Нижегородская глухая резьба по дереву 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нижегородская глухая резьба по дереву



Нижегородская глухая (домовая, корабельная, бáрочная) резьба по дереву была распространена в декоре лобовых досок, лопаток и оконных наличников в домах приволжских уездов Нижегородской губернии с середины XVIII до начала XX века. Глухая резьба ведет свое начало от украшения волжских судов, что отрази-лось в ее втором названии – «бáрочная резь». По контуру рисунка – припороке – на гладко обструганную сосновую доску наносились иглой отверстия. Затем холщо-вым мешочком с истолченным углем – паузой – мастер пропорашивал рисунок, благодаря чему проступал контур изображения, и обводил его плотницким каран-дашом, а также намечал глубину рельефа. С помощью нескольких закругленных долот выбирался фон и создавался рельеф. Далее «выглаживалась» поверхность рельефа и наносились мелкие детали. После окончания резной работы доска по-крывалась олифой.        

   

 

Наибольшей концентрацией памятников глухой («корабельной», «барочной») резьбы обладали Нижегородский, Балахнинский и Городецкий уезды, в которых в конце XVIII – первой половине XIX в. было сосредоточено волжское судостроение. Характерно, что глухая резьба возникла в этих местах почти одновременно, что свидетельствует о тесных связях местных артелей.

Проработав зиму на строительстве судов и спустив их на полую воду, судострои-тели с весны искали себе заработок по волжским деревням, вследствие чего прие-мы «корабельной» резьбы стали использоваться в жилом деревянном зодчестве Поволжья – ею украшали лобовые доски, лопатки и оконные наличники домов. Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних об-ластей – Костромской и Ивановской.

Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа бы-ла разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припо-роки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отвер-стия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.

В начале работы использовали нескольких закругленных долот, с помощью кото-рых выбирался фон и создавался рельеф. Края узора не оставляли острыми, прямо вырубленными, они слегка «заваливались», что делало узор более пластичным, способным создавать мягкую игру света и тени. На этой стадии работа не прекра-0щалась, ибо мастер считал необходимым «выгладить» шероховатую поверхность рельефа, сделать более выразительными мелкие детали – нанести жилки на листья, придать рельефность лепесткам цветов, разузорить их серединки, подчеркнуть игру чешуек на хвостах русалок-берегинь. После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась. Источник culture.ru

 "Домовой" или "ангел". Фрагмент домовой барковой резьбы. Нижегородская область, Кстовский район, село Старое Ликеево (ныне несуществующее)

 

 

ДОМОВОЙ – 1. (англ. Goblin), божество домашнего очага, заменившее языч. Рода или Чура. Культ огня и почитания предков. Место Д. обычно под или за печ-кой…                                                                                                                     (47)

2.  (Домовой, ХОЗЯИН, ДЕД, дедушка) - «домашнее» божество, по поверью, занима-ется жизнью всей семьи, которая живет сообща, под одной крышей. По представлени-ям  древних украинских, жил, как правило, на чердаке (на лежаке). Изображался (пред-ставлялся) обязательно обросшим густой шерстью. Голый Домовой - олицетворение несчастья, лишений, потерь, болезней и т.п. Отсюда обычай сажать молодых на вывер-нутый кожух, что означало «одеть» (задоб-рить) Домового, не впустить в дом молодо-женов нищеты – голого Домового и др. В большинстве древнеукраинских племен До-мовой был опекуном семейного очага, представал в виде огня, который назывался Де-дом домовым. Поэтому при переходе на новое жилье хозяйка украинская топила раз печь, после чего выгребала весь жар в чистый горшок, приговаривая: «Добро пожало-вать, дедушка, на новое жилье». В новом доме жар высыпался в печь.

По мифологическим представлениям надднепрянских украинцев, в Домового превра-щался уважаемый член семьи, который умирал. Согласно поверью, Домовой творил не только добро, а мог наказать (наслать болезни, неудачи, невзгоды)  тех, которые не-уважительно относились к своим усопших родственников (не заботились об их моги-лах, не поминали их т.п.), скупились угостить путника, помочь родственнику, соседу, погорельцам и т.д. После отмены язычества 988 г. Церковь сделала Домового обра-зом отрицательным.

