Формирование основных определённых средств борьбы с современным международным терроризмом в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование основных определённых средств борьбы с современным международным терроризмом в Республике Беларусь



Наша страна выступает за формирование в мире атмосферы активного неприятия терроризма как уголовного деяния. Важнейшим условием успешной борьбы с терроризмом Беларусь считает строгое соблюдение всеми государствами международного права.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, акты законодательства Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь. Нормативно-правовым актом, регламентирующим систему борьбы с терроризмом, является постановление совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2013г. № 658 «Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь».

Согласно данному постановлению, борьба с терроризмом в Республике Беларусь является неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности.

Основными принципами борьбы с терроризмом являются:

законность;

соответствие мер по борьбе с терроризмом международным обязательствам Республики Беларусь;

признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций;

защита жизни и здоровья лиц, подвергающихся опасности в связи с приготовлением и совершением актов терроризма;

обеспечение национальной безопасности;

единство и взаимосвязь цели, направлений и задач борьбы с терроризмом;

приоритет мер по предупреждению терроризма;

оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации террористической угрозы;

соразмерность (адекватность) применяемых мер по борьбе с терроризмом уровню террористической угрозы;

неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; - минимизация уступок террористам;

разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач борьбы с терроризмом;

комплексная реализация мер по борьбе с терроризмом, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

участие Республики Беларусь в международных и региональных системах борьбы с терроризмом, а также в международном сотрудничестве в данной области. Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств.

Борьба с терроризмом осуществляется по следующим направлениям:

предупреждение терроризма;

выявление и пресечение террористической деятельности;

минимизация последствий актов терроризма.

Предупреждение терроризма является приоритетным направлением борьбы с терроризмом и осуществляется путем решения следующих задач:

устранение общесоциальных причин и условий, способствующих террористической деятельности;

минимизация влияния на граждан идеологии терроризма, идейных доктрин, которые могут привести к возникновению у отдельных лиц или групп намерений решать политические, экономические, социальные или иные проблемы путем применения насилия;

своевременное выявление и нейтрализация террористической угрозы на основе прогнозирования изменений ее уровня;

оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к участию в террористической и иной экстремистской деятельности;

прогнозирование угроз безопасности лиц и объектов, подлежащих антитеррористической защите;

обеспечение контроля за обстановкой на объектах, подлежащих антитеррористической защите;

достижение гарантированной сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

осуществление контроля за оборотом веществ и материалов, которые могут быть использованы для совершения актов терроризма;

воспрепятствование свободному распространению и доступу к информации о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ;

привлечение к участию в реализации мер по предупреждению терроризма негосударственных организаций и граждан, своевременное доведение до них информации о признаках возможной террористической деятельности;

совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающее наиболее полную реализацию принципов и основных направлений борьбы с терроризмом.

Выявление и пресечение террористической деятельности осуществляются путем решения следующих задач:

своевременное получение и проверка информации о подготовке и совершении в Республике Беларусь актов терроризма, осуществлении иной террористической деятельности, а также о лицах, причастных к данной деятельности;

пресечение подготовки и совершения актов терроризма посредством осуществления государственного реагирования на них, в том числе путем проведения специальных мероприятий и контртеррористических операций;

установление и розыск лиц, причастных к совершению актов терроризма и осуществлению иной террористической деятельности;

расследование преступлений, направленных на достижение целей терроризма; - признание организаций террористическими в установленном законодательством порядке;

недопущение въезда на территорию Республики Беларусь лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом;

недопущение осуществления деятельности на территории Республики Беларусь иностранных и международных террористических организаций, уголовное преследование либо выдача в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь находящихся на ее территории лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом.

Минимизация последствий актов терроризма осуществляется путем решения следующих основных задач:

спасение жизни и сохранение здоровья людей, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;

минимизация размеров ущерба и материальных потерь, ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, своевременное восстановление объектов, поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма;

социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;

возмещение вреда, причиненного гражданам и организациям, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;

нейтрализация морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание масс либо отдельных социальных групп;

социальная реабилитация и ресоциализация лиц, причастных к террористической деятельности, после прекращения ими данной деятельности и привлечения к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.

Основными мерами по предупреждению терроризма являются:

политические - поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом;

социально-экономические - оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни;

правовые - принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем;

информационно-пропагандистские - разъяснение сущности и общественной опасности терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности;

культурно-просветительские - культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности;

организационно-технические - внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований.

