Какие народы жили на дону до казаков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие народы жили на дону до казаков



Донские казаки доподлинно известны с середины XVI века. О происхождении казаков, и в частности донских, выдвинуто много противоречивых версий. Первое имя донского казака, известное из источников – Сары-Азман – очевидно, тюркское. Правда, вскоре становятся известны и славянские имена казаков. Вероятно, в сло-жении донского казачества принимали участие разные народы. Помимо переселен-цев из русских земель, среди казаков были и потомки народов, прежде живших в придонских степях.

Само же название Дон, как предполагает большинство лингвистов, по происхождению иранское. Иранскими были древнейшие известные здесь в истории народы. И жили они довольно долго, сменяя друг друга. Первым народом на Дону, имя которого дошло до нас, были киммерийцы. Геродот (V в. до н.э.) сообщал, что киммерийцы прежде занимали всю страну, где в его время проживали скифы. Под натиском скифов киммерийцы ушли в Малую Азию. Некоторые исследователи видят в имени киммерийцев сходство с именем германского либо кельтского племени кимвров, напавшего на Рим в конце II века до н.э., и, во всяком случае, не считают его иранским.

Скифы во времена Геродота жили от устьев Истра (Дуная) на восток до Танаиса. Описание Геродотом географии Скифии сделано добросовестно и позволяет надёжно идентифицировать большинство объектов. Так, Танаис это Дон ниже впадения в него Северского Донца плюс сам Северский Донец. Такое отожде-твление не должно удивлять. Ведь что есть главная река, а что приток, всегда уста-навливалось субъективно. Дон же выше впадения Северского Донца также был известен Геродоту и назывался им Сиргис. Он располагался уже за пределами стра-ны скифов.

Восточнее скифов жили сарматы – тоже, как и скифы, ираноязычный народ. Согласно античным источникам, примерно в III веке до н.э., сарматы вытеснили скифов из большей части их страны. Господство сарматов в приазовских степях длилось до III века н.э. В I веке н.э. среди сарматов в Приазовье и на Кубани выделился народ аланы. Некоторые источники знают их под именем роксоланы. Это ещё в XIX веке дало начало гипотезам, согласно которым роксоаланы – двойное имя, от двух народов – россов и аланов. Роксоланы получались, таким образом, предками древних русов. В наше время такое отождествление вновь получает подкрепление в версии, что русы исходно – ираноязычный народ.

В III веке н.э. господствующим народом в бывшей Скифии стали германоязычные готы. Они разделялись на две ветви и подчинили себе здешние племена. Западная ветвь (вестготы или визиготы) обитала к западу от Днепра, восточная (остготы или остроготы) – между Днепром и Доном. Наивысшего могущества держава остготов достигла в правление Германариха в последней трети IV века, после чего наступил её крах. В это время через Дон пролёг один из путей Великого переселения народов, по которому пришло азиатское племя гуннов (тюркского или финно-угорского происхождения, историки продолжают спорить об этом). Гунны разгромили готов и вынудили их к переселению в земли Римской империи. В V веке гунны сами начинают походы на Западную Европу и увлекают за собой оставшуюся часть готов и аланов (а также, предположительно, славян, ещё неизвестных под этим именем). Готское население в Причерноморье и Приазовье исчезает, за исключением Крыма, где поселения готов известны до XV века включительно. В Третьем рейхе ведомство А. Розенберга родило теорию, согласно которой донские казаки были потомками готов.

После гуннского нашествия господствующими на Дону надолго становятся сменявшие друг друга тюркоязычные народы: авары, болгары, хазары, пече-неги, половцы, пока очередь, наконец, в XIII веке не доходит до татар. Во времена Хазарского каганата (VII-Х века) цивилизация в Подонье достигает наивысшего расцвета. Здесь существуют города, развивается интенсивная тор-говля со славянскими землями, с Северной и Западной Европой, с Византией и со странами арабо-мусульманского Востока. Есть гипотезы, связывающие этноним «казаки» с этнонимом «хазары». Но характерно, что арабские географы называют в это время Дон «рекою славян», что явно указывает на численно преобладавший уже в то время этнос по его берегам или, во всяком случае, на его активную роль в экономической жизни Подонья.