 

ДОМОВИНА - это гроб по- нынешнему. Домовылись, это умерли, потому что поместили в домовыну, это гроб по-нашему. А жили в чём? В ХОРОМАХ, ТЕРЕМАХ. Ну, а самые гарные - в белых палатах.                                                        https://vk.com/sutinfa


ДОМОВЫЛИСЬ - это умерли, это умершие, которые в домовинах. А…????

 

ДОМОСТРОЙ - книга, свод советов и правил опредеделявших все стороны жизни русского человека.                                                                                                              (21)

приписывается священнику Сильвестру (современник Иоанна Грозного)                   (4…) 

ДОМОТКАНЫЕ ТКАНИ

 

Ватола (дерюга) — самая грубая толстая крестьянская ткань полотняного переплете-ния из пеньки; шла на мешки, покрытия возов и пр.
Изгребина — грубая ткань из вычесок, оческов, остатков пакли или льняного полотна.
Коломянка — пестрая шерстяная домашнего производства либо одноцветная льняная, фабриная, главным образом светлых тонов, иногда с добавлением пеньки ткань сарже-вого переплетения; шла на недорогие летние костюмы, офицерские кители и пр.
Китайка — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в синий цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Мухояр — пестротканая ткань из льна с примесью шерсти или хлопка, окрашенных в пряже; шла на верхнюю одежду крестьян, мещан.
Пестрядь — ткань из остатков пряжи разного качества (лен, шерсть) или разного цвета, со слегка шероховатой поверхностью и характерно пестрым цветом, иногда в мелкую клетку; шла на рубахи, сарафаны и пр.
Пониток — полусукно из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка; шла на народную верхнюю одежду.
Посконь — ткань из конопляного волокна, грубая, неокрашенная, находившая применение только в крестьянстве у бедняков.
Сермяга — грубое домотканое неокрашенное и неотбеленное сукно серого или бурого цвета, армячина.                                                           #русские_традиции     https://vk.com/rtrclub                                       

ДОМРА - Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра. Ее изготавливали и в Москве, и в других городах Руси. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

ДОН — крупная русская река. Расположена в Европейской части России. Имеет длину 1870 километров. В Европе уступает по площади водосбора только Волге, Днепру, Дунаю и Каме. Исток Дона — ручей Урванка околоНовомосковска. Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря. На берегу Дона расположено несколько крупных городов, таких как Воронеж и Ростов-на-Дону.

Исток реки расположен на северных склонах Среднерусской возвышенности, у го-рода Новомосковска Тульской области.

Исток реки Дон, г. Новомосковск, Тульская область

На своем пути Дон обходит ряд геологических препятствий и четырежды резко ме-няет свое направление. Общее направление течения — с северана юг. Профиль русла Дона имеет небольшие, постепенно уменьшающиеся к устью углы наклона. Скорость течения — небольшая. Эта особенность отражена донскими казаками в эпитете названии реки — «тихий Дон». В песнях донских казаков река именуется — «Дон-батюшка», «наш тихий Дон-батюшка», тем самым ярко отражая харак-тер, величину и значение Дона. Принимая во внимание выработанность и величину долины Дона, ученые-гидрографы относят его к древнейшим рекам Европейской России (около 100 тысяч лет).

Долина реки имеет асимметричное строение, с тремя террасами. Правый коренной берег — высокий, местами достигает отметок 230 метров, а левый — отлогий и низменный.

У Дона более 5200 притоков, общей длиной около 60100 км. Всё вместе образует донской бассейн, площадью 422 000 км2, раскинувшийся в основном на плоской, слабо всхолмленной Восточно-Европейской равнине. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зонах. Средний сток в устье составляет 935 м3/сек.

В Донской бассейн входят части территории Курской, Белгородской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской,Волгоградской об-ластей; полностью вся Липецкая, Воронежская,Ростовская области России; часть Харьковской, Донецкой; полностью Луганская область Украины; а по бассейнам южным притоков в нижнем течении — небольшие участки Краснодарского, Став-ропольского краев и северо-западная часть Калмыкии. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зо-нах.

Крупнейший приток Дона — Северский Донец с длиной 1053 километров. Он имеет собственный бассейн 99,5 т. км2 состоящей из 2494 притоков с общей дли-ной 26770 километров. За ним следует река Хопер длиной 1008 километров. В его бассейне 1329 притоков общей длиной 15510 километров. Другие известные и относительно крупные притоки Дона — реки Воронеж, Иловля, Западный Маныч.