Основными мерами по выявлению и пресечению террористической деятельности являются:

специальные - проведение государственными органами в соответствии с компетенцией оперативно-розыскных, охранных и иных мероприятий по своевременному выявлению намерений и действий лиц по подготовке и совершению актов терроризма, непосредственное предотвращение и пресечение совершения акта терроризма, в том числе путем проведения контртеррористической операции, изъятие из незаконного оборота оружия и других средств поражения, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, сильнодействующих, ядовитых и иных опасных веществ и материалов, изъятие из обращения и уничтожение печатной, электронной и иной продукции, содержащей информацию о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ, выявление террористов при въезде в Республику Беларусь, выезде из Республики Беларусь, транзитном проезде через ее территорию, исключение доступа к орудиям и средствам совершения актов терроризма, финансовой и иной поддержке;

правовые - расследование преступлений, связанных с террористической деятельностью;

организационные - обеспечение эффективного государственного реагирования на акты терроризма путем скоординированного планирования и реализации государственными органами и иными государственными организациями мер по их выявлению и пресечению, реализация комплекса мероприятий по антитеррористической защите мест массового пребывания людей и критически важных объектов, организация соблюдения установленного порядка применения оружия и иных специальных средств;

информационные - использование возможностей средств массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет для выявления и непосредственного предотвращения актов терроризма, доведение до населения информации об актах терроризма и другой террористической деятельности, а также о принимаемых государственными органами и иными государственными организациями мерах по ее выявлению и пресечению;

технические - идентификация пользователей информационных систем, внедрение и использование информационно-поисковых систем для выявления признаков террористической деятельности и причастных к ней лиц, применение технических средств выявления и пресечения преступлений против информационной безопасности, направленных на достижение целей терроризма, внедрение современных систем защиты документов, удостоверяющих личность, и другие технические меры.

Основными мерами по минимизации последствий актов терроризма являются:

оказание скорой (неотложной) медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;

своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - восстановление поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма объектов, обеспечение их функционирования и экологической безопасности;

осуществление социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения;

восстановление в соответствии с законодательством имущественных и неимущественных прав организаций и граждан, нарушенных в результате актов терроризма и (или) проведения специальных мероприятий и (или) контртеррористических операций, в том числе компенсация причиненного ущерба пострадавшим и лицам, участвующим в борьбе с терроризмом;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий по снижению морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание граждан либо отдельных социальных групп;

психологическая коррекция личности террористов, привлеченных к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке, в том числе принятие мер по осознанию ими недопустимости применения насилия, создание условий для полноценной социальной реинтеграции таких лиц [11].

В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике, разработанных под эгидой ООН.

Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов.

Начиная с 2009 года, Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств. Инициатива, носящая добровольный характер, направлена на развитие в участвующих странах инфраструктуры учета и физической защиты ядерных и других радиоактивных материалов, возможностей обнаружения и расследования фактов контрабанды названных материалов, повышение защиты гражданских ядерных объектов.

На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 году Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств - участников СНГ, созданным в 2000 году.

В качестве государства-члена Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Беларусь участвует в деятельности данной Организации по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, иными угрозами безопасности. Формами такой деятельности в рамках ОДКБ являются взаимодействие национальных антитеррористических органов и специальных подразделений, проведение регулярных учений по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, киберпреступностью.

Республика Беларусь является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Данная региональная организация, созданная по типу ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), призвана обеспечить эффективную интеграцию государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами других международных организаций.

Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую под управлением НАТО на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001).

С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО. Беларусь также предоставляет альянсу свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов.

Универсальные международные договоры по борьбе с терроризмом, участником которых является Республика Беларусь:

. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963);

. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970);

. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971);

. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973);

. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979);

. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980);

. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1988);

. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988);

. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ (1988);

. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991);

. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);

. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999);

. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [4, стр. 45].

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы необходимо сделать ряд выводов:

) существование террористической угрозы отрицать не приходится. В большей или меньшей степени террористические организации опираются на совокупность идей, с помощью которых они обосновывают применение насилия;

) левый терроризм, активно проявлявший себя в конце 1960-х начале 1970-х годов, на сегодняшний день отошел на второй план. О нем постепенно начинают забывать, чему немало посодействовал распад СССР, а вместе с ним уменьшение числа приверженцев социализма и коммунизма.

