Динамика формирования первоначального навыка чтения у первоклассников в экспериментальном классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика формирования первоначального навыка чтения у первоклассников в экспериментальном классе



 

 

Высокий уровень

Достаточный уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во уч-в % Кол-во уч-в % Кол-во уч-в % Кол-во уч-в %
Констатирующий эксперимент 2 чел 8,5% 7 чел 29,2% 9 чел 37,5% 5 чел 20,8%
Контрольный эксперимент 5 чел 20,8% 13 чел 54,2% 5 чел 20,8% 1 чел 4,2%

 

 

Также представим данные в диаграмме.

Рис. 2.4. Уровень сформированности первоначального навыка чтения на этапе контрольного эксперимента

 

После обработки данных можно сделать вывод, что уровень сформированности первоначального навыка чтения за месяц повысился и в экспериментальном и в контрольном классах. Но в экспериментальном классе, где проводилась апробация разработанной нами системы упражнений, показатель уровней сформированности навыков гораздо выше (количество, читающих на высоком уровне детей возросло с 8,5% до 20,8%, количество детей, читающих на достаточном уровне возросло с 29,2% до 54,2%, количество детей, читающих на среднем уровне снизилось с 30,7% до 20,8% за счет возрастания читающих на достаточном уровне, также снизилось число детей, у которых уровень первоначального навыка был сформирован на низком уровне с 20,8% до 4,2%). В то  время как,  в контрольном классе показатели развития навыков чтения либо остались на том же уровне (количество детей, у которых первоначальный навык чтения развит на высоком и низком уровнях осталось прежним 8,5%) либо повысились незначительно (количество учащихся, читающих на достаточном уровне повысилось с 33% до 41,6%).

Что подтверждает гипотезу нашего исследования, состоящую в том, что процесс формирования первоначального навыка чтения будет эффективнее при использовании системы упражнений.

 

 

Выводы к главе II. Таким образом, в главе II мы описали методику проведения исследования и определили, что первоначальные навыки чтения сформированы у первоклассников недостаточно, тем самым подтвердили актуальность нашего исследования.

Также мы разработали и апробировали систему упражнений по формированию первоначальных навыков чтения.

Разработанная нами система упражнений быть направлена на решение таких задач:

6) отработка навыка плавного слогового чтения слов с различным по составу звуков слогов;

7) отработка правильности чтения, сведение к минимуму ошибок при чтении;

8) отработка осознанности чтения;

9) отработка выразительности чтения;

10) выработка темпа чтения 30 и более слов в минуту.

Внедрение системы упражнений в педагогический процесс осуществлялось в 3 этапа: мотивационно-ориентационный, основной и заключительный.

Со стороны детей была отмечена заинтересованность упражнениями, стремление к качественному их выполнению.

Эффективность системы упражнений обеспечивалась выполнением задач каждого этапа процесса формирования первоначального навыка чтения и отбором специфических упражнений для каждого этапа формирования данного навыка.

После того, как система упражнений была проведена в экспериментальном классе, мы провели контрольную проверку сформированности первоначального навыка чтения для выявления результата использования разработанной нами системы упражнений в период обучения грамоте.

Контрольная проверка показала, что уровень сформированности исследуемых навыков возрос и в экспериментальном, и в контрольном классе, но показатели различаются – в экспериментальном классе они значительно выше. Данный факт подтверждает целесообразность и эффективность использования разработанной нами системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников в период обучения грамоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования, заключающаяся в разработке и апробировании в качестве метода формирования у первоклассников первоначального навыка чтения системы упражнений, достигнута, т.к, решены все поставленные задачи.

В ходе исследования мы определили, что  первоначальный навык чтения у первоклассников – это навык сознательного, правильного, плавного слоговом чтения, с частичным переходом на чтение целыми словами, который формируется поэтапно (этапы формирования чтения слогами, осознанности, правильности и скорости чтения, выразительности) и основывается на умениях: читать слогами, соблюдать орфоэпические нормы, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, понимать прочитанное, читать в темпе 20-30 сл/мин, которые формируются при условии использованной системы упражнений, которая соответствует таким требованиям: поэтапность, постепенная усложняемость, достаточная повторяемость упражнений.

