Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование социально-трудовых отношений в сфере условий труда
Государственное регулирование условий и охраны труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда. Разграничивая полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений к ведению федеральных органов государственной власти относит принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Вместе с тем ст. 252 ТК в новой редакции предусматривает установление особенностей регулирования труда актами разного уровня вплоть до коллективных договоров и локальных нормативных актов. В последнее время принимаются федеральные законы, которые нередко содержат, по сути, передачу субъектам РФ отдельных полномочий федеральных органов. В том числе - в регулировании трудовых отношений. Это порождает различия в решении одних и тех же вопросов, вносимые региональным законодательством (в частности, в оплате труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетов субъектов РФ, предоставлении им гарантий и компенсаций). По существу, такие различия, если они основаны на объективных факторах, могли бы быть признаны новым видом дифференциации в трудовом праве. Однако они в основном вытекают из различий в финансовых возможностях субъектов РФ.[11.стр.277] В основе дифференциации лежат различия условий труда (вредные, опасные), климатические условия и отдаленность районов применения рабочей силы (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), физиологические (психофизические) особенности организма работника (женщины, несовершеннолетние), состояние здоровья (инвалиды), специфика содержания и характера работы (основные работники ряда отраслей экономики, государственные гражданские служащие, руководители организаций), отсутствие российского гражданства (иностранцы, апатриды), характер трудовой связи работника с работодателем (совместители, надомники) и другие основания, связанные с объективными обстоятельствами или особенностями субъекта - работника.
Дифференциация правового регулирования труда проводится в определенных целях. Во-первых, это необходимость особой защиты работников от производственных вредностей с учетом, например, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции, а также социальной роли женщины-матери по воспитанию малолетних детей. Во-вторых, дифференциация правового регулирования труда некоторых категорий работников необходима и для того, чтобы обеспечить этим работникам равные возможности, условия осуществлять право на труд наравне с другими работниками. Специальные нормы трудового права могут быть трех видов: ) нормы-льготы, предоставляющие работникам дополнительные гарантии их права на труд, по охране труда, рабочему времени, отпускам. Такие нормы-льготы (думается, их правильнее называть нормы- компенсации, поскольку ими компенсируется тяжесть, вредность труда дня работника) установлены для работающих во вредных и (или) опасных условиях женщин, несовершеннолетних работников, работников, совмещающих труд с обучением, и др.; ) нормы-изъятия, как-то ограничивающие общие права (например, для государственных служащих, руководителей организаций и др.); ) нормы-приспособления, которые приспосабливают общие нормы к особенностям данного вида труда (отраслевая дифференциация), например с учетом характера и ответственности работников транспорта, педагогических работников и др. В ст. 251 отсутствует указание на третий вид этих норм.[15.стр.148] Особенности регулирования труда определяются и устанавливаются в связи: ) с характером и условиями труда; ) психофизиологическими особенностями организма; ) природно-климатическими условиями; ) наличием семейных обязанностей; ) другими основаниями. Перечень возможных оснований для установления особенностей позволяет считать, что законодатель при их определении исходит из объективных обстоятельств, существенно влияющих на трудовые отношения и требующих учета при их регулировании. Следовательно, и другие основания, упомянутые в этой статье, должны обладать теми же свойствами.