В конце Х века русский князь Святослав нанёс сокрушительный удар по Хазарии. Это государство переживает упадок, и в донских степях начинают хозяйничать печенеги, а вскоре половцы. Однако городская жизнь, как показывают данные археологии, не замирает окончательно. Более того, после включения этих земель в Зо-лотую Орду экономическая активность и торговля в них возрождаются.

Население берегов Дона до того, как оно стало называться казаками, всегда было разноплеменным. Видимо, невозможно приписать какому-то одному наро-ду, помимо русских, ведущую роль в сложении казачества. Следует, однако, учесть, что русский язык проникал на Дон не только вместе с населением, но и вместе с русской православной церковью. Ещё в конце XIII века в Золотой Орде была учреждена Сарайская епископия, глава которой, поставлявшийся митропо-литом всея Руси, был начальником всех православных в Золотой Орде. Христианская церковь всегда начинала свою проповедь с городов. По-видимому, русская церковь довольно быстро окрестила оседлое городское и земледельческое население Подонья (среди которого и прежде уже, как мы видели, было немало славян), а переселенцы из русских земель, чей приток на Дон усилился в XV-XVI веках, находили здесь уже своих единоверцев. И так сложилось донское казачест-во.                                                                   Ярослав Бутаков  http://russian7.ru/post/category/history/

ДОНДЕЖЕ — до тех пор, пока

ДОНСКОЙ ДМИТРИЙ - Дмитрий Иванович Донской - (1350-1389) - великий князь московский (c 1359 года), владимирский (с 1362 года) и новгородский (с 1363 года).

Родился 12 октября 1350 года в Москве, принадлежал к 15 колену Рюриковичей. В 1366-1367 годах по распоряжению Дмитрия столица была укреплена первым на Руси белокаменным Кремлем. 8 сентября 1380 года в решающей для русских Куликовской битве, развернувшейся между реками Дон и Непрядва, московский князь Дмитрий Иванович разбил ордынское войско, за что и получил прозвище Донской. За свое 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным собирателем русских земель, добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. Умер 19 мая 1389 года, погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля. Причислен к лику святых.
День памяти - 19 мая (1 июня нового стиля).                            https://vk.com/detizemlirusskoy

Видео: Полководцы России. От Древней Руси до ХХ века. Дмитрий Донскойhttp://vk.com/video181331404_171095080?list=0698e5a8d4871e97db

 

2. 12 октября 1350 года родился Дмитрий Донской – великий князь Московский и Владимирский.

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских зе-мель, а Владимирское великое княжение стало наслед-ственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленс-кое княжества. Были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, но татарские набеги про-должались ещё около четырех веков. Также был пост-роен белокаменный Московский Кремль.                              https://vk.com/russculture

ДОНЦЕ — дощечка, на которую садится пряха и в которую вставляется гребень и куделя

ДНА – болезни внутренних органов, ломота в костях, грыжа                           Сильвестр Домострой

ДНЕПР торгово-ремесленный центр на Непре («не пря», то есть мирная река) Бусовград («бус» – аист; отсюда Бусовград – город гостей, то есть купцов) в Киев (по-древнерусски это значит «посох в движении»),

