Теоретические аспекты социально-культурной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты социально-культурной деятельности



Дипломная работа

 

на тему:

Совершенствование социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства на примере деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края

 

 


Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности

1.1 Понятия и сущность социально-культурной деятельности

1.2 Функции социально-культурной деятельности

1.3 Социально-культурные институты

1.4 Содержание социально-культурной деятельности

1.5 Социально-культурная деятельность и предпринимательство

2. Совершенствование деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края в условиях предпринимательства

2.1 Характеристика Горнозаводского муниципального района Пермского края

2.2 Направления социально-культурной деятельности учреждений культуры и искусства в Горнозаводском муниципальном районе Пермского края

2.3 Предпринимательская деятельность культурно-досуговых учреждений Горнозаводского муниципального района Пермского края

2.4 Порядок планирования и распределения поступивших средств

3. Совершенствование эффективности предпринимательской деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района

3.1 Предложения по совершенствованию эффективности учреждений культуры

3.2 Показатели эффективности

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Термин «социально-культурная деятельность» вошел в научный оборот во второй половине 90-х годов 20-го века и в настоящее время прочно обосновался в отечественной гуманитарной сфере. Сегодня социально-культурная деятельность развивается в нашей стране как наука, практика и учебная дисциплина. Социально-культурная деятельность пришла на смену «заидеологизированной» в советское время культурно-просветительной деятельности, и процессы преобразований, охватившие политическую, экономическую, нравственные сферы жизни российского общества, нашли самое непосредственное выражение в социально-культурных явлениях. Множество проблем, возникших в культурной жизни России, их теоретическое решение рассматривается российскими учеными-гуманитариями такими, как Ариарский Марк Арьевич – доктор культурологи, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства; Марков Александр Петрович – доктор педагогических наук и культурологи, профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета; Новаторов Владимир Ефимович - доктор педагогических наук, профессор Омского государственного университета; Киселева Татьяна Григорьевна – доктор социологических наук, профессор, ректор Московского государственного университета культуры и искусства; Тульчинский Григорий Львович – доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и многие другие ученые и практики, кто не может оставаться равнодушным к «кризису нравственности». Одним из первых об этом виде кризиса забил тревогу академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого еще при его жизни общественность признала «совестью нации». В первую очередь «кризис нравственности» был спровоцирован экономическим бессилием власти, которая была вынуждена отказать в государственной поддержке сфере культуры – театрам, кинотеатрам, музеям, детским оздоровительным лагерям, турбазам, библиотекам, клубным учреждениям – самым многочисленным и общедоступным учреждениям культуры. Вал закрытия учреждений культуры прокатился по стране.

Государственная политика современной России в социально-культурной сфере сегодня меняется: разрабатывается множество культурно-целевых программ, совершенствуется нормативно-правовая база, как на уровне страны, так и на уровне субъекта Федерации и муниципалитета, Региональной и муниципальной культурной политики отдается предпочтение. А точнее, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах и в общественной жизни в целом. Сегодня появилась такая категория, как «региональная культурная политика», основная роль которой определяется как стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры путем использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории.

Социально-культурная деятельность осуществляется организациями, предприятиями, учреждениями различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Для учреждений культуры, являющихся собственностью предприятий, общественно-добровольных формирований, индивидуальных предпринимателей источниками финансирования является прибыль их учредителей. Безусловно, первое, ведущее место, отводится бюджетному финансированию на самом различном уровне – федеральном, субъекта федерации, муниципальном. Но в этом секторе уже идет конкуренция среди учреждений культуры за получение средств из бюджета. Основой конкуренции являются Комплексные целевые социально-культурные программы и Социально значимые культурные проекты. Большое значение в формировании материально-экономической базы учреждений культуры и оплаты труда специалистов отводится привлечению внебюджетных средств, полученных от оказания платных услуг населению, от участия в реализации государственных региональных, муниципальных целевых социокультурных программ и грантов, полученных за участие в разработке социально значимых проектов. Деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров – меценатов, попечителей, спонсоров, благотворителей, патроната – чаще всего это тоже в счет оказанных услуг культурно-досуговым учреждениям. К сожалению, приходится признавать, что утрачивают свое значение меценатство и благотворительность и превращаются все равно в категорию «мы – вам, а вы – нам» или наоборот. Работа по привлечению дополнительных финансовых средств в социально-культурной сфере «для учреждений культуры, осуществляющих свою деятельность за счет бюджетных средств, определяются законодательством как предпринимательская, доходы от которой не могут быть инвестируемыми». [4]

Данная дипломная работа по теме «Совершенствование социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства на примере деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края» рассматривает проблемы, которые учреждения культуры данной территории могут и вынуждены, решать, пусть и не в полном объеме, за счет предпринимательской деятельности.

