Тема 3. Диагностика типов деструкций и их основные признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Диагностика типов деструкций и их основные признаки



НОВЫЙ ВАРИАНТ

Самостоятельная работа по дисциплине«Профилактика деструкций в помогающих профессиях»

 

К помогающим профессиям сегодня относятся: психологи-консультанты, социальные работники, медицинский персонал, менеджеры в сфере услуг, педагоги и учителя общеобразовательных, дополнительных и высших учебных учреждений, работники пенитенциарной службы, работники реабилитационных центров, сотрудники МЧС и т.д.).

 

 

Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и компетенций без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

 

1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Профилактика деструкций в помогающих профессиях» является одним из базовых компонентов обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Все задания в рамках самостоятельной работы должны быть скреплены в единый документ, листы должны быть пронумерованы;

Самостоятельна работа выполняется в форме реферата, содержащего изложение выполнение задания по каждой теме дисциплины.

 

Выполненная самостоятельная работа загружается на портал.

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

- работа с книгой;

- работа со словарями;

- конспектирование;

- тестирование;

- аннотирование

- - рецензирование;

- составление конспекта профилактического мероприятия и его анализ.

2. Оформление самостоятельной работы:

1. Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, Times New Roman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

- все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

 

3. Задания для самостоятельной работы по каждой теме учебно-тематического плана

 

Задания к самостоятельной работе к разделу Категория «профессиональные деструкции». Объяснительные модели профессиональных деструкций.

 

Тема № 1. Опишите и подробно охарактеризуйте «профессиональные деструкции» и «профессиональные деформации» в одной из видов помогающей профессии

Задание к теме 1:

На основе прочтения глав из книги Водоньяновой Н.Е. «Синдром выгорания», Константинова В. В. « Профессиональная деформация личности» и рекомендованного списка литературы:

- опишите наиболее часто встречающиеся деструктивные явления специалистов помогающих профессий (в свободной форме по одной из выбранных профессий — психологи-консультанты, социальные работники, медицинский персонал, менеждеры в сфере услуг, педагоги и учителя общеобразовательных, дополнительных и высших учебных учреждений, работники пенитенциарной службы, работники реабилитационных центров и т.д.).

Задания к самостоятельной работе к разделу Личностные детерминанты «профессиональных деструкций». Профилактика и коррекция

 

Тема 2. Многофакторность детерминаций профессиональных деформаций (деструкций)

Задания к теме 2:

1. На основе прочтения глав книги Водопьяновой Н.Е. «Синдром выгорания», КонстантиноваВ. В. « Профессиональная деформация личности» и рекомендованного списка литературы:

- опишите основные психологические факторы, детерминирующие профессиональные деструкции специалистов помогающих профессий (в свободной форме по одной из выбранных профессий — психологи-консультанты, социальные работники, медицинский персонал, менеждеры в сфере услуг, педагоги и учителя общеобразовательных, дополнительных и высших учебных учреждений, работники пенитенциарной службы, работники реабилитационных центров и т.д.)

2. Опишите профессиональные деструкции или деформации, возникающие при разрешении профессиональных кризисов.

 

Задания к самостоятельной работе к разделу – Методы выявления профессиональных деформаций (деструкций)

Зарубежные:

1. Sociosite [Electronic resource]: Social Science Information System. - Mode of access: www.sociosite.net

2.

 

Рекомендации к выполнению задания 3.2.

Водопьянова Н.Е, Старченкова Е.С. Психология управления персоналом. Психическокое выгорание.- М. Юрайт, 2017. глава 5 Модели и методы измерения психического выгорания. Описание методики Бойко В.в. Стр 218-223 стр.

 

а) Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко) 395 стр Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете. Опросник1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.10.Моя работа притупляет эмоции.11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.. 29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты}. 33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.34.Я очень переживаю за свою работу.35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки,50.Успехи в работе вдохновляют меня.51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).52.Я потерял покой из-за работы.53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (о8).54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.56.Я часто работаю через силу.57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.75.Моя карьера сложилась удачно.76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.                 Обработка и интерпретация результатов Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов. НАПРЯЖЕНИЕ 1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5) 2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5), 3.«Загнанность в клещ»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) 4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)     РЕЗИСТЕНЦИЯ 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)    ИСТОЩЕНИЕ 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)3. Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10) 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5) Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:•     какие симптомы доминируют;•     какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;•     объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;•     какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;•    в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;•    какие признаки и аспекты поведения' самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

 

