Класс с казахским языком обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс с казахским языком обучения



Класс с казахским языком обучения

Задания для суммативного оценивания за І четверть

Суммативное оценивание за раздел «Культура народов мира»

Подраздел Слушание Говорение
Цель обучения 9.1.4.1  определять основную мысль текста, учитывая структуру текста 9.2.5.1 участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы
Критерий оценивания Ø Определяет основную мысль текста Ø Определяет структурные части текста Ø Участвует в дискуссии по общественно- значимой проблеме, аргументируя свою точку зрения
Уровень мыслительных навыков Понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

 

Прослушайте текст: [http://fb.ru/article/255212/traditsii-i-obyichai-narodov-mira]

Транскрипт

«Традиции и обычаи народов мира»                                                                                 

Общество, человек и культура всегда были связаны между собой. Культура – достаточно сложное явление, которое проявляется на фоне традиций и обычаев, сложившихся в обществе. Она придаёт особую значимость деятельности человека, часто имеет ярко выраженный исторический характер и направление.

У каждой нации свой собственный взгляд на культурные ценности. Например, в Канаде нужно снимать обувь при посещении чужого дома. Если поздно вечером в гостях вам предлагают кофе, значит, хозяева ожидают, что вы скоро уйдете домой. Большинство традиций в Америке зиждится на принципе взаимного уважения. Нельзя нарушать личное пространство человека, то есть находиться к нему ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. Исключениями из правила являются нахождение в толпе или давке, а также дружеские отношения.

Если вам интересны европейские обычаи, можно рассмотреть подробнее традиции Италии. Любопытный факт: в этой стране не принято снимать пальто и другую верхнюю одежду сразу при входе в помещение. Нужно дождаться специального приглашения или спросить, можно ли оставить свой плащ или куртку. Не стоит класть головные уборы на кровать, так как на эту тему существует зловещее суеверие. В Испании со всеми соседями принято обязательно здороваться, даже если вы с ними не знакомы.  В Ирландии, если к вам пришел гость, нужно обязательно предложить ему кофе или чай.

Обычаи народов мира, проживающих в арабских странах, диктуют почет и уважение к старшим. Это означает, что нужно вставать, как только старшие входят в помещение, и здороваться с ними в первую очередь, если те уже присутствуют в комнате.

Хотя на протяжении многих лет политики и социологи говорят о неминуемой глобализации и единении культур и цивилизаций, государства земного шара по-прежнему сохраняют свою яркую индивидуальность, самобытность и исторический колорит. Обычаи народов мира - неотъемлемая часть этой индивидуальности, ведь в каждой стране люди смотрят на одни и те же явления сквозь призму собственной культуры.

Задания

1.Определите основную мысль текста. Запишите ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите микротемы структуры текста __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Примите участие в дискуссии (группа учащихся из 5 человек) на тему: «Почему нужно соблюдать традиции и обычаи». Аргументируйте. Докажите, что знание традиций и обычаев каждого народа развивает толерантность.

Время для подготовки – 2 мин., время для выступления - 3 минуты.

Критерий оценивания № задания Дескриптор Балл
Определяет основную мысль текста 1 Записывает основную мысль текста 1

Определяет структурные части текста

2 Определяет микротему введения 1

3

Определяет микротему основной части 1  
Определяет микротему заключения 1

Участвует в дискуссии по общественно значимой проблеме, аргументируя свою точку зрения

4

Создает высказывание 1
Приводит первый аргумент 1
Приводит второй аргумент 1
    Соблюдает орфоэрические нормы 1

Всего:

8 баллов

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий
Определяет основную мысль текста   Затрудняется определить основную мысль текста. Допускает ошибки в определении основной мысли текста Верно определяет основную мысль текста.
Определяет структурные части текста   Затрудняется в определении структурных частей текста, не умеет составлять простой план Допускает ошибки при нахождении введения, при написании содержания, при составлении простого плана   Находит в тексте введение, пишет заключение, составляет простой план  
Участвует в дискуссии по общественно значимой проблеме, аргументируя свою точку зрения В дискуссии отходит от темы выступления, испытывает затруднения в выражении собственной точки зрения   Не полностью раскрывает тему выступления, приводит слабые аргументы   Принимает активное участие в дискуссии, раскрывая тему выступления, приводит веские аргументы    