ДОР 1 – грубая дранка    Сильвестр Домострой

2 - Продолжим Урок "ДОР" (в комментарии размещу, почему только один из участков земли (полян) рядом с поселением называли дором).
"Из слова БРАТИЯ происходят три первых "военных" слова - БРАНЬ, РАТЬ и БОРЬБА. Знак О, внедрившись в слово, растворил его суть: БОРЬБА ОТ БРАТЬ, БОРОТЬСЯ - БРАТЬСЯ. В том числе и за РУКИ. (Четвертое - гражданское, родственное значение - БРАТ). Когда нарушается ЛАД, когда происходит несправедливое разделение даваемого (например, благо), возникает БРАНЬ, ссора среди БРАТИИ. Тогда вместе молящиеся братья и становятся воинственными - РАТЬЮ.
То, чем ныне принято гордиться, - непобедимыми, стойкими дружинами прошлого, ополчениями, ратями., воинским духом, братством, мужеством, отвагой, храбростью, имеет источник, далекий от БЛАГОНРАВИЯ.
Время возникновения подобных распрей хорошо датируется: это период КРАМОЛИЯ, ибо автор "Слова...", вероятно, знавший древние письменные источники и устные предания, НАЗЫВАЕТ МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ КРАМОЛАМИ - "А князи сами на себе крамолу коваху...". То есть в народной памяти давно и накрепко утвердилось вторичное понятие слова КРАМОЛА -РАСПРЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Почему, в силу каких причин и обстоятельств случился этот великий раздор в жизни наших пращуров - тема отдельных исследований и совершенно иных уроков, которых не уложить, пожалуй. и число сорок...
К тем же временам относятся и боевые слова ДРАКА, ДРАТЬ, ДРУЖИНА, также вышедшие из-под сени знака Д и коллективного к РА молия. Первоначально ДОР - ДРА, поле, площадка, место, земля, на которой собиралась РАТЬ (ПЛЕМЯ), чтобы молиться к солнцу, БРАТЬ, ГОЯТЬ, получать ГО И воздавать богу ДАРЫ - ЖЕРТВЫ. Иное название - КАПИЩЕ, где питалась благом душа земли КА, более позднее ХРАМ, приобретший вид строения, на что указывает знак Х (ХЕР), имеющий руническое начертание и происхождение (отсюда хоромы, хата, халупа, хижина). Кстати, позже на месте доров и РОЩЕНИЙ часто строили христианские церкви. БРАТИЯ собиралась помолиться ДРУЖНО, то есть вставши в КРУГ, КРУЖАЛО, взявшись за РУКИ. Отсюда КРУГОВАЯ ПОРУКА, ОБРУЧИТЬСЯ - - взяться за руки, ОБРУЧ, теперь чисто бондарный термин 9стягивающий клепки бочки), имеет то же происхождение. КРУГ И РУКА - однокоренные слова" https://vk.com/club186552587

 

***На просторах нашей необъятной Родины есть, пожалуй, сотни деревень, селений или просто мест, урочищ, холмов с несколько странным названием - Дор. Причем иногда с уточнением: Верхний, Нижний, Малый, Великий, - или вовсе произведенным из имен собственных. Чаще встречаются они вдоль основных дорог на европейской части России (тех, что проложены по древним путям, и не только в глубинке, несколько меньше их на Урале и редко - в Сибири. Происхождение таких названий почти забыто, даже местные жители, в основном дачники, толком не могут объяснить, что это значит, и высказывают предположения самые разные: мол, в старину так поляну называли, участок леса, рощу, куда молодежь ходила гулять Галина Демина

 

ДОРОГА – 1. Доро́га. Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор — «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати — «драть». Происхождение слова дорога в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

2. Доро́га. Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорого́й». На деле же оно одного корня «дергать», «дра-ть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в ле-систых местах их вели по «до́рам» — лесным просекам и расчисткам. А возможно, де-ло в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превраща-лась в размытые водами лощины — «дороги». Происхождение слова дорога в этимо-логическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

3. Скатертью дорожка - В одном из стихотворений Ивана Аксакова можно прочитать о дороге, которая «пряма, как стрела, широкою гладью, что скатерть легла». Так на Руси провожали в дальнюю дорогу, и никакого дурного смысла в них не вкладывали. Это первоначальное значение фразеологизма присутствует в Толковом словаре Ожегова. Но там же сказано, что в современном языке выражение имеет смысл обратный: «Выражение безразличия к чьему-нибудь уходу, отъезду, а также пожелание убираться вон, куда угодно». Отличный пример того, как иронически переосмысливаются в языке устойчивые этикетные формы! http://www.kramola.info/blogs/rusy

5. Значение полифункциональных пракорней «КР» - «ТР» - «ВР» в любом их проявлении суть - Д В И Ж Е Н И Е!!!
Примечание:
Прямая семантика: торгать > дорога. Так что такое дорога? - Это место движения, ни больше, ни меньше. А так же, этимология слова дорога в сан-скрите и тамильском.