Инструкция

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

№п/п Утверждение Совсем не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Полностью согласен
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть        
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения        
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица        
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение        
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника        
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю        
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди        
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться        
9. Я умею улучшить настроение окружающих        
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую        
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов        
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки        
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей        
14. Когда я злюсь, я знаю, почему        
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации        
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком        
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии        
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим        
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть        
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние        
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице        
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство        
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций        
24. Если надо, я могу разозлить человека        
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние        
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю        
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это        
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился        
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса        
30. Я не умею управлять эмоциями других людей        
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда        
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые        
33. Мне трудно справляться с плохим настроением        
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает        
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям        
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями        
37. Я умею контролировать свои эмоции        
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно        
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую        
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь        
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины        
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей        
43. Я не умею преодолевать страх        
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает        
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить        
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

 




Сырые баллы

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Вариант ответа

В прямых значениях

В обратных значениях

 
совсем не согласен

0 баллов

3 балла

 
скорее не согласен

1 балл

2 балла

 
скорее согласен

2 балла

1 балл

 
полностью согласен

3 балла

0 баллов

 

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Понимание чужих эмоций

1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34

38, 42, 46

Управление чужими эмоциями

9, 15, 17, 24, 36

2, 5, 30, 40, 44

Понимание своих эмоций

7, 14, 26

8, 18, 22, 31, 35, 41, 45

Управление своими эмоциями

4, 25, 28, 37

12, 33, 43

Контроль экспрессии

19, 21, 23

6, 10, 16, 39

Межличностный эмоциональный интеллект

1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36

2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46

Внутриличностный эмоциональный интеллект

4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37

6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45

Понимание эмоций

1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34

8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46

Управление эмоциями

4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37

2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44

Общий уровень эмоционального интеллекта

1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37

2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

           

Стенайны

Стенайны

Сырые баллы по шкалам

МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

ОПРОСНИК КЕЙРСИ

Порядок работы. Испытуемому выдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетную часть. После этого испытуемый получает опросник и инструкцию. Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующие разъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.

Инструкция

Вам предлагается опросник для изучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения (ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильных среди них нет. Ваша задача:

· прочесть каждое из утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями;

· выбрать то продолжение, которое вам свойственно в большинства жизненных ситуаций;

· вписать знак (+) в соответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.

Ответы в листе располагаются по строкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь над ответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропуская вопросов.

 

 

Обработка результатов

Подсчет первичных результатов производится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту а или b) во всех вертикальных столбцах регистрационного листа.

Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которых следует записать соответственно количество ответов по варианту a и по варианту Ь. Для первого столбца (шкала Е-I) обработка на этом заканчивается, а данные столбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно суммируются, и результат записывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенные обозначения шкал (факторов). Таким образом, получается четыре пары чисел в нижних пустых ячейках. Затем обводится та буква (Е, или I, S, или N, Т, или F,J, или Р), которой соответствует большая сумма ответов из данной пары. Если числа равные (для шкалы Е-I это 5-5, для всех остальных - 10-10), обводится правая буква.

В результате получаются четыре объединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портрет обследуемого. Комбинации могут быть следующими:

ESFP ESFJ ENFJ ENTJ
ISFP ISFJ INFJ INTJ
ESTP ESTJ ENFP ENTP
ISTP ISTJ INFP INTP

Затем определяется яркость выраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символа b (от англ. brightness).

Например: E(b), I(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркость вычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е - I) от большего числа в паре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимается число 5. Результат умножается па 2:

EI (b)=(max−5)∗2 E−I(b)=(max−5)∗2

где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.

Это выглядит следующим образом:

EI (b)=(6−5)∗2=2 E−I(b)=(6−5)∗2=2

т.е.

Е(b)=2 Е(b)=2

Полученная величина яркости записывается на бланке под соответствующими сдвоенными буквами. Для остальных трех шкал порядок вычисления яркости более прост: от большего числа в паре нижних чисел отнимается 10.

SN (b)|| FT (b)|| JP (b)=max−10 S−N(b)||F−T(b)||J−P(b)=max−10

где max - большее число из пары сумм, записанных внизу регистрационного листа.

По шкале T-F имеем:

TF (b)=18−10=8 T−F(b)=18−10=8

итак,

T (b)=8 T(b)=8

Арифметическая сумма яркостей по всем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркость выраженности типа темперамента - Z.

Zb = EI (b)+ SN (b)+ FT (b)+ JP (b) Zb=E−I(b)+S−N(b)+F−T(b)+J−P(b)

В нашем примере:

Zb =2+0+8+6=16 Zb=2+0+8+6=16

Подобная характеристика позволяет разделить людей на "ярких" (20 < Z(b) < 40) и "неярких" (0 < Z(b) < 20). Для первых характерна высокая степень соответствия личностных характеристик полученному типологическому портрету и устойчивость типологической принадлежности во времени: лишь 8% из числа "ярких" изменяют свой тип через год. Степень соответствия портрета особенностям личности "неярких" представителей может быть меньшей, чем у "ярких

 

 



Экспресс-диагностика типа темперамента и функционального портрета с помощью опросника является предварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадения результатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическое значение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональный портрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретов условны и диагностического значения не имеют.

