Критериальная характеристика уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критериальная характеристика уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников



Прежде чем составить критериальную характеристику сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников необходимо определить значение понятий: «критерий», «показатель».

По определению Е.П. Суворовой: «Критерий – это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [40, 48].

В. А. Кустарева считала, что «критерий – это количественный показатель, присущий всем элементам какого-либо множества объектов (явлений), позволяющий осуществить их классификацию» [34, 32].

Б.Г. Ананьев отмечал, что «показатель – это средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии или развитии совокупности, группы каких-либо объектов или процессов» [1, 12].

Поскольку в нашем исследовании мы рассматривает формирование именно первоначального навыка чтения, соответственно обратим внимание на букварный период. Т.П. Сальникова [37] выделяет умения, которыми должны овладеть первоклассники в течение букварного периода:

1) читать слогами, т.е. владеть чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания;

2) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов;

3) делать паузы и логические ударения в простейших случаях; передавать простейшие интонации;

4) понимать прочитанное — как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывает прочитанное;

5) читать доступные тексты вслух в темпе 20-30 слов в минуту.

Уровень сформированности данных умений говорит об уровне сформированности первоначального навыка чтения.

Согласно учебной программы для 1-4 классов средней общеобразовательной школы [32] в обучении чтению в букварный перио­д, предполагается формирование и развитие таких умений:

- узнавать каждую букву алфавита (печатную, руко­писную, строчную и заглавную), правильно называть ее (буква "ка", "эм");

- читать прямые (ма), непрямые (ом) слоги; слоги с сочетанием согласных (ру-ч-ка):

- читать слова с буквой ь, обозначающей мягкость предыдущего согласного;

- читать слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозна­чают мягкость предыдущего согласного и соответствую­щий гласный; а также слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы я, е, ё, ю, и обознача­ют два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ж, ш, ч, щ; читать слова с буквосочетаниями жи, ши, на, ща, ну, щу;

- читать слова с буквой г, особенно те, которые раз­личаются в русском и украинском языках звуками [г] и [г]: Галя, густо и подобные;

- читать слова по образцу, данному учителем, в ко­торых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река;

- читать слова по образцу, данному учителем, в кото­рых пишутся буквы 6, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [л], [ф], [к], [т], [ш], [с]: дуб, рог;

- читать слогами и целыми словами материал, включа­ющий слова все более сложной звуко-слоговой структуры;

- мгновенно узнавать наиболее употребительные, ча­сто встречающиеся в букваре слова, состоящие из 2 — 4-х букв (ты, он, дом, так, кто, они, где, стол, брат), и со­четания коротких слов (я был, я и ты и под.):

- читать предложения, короткие тексты с изученны­ми буквами; правильно интонировать предложения, в конце которых стоят различные знаки препинания (точ­ка, знак вопроса, восклицательный знак);

- находить в тексте предложения указанного содержа­ния, слова того или иного действующего лица (с помощью учителя).

Согласно Приказу МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы" [31] проявлениями критериев сформированности навыков чтения у первоклассников являются (на конец учебного года):

Уровни Критерии оценивания навыка чтения
Начальный Ученик читает текст отрывистыми слогами, часто ошибаясь в произношении слов (пропуск, перестановка, замена букв), интонировании предложений. Понимает отдельные слова. Скорость чтения — до 20 слов в минуту
Средний Ученик читает текст плавно слогами, соединяя их в слова при повторном прочтении, допуская некоторые отклонения в произношении слов (пропуск, замена, перестановка букв) и интонировании предложений. Понимает отдельные предложения. Скорость чтения — 20-24 слова в минуту
Достаточный Ученик достаточно умело читает текст слогами и целыми словами, допуская незначительные отклонения от нормы в произношении слов и интонировании предложений. Скорость чтения — 25-29 слов в минуту
Высокий Ученик умело читает текст целыми словами, четко произнося их, придерживается соответствующей интонации. Не только понимает фактический смысл, но и высказывает оценочные суждения по поводу прочитанного. Скорость чтения — 30 и больше слов в минуту

 

Следовательно, в нашем исследовании на основании выделенных   Т.П. Сальниковой [37] умений, которыми должны овладеть первоклассники к концу букварного периода, учебной программы [32] и  Приказу МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы" [31] мы будем рассматривать такие критерии сформированности первоначального навыка чтения:

1) умение читать все основные типы слогов (сг, гс, сгс, ссг, гсс, ссгс, сгсс):

- читать прямые (ма), непрямые (ом) слоги; слоги с сочетанием согласных (ру-ч-ка):

- читать слова с буквой ь, обозначающей мягкость предыдущего согласного;

- читать слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозна­чают мягкость предыдущего согласного и соответствую­щий гласный; а также слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы я, е, ё, ю, и обознача­ют два звука: [й] + соответствующий гласный;

- читать слова с буквами ж, ш, ч, щ; читать слова с буквосочетаниями жи, ши, на, ща, ну, щу;

2) умение соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов (читать правильно слова, с учетом изученных правил);  без ошибок на пропуск, замену и перестановку звуков:

 - читать слова с буквой г, особенно те, которые раз­личаются в русском и украинском языках звуками [г] и [г]: Галя, густо и под.;

- читать слова по образцу, данному учителем, в ко­торых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река;

- читать слова по образцу, данному учителем, в кото­рых пишутся буквы 6, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [л], [ф], [к], [т], [ш], [с]: дуб, рог;и т.д.

 3) умение читать предложения, короткие тексты с изученны­ми буквами; правильно интонировать предложения, в конце которых стоят различные знаки препинания (точ­ка, знак вопроса, восклицательный знак), делать паузы и логические ударения простейших случаях; умение предвидеть конец простого предложения и интонировать его завершение в опоре на знак препинания;

4) умение понимать прочитанное слово, предложение, текст (умение объяснять смысл слова, предложения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, пересказывать текст с опорой на вспомогательный материал); понимание слова в процессе прочтения, формирование умения фиксировать внимание на незнакомых словах;

5) умение читать доступные тексты вслух в темпе 20-30 слов в минуту.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Для каждого из вышеперечисленных критериев определим уровневые показатели сформированности:

Уровневые показатели умения читать слогами:

Высокий уровень – ученик плавно читает слогами двусложные, трехсложные, четырехсложные слова, доступные для понимания.

 Достаточный уровень – у  ученика частично сформирован навык плавного чтения  слогами (читает плавно слогами одно-, двух- и трехсложные слова, доступные для понимания).

Средний  уровень – ученик читает отрывисто слогами или буквами (читает слоги типа сг, гс).

Низкий уровень – у ученика не сформированы навыки чтения слогами, ученик читает буквами отрывисто.

Уровневые показатели умения соблюдать орфоэпические нормы:

Высокий уровень – ученик читает в основном правильно, допускает 1-2 ошибки, произнося не правильно звуки. Ошибки  самостоятельно исправляет.

Достаточный  уровень – читая текст, допускает незначительные 2-4 ошибки, произнося не правильно звуки.

Средний уровень – неправильно читает некоторые слова, допускает 4-5 ошибок.

Низкий уровень – ученик часто ошибается, пропускает, переставляет, заменяет буквы в словах.

Уровневые показатели умения делать паузы и логические ударения простейших случаях; передавать простейшие интонации.

Высокий уровень – ученик читает, соблюдая паузы, ударения и соответствующую интонацию.

Достаточный уровень – допускает незначительные ошибки и отклонения в интонировании.

Средний уровень – ученик допускает некоторые отклонения в соблюдении пауз, постановке ударения и интонировании предложения.

Низкий уровень – ученик допускает ошибки при постановке ударения, не соблюдает паузы, не умеет правильно интонировать предложения.

Уровневые показатели умения понимать прочитанное:

Высокий уровень – ученик самостоятельно понимает прочитанное, отвечает на вопросы к тексту, может пересказать.

Достаточный  уровень – ученик понимает прочитанное с незначительной помощью учителя.

Средний  уровень – ученик понимает смысл отдельных предложений текста.

Низкий уровень – ученик не может понять смысла текста, понимает отдельные слова.

Уровневые показатели темпа чтения:

Высокий уровень – ученик читает 30 и более слов в минуту.

Достаточный  уровень – ученик читает 25-29 слов в минуту.

Средний  уровень – ученик читает 20-24 слова в минуту.

Низкий уровень – ученик читает до 20 слов в минуту.

        

 

Критерии и уровневые показатели представлены в таблице 1.1.

                                                                                                    Таблица 1.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.014 с.)