Перечень актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, широк. В него входят: ) трудовое законодательство; ) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; ) коллективные договоры, соглашения; ) локальные нормативные акты. Трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, предусмотренном Кодексом- ст. 8, 371, 372.[11.стр.278] Коллективные договоры и соглашения - акты социального партнерства принимаются сторонами на основе договоренности - ст. 40, 45 ТК. Особые нормы, отличающиеся от общих, распространяющихся на всех или большинство работников, меняют содержание правового статуса работников, устанавливают иные права, обязанности, гарантии, компенсации. В ряде случаев особенности выражаются в снижении уровня гарантий, установленных общими нормами. Такого рода особенности вправе устанавливать только Российская Федерация. Снижение уровня прав и гарантий актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, локальными актами, коллективными договорами и соглашениями недопустимо, иначе эти акты будут противоречить Кодексу, иным федеральным нормативным правовым актам. В подобной ситуации должны действовать акты вышестоящего уровня. Особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Следовательно, права и гарантии работников могут не только расширяться, может повышаться размер гарантий и компенсаций. Особые условия могут содержаться в трудовых договорах. Но они входят в индивидуальное регулирование и к дифференциации правового регулирования труда не относятся.[11.стр.279] Законодательство РФ о труде, условиям и охране труда основывается на конституции РФ, принятой в 1993 году и трудовом кодексе, вступившим в силу с 01.01.2002 г. с внесенными изменениями, и других федеральных законах и иных нормативных актов субъектов РФ. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Кроме того, ст. 37 Конституции РФ наряду с другими правами гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда».[17.стр.23]
Законодательство о труде и социальном обеспечении РФ (см. приложение 1) Постановления правительства и нормативные правовые акты по труду и охране труда на уровне федеральной исполнительной власти. . Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Единые тарифно-квалификационные справочники работ, профессий, должностей. Утверждается Минздрав соцразвития . Акты (инструкции, альбом и т.п.) по учету труда и его оплаты Утверждаются Госкомстат РФ, Госархив РФ . Акты (положения, инструкции и т.п.) по типовым межотраслевым (отраслевым) нормам труда Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (постановления, положения и т.п.) о системе заработной платы, размерах тарифных ставок, окладов, различных видах выплат Утверждаются Правительством РФ . Акты (уставы, положения и т.п.) по дисциплине труда Утверждаются постановлением Правительства, Федеральными органами исполнительной власти . Акты (списки, правила, положения и т.п.) по рабочему времени и времени отдыха Утверждаются постановлением Правительства, Федеральными органами исполнительной власти . Акты (списки, правила, инструкции и т.п.) по досрочному (льготному) назначению пенсии Утверждаются Минздравсоцразвития, Минфином . Акты (перечни, инструкции и т.п.) по материальной ответственности Утверждаются федеральными органами власти, правительством РФ, Минфином . Акты (положения и т.п.) по заключению трудовых договоров Утверждаются Госстандартом РФ, Минздравсоцразвития . Акты (постановления, положения и т.п.) по оплате и нормированию труда Утверждаются Минфином . Акты (положения, правила и т.п.) по сертификации работ по охране труда Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (положения, правила и т.п.) по аттестации рабочих мест Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда: Межотраслевые правила (ПОТ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) Утверждаются Минздравсоцразвития . Отраслевые правила (ПОТ РО) и типовые инструкции по охране труда (ТИРО) Утверждаются федеральными органами власти, Ростехнадзором РФ . Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Утверждаются федеральными органами власти РФ, Технадзор РФ . Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)
Утверждаются Госстандартом РФ . Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Утверждаются Госстроем РФ . Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)) Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (положения, инструкции и т.п.) по обучению и аттестации по охране труда Утверждаются правительством РФ, федеральными органами власти . Акты (инструкции и т.п.) по учету и отчетности по охране труда Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (перечни, инструкции и т.п.) по труду отдельных категорий работающих Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (перечни, инструкции, нормы и т.п.) по выдачи спецодежды (обуви) и СИЗ Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (перечни, инструкции, нормы и т.п.) по выдачи питания, пищевых продуктов Утверждаются Минздравсоцразвития . Акты (приказы, положения и т.п.) по проведению медосмотров. Утверждаются Минздравсоцразвития[17.стр.26] Акты Правительства РФ, министерств и ведомств которые рекомендуется использовать при работе по улучшению условий труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях. (см. приложение 2) [15.стр. 160] Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[23.ст.216] Основные нормативно правовые акты трудового законодательства омской области. (см. приложение 3)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.165.180 (0.019 с.) |