Предмет исследования: теоретические аспекты социально-культурной деятельности и роль предпринимательства в деятельности учреждений культуры.

Объект исследования: социально-культурная деятельность учреждений культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края в условиях предпринимательства.

Задачи, которые необходимо решить при выполнении данной квалификационной работы:

1. Теоретическое изучение сущности, направлений, форм и объектов социально-культурной деятельности.

2. Выявление обоснованности применения в социально-культурной деятельности предпринимательства.

3. Изучение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять предпринимательскую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

4. Изучение состояния социально-культурной деятельности в учреждениях культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края.

5. Разработка рекомендаций по совершенствованию социально-культурной деятельности в условиях предпринимательства на данной территории.

6. Оценка эффективности предпринимательской деятельности учреждений культуры названной территории Пермского края.

Вопросы предпринимательства в социально-культурной сфере изучены слабо. Затруднителен поиск литературы. Основная опора на такие источники, как журналы, законодательные Акты РФ в области культуры, предпринимательства, финансирования социальных направлений деятельности, документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры РФ и находящихся на территории Горнозаводского муниципального района Пермского края, локальные Акты, документы и материалы учреждений культуры. Данная дипломная работа включает три основных раздела, которые в плане определены и рассмотрены как:

1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности.

2. Совершенствование деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района Пермского края в условиях предпринимательства.

3. Совершенствование эффективности предпринимательской деятельности учреждений культуры Горнозаводского муниципального района.

 


Содержание социально-культурной деятельности

 

В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные программы и формы.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных досуговых программ и форм диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.

Формы – это способы организации зрителя, делятся в зависимости от вида аудитории и бывают массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые формы работы организуют массовую аудиторию – это праздники гуляния, шествия, ярмарки, экскурсии, митинги, спортакиада и прочие.

Групповые формы организуют групповую аудиторию, гарантированную, предсказуемую. К ним относятся клубные формирования всех видов и типов жанров, также дискотеки, вечера отдыха, вечера знакомств, конкурсные программы, круглые столы и прочие.

Индивидуальные формы – это работа с одним или двумя посетителями. Это индивидуальный урок, занятие, беседа, встреча и др. [8]

Таким образом, формы работы организуют зрителя в соответствии с его составом.

Содержание социально-культурной деятельности составляют органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех направлений является их развивающее начало. Не случайно они носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.

Социально-культурная деятельность включает в себя несколько направлений:

· Информационно-просветительная и познавательная деятельность и самообразование;

· Культуро-творческая и художественно-творческая деятельность;

· Рекреативно-оздоровительная деятельность;

· Художественно-зрелищная деятельность.

Начнем характеристику с информационно-познавательной, просветительной деятельности и самообразования.

Наиболее ярким проявлением сущности развивающей, информационно-познавательной технологии служит диалог. В политическую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сферу их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями демократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих формах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере свободного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диалоге формируется и реализуется новое мышление, решительный отказ от догматизма. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и решаются вопросы во всех сферах деятельности современных центров досуга.

Собственно диалог, как и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социотренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых и бытовых элементов, усиливаются утилитарно-практическая направленность просвещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Основные объекты социокультурной сферы (клубы, Дома культуры, библиотеки и др.) переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Серьезные изменения происходят в культуротворческой деятельности. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодеятельности новые импульсы получает научно-техническое и прикладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности.

Наблюдается обогащение технологии художественно-творческой деятельности. Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитическая и научно-исследовательская работа в области культуры и искусства. Возрастает интерес к творчеству, и в первую очередь к авторскому. Увеличивается престиж театральных студий, театров – публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательству, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

Активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирования, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массовое любительство при проведении праздников и обрядов. Самодеятельное искусство становится основой возрождающихся народных гуляний, вечеров отдыха и других традиционных форм массового досуга.

Растет число студий, мастерских, творческих лабораторий, художественно-творческих товариществ.