4.1.2 Суммативное оценивание за раздел «Природные ресурсы планеты Земля»

Подраздел Чтение Письмо
Цель обучения 9.3.1.1 понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 9.4.3.1 представлять информацию в виде отчета, статьи, справки на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков и наоборот; 9.4.7.1 применять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
Критерий оценивания Ø Выделяет главную и второстепенную информацию сплошного текста Ø Пишет статью на основе анализа таблицы Ø Расставляет знаки препинания в сложноподчиненных предложениях
Уровень мыслительных навыков Понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Чтение

Проч ти те текст: [http://moreiokean.narod.ru/in16110.html]

Транскрипт

Мировой океан – колыбель биосферы, а потому не удивительно, что солевой состав морской воды почти идентичен составу человеческой крови. Купаясь в море, мы словно возвращаемся к истокам бытия... Каждый из основных элементов, содержащихся в морской воде, оказывает на наши организмы целебное воздействие: магний укрепляет иммунитет, кальций – костную ткань, калий нормализует кровяное давление, йод регулирует обмен веществ, а бром успокаивает нервную систему. За счет активизации обменных процессов ускоряется обновление клеток, очищаются поры, выводятся вредные вещества, происходит общее очищение организма. Выходит, что морские купания равносильны погружению в огромный бассейн с минеральной водой! Самые целительные, то есть богатые минеральными веществами «бассейны» – Черное, Средиземное и Мертвое моря.

При плавании в небольшую волну море выступает в качестве массажиста, причем массирует оно как мышцы, так и сосуды. Стремясь приспособиться к новым условиям, организм запускает процессы теплорегуляции: сосуды сужаются, а по мере нахождения в воде расширяются снова, и нам становится тепло. Стоит ли говорить, что это укрепляет кровеносную систему? Есть и другой способ морского массажа: в небольшой шторм лечь у самого берега так, чтобы волны, перекатываясь через тело, массировали его. Такой массаж очень благотворен для циркуляции крови. Температура морской воды при любой жаре ниже температуры человеческого тела. Поэтому, даже если вы просто стоите в водичке, организм охлаждается, а значит, теряет калории. Если же вы плаваете, шансы похудеть возрастают. Плавание в море – это не только фитнес и закалка, это укрепление практически всех систем организма. Ритмичные плавательные движения укрепляют все мышцы – от сердечных до икроножных. Это отличное средство для развития легких и для профилактики нарушений осанки, причем не только у детей, но и у взрослых. Эта профилактика незаменима для горожан: среди них так много «офисных сидельцев»… Кстати, проплыв стометровку, человек затрачивает столько же энергии, сколько при забеге на 1 км!

Современные специалисты рекомендуют морскую воду для борьбы с застарелыми болезнями дыхательных путей и для профилактики этих болезней. Морская вода и воздух – лучший рецепт для восстановления голосовых связок и лечения заболеваний горла. Полоскание горла и носа теплой морской водой (вдали от берега и пристаней!) дезинфицирует слизистые, насыщая их йодом, бромом и натрием. Существует целый комплекс процедур лечения морем – всем известная талассотерапия. Сюда входят как лечебные, так и профилактические процедуры, состоящие в собственно купании, гидромассаже, обертывании грязями, водорослями и так далее. Назначают эти процедуры при хронических стрессах, переутомлениях, болезнях суставов, для укрепления сосудов и иммунитета в целом, избавления от целлюлита и так далее. За счет воздействия минеральных веществ при морских купаниях быстро затягиваются мелкие ранки, улучшается состояние кожи. Еще Авиценна писал, что морская вода «полезна от трещин,  появляющихся вследствие холода… она рассасывает кровь, запекшуюся под кожей». Песок и галька сделают вашим ступням хороший пассивный массаж. На Востоке верят, что песок забирает отрицательную энергию и прогревает суставы. А еще в песок можно зарываться – не только забавы ради, но и с пользой для здоровья: на этом основана псаммотерапия (лечение песком).

