Социально-культурные институты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурные институты



 

«Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно- или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью. [8]

Прежде всего, необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Термином «социально-культурный институт» обозначаются:

-семья

-государственные и муниципальные структуры

-производственные объединения и предприятия

-негосударственные общественные и коммерческие организации

-системы народного образования

-средства массовой информации

-специальные учреждения социально-культурного профиля:

театры, музеи, клубы и библиотеки, концертные и выставочные залы,

спортивно-оздоровительные и курортно-санаторные учреждения и т.д.

Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом. [8]

Рассмотрим некоторые социально-культурные институты – наиболее распространенные, многочисленные и общедоступные:

Клуб – это центр досуга, он может быть государственным, коммерческим, частным, ведомственным. Учредителями могут быть разные предприятия, коммерческие фирмы, государство. Главная задача клуба – создание необходимых условий для удовлетворения культурных потребностей и организации отдыха людей. Это свободная организация объединений людей на основе общих интересов, люди добровольно посещают клубные учреждения для того чтобы развивать свои творческие способности и т. д. Иметь возможность общаться с людьми, приобщаться к духовным и материальным ценностям.

Библиотека культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой.

В зависимости от своего назначения, состава книжных фондов и методов работы библиотеки делятся на два основных типа: а) массовые и б) научные и специальные.

Массовых библиотек большинство, они общедоступны, работают с широким читателем. Их можно поделить на публичные и универсальные.

Публичные библиотеки – ограничивают круг читателей возрастом, рассчитаны на тех, кто учится, занимается преподавательской деятельностью.

Универсальные библиотеки – общедоступны. Они имеют ведомственные подразделения, финансируются через государственный бюджет, через систему министерства культуры либо финансируются профсоюзом.

По значимости могут быть: государственные, региональные, городские. Графически это изображено на рисунке 1.

 

Государственные Региональные Городские

 

Районные       Сельские                  Поселковые

Рис. 1. Библиотеки по значимости.

 

Научные и специальные библиотеки – научные, театральные, нотные, учебные, научно-технические.

Музей научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Выставки бывают постоянными или временными. Большие музеи расположены в крупных городах по всему миру, а маленькие местные музеи работают в городах поменьше. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций. Предметом многих музеев являются разнообразные религии. Невзирая на то, что практически во всех музеях запрещено трогать экспонаты руками, сейчас появились интерактивные артефакты и голограммы, которым ничего не будет, если вы решите приблизить руку. Современные тенденции в музеологии расширили спектр объектов, которые представляются в виде интерактивных выставок, с целью подобрать оптимальный набор материалов для каждого посетителя. С развитием всемирной сети Интернет увеличилось количество виртуальных выставок, т.е. веб-версий выставок, которые отображают картины и звуки.

Спортивно-оздоровительные учреждения - к ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, Дворцы спорта, спортивные сооружения, другие социально-культурные институты, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад, укрепление здоровья, формирование положительных эмоций. [1]

 

Содержание социально-культурной деятельности

 

В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.

Формы – это способы организации зрителя, делятся в зависимости от вида аудитории и бывают массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые формы работы организуют массовую аудиторию – это праздники гуляния, шествия, ярмарки, экскурсии, митинги, спортакиада и прочие.

Групповые формы организуют групповую аудиторию, гарантированную, предсказуемую. К ним относятся клубные формирования всех видов и типов жанров, также дискотеки, вечера отдыха, вечера знакомств, конкурсные программы, круглые столы и прочие.

Индивидуальные формы – это работа с одним или двумя посетителями. Это индивидуальный урок, занятие, беседа, встреча и др. [8]

Таким образом, формы работы организуют зрителя в соответствии с его составом.

Содержание социально-культурной деятельности составляют органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех направлений является их развивающее начало. Не случайно они носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Социально-культурная деятельность включает в себя несколько направлений:

· Информационно-просветительная и познавательная деятельность и самообразование;

· Культуро-творческая и художественно-творческая деятельность;

· Рекреативно-оздоровительная деятельность;

· Художественно-зрелищная деятельность.

Начнем характеристику с информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливаются утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (клубы, Дома культуры, библиотеки и др.) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров – публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет число студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ.

Рекреационные занятия – отличаются сравнительной продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятий. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход вошли специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализируются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Неформальная рекреативно-оздоровительная деятельность – в нее входят прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему и т.д. [13]

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра обладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.024 с.)