Цитируя "традиков" от филологии возникает вопрос, на каком таком осно-вании они выводят слово 'дорога' из слова 'дёргать'??? Это ж где так славяне напродирались?! В кактусовых лесах антарктиды:-)?!
Цитатко:
Из и.-е. *dorgh-; связано с дёргать (Бернекер 1, 212; Мейе, Et. 253; Торбьёрнссон 2, 21; Погодин, РФВ 35, 143; Брюкнер 97, КZ 48, 216) и означает "продранное в лесу прост-ранство"; см. Забелин у Горяева, ЭС 95.
процессинг:
TR on, TR ugu → T i R i, T i R iku <=> Т о Р ить, Т е Р ть <=> Т о Рк ать = Т о Рг ать (=> Т о Лг ать => ДВ и г ать) → Д о Р о г а → Д о Р о ж ить
примечания:
архаичный суффикс - [ к ].
лексикология:
этимология слова дорога - этимон трон; значение слова - торгать, двигать, переть. определение - путь, стогна.
корень слова - ТР; корневая морфема - ДР; субморф - ДоР.
семантика:
ToR (обло равно коло в протэтике) > TRon (вьетнам. круг), TeRch, TuRnus (чех. круг), TiRugu (каннада. круг), DuRa (араб. круг) (архетипы русскому. само обло) → TiRi, TiRiku (тамиль. крутить), TiRg (кодагу. крутить), ToRquo (латин. крутить) < = > ТоРить (двигать, толкать, переть), ТеРть (двигать -ся, двигать туда-сюда, торгать, толкать, совершать поступательные движения, совершать поступательно-возвратные действия, тереть - бежать), TeRati (серб. двигать), TuRiti, TuRati (серб. толкать) < = > ТоРкать (-ся), ТоРкнуть (-ся), ТоРнуть, ТоРыкать (-ся) (двигать -ся, толкать -ся, торгать -ся, идти, болтать, переть; двинуть, драть, бить, колотить, лупить, бодать, пырять, пороть), ТоРкаць (белор. толкать, совать), ТоРсати (укр. толкать), Tiskati (серб.-хорв. толкать), TRućiti (серб. трепать), sTRącać (поль. толкать), sTRekat´ (словен. толкать), TRkati (словен. толкать, стучать), TRčať (словак. совать), sTRkať, sTRčiť, TLačiť (словак. толкать), TLeskať (словак. хлопать), sTRkat, sTRčit, šŤouchat, posTRokovati > TLačit, DLoubat (чех. толкать), sTRkat se, TLačit se, šŤoubhat se, poTLoukat se (чех. толкаться), TRkati, sTRkati (чех. толкать), sTRčit (чех. пихать), sToRkać, sToRčić (в.-луж. толкать), sTaRkaś, sTaRcyś (н.-луж. толкать), TuRktere (литов. толкать) = ТоРгать (-ся) (двигать -ся, торкать -ся, толкать -ся) → ДоРожка, ДоРога (место торганья, толкания, движения, перенья, там где торгают -ся, движут -ся. путь, стезя, стогна, стогн) → ДоРожить (-ся) (делать дорогу) | → ДоРоженье (действие по глаголу) | → ДоРожник (человек, тот кто причастен к обслуживанию дороги. путеец)
фоно-семантика:
ТР > ТР[к|т|в] > Д/ТР/Л[к/г > ж]
© С.В.Ю. © "Вокруг Слова"
[тэг] значение этимология ДОРОГА

6. ДОРО́ГА ж. ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье, для езды, для проезда или прохода; путь, стезя; направленье и расстоянье от места до места: || самая езда или ходьба, путина, путешествие.

 Дороги бывают: 6ольшие, т. е. общие почтовые и торговые; малые, уездные, от городка до городка, в стороне от больших; проселочные, от селенья к селенью, в стороне от малых. Железная дорога, железянка или чугунка; шоссе, каменка или щебенка; простая, или битая, торная, накатная. Гужевая дорога, конная, где прозжают лошадьми; верховая и пешая или тропа.