Задания:

А) Волны массируют не только мышцы, но и сосуды.

Б) Занимаясь плаванием, человек не только закаливается, но и укрепляет систему организма

В) Л учшим рецептом для восстановления голосовых связок и лечения заболеваний горла являются морская вода и воздух.

Д) Морская вода оказывает целебное воздействие на весь организм человека.

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий Средний Высокий Выделяет главную и второстепенную информацию сплошного текста Затрудняется в нахождении предложения, где передана главная информация,  в приведении аргументов для детализации второстепенной информации Допускает ошибки в определений главной информации, в нахождении аргументов для детализации второстепенной информации   Определяет главную информацию, приводит аргументы, детализирующие второстепенную информацию.     Пишет статью на основе анализа таблицы   Тема статьи не раскрыта, не соблюдает особенности публицистического стиля     Тема статьи раскрыта частично, допускает стилистические ошибки    Тема статьи раскрыта полностью, соблюдает особенности публицистического стиля Расставляет знаки препинания в сложноподчиненных предложениях Испытывает затруднения в использовании сложноподчиненных предложений и в расстановке знаков препинания.   В статье использует сложноподчинен ные предложения, допускает ошибки при расстановке знаков препинания. Употребляет сложноподчинен ные предложения, правильно расставляет знаки препинания.    

Класс

Продолжительность40 минут (без говорения)

Слушание – 10 мин

Чтение – 10 мин

Письмо – 20 мин

Говорение – 1-2 мин на обучающегося (проверяется отдельно)

Количество баллов35 баллов

Типы заданий:

МВО – задания с множественным выбором ответов

КО – задания, требующие краткого ответа

РО – задания, требующие развернутого ответа

Задания суммативного оценивания

В Слове автор обращается

А) ко всему казахскому народу

Б) к детям богатых чиновников

В) к родителям, не желающим учить своих детей

Г) к казахам, обучающим детей в русских школах                                                                                                                                     

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                     [1]

4. Какие аргументы Абай приводит в пользу того, что дети должны обучаться русской грамоте?

1._____________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

                                                                                                                                           [2]                                                                                                                                                                   

5. Запишите слова (словосочетания), которыми Абай описывает детей богатых казахов

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[1]                                                                                                         

Всего баллов: [ 6 ]

Чтение

Задания. Прочитайте текст и выполните задания.

[http://testent.ru/publ/studenty/ehkologija_i_ustojchivoe_razvitie/prirodnye_resursy_i_ikh_racionalnoe_prirodopolzovanie_kak_odin_iz_aspektov_ustojchivogo_razvitija/34-1-0-974]

Транскрипт

Природные ресурсы – это основа жизни любого человеческого общества. К ним относятся те средства существования людей, которые не созданы их трудом. Это вода, почва, растения, животные, микроорганизмы, полезные ископаемые, космические ресурсы (энергия солнца). Среди полезных ископаемых можно выделить энергетические (каменный уголь, нефть, газ, горючие сланцы) и минеральные ресурсы, используемые непосредственно или переработанные (обогащение различных руд).

 Существуют различные классификации природных ресурсов. Например, по использованию природные ресурсы подразделяются на производственные, здравоохранительные, эстетические, научные и др.; а по принадлежности к каким-либо компонентам природы – на земельные, водные, лесные, минеральные, энергетические и др.

Наиболее общая классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Согласно этой классификации все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые (Схема 12). Исчерпаемые ресурсы в свою очередь подразделяются на возобновимые и невозобновимые.

К возобновимым ресурсам относятся живой компонент биосферы, некоторые минеральные ресурсы (например, соли, осаждающиеся в озерах и морских лагунах), а также почва, плодородие которой формируется на протяжении большого промежутка времени и являющейся одной из самых дефицитных ресурсов. Однако темпы использования возобновимых ресурсов должны соответствовать темпам их восстановления, иначе возобновимые ресурсы могут стать невозобновимыми.