Рекреационные занятия – отличаются сравнительной продолжительностью и предполагающие последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятий. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

В обиход вошли специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализируются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, использования разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Неформальная рекреативно-оздоровительная деятельность – в нее входят прежде всего школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения, помогающие людям контролировать свою физическую и умственную активность с целью повышения эффективности значимой для них деятельности; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему и т.д. [13]

В ряду рекреативно-оздоровительных технологий значительное место занимает обширная по масштабам игровая деятельность. Игра обладает хорошо известными психологическими, организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление необходимой информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, организациями и движениями, со многими жанрами искусства и литературы.

 

Население

Численность постоянного населения в районе на 01.01.2009 г. составила 27,5 тыс. чел. (г. Горнозаводск – 12,5 тыс. чел.), в том числе моложе трудоспособного возраста – 5872 тыс. чел., трудоспособного возраста – 17088 тыс.чел., старше трудоспособного возраста – 4491 тыс.чел.


Состав муниципальных образований района

№ п/п Наименование МО 1 Горнозаводское городское поселение 2 Пашийское сельское поселение 3 Теплогорское сельское поселение 4 Кусье-Александровское сельское поселение 5 Сарановское сельское поселение 6 Бисерское сельское поселение 7 Медведкинское сельское поселение 8 Межселенная территория

Экономика

Ведущие отрасли хозяйства района: производство стройматериалов, лесная промышленность, машиностроение и металлообработка, металлургия. Для промышленности района в последние годы характерно падение уровня производства.

Производство стройматериалов, занимающее ведущее место в структуре хозяйства района, представлено известным в стране АО «Горнозаводскцемент», и цементно-металлургическим заводом в пос. Пашия, специализирующемся на производстве передельного чугуна, различных марок цемента: быстросхватывающегося, твердеющего под водой, жаропрочного. Основной продукцией шахты «Рудная», предприятия горнодобывающей промышленности в посёлке Сараны, являются руда и концентраты хрома. Литейномеханический завод в Теплой горе производит сантехническое оборудование. Лесная промышленность представлена 4 основными предприятиями (Теплогорский, Вижайский, Бисерский, Усьвинский леспромхозы).

Лесовосстановление и охрана лесов в районе с начала 1992 года осуществляется единым лесхозом. Из-за неблагоприятных природных условий на территории района не расположено крупных сельскохозяйственных предприятий.

Предприятия промышленности стройматериалов, лесозаготовительные предприятия имеют наиболее обширные экономические связи с другими районами России, СНГ. С ними в значительной степени связано будущее района.


Культура

На территории Горнозаводского района действуют 16 учреждения культуры и искусства: учреждений культурно-досугового типа – 8; библиотек – 6; музей – 1; МОУ ДОД «ДМШ» - 1. (Приложение № 1).

С целью реализации творческого потенциала действуют 112 клубных формирований, участниками которых являются 2023 человека. В системе дополнительного образования детей в сфере культуры на постоянной основе обучается 273 ребенка. В сфере культуры работает 108 руководителей и специалистов, из них 62 человека с высшим и средним профессиональных образованием. 17 тысяч человек являются читателями библиотек, из которых 5,3 тыс. - дети до 14 лет. Идет постепенная компьютеризация библиотек района, функционируют центры правовой и социально-значимой информации, стабильно обновляются библиотечные фонды периодическими и книжными изданиями.

 

2.2 Направления социально-культурной деятельности учреждений культуры и искусства в Горнозаводском муниципальном районе Пермского края

 

Сегодня культурный досуг и развлечения стали неотъемлемой частью нашей жизни. Телевидение, радио, театры, кинотеатры, Дворцы культуры, спортивно-развлекательные комплексы – все это важные составляющие части отечественной индустрии развлечений. Качество и разнообразие предлагаемых развлекательных продуктов непосредственно входит в компетенцию учреждений культуры.

В целях развития учреждений культуры Горнозаводского района и предоставления социально-культурных услуг населению Горнозаводского района, администрация района обеспечивает:

- создание организационных, социально-экономических условий для образования и развития учреждений культуры на территории района;

- создание условий для всеобщего эстетического воспитания и художественного образования посредством поддержки и развития сети учреждений дополнительного образования, культурно-досуговой и просветительской деятельности и т.д.;

- создание условий для поддержки и развития любительского искусства (творческих объединений в соответствии с интересами и способностями жителей района: клубов по интересам, кружков самодеятельного художественного творчества);

- создание условий для инвестирования средств в деятельность организаций культуры;

- формирование и размещение муниципального заказа;

- создание условий для сохранения целостности музейных и иных фондов и их функционирования, находящихся в муниципальной собственности;

- проведение праздников, конкурсов фестивалей, вечеров.