) к сожалению, множество исследователей говорят, что конфликты будущего - это конфликты за национальное освобождение и за религиозную «чистоту». Именно поэтому на первый план в XXI веке выходит терроризм националистический и религиозный. Это самые опасные проявления терроризма. Если ранее активисты террористических движений захватывали заложников для достижения своих целей и далеко не всегда убивали их, то религиозный терроризм поощряет убийство, утверждая, что чем больше убиваешь «неверных», тем лучшая жизнь тебя ожидает на небесах.

Активные выступления религиозных террористов нарушили традиционное представление о терроризме и в отношении использования ими оружия массового уничтожения. Если раньше казалось это невозможным, то сейчас, учитывая мотивы религиозных организаций, доступность необходимой информации, наличие компонентов для производства, и эта опасность стала вполне реальной.

Все вышеизложенное не должно пугать людей, а направить их на поиски решения этой проблемы. Начать здесь необходимо с идеологии, поскольку она мало изучена, чтобы понять цели и задачи террористов.

Идеологию терроризма можно охарактеризовать как комплекс крайне радикальных идейных установок (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения социальных, преимущественно политических, целей указанных структур.

 


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, Н.Н. Идеология терроризма / Н.Н. Афанасьев // Социально-гуманитарное знание. - 2001. - №6. - С. 205-218.

. Вишнякова, Я.Д. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для вузов / Я.Д. Вишнякова. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 240 с.

. Гаврилин, Ю.В. Современный терроризм: сущность, типология, проблемы противодействия: учеб. пособие / Ю.В. Гаврилин, Л.В. Смирнов; под ред. Ю.В. Гаврилина. - Юрид. ин-т МВД России. - М.: Кн. Мир, 2003. - 120 с.

. Горлач, Н.И. Современный терроризм: учеб. пособие для высшей школы / Н.И. Горлач, М.П. Требин; под общей редакцией Н.И. Горлача. - М.: Тимченко, 2006. - С. 45.

. Деревянко, А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова; под ред. А.П. Деревянко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., Проспект, 2011. - 567 с.

. Идеология терроризма // HR-Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: knowledge.allbest.ru. - Дата доступа: 04.10.2014.

. Кожушко, Е. Современный терроризм. Анализ основных направлений / Е. Кожушко. - Мн.: Харвест, 2000. - С. 17.

. Кретов, Б.И. Политология: учеб. пособие для вузов / Б.И. Кретов. - М.: Высш. шк., 2007. - 446 с.

. Михеев, И.Р. Терроризм: понятие, ответственность, предупреждение / И.Р. Михеев // Владивостокский центр исследования организованной преступности, 2003. - С. 15

. Мошкова, Л.И. Феномен возникновения и проявлений терроризма в современных условиях: автореф. дис. канд. полит. наук / Л.И. Мошкова; Одес. нац. юрид. акад. - О., 2001. - С. 24.

. Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июля 2013, № 658 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / НРПА РБ. - Минск, 2013.

. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 286 с.

. Сельцовский, П.А. Разновидности и формы терроризма в современных условиях / П.А. Сельцовский // Социально-гуманитарное знание. - 2003. -№4. - С. 301- 307.

. Солодовникова, С.А. Терроризм и организованная преступность: монография / С.А. Солодовникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. - 247 с.

. Терроризм и СМИ // HR-Portal [Электронный ресурс]. - Режим доступа: terrorunet.ru›node/77. - Дата доступа: 04.10.2014.

. Требин, М.П. Терроризм в XXI веке / М.П. Требин. - Мн.: Харвест, 2004. - С. 241.

. Фалеев, М.И. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими акциями, взрывами, пожарами: метод. пособие / М.И. Фалеев. - 5 -е изд., перераб. и доп. - М., ИРБ, 2005. - 500 с.

. Федоров, А.В. Супертерроризм: новый вызов нового века / А.В. Федоров. М., 2002. - 135 с.

. Фельдман, Д.М. «Все мы - бойцы большой информационной войны за выживание» / Д.М. Фельдман // - журн. «GEO». - 2002. - № 9. - 225 с.

. Хоффман, Брюс. Терроризм. Взгляд изнутри / Брюс Хоффман. - М: УльтраКультура, 2003. - 253 с.

. Шестаков, В. Террор - мировая война / В. Шестаков. - М., 2003. - 119 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.066 с.)