 К невозобновимым ресурсам относятся богатства недр Земли, которые не восстанавливаются или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование. Это горнорудные ресурсы, которые образовались в особых физико-географических условиях, и такие полезные ископаемые, как каменный уголь, нефть, природный газ, которые представляют собой мертвую органику и формировались в течение миллионов лет. К неисчерпаемым ресурсам относятся космические, климатические и водные ресурсы. Космические ресурсы – это солнечная радиация и энергия морских приливов и отливов, обусловленных воздействием Луны на нашу планету. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли зависит от состояния атмосферы и степени ее загрязненности. Климатические ресурсы – это атмосферный воздух, атмосферные осадки, ветер. Водные ресурсы – это водный запас Земли. В глобальном масштабе этот ресурс неисчерпаем, но в локальном масштабе он может быть исчерпан (например, Аральское море).

 

1. Соотнесите понятия с определениями:

А.К возобновляемым ресурсам относятся       1.Животные   

Б. К невозобновляемым ресурсам относятся   2. Компоненты биосферы

В. К природным ресурсам относятся                3. Невозобновляемые

Г. По использованию природные ресурсы      4. Нефть

подразделяются

Д. Природные ресурсы классифицируются    5. Эстетические

                                                                                                                                                [1]                                                                                                                                                                                            

  

Определите стиль текста

__________________________________________________________________                                                                                                                                                   

                                                                                                                                          [1]

Письмо

 

Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 140 - 160 слов. Выразите свое отношение. Соблюдайте морфологические и пунктуационные нормы. Пишите в соответствии с нормами языка. Используйте простые и сложные предложения, соответствующие ситуации письменного общения

1. Почему нарушен баланс в природе. 

2. Как сохранить ресурсы планеты Земля.

                                                                                                               Всего баллов: [10]

Говорение

Задание: создайте аргументированное высказывание, опираясь на вопросы карточки, составленные на основе изученных тем.

Правильно используйте в речи способы привлечения внимания, учитывайте целевую аудиторию.

У вас есть 2 минуты для подготовки и три минуты для устного ответа. Во время подготовки ответа можете делать записи, но времени на записи у вас очень мало.

Тема «Культура телефонного этикета» Знаешь ли ты о культуре телефонного разговора?   Тема «Культура отношений в семье» Как культура общения в семье влияет на жизнь семьи?  
Тема «Культура общения» Как Вы думаете, нужна ли в нашей жизни культура общения?   Тема «Как человек влияет на природные ресурсы Земли» Каковы тенденции влияния человечества на природные ресурсы.  

 

Всего баллов: [10]

Схемы выставления баллов

Слушание

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 В 1  
2 Г 1  
3 А 1  
4 1.Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык 2. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. 2 Возможны другие варианты ответа
5 Пытаются использовать их грамотность как знак превосходства, учатся абы как, никакого стремления, никакого усердия 2 Возможны другие варианты ответа

Всего баллов

7  

 

Чтение

№ вопроса Ответ Балл Дополнительная информация
1 В -1, А-2, Д-3, Б-4, Г-5 1  
2 Научный 1  
3 1.Использование терминологии: исчерпаемые, неисчерпаемые, классификация 2.Точность в изложении информации 3.Точно и полно объясняются факты 2 Возможен другой вариант ответа
4 1.«Природные ресурсы – это основа жизни» 2.«Существуют различные классификации природных ресурсов» 3.«Исчерпаемые ресурсы в свою очередь подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые» 1 Возможен другой вариант ответа
5 Главная информация: классификация природных ресурсов по происхождению, по видам степени использования. Второстепенная информация: Перечисление ресурсов (ресурсы литосферы, минеральные, земельные почвенные) Скрытая информация: ресурсы могут и не возобновляться и тогда мы их потеряем навечно. 2 Возможен другой вариант ответа

Всего баллов

7  

 