Осуществление данных полномочий администрация района возлагает на управление социального развития и взаимодействия с территориями. Основная деятельность управления направлена на сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала жителей района.

Основными видами деятельности учреждений клубного вида являются:

- создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, музеев, любительских объединений и клубов по культурно-познавательным историко-краеведческим, научно-техническим, природно-экологическим, культурно-бытовым, коллекционно-собирательским и иным интересам, других клубных формирований;

- организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;

- проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов исполнителей и авторов;

- демонстрация кинофильмов и видеопрограмм;

- организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих  встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе;

- проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями;

- организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно-развлекательных программ;

- создание благоприятных условий для неформального общения посетителей (организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т.п.);

- организация в установленном порядке работы, спортивно-оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, организация работы тренажерных залов, проведение спортивных выступлений, физкультурно-массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно-оздоровительных и туристских программ;

- предоставление в рамках возможностей разнообразных платных услуг социально-культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей;

- оказание по социально-творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно-досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно-методического материала и т.п.;

- осуществление других видов культурно-творческой, культурно-познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям.

Основными видами деятельности библиотек являются:

- обеспечение доступности библиотечных услуг и библиотечных фондов населения;

- формирование ресурсного библиотечного фонда с учетом образовательных потребностей и культурных запросов населения, обеспечение его сохранности;

- обеспечение оперативного доступа к информационным образовательным культурным ресурсам других библиотек и информационных систем;

- расширение контингента пользователей библиотеки, совершенствование методов работы с различными категориями населения;

обеспечение непрерывного образования населения;

формирование информационной культуры населения.

- формирование, учет, обеспечение безопасности и сохранности библиотечных фондов;

- предоставление пользователям информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования;

- оказание консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

- выдача во временное пользование любого документа из библиотечного фонда;

- сотрудничество с другими библиотеками;

- участие в реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития библиотечного дела;

- компьютеризация и информатизация библиотечных процессов;

- предоставление пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режиме локального и удаленного доступа;

- мониторинг потребностей пользователей;

- внедрение современных форм обслуживания пользователей (организация центров правовой, семейной и иной информации, центров чтения, медиатек и т.д.);

- проведение культурно-просветительных и образовательных мероприятий: организация литературных вечеров, встреч, конференций, лекций, фестивалей, конкурсов и иных культурных акций, организация читательских любительских клубов и объединений по интересам;

- осуществление выставочной и издательской деятельности;

- предоставление юридическим и физическим лицам дополнительных библиотечных и сервисных услуг;

- иная, не запрещенная законодательством Российской Федерации, деятельность.

Основные направления и виды научно-исследовательской работы в Муниципальном учреждение культуры «Горнозаводский краеведческий музей им.М.П.Старостина»:

Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев: разработка научной концепции музея; исследования в области комплектования фондов; изучение музейных предметов и коллекций; исследования в области охраны и хранения фондов; научное проектирование экспозиций и выставок; исследования в области музейной коммуникации; изучение истории музейного дела; изучение историографии музееведения.

Виды деятельности Детской музыкальной школы г. Горнозаводска:

обучение детей ведется по классу фортепиано, баяна и аккордеона, хореографии, вокала. Кроме того, в поселках района на протяжении многих лет функционируют классы: фортепиано (п.Пашия), вокала (п.Кусье-Александровский). Обучение детей в них ведется по полной программе.

Коллектив педагогов и учащихся ДМШ ведет активную просветительскую и концертную работу. Ежегодно для населения города дается около 100 концертов. Постоянные концертные площадки вне стен ДМШ - в Детском доме, детских садах города, ДК им.Л.И.Бэра, организациях и предприятиях города, поселков.