 Ехать в дорогу, быть в дороге, на пути, на переезде.

Столбовая дорога, мерная, с верстами. Саженая или проседью, обсаженная деревьями. Дорога локтями, зубцами, частыми поворотами, напр. при крутом подъеме. Дорога пластом, прямая и уделаная. Дорогу перемело, занесло, замело снегом, ее не знать. ||

В восточн. губ. Дорога собств. сибирский путь, ||

 а в Сиб. улица, местами же || покинутое русло, сухоречье, старина. ||

 Средняя полоса печного пода, перед челом, где лопата хо-дит; по бокам задорога. || У рыбаков, большая уда, особ. с блесной, для ловли щук, окуней; ставится на ночь; закидная, заметная, становая уда, жерлица, но эта с нажи-вою. ||

 Дорога, также путь в переносн. знач. средство, способ для достиженья чего; род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека и пр. Зайти куда по дороге, по пути, кстати, по близости. Туда ему и дорога! нечего жалеть его, лучшего не стоит. Быть на хорошей дороге, повышаться службою, почестями, или стремиться к добру. Туда тебе нет дороги, не дорога, не след ходить. Ему к нам запала дорога, нельзя более ходить, бывать в доме. Всякому своя дорога, свой путь, поприще. Отрезать кому дорогу, не давать ходу, бегу. Счастливой дороги! пожеланье отъезжающему. Мир по дороге! привет встречному. Не помолившись Богу, не езди в дорогу. Никола в путь, Христос по дорожке! Одному пахать, и дорога долга. Не лошадь едет (везет), а дорога (корм). Не бойся дороги, были б кони здоровы. На хорошей лошадке по дороге, а на худой в сторонку. Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа. Дорожка вместе, а табачок пополам. Хорошо в дорожке пирожок с горошком. Красна дорога ездоками, а обед пирогами. Дорожному путь не стоит. В дороге отец сыну товарищ. Дорога, хоть кубарем ступай, гладкая. Ночь как день, дорога что скатерть, садись да катись! Затем дорогу золотом устлали, чтоб железо ела, шоссе. Дороги к избе не приставишь. При дороге жить, всех не угостить. При большой дороге и гурт пасется, всякому пожива. По какой дороге полгода ездят, да полгода ходят? по реке. Бык на дворе, а рога на реке? дорога со двора. Батюшкина коня не удержишь, матушкину покромку не скатаешь? ветер и дорога. Дорога роена, лошадь деревянна, везет не кормя, а только поворачивает? лодка. Побежала дороженька через юрку. Казаки в запорогах, что пни при дорогах, кто ни едет мимо, того (тот) зацепят. На этой дороге трава не растет (а и растет, да спорыш). На дороге стоит, да дороги спрашивает. Заступить кому, перебить, перерезать, перебежать дорогу. Показать кому дорогу. Проложить (проторить) дорожку. Смерть дорогу сыщет. Дорога, да никто по ней не хаживал, никого за собой не важивал? на тот свет. Лихо (трудно) до деа, а там дорога одна! Так путает, что и дороги домой не найдет, врет. Нечистое найдет дорогу, из брюха. Денежка дорожку прокладывает! Большому большая дорога. Бабе дорога от печи до порога. Дорожка до вас! "Ищите, краше нас", игра в дорожку. Один под овин, а два под дорогу, о воровство снопов. В Вильне семь дорог для жида, да три для поляка. Если больной бредит дорогой (или о конях), то умрет. Если к дому, где, больной лежит, бабы проторят дорогу, то ему умереть. Дороженька, особ. в песн. Дорожища, укорно, плохая. Дорожка умалит. тропа, тропинка, стезя; след, следы чего; полоса, полоска, черта, борозда, бороздка. Чулки с дорожками. По белой земле (полю) голубые дорожки. Полоски. || Дорожка, узкий и долгий ковровый половик, постилаемый по проходу. || Дорожка, дорога, большая уда, жерлица или блесна. || Дороги ж. мн. млечный путь. || Дороги, дорожки, полосы, полоски в ткани, в узоре; продольная нарезка, желобки. || Дороги и дороги стар. Шелковая, б. ч. полосатая ткань, иногда с золот. и серебр. травами. Дорожный, к дороге, пути относящийся, принадлежащий; путевой. Дорожный извозчик, не городовой, идущий в дальний путь. Дорожные, т. е. люди, прозжие, путники. Дорожный ночлега с собой не возит. Доро́жить что, проводить дорожки. Дороженый тес, борозженый в два ряда, для стока воды. || Ловить рыбу дорожкою, становою удою. Дорожиться, быть дорожену, борозжену. Доро́женье ср. длит. действие по глаг. Доро́жчатый, доро́щатый, с дорожками; бороздчатый, полосатый. Доро́жник м. путевник; дорожные записки, дорожный дневник; || книга для дорожных, роспись дорог, мест, расстояний, иногда с описаниями. || Печенье на дорогу, подорожник; || хлебенное, привозимое с дороги в гостинец, калачи и сайки из другого места. || Плотнич. струг, наструг, рубанок, похожий на шерхебель, для дороженья теса и карнизов. || У конопатчиков род долота, для расчистки пазов. Дорожняки́ м. мн. перм. сиб. лошади, пускаемые порожнем впереди обоза, для обминки снега. https://www.liveinternet.ru/journal_register.php 