Письмо

  Содержание и оформление   Диапазон и точность языка
5 Подробный, ясно обоснованный и очень хорошо проиллюстрированный ответ; достаточно раскрывает как простые, так и сложные идеи. Организация и структура текста на очень высоком уровне с четко описанным введением и заключением; раскрытые и связные аргументы. Текст оформлен в соответствии с выбранным форматом. Хорошее и весьма уместное использование грамматических форм. Обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма. Последовательный и ясный ответ с незначительными ошибками.
4 Обоснованный ответ с большим разнообразием примеров и ссылок; хорошо раскрыты простые и некоторые сложные идеи. Текст хорошо организован с логическим развитием идей; демонстрирует умение аргументировать и делать заключения. Текст оформлен, некоторые структуры соответствуют выбранному формату. Хорошее, соответствующее использование ряда грамматических форм; видна попытка использовать разнообразную лексику, стиль хорошо выражен.  Ответ точен; ошибки не препятствуют передаче информации.
3 Ответ содержит некоторые примеры, но не всегда обоснованные; раскрывает простые идеи, но иногда недостаточно иллюстрирует примерами. Текст организован достаточно хорошо, но аргументы не всегда логически развиты. Текст неплохо оформлен, хотя конструкции не всегда полностью соответствуют выбранному формату. Использует соответствующий ряд простых грамматических форм и повседневную лексику; проявляет не всегда уместное некоторое выражение стиля. Достаточно ясный ответ; ошибки заметны, но не препятствуют передаче информации.
2 Пытается обосновать затронутые пункты, но допускает много упущений и несоответствий; раскрывает только простые идеи. Текст имеет ограниченную структуру и слабые аргументы, мало соответствует выбранному формату. Использует простые предложения и слабый словарный запас; имеются повторы, стиль недостаточно выражен. Неправильное использование основных грамматических форм и ошибки в орфографии, затрудняющие понимание.
1 Неясный ответ, слабые примеры и ссылки в соответствии с темой; недостаточно попыток ответить на вопрос. Структура текста и раскрытие аргументов на низком уровне; идеи представлены беспорядочно. В тексте мало структуры и слабая связь с выбранным форматом. Использованы очень простые модели предложений и лексика; большинство конструкций не завершено или неверно. Частые ошибки затрудняют понимание.

 

Говорение

Баллы Содержание и моделирование устной речи Грамотность речи
5 Глубоко раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия. Выражает мнение с последовательным хорошо сформулированным обоснованием. Точно обозначает проблематику и авторскую позицию. Использует различные приемы привлечения внимания Уверенно и соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, разнообразную лексику. Язык точен и последователен, но допускает случайные незначительные ошибки. Любые незначительные ошибки не затрудняют понимания.
4 Точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты. Хорошо обозначает проблематику и авторскую позицию. Выражает мнение, в основном, с хорошо сформулированным обоснованием. Соответствующим образом использует приемы привлечения внимания. Соответствующим образом использует широкий спектр языковых структур, и разнообразную лексику. В целом, точен, но допускает случайные ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.
3 Точно раскрывает и объясняет простые идеи и концепты. Старается обозначить проблематику и авторскую позицию. Выражает мнение с некоторым обоснованием. Неуместно использует приемы привлечения внимания. Соответствующим образом использует ряд языковых структур. Соответствующим образом использует разнообразную лексику. Язык довольно точен, но допускает ошибки при использовании сложного языка. Ошибки не затрудняют понимания.
2 Объясняет простые идеи; ограниченное раскрытие идей. Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него. Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно.     Использует незначительное количество языковых структур; иногда неуместно. Использует слабую лексику; иногда неуместно. Допускает очевидные ошибки, при использовании простого языка. Ошибки несколько затрудняют понимание.
1 Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты. Использует малое количество языковых структур; часто неуместно. Использует очень слабую лексику, часто неуместно. Частотность ошибок затрудняет понимание.

   4.2.1   Задания для суммативного оценивания за раздел

 «История и личность»

Подраздел Слушание Говорение
Цель обучения 9.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы 9.1.5.1участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы
Критерий оценивания Ø Демонстрирует понимание прослушанного текста, определяя верную и неверную информацию Ø Определяет подтекст (фразы), раскрывающий отношение автора к герою, выражает свое мнение Ø Участвует в дискусии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения
Уровень мыслительных навыков Понимание Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут

Прослушайте текст: [http://modernlib.net/books/aytmatov_chingiz_torekulovich/beloe_oblako_chingishana/read]

Транскрипт                              

«Белое облако Чингисхана»

  Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ-армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь — предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, вышивальщицу триумфальных шелковых знамен с огнедышащими драконами на полотнищах…

К тому времени большая часть Азии была уже под пятой Чингисхана, поделена на улусы между его сыновьями, внуками и полководцами. Теперь на очереди стояла участь краев за Итилем (Волгой), участь Европы.

