должен всегда находиться справа от женщины, а женщина - слева от мужчины. Так мужчина своей сильной правой стороной тела защищает слабую правую сторону женщины, а она сильной левой стороной защищает слабую левую сторону мужчины. Это научное подтверждение ведического постулата. Если вы зайдете в Индии в любой храм, где стоят Божества Кришны и Радхи или любых их воплощений (Вишну-Лакшми, Шива-Парвати и т.д.), вы увидите именно такой расклад. Это изначальное расположение мужского и женского начал, и оно способствует более гармоничным отношениям. Если понаблюдать, как люди ходят по улицам, то чаще всего вы увидите обратную картину - мужчина слева, женщина - справа. Так их расставили еще в ЗАГСе. Помню, как мне на собственной регистрации брака пришлось отстаивать свое место справа к неудовольствию государственного истолнителя. Пренебрежение этой кажущейся мелочью может породить много проблем. Поскольку семья - это одно энергетическое целое, а полярность перепутана, значит, вместо зарядки будет происходить разрядка. Фактически это означает, что мужчина и женщина поменяются функциями в энергетическом плане, и каждый будет играть неестественную для себя роль. В перспективе это может привести к болезням или разрыву отношений. Лет 20 назад в фильме «Служебный роман» в качестве героини была показана деловая женщина, пытавшаяся играть мужскую роль сурового начальника. Хотя внешне ей это какое-то время удавалось, позже выяснилось, что в душе она была глубоко несчастным человеком и обрела счастье, лишь заняв свою естественную женскую роль.

Часто у современных женщин вызывает негодование роль домохозяйки и матери, которую отводят женщинам традиционные религиозные культуры. Но этому тоже есть научное объяснение. Опыты показали, что мужчина способен отключать эмоции, когда он занимается чисто мыслительной деятельностью. Когда же мужчина впадает в сильные эмоциональные состояния, у него отключается разум. Это происходит потому, что у него разные половины мозга работают попеременно.

У женщин обе половины мозга работают одновременно, и это не дает им возможности абстрагироваться от эмоций при мыслительной деятельности. Это и порождает так называемую «женскую логику», непонятную мужчинам, потому что интеллект женщины всегда эмоционально окрашен. Например, покупая магнитофон, она будет больше думать не о его надежности (как мыслит мужчина), а о том, как он будет гармонировать с цветом штор в квартире. Но достоинством одновременной работы полушарий является то, что разум женщины никогда не отключается полностью. Поэтому она может дать хороший совет мужчине, который впал в крайнее эмоциональное возбуждение и потерял всякий разум. Однако для принятия важных решений сентиментально окрашенный разум женщины не всегда годится. Именно по этой причине Веды не рекомендуют женщинам занимать важные общественные и государственные посты. Её разум предназначен для создания атмосферы эмоционального комфорта в семье.

И все же сейчас мы видим многих женщин в мужских ролях. Одной из причин такой перестановки в отношениях стала очевидная деградация мужчин. В их среде чаще встречаются алкоголизм, наркомания, половая распущенность, которые сильно ослабляют. Моральная слабость мужчин при желании сохранить свое господство над женщиной привело к другой крайности - эмансипации женщин. Но ни попытка надеть на женщину паранджу, ни радикальный феминизм не делают отношения двух полов гармоничными. И суть даже не в том, чтобы найти золотую середину или две полностью совместимые половины. Двое несовершенных не дадут в сумме совершенства. Совершенства можно достичь лишь в контакте с совершенным. Поэтому совершенство в отношения мужчины и женщины может привнести третий, но не лишний - Бог. Зная это, люди ведической цивилизации вступали в брак по духовным законам. Только так можно надеяться на благословение свыше и обогатить брак духовным измерением жизни.

Если мужчина и женщина не выходят за рамки плотских и экономических отношений, тогда их брак нельзя считать успешным. Т акие семьи, как правило, проходят 4 стадии отношений: голод, насыщение, пресыщение и отвращение. Голод - это сильная обоюдная тяга, когда мужчина и женщина почти все время проводят вместе. На этом начальном этапе они почти не замечают недостатков друг друга. Голодный готов есть все. Но постепенно происходит насыщение, и пыл первой любви ослабевает. Потом насыщение плавно переходит в пресыщение, когда достоинства партнера уже воспринимаются как что-то само собой разумеющееся, а недостатки становятся более очевидными. Так брак входит в критическую стадию. Если этот процесс не остановить, отношения могут перейти в фазу отвращения и развала. В прошлой статье я приводил статистику разводов по России - 68%. Это означает, что большинство семейных пар дошли до фазы взаимного отвращения. Что же делать, чтобы предотвратить печальный финал?

Парадокс в том, что все хотели бы иметь крепкие семьи, но в невежестве делают то, что неизбежно приводит к разрушению отношений, даже если семья формально продолжает существовать. Часто причиной разрыва отношений является несовместимость по многим факторам. Найти идеального партнера трудно, но основой совместимости является одинаковое представление о стандартах счастья и общие идеалы. Это помогает нейтрализовать проблемы в материальной сфере. Кроме того, муж и жена зачастую просто не понимают, чего ожидает партнер, и потом удивляются обидам и скандалам. Каковы же взаимные ожидания?

Муж ждет от жены:

  • Привлекательности и чистоплотности.
  • Верности и уважения.
  • Чистоты и порядка в доме.
  • Принятия большей части ответственности за детей.
  • Ласковой речи и послушания.
  • Умения вкусно готовить.
  • Согласия жить в рамках семейного бюджета.

Жена ждет от мужа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.04 с.)