ДОРОГИ – очень тонкая восточная шелковая тканьСильвестр Домострой

ДОПРАВИТЬ — стребовать подать, долг.

 

ДОСПЕХИ - Русские доспехи X-XVII веков.
КОЛЬЧУГА И ПЛАСТИНЧАТАЯ БРОНЯ. X—XI века
1. Древняя броня, защищавшая тело воина, имела вид рубашки длиной до бедер и была сделана из металлических колец (кольчуга) или пластин (броня, а позднее - панцирь)
Кольчатая броня состояла из железных колец, которые были попеременно склепаны и сварены между собой. О них великий ученый Востока аль-Бируни писал в XI веке "Кольчуги предназначены для посрамления оружия [врага] в бою, они защищают от того, чем действуют противники, и от ударов, отрубающих голову".
Пластинчатая броня, также имевшая хождение среди древнерусских воинов, была сделана из связанных между собой и надвинутых одна на другую металлических пластинок. О них упоминают древнерусские летописи: "Удариша его [Изяслава] стрелою под бронь под сердце" (Лаврентьевская летопись).
Голову воина прикрывал шлем, а у небогатого воина - простая железная шапка, сделанная из листового или кованого железа.
До появления шлемов и кольчуг у древних славян защитными средствами служили щиты. Щит был символом военной победы` "И повеси щит свой в вратех, показуя победу" ("Повесть временных лет").
Ранние щиты были деревянными, плоскими, состоящими из нескольких обтянутых кожей дощечек. В центре пропиливалось круглое отверстие, которое снаружи закрывалось выпуклой металлической бляхой - умбоном. На противоположных сторонах щита закреплялась планка для того, чтобы щит можно было держать рукой.
В X веке щит был нетяжелым, годным и для пешего, и для конного воина. Наиболее ранними считаются круглые щиты. Со второй половины X века использовались длинные продолговатые щиты, а с XI века вошли в употребление миндалевидные общеевропейского образца.

2. ШЛЕМ С БАРМИЦЕЙ. X век
Шлем - металлический головной убор воина - издавна бытовал на Руси В IX - X веках шлемы делали из нескольких металлических пластин, соединенных между собой заклепками После сборки шлем украшали серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями Распространен в те времена был плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси. К четырем сохранившимся от X века воинским наголовьям этого типа относятся два шлема из знаменитого черниговского кургана Черная Могила, один - из черниговского кургана Гульбище и один - из Большого Гнездовского кургана на Смоленщине. Вот как описывал шлем из Черной Могилы археолог Д Я Самоквасов, исследовавший в 1872-1873 годах это погребение: шлем "состоит из четырех железных пластин, обтянутых бронзовыми бляхами треугольной формы, соединенных острыми углами тупым шишаком ". Шлем из Гнездова, формой повторяющий черниговские, покрыт железными резными пластинками, напоминающими деревянную резьбу
Сзади и с боков к такому шлему прикреплялась кольчужная сетка- бармица, которая защищала шею и плечи воина.