Сам Чингисхан с полутысячью стражников — кезегулов и свитой — жасаулами, сопровождавшими его в пути, находился в середине того движения, как плывущий остров. Но ехал он особняком — впереди них. Не любил Повелитель Четырех Сторон Света многолюдья возле себя, тем более в походе, когда следует больше молчать, смотреть вперед и думать о делах.

Но самым примечательным было не окружение Чингисхана — бесстрашные кезегулы и жасаулы, жизнь которых принадлежала Чингисхану больше, чем им самим, — на то они и отбирались, как лезвия клинков, один из ста, — и не их отменные верховые кони, редкостные, как самородки золота в природе. Нет,  примечательным в том походе было совсем другое. Над головой Чингисхана всю дорогу, заслоняя его от солнца, плыло облако. Куда он — туда и облако. Белая тучка, величиной с большую юрту, следовала за ним, точно живое существо. И никому невдомек было — мало ли тучек в вышине, — что то есть знамение — так являло Небо свое благословение Повелителю миров. Однако сам он, Чингисхан, зная об этом, исподволь наблюдал за тем облаком и все больше убеждался, что это действительно знак воли Неба-Тенгри.

Появление облака было предсказано неким странствующим прорицателем, которому Чингисхан однажды дозволил приблизиться к себе. Он сказал, что облако  будет перстом Верховного Неба, благословляющего его высочайшее положение на земле. Но Чингисхану надобно  беречь это облако, ибо, утратив его, он  утратит свою могучую силу…

К параноической идее, к неотвратимой жажде всевладычества и всемогущества сводилась в итоге жесточайшая суть степного властелина, его историческое предназначение. И потому вся жизнь его империи — всех подвластных улусов на огромных азиатских просторах, всего разноплеменного населения, усмирившегося под единой твердой рукой, всех имущих и обездоленных во всех городах и кочевьях и в конечном счете каждого человека, кем бы он ни был и чем бы он ни занимался, была целиком подчинена этой ненасытной вовеки, дьявольской страсти — все новых и новых завоеваний, все новых и новых покорений земель и народов. И потому поголовно все были заняты единым служением, все подчинялись единому замыслу — наращивания, накопления, совершенствования военной силы Чингисхана. Идти, побеждать и покорять земли повелевал великий хаган, и тому предстояло быть….

Чингисхан был в высшей степени человеком дела, расчетливым и прозорливым. Готовясь к вторжению в Европу, он прикинул, предусмотрел все до мелочей. Через верных лазутчиков и перебежчиков, через купцов и пилигримов, через странствующих дервишей, через деловых китайцев, уйгуров, арабов и персов выведал все, что следовало знать для продвижения огромных воинских масс, — все наиболее удобные пути и переправы. Им были учтены нравы и обычаи, религии и занятия жителей тех мест, куда двигались его войска. Писать он не умел, и все это приходилось держать в уме, соотнося пользу и вред всего, что ждало его в походе. Только так могла быть достигнута слаженность в деле и, самое главное, неукоснительная, железная дисциплина, только так можно было рассчитывать на успех. Чингисхан не допускал никаких послаблений — никто и ничто не должны были быть помехой главной его цели — завоеванию Европы.

Именно тогда, продумывая свою стратегию, Чингисхан пришел к беспрецедентному в веках повелению — запрету деторождения в народе-армии. Семья в обозе становилась бременем для армии, помехой мобильности в военных операциях широкого масштаба, особенно в наступлении и на переправах через водные препятствия. Отсюда и высочайшее указание степного властелина — категорически запретить женщинам, следующим в обозах за войском, рожать детей до победоносного завершения Западного похода. Даже законы естества отвергал Чингисхан ради военных побед, кощунствуя над самой жизнью и над Богом. Он хотел и Бога поставить себе на службу, ибо зачатие есть весть от Бога.