Существуют на протяжении многих лет партнерские отношения между ДМШ и детскими садами № 1, 10. Педагоги школы на базе этих дошкольных учреждений ведут работу по музыкальному развитию детей. Накопленный опыт позволил разработать программу по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Результатом такой деятельности стало присвоение ДМШ в 2009 году статуса экспериментальной педагогической площадки сроком на 3 года на организацию работы по внедрению комплексной образовательной программы "Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста". Это позволит поднять на новый уровень партнерские отношения с коллективами ДМШ г. Чусовой, Лысьва и др. территорий.

 

2.3 Предпринимательская деятельность культурно-досуговых учреждений Горнозаводского муниципального района Пермского края

 

Платные услуги населению представляют из себя полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль.

Бюджетные учреждения культуры и искусства Горнозаводского муниципального района, помимо уставной также осуществляют и иную деятельность, приносящую доход.

Муниципальные учреждения культуры предоставляют платные услуги как физическим, так и юридическим лицам с целью:

· реализации прав на удовлетворение дополнительных потребностей;

· расширения спектра оказываемых услуг потребителям разного возраста и социального статуса;

· повышения результативности и комфортности проводимых мероприятий;

· увеличения эффективности использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала;

· укрепления материально-технической базы учреждений культуры;

· экономической заинтересованности сотрудников.

Деятельность муниципальных учреждений культуры осуществляется в соответствии с их Уставами.

Предоставление платных услуг регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

Перечень платных услуг составляется с учетом потребительского спроса и возможностей учреждений культуры; систематически корректируется в контексте текущей рыночной конъюнктуры.

Платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями населения на основании приказа руководителя учреждения. Он координирует деятельность всех служб, которые обеспечивают и производят платные услуги, а также решает вопросы, выходящие за рамки компетенции отдельно взятого подразделения. Утверждение перечня платных услуг, как правило, также производится руководителем и согласуется с органами местных властей.

Руководитель учреждения отвечает за:

- подбор специалистов;

- распределение времени предоставления платных услуг;

- осуществление контроля качества предоставляемых услуг;

- разрешение конфликтных ситуаций с лицами, оплатившими услугу.

Специалисты, непосредственно оказывающие платную услугу, несут персональную ответственность за полноту и качество ее выполнения.

Предоставление платных услуг производится только по видам, предусмотренным в уставе учреждения.

Учреждение обязано обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией:

· о режиме работы учреждения;

· о видах услуг, оказываемых бесплатно;

· об условиях предоставления и получения бесплатных услуг;

· о видах платных услуг с указанием их стоимости;

· о контролирующих организациях.

При предоставлении платных услуг сохраняется установленный режим работы учреждения, не должны сокращаться услуги, предоставляемые на бесплатной основе, и ухудшаться их качество.

Предоставление платных услуг осуществляется в рамках договоров, которые бывают устными и письменными.

Устная форма договора в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг немедленно. Одной из таких услуг и наиболее распространенной является реализация входных билетов. Покупая входные билеты, население оплачивает данные мероприятия. Для расчета цены билета специалисты бухгалтерских служб составляют калькуляцию каждой услуги в отдельности, учитывая специфику расходов. В данную цену должны входить все собранные затраты, чтобы у учреждения оставалась прибыль. При этом не следует завышать тариф, так как есть вероятность уменьшения спроса населения на услуги данного вида.

Однако существуют и услуги, для которых письменное закрепление договора является обязательным условием. Эта форма договора (социально-творческий заказ) ст. 161 ГК РФ установлена в случаях, когда предоставление услуг носит длительный по времени характер (прокат музыкального оборудования, аренда помещений, организация концертных программ). При этом в договоре указываются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Население Горнозаводского муниципального района готово платить за:

 

1. Платные формы обслуживания посетителей в учреждениях культуры клубного типа

п/п Платная услуга
1. Организация и проведение вечеров отдыха
2. Проведение концертов, спектаклей, конкурсных программ
3. Организация корпоративных и частных мероприятий
4. Организация и проведение дискотек для молодежи и подростков
5. Проведение выставок декоративно-прикладного творчества
6. Работа платных кружков
7. Проведение семейных праздников (юбилеи, свадьбы,…)
8. Предоставление помещений предприятиям, частным лицам, частным предпринимателям, организациям для проведения вечеров отдыха, торжественных мероприятий, торговли и т.д.
9. Оказание услуг проката: костюмов, методического материала, реквизита, аппаратуры
10. Услуги копировальной техники

 

2. Платные формы обслуживания посетителей в библиотеках:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.1 с.)