2. Название Дону дали в глубокой древности скифо-сарматские племена, на чьем языке это слово означало просто «река». Древние греки называли его «Танаис» и считали границей между Европой и Азией.

В раннем средневековье Дон стал для наших южных соседей «рекой славян», или «Русской рекой». Уже во второй половине IX века русские купцы вели здесь оживлен-ную торговлю с арабским Востоком. С тех пор ласковое имя «Дона-батюшки» нераз-рывно связано с историей России.

Святослав первым из русских государей попытался утвердиться на Дону, разорив в 967 году стоявшую на его берегах хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу).

В XI–XII веках на Дону появились многочисленные русские поселения. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Чуть позже в его низовьях обосновались казаки, состоявшие большей частью из беглых крестьян и холопов. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил на Дону, в Воронеже, первую русскую флотилию, взял (и упустил) Азов. Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в царствование Анны Иоанновны (1736).

За истекшую тысячу лет тихие воды Дона качали быстрые ладьи Святослава, казачьи струги Степана Разина и галеры Петра I, из него черпали шеломами храбрая дружина князя Игоря и непобедимые полки Дмитрия Донского. На его берегах лилась кровь добровольцев Белой гвардии и казачества, кипели гигантские стройки пятилеток, ляз-гали гусеницы немецких танков. Плавное течение Дона – словно полноводный ход самой русской истории.

Интересные факты:

Дон появился на Земле примерно 23 миллиона лет назад в виде каньона, как все моло-дые реки. Каньон этот прорезал плоскую равнину в пределах современной Окско-Дон-ской низменности, которую оставляли моря, постепенно отступавшие на юг. Повиди-мому, эта река, палео-Дон, собирала воды всей Русской равнины. Русло палео-Дона прослеживается восточнее Москвы.

Дон – река в Европейской части России. Длина 1870 км. Площадь бассейна 442 500 кв. км. Амплитуда колебания уровня воды достигает 8—13 м. Берет начало на Среднерус-ской возвышенности в Тульской области. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Судоходен от устья до г. Воронежа. Притоки: Непрядва, Красивая Меча, Сосну, Черная Калитва, Хопер, Северский Донец и др. Соединен с Волгой Волго-Донским судоходным каналом. На Дону находятся гг. Волгодонск, Калач-на-Дону, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Азов и др.

У нашего «батюшки-Дона» есть две младшие тезки в Англии: pека Дон (Don) в шот-ландском графстве Абердин, длиной 132 км, и одноименная река в английском граф-стве Йорк, длиной 112 км.

У древних греков и римлян низовья Танаиса (Дона) слыли местом обитания легендар-ных амазонок. Эти женщины-воительницы попали и в наши былины, которые часто повествуют о схватках русских богатырей с удалыми наездницами-«поляницами».

В 1957 г. на экраны страны вышла выдающаяся кинотрилогия С. Герасимова «Тихий Дон» – экранизация гениального романа М. Шолохова. В фильме был занят велико-лепный актерский ансамбль: Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Михаил Глузский, Зинаида Кириенко.

В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реки с именем Россошка.

Дон в источниках и литературе:

Если русы отправляются по Танаису – реке славян, то проезжают мимо Хамли-джа, города хазар, правитель которого взимает с них десятину.
                                                                          Ибн Хордадбех, арабский историк IX века

Дон-река три дня кровью текла.                                      Сказание о Мамаевом побоище

Река Дон вытекла из Иваня озера, от Дедилова верст с 30, и потекла под Епифань.
Дон в «Книге Большому Чертежу», 1627 год


Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.
М. Шолохов. Тихий Дон

***
Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.


Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,

Старинные казачьи песни
Дон


Блеща средь полей широких,
Вон он льется!… Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
А.С. Пушкин

***
Там, за Непрядвою, за Доном
Где нынче вызрели хлеба,
В большом бою ожесточенном
Решалась и моя судьба.

Там, уминая супостата,
Дружины русских полегли…
На их крови взросли когда-то
Трава-полынь и ковыли.

Не потому ли и поныне
Еще хранит моя земля
И этот горький дух полыни,
И скорбный шелест ковыля…


Н. Старшинов                                                       http://www.livejournal.com/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.035 с.)