3. КОЛЬЧУГА (схема изготовления)
Кольчуга - кольчатая броня - делалась из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Ее надевали на круглый штифт - оправку, чтобы получилась длинная спираль. Около 600 м железной проволоки-спирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половину их сваривали. У оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединенные концы и на этом месте пробивали отверстия для заклепок или штифтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить
Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединяли с четырьмя целыми (сваренными) и склепывали. Заклепка имела в диаметре около 0,75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенном в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и умения. Таким образом, каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное - с четырьмя целыми. Иногда в кольчугу вплетали ряд-другой медных колец. Это придавало ей нарядный вид. Кольчуга весила примерно 6,5 кг После сборки ее чистили и шлифовали до блеска. Вот что говорит о блестящих кольчугах русская летопись- "И бе видете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло сияющу" (Лаврентьевская летопись).

4. ПАНЦИРЬ ЧЕШУЙЧАТЫЙ. XI век
В XI - XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники - копейщики. В снаряжение такого воина входили одно или два копья, сабля либо меч, сулицы или лук со стрелами, кистень, булава, реже боевой топорик, а также оборонительный доспех, к которому относится чешуйчатый панцирь. Панцирь вместе со щитом могли достаточно надежно защитить конника как во время таранной сшибки на копьях, которой обычно начинался конный бой, так и во время рукопашной битвы, следовавшей за копейным ударом.
Чешуйчатый панцирь делали из стальных пластин, которые прикрепляли к кожаной или матерчатой основе только с одной стороны. При скреплении пластины надвигали одна на другую, а в центре каждую из них приклепывали к основанию. Такие панцири были длиной до бедер Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, чем весь панцирь, пластинами.
Изображение подобных "броней дощатых" можно встретить на миниатюрах и иконах XII -XIV веков, а также на фресках Успенского собора в Московском Кремле, на резном деревянном троне Ивана Грозного (1551), который хранится в этом соборе.
По сравнению с пластинчатым панцирем чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые чешуйки, прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали воину, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что было особенно важно для конного бойца.

5. КОЛЮЩЕЕ ОРУЖИЕ
Колющее оружие - копья и рогатины - в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом - на копьях" с трех сторон опрокинули татарское войско и разгромили его. Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого их делали узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными. Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага, не защищенного доспехами; двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.
Рогатины имели ширину пера от 5 до 6,5 см и длину лавроволистного наконечника до 60 см. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывали по два или по три металлических "сучка".
Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось ча длинное древко. В Новгородской I летописи мы читаем, как разбитое войско «..побегоша на лес, пометавше оружие и щиты, и сови, и все от себе».
Сулица - метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 м. Отмечены случаи, когда сулицу не только метали, но и наносили ею укол: "Бодена бысть... острыми сулицами". Три или более сулиц (сулицу иногда называли джерид) вкладывали в небольшой колчан (джид) с отдельными гнездами. Джид носили на поясе с левой стороны.

6. ШЛЕМЫ. XI-XIII ВЕКА
Шелом (шлем) - это воинский головной убор с высокой колоколовидной тульей и длинным шпилем - навершием. На Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы Наверху они часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком - яловцом. В раннее время шлемы делали из нескольких (двух или четырех) пластин, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.
Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с наносником или полумаской, которые спускались со лба к носу. Эти части шлема так и назывались - нос и личина. Шею воина укрывала сетка - бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга.
Шлемы богатых воиноа отделывались серебром и золотом, а иногда были целиком позолоченные.
Древнерусские сказания вспоминают о шлемах в весьма поэтической форме: "Сядем, братие, на свои борзи комони, испием, братие, шеломом своим воды быстрого Дона, испытыем мечи свои булатные" ("Задонщина) https://vk.com/vselennay__istorii



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.032 с.)