Глава 3. Сравнительный анализ взаимоотношений высших законодательных и исполнительных органов власти в норвегии и финляндии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Сравнительный анализ взаимоотношений высших законодательных и исполнительных органов власти в норвегии и финляндии



законодательный исполнительный власть эдускунт

Основной особенностью органов власти стран Северной Европы является их функционирование в условиях парламентаризма.

Из восьми западноевропейских стран, имеющих однопалатный парламент, пять - страны Северной Европы (Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Стортинг - в Норвегии, Эдускунта - в Финляндии, Риксдаг - в Швеции). Как форма взаимодействия высших органов государственной власти, парламентаризм устанавливает ответственность правительства в целом или отдельного его министра перед большинством в парламенте. Этот порядок сложился в Норвегии - в 1884 году, в Финляндии - в 1919 году

Практика парламентаризма закреплена в объективном праве:

§ 3 Конституции Финляндии 1999 года посвящен вопросам парламентаризма. В Норвегии парламентаризм держится в форме конституционно-правового обычая этой страны.

Принцип зависимости правительства от парламента выражается в формировании правительства в соответствии с соотношением политических сил в парламенте.

Особенность формирования правительств в северных странах Европы состоит в том, что парламентское правление может быть правлением как большинства, так и меньшинства при формировании однопартийного кабинета.

В северных странах Европы к середине XX века, по мнению известного исследователя М.А. Могуновой, «получили воплощение все основные принципы парламентаризма: верховенство парламентов в государственном механизме, формирование правительств на парламентской основе, ответственность и подотчетность их перед парламентами, переход основных прерогатив глав государств в законодательной области к парламентам, а в сфере исполнительной власти - к правительствам».

Главным элементом политической системы в странах Северной Европы считается государство. Человек как гражданин является объектом властвования государства, но и само государство может предстать объектом властных действий гражданина во время выборов и референдумов.

Формально главой государства в Норвегии является монарх, согласно конституции Норвегии он является и главой исполнительной власти. Фактически же король делегирует полномочия по осуществлению исполнительной власти правительству. Король неответственен за действия правительства в сфере отправления государственной власти.

Правительство осуществляет исполнительную власть в полном объеме только на заседаниях Государственного совета под председательством короля; этот орган считается конституционно значимым правительством, являющимся отдельным видом источника права, решения которого имеют действенную силу. Государственный совет - собрание министров под председательством премьера, не обладает такими полномочиями, как правительство.

На заседаниях правительства происходит официальное оформление принятых в ходе консультаций с заинтересованными сторонами и структурными подразделениями решений. На подготовительных заседаниях Государственного совета в неформальной обстановке выясняются мнения и достигается консенсус; заседания проходят под председательством премьер-министра.

Финляндия является полупрезидентской республикой, полномочия исполнительной власти осуществляются президентом, который наряду с министром несет ответственность перед парламентом.

Государственный совет несет ответственность перед парламентом. В его компетенцию входят все те вопросы управления страной, которые специально не выведены за пределы его полномочий.

Правительство в странах Северной Европы конституционно определяется как один из важнейших органов государственной власти. Поскольку правительства североевропейских стран в условиях парламентских демократий трансформировались в исполнительные комитеты пришедших к власти политических партий, они фактически заняты реализацией программных партийных положений, поддержанных избирателями.

Специальные комиссии и комитеты правительства, действующие на постоянной основе, являются следующими по важности структурными подразделениями правительств. Примерами таких структур можно назвать Комитет по иностранным делам и Комитет по финансовым делам в Финляндии, правительственные комитеты и специальные комитеты экспертов в Норвегии.


Заключение

 

Итак, в ходе исследования мы рассмотрели устройство высших органов законодательной и исполнительной власти двух североевропейских государств - Королевства Норвегии и Финляндской Республики.

Одним из главных принципов законодательной власти в Скандинавии является парламентаризм. Парламентаризм определяется как особая форма сотрудничества законодательной и исполнительной властей. С юридической точки зрения такая форма сотрудничества выражена в ряде урегулированных правом институтах, например: институт вотума недоверия, институт права роспуска, институт формирования правительства. Совокупность этих институтов порождает своеобразный механизм взаимодействия между правительством и парламентом. Именно парламентаризм служит основой институциональных мер контроля законодательной власти за исполнительной.

Парламенты скандинавских стран сегодня превратились в главные органы государственной власти, политика которых оказывает решающее воздействие на состояние, как всего государства, так и его политической системы. За всю историю своего развития представительные органы власти стран Скандинавии проделали путь от органов цензовой демократии, формировавшихся на основе косвенных выборов, до современного демократического органа пропорционального представительства. Структура парламентов Норвегии и Финляндии также во многом направлена на достижение при помощи организационных средств работоспособного парламента как главного элемента механизма государственной власти. В непоследнюю очередь структура скандинавских парламентов направлена на интенсификацию мер парламентского контроля.

Механизм исполнительной власти является лишь только частью общего механизма по отправлению государственной власти. В рамках исполнительной власти действует ряд субъектов: глава государства (монарх), правительство и органы центрального управления, каждый наделенный собственной компетенцией, осуществление которой, тем не менее, возможно только во взаимодействии как с другими органами исполнительной власти, так и органами других ветвей государственной власти. Подобная связанность придает свойства правоотношения актам функционирования правительства, порядка его назначения и отставки, определения ответственности министров, взаимодействия правительства и центрального аппарата. Считается, что в последние десятилетия роль монарха в механизме государственной власти значительно ослабла. Однако институт монархии является необходимым связующим звеном как между законодательной и исполнительной ветвями власти, так и для осуществления самой правительственной прерогативы. Так, например, в Норвегии акты правительства получают юридическую силу только с санкции короля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.)