Также в ходе проведенного исследования была составлена критериальная характеристика навыка первоначального чтения и выделены основные умения первоклассников в период обучения грамоте:

1) умение читать плавно все типы слогов;

2) умение читать правильно;

3) умение читать выразительно;

4) умение понимать прочитанное;

5) умение читать в темпе 20-30 слов в минуту.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников находится преимущественно на среднем уровне (у 37,5% учащихся), а также у 20,8% на низком уровне. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию первоначального навыка чтения.

В ходе формирующего эксперимента была апробирована разработанная нами система упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников в период обучения грамоте.

Система упражнений по формированию первоначального навыка чтения – это совокупность упражнений, которые выполняются в период обучения детей чтению с учётом закономерностей формирования первоначального навыка чтения, и обеспечивает высокий уровень формирования данного навыка у первоклассников в естественных педагогических условиях.

Система упражнений включала 3 этапа: мотивационно-ориентационный, основной и заключительный.

После апробации системы упражнений в ходе контрольного эксперимента был выявлен результат ее использования, который подтверждает гипотезу нашего исследования, состоящую в том, что процесс формирование первоначального навыка чтения у первоклассников будет эффективным при использовании системы упражнений, направленной на отработку навыка чтения целыми словами, правильности чтения, формирование осознанности и выразительности чтения, выработка темпа чтения более 30 слов в минуту.

В ходе контрольного эксперимента высокий уровень развития первоначального навыка чтения показали 20,8% учащихся экспериментального 1 «А» класса и 8,4% учащихся контрольного 1 «Б» класса, достаточный – 50,2% учащихся экспериментального класса и 41,6% учащихся контрольного класса, средний – 20,8% учащихся экспериментального класса и 41,6% учащихся контрольного класса, низкий – 4,2 % учащихся экспериментального класса и 8,4 % учащихся контрольного класса.

На основе этого можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе в среднем на 18% возросло количество первоклассников, сформированнность первоначального навыка чтения которых находится на высоком и достаточном уровнях, за счет этого понизилось количество учеников, сформированность исследуемого навыка которых находилось на среднем и низком уровнях.

Следовательно, можно утверждать, что данная система упражнений эффективна и может быть использована учителями начальных классов в период обучения грамоте с целью эффективного формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Для того, чтобы сформировать данный навык необходима систематическая и планомерная работа над такими умениями как читать плавно слогами, правильно, осознанно, выразительно, бегло.

Для эффективного использования разработанной нами системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения мы рекомендуем выделять для выполнения упражнений 5-10 минут на основном этапе каждого урока чтения в период обучения грамоте. А также строго придерживаться последовательности выполнения упражнений, изложенной в разработанной нами системе, т.к. работу по формированию первоначального навыка чтения необходимо вести следуя этапам формирования данного навыка, учитывать уровень подготовки и индивидуальные особенности каждого ученика. Начинать работу следует с более легких упражнений, чтобы сформировать у детей ситуацию успеха, а затем постепенно усложнять задания.

При выполнении упражнений используются коллективные и индивидуальные формы работы (на усмотрение учителя).

По нашему мнению, процесс формирования первоначального навыка чтения будет более эффективным, если первоклассники будут понимать важность чтения в жизни человека, а, следовательно, будут заинтересованы в работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, т. 2, 1980. – 286с.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Березіна О.М., Павловська Т.О. Мовні ігри та забави: Навчально-методичний посібник. – Тернопіль: Мальва-ОСО, 2002. – 104с.

4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – 215с.

5. Вашуленко М.С. Про співвідношення знань і вмінь у мовній освіті молодших школярів // Початкова школа. – 1995. – № 9 – С.4-8.

6. Вашуленко М.С. Удосконалення змісту і методики навчання української мови в 1-4 класах. – К.: Рад. школа, 1991. – 112с.