Описание типов

Для - типа темперамента при учете всех шкал возникают четыре комбинации (функциональных портрета). Охарактеризуем каждый из них отдельными ключевыми словами:

· ESFP - "Тамада": оптимизм и теплота; избегают одиночества; идут по жизни смеясь, жизнь для них - сплошные приключения; игнорируют все мрачное; щедрость, поддаются соблазнам; старший друг для своего ребенка; умение вдохновлять людей, приземленность языка; наука - дело не для них, они выбирают бизнес, торговлю.

· ISFP - "Художник": успешное художественное творчество, эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущей минуты; высокая' чувствительность к оттенкам и полутонам в ощущениях; тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют; свобода, оптимистичность, непокорность, уход от всякого рода ограничений.

· ESTP - "Антрепренер": энергия, игра, неистощимый, искушенный в обращении с людьми; остроумие, прагматизм; работа в условиях риска и на грани катастрофы; поиск острых ощущений; преследуют выгоду во взаимоотношениях; погоня за Госпожой Удачей, риск.

· ISTP - "Мастер": субординация - излишняя условность; бесстрашие, жажда действий; увлечения с оттенком экстремальности; умение обращаться с любыми инструментами и механизмами; это боевики, наемники; им свойственны братские взаимоотношения; формальное образование не обязательный вариант для них (часто бросают школу и редко стремятся к высшему образованию).

Для представителей SJ -темперамента:

· ESFJ - "Торговец": открытый, практичный, расчетливый, обладает житейской мудростью; компанейский, гостеприимный; деловой, ответственный, интересы клиента превыше всего; общительный.

· ISFJ - "Консерватор": спокойный; защищает интересы организации, традиции; ответственный; придерживается связи времен, проявляет интерес к истории; все у него по плану; заботливый; выполнять поручения для него спокойнее, чем руководить; хозяин в доме.

· ESTJ - "Администратор": ответственный, надежный; для него важны долг, иерархия, порядок; практичный, открытый, все у него идет по плану; без глупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.

· ISTJ - "Опекун": на первом месте - долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый, надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; ему свойственны обстоятельность и даже въедливость.

Для NF -представителей деление на функциональные типы выглядит следующим образом:

· ENFJ - "Педагог": гуманистический лидер, общительный, внимательный к чувствам других людей, образцовый родитель; нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности; отличается умением распределить роли в группе.

· INFJ - "Предсказатель": радость друзей - радость и для него; проницательность и прозорливость; успешное самообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение, поэтичность, любовь к метафорам; это психолог, врачеватель, писатель; стремится к гармонии человеческих взаимоотношений.

· ENFP - "Журналист": умение влиять на окружающих; видит людей насквозь; отрывается от реальности в поиске гармонии; подмечает все экстраординарное; ему свойственны чувствительность, отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; это торговец, политик, драматург, практический психолог; ему присущи экстравагантность, щедрость, иногда избыточная.

· INFP - "Романтик": спокойный, идеалист; чувство собственного достоинства; борется со злом за идеалы добра и справедливости; отличается лирическим символизмом; это писатель, психолог, архитектор; кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; принцип "Мой дом - моя крепость"; уживчивые и покладистые супруги.

NT -тип темперамента включает следующие четыре функциональных портрета:

· ENTJ - "Фельдмаршал": руководитель-стратег; ориентация на цель; логичный; эффективность в работе превыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель, неутомимый; карьера иногда важнее, чем семейное благополучие.

· INTJ - "Исследователь": самоуверенный; его интересы в будущем; авторитет положения или звания не имеет значения; теоретик, приверженец "мозгового штурма", жизнь - игра на гигантской шахматной доске; дефицит внешней эмоциональности, высокие способности к обучению, независимость, интуиция; возможны трудности в мире эмоций и чувств.

· ENTP - "Изобретатель": применяет интуицию на практике (в изобретениях), энтузиаст, новатор; важна воплощенная идея, а не идея сама по себе; приятный собеседник, инициативный в общении; нетерпение к банальным, рутинным операциям, хороший педагог; любит юмор; девиз: "Понимать людей! "

· INTP - "Архитектор": ценитель мыслей и языка; мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законов природы; интеллектуал, несколько высокомерный, интеллигент, философ, математик, теоретик, неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; отличается сложным внутренним миром; богатство ассоциаций.

Для полноценной интерпретации данных, полученных при исследовании типа темперамента, необходимо располагать хотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о его поведении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальном окружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключение и дать необходимые рекомендации.


ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.115 с.)