И никто ни в народе, ни в армии не воспротивился и даже не помыслил воспротивиться насилию; к тому времени власть Чингисхана достигла такой невиданной силы и средоточия, что все беспрекословно подчинились неслыханному повелению на запрет деторождения, поскольку ослушание неизбежно каралось смертью…

Вот уже семнадцатый день, как Чингисхан, находясь в пути, в походе на Запад, испытывал особое, небывалое состояние духа. Внешне великий хаган держался, как и всегда, как подобало его особе, — строго, отчужденно, подобно соколу в часы покоя. Но в душе он ликовал. Главной причиной его душевного торжества было то, что вот уже семнадцатый день, с утра и до вечера, над головой Чингисхана плыло в небе белое облако — куда он, туда и оно. Сбылось-таки вещее предсказание прорицателя. Белое облако — послание Неба Небесному Сыну, знак одобрения и благословения, провозвестник великих грядущих побед.

Случилось так, что именно в этот день, пополудни, доложили Чингисхану о том, что одна из женщин в обозе родила — вопреки строжайшему на то его ханскому запрету. Чингисхан молчал оскорбленно, с досады прибавил ходу коню, и полы его легкой собольей шубы разлетались по сторонам, как крылья испуганной птицы. Все было, казалось, прежним, и однако, нечто в мире сдвинулось, изменилось, вызывая в хагане постепенно нарастающую грозу. Стало быть, кто-то не внял его воле, стало быть, кто-то посмел свои необузданные плотские страсти поставить выше его великой цели, стало быть, кто-то умышленно пошел против его повеления! Отступить от своего повеления он не мог. И кара была неминуема…

В то утро, прежде чем двинуться в поход, барабанщики, заранее собранные на холме, ударили сигнал сбора войска. И, ударив, добулбасы уже не стихали, сотрясая округу нарастающим, надсадным гулом тревоги. Барабаны из воловьих кож рокотали, ярились, как дикие звери в западне, созывая на казнь вышивальщицы знамен, родившей в походе ребенка.

Предстоящая казнь была не первой и не последней казнью в его присутствии — самые различные случаи ослушания карались именно таким способом, и всякий раз хаган убеждался, что прилюдная казнь необходима для повиновения народа единому, верховным лицом установленному порядку.  

    Палачи немедленно приступили к делу. На помощь палачам бросились еще трое жасаулов. Они повалили сотника на землю, быстро связали ему руки за спиной, то же самое проделали и с вышивальщицей и подтащили их к лежащему верблюду; быстро накинули общую веревку — одну удавку на сотника, другую, через межгорбие верблюда, — на шею вышивальщицы и в страшной спешке, под несмолкаемый грохот барабанов, стали поднимать верблюда на ноги. Животное, не желая подниматься, сопротивлялось. Верблюд орал, огрызался, злобно лязгая зубами. Однако под ударами палок ему пришлось встать во весь свой огромный рост. И с боков двугорбого верблюда повисли в одной связке, в смертельных конвульсиях, те двое, которые любили друг друга поистине до гроба.

А барабаны гудели, рокотали яростно и надсадно, сопровождая гулом своим проход верблюда с повешенными телами любовников, разделивших на двоих одну веревку, перекинутую через верблюжье межгорбье. Сотник и вышивальщица бездыханно болтались по бокам вьючного животного, — то было жертвоприношение к кровавому пьедесталу будущего владыки мира...

Он был суров и молчалив, как, впрочем, и положено быть тому. Но никто не предполагал, что творилось у него на душе. Никто ничего не понял и тогда, когда вдруг случилось совершенно неожиданное, — когда хаган вдруг круто повернул коня, повернул вспять, так круто, что поспешавшие следом чуть было не столкнулись с ним и едва успели принять в стороны. Тревожно и тщетно обозревал хаган небеса, прислонив дрожащую ладонь к глазам, нет, не задержалось, не отстало в пути белое облачко, не было его ни впереди, ни позади. Так неожиданно исчезло оно, неизменно сопровождавшее его белое облачко. Больше оно не появилось ни в тот день, ни на второй, ни на десятый. Облачко покинуло хагана.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.064 с.)