7. Вашуленко М.С. та ін. Навчання в 1 класі. – К.: Рад. школа, 1991. – 495с.

8. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. – 2000. – № 8. – С. 48.

9. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука в двух частях. – М.: Просвещение, 2004. – 118 с.

10. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953. –   349с.

11. Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. – М.: Наука, 1982. –   160с.

12.  Зайцев В.Н. Резервы обучения чтения. – М: Просвещение, 1991. – 32с.

13.  Іванова Л. Система вправ з удосконалення техніки читання // Початкова освіта. – 2005. – № 18. – С. 1-4.

14.  Коваленко О. Навчання дітей читати. Психолого-педагогічні засади // Початкова освіта. – 2005. – №18. – С. 2-4.

15.  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.

16.  Курпіта В.І. Дидактична гра як метод формування навичок читання у дітей 6-річного віку // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 29-30. – С.49-66.

17.  Курпіта В.I. Ефективні методи і прийоми удосконалення навички читання // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 29-30. – С.38-46.

18.  Левченко О.М. Тренувальні вправи для учнів початкових класів "Вчимося читати швидше" // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 15. – С.2-6

19.  Львов М.Р., В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / – М.: Академия, 2007. – 464 с.

20.  Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, – М., Просвещение, 2001. – 239 с.

21.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. – 274с.

22.  Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – 192с.

23.  Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2000. – 215с.

24.  Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2000. – 168с.

25.  Методика навчання української мови в початковій школі: навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів / За наук. ред. М.С. Вашуленка. – К.: Літера ЛТД, 2011. – 364с.

26.  Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога // Начальная школа. – 1985. – №6. С. – 10

27.  Пальченко Л.I. Система вправ для розвитку навичок швидкого читання / Із досвіду використання методичних рекомендацій професора                 І.Т. Федоренка // Початкова школа. – 1991. – и  № 4. – С.19-22.

28.  Пархета Л.П. Виразне читання в практиці В.О. Сухомлинського // Педагогіка і психологія. – 2002. – № 3-4. – С.233-237.

29.  Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006. – 324 с.

30.  Прищепа Е.С., Колесниченко В.И. Букварь: Учеб. для обучения детей рус. грамоте в 1 кл. – К.: Форум, 2003. – 159с.

31.  Приказ МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы".

32. Програми для середньої загальноосвітньої школи 1-4 класи. – К.: «Початкова школа», 2006. – 432с.

33.  Репкин В.В. Школьный учебный словарь. – М.: Астрель, 2005. – 671 с.

34.  Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения

       русскому языку. – М., "Просвещение", 1965. – 348с.

35.  Савченко О.Я. Розвиток пізнавальної самостійності молодших школярів. – К.: Рад. школа, 1982. – 175с.

36.  Савченко О.Я. Сучасний урок у початкових класах. – К.: Магістр.-S, 1997. – 256с.

37.  Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.

38. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. М.: Просвещение, 1998. – 174 с.

39.  Система контролю та оцiнювання навчальних досягнень учнiв початкової школи. – Методичні рекомендації. – К.: – 2001. – 99 с.

40.  Суворова Е.П., Воюшина М.П., Купирова Е.А. Формирование интеллектуально-речевой культуры и читательской культуры школьника: междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 248с.

41.  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 528с.

42.  Федоренко И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьников. - X., 1978. – 34с.

43.  Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., Знание, 1976. – 64с.

44.  Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1984. – с

45. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996. – № 6 – С. 12- 16.

46. http://fictionbook.ru/author/ivan_pavlovich_podlasiyyi/pedagogika_nachalnoyi_shkoliy_uchebnik/read_online.html?page=18#part_3006

47.  http://paidagogos.com/?p=90

48.  http://www.mon.gov.ua/index.php/ua/ Официальный сайт Министерства образования и науки Украины

49.  http://www.danilova.ru/publication/read.htm

50.  http://digest.subscribe.ru/children/school/n102098836.html

51.  http://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/3.html

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.029 с.)