Глава 1. Взаимоотношения высших законодательных и исполнительных органов власти в Норвегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Взаимоотношения высших законодательных и исполнительных органов власти в Норвегии



Введение

 

Актуальность исследования обусловлена исключительной важностью организации власти в социально-политической системе стран Северной Европы, а также особенностью скандинавской системы государственного управления, которая является одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».

Целью моего исследования является изучение организации и взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в Норвегии и Финляндии.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

. Изучить принципы организации и взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в Норвегии.

. Изучить принципы организации и взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в Финляндии.

. Сравнить принципы организации и взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти в этих странах, выявить общескандинавские черты и национальные различия.

Предметом данного исследования являются конституции двух стран. Объект исследования - организация и взаимоотношения власти законодательного и исполнительного уровня в Норвегии и Финляндии.

Следует отметить, что данная тема недостаточно широко освещена в литературе.

В целом страны Северной Европы представляют собой особую модель общества, экономики и государства, которая может быть названа «скандинавской». Отличительными особенностями стран Северной Европы являются:

развитые демократические формы и методы государственного управления обществом;

относительная экономическая и политическая стабильность;

высокий уровень социального обеспечения граждан.

Норвегия - унитарное государство в Северной Европе, площадь которого равна 385 199 км², а население на 2011 год составило более 4,9 миллиона человек. Формально, политический строй в Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической системой управления. Демократической - так как источник политической власти и прав, в соответствии с Конституцией, находится в руках граждан страны. Все граждане имеют право быть избранными в Стортинг (Норвежский национальный парламент), окружные и муниципальные органы власти. Парламентской - так как правительство, то есть действующая исполнительная власть, не имеет права принимать решения без утверждения Стортингом, то есть законодательной властью. Конституционную монархию - так как правительство, в соответствии с Конституцией, получает власть из рук Короля.

Как демократическая власть, так и монархия, были утверждены Конституцией 1814 года. Парламентаризм был введен в 1884 году. В настоящее время Король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации.

Финляндия - демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Площадь государства равна 338 420 км2, численность населения на конец 2011 года составила 5,4 миллиона человек. Действующая Конституция - Основной закон Финляндии - была принята 11 июня 1999 года и вступила в силу с 1 марта 2000 года. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию: Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 года - изменения и дополнения вносились в 1926 г., 1930 г., 1943 г., 1955 г., 1992 г. и 2000 г.), Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 года, Закон о Высшем суде (1922 год) и Парламентский Устав (1928 год). В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 году страна перешла от президентской к парламентской демократии. На протяжении 1980-1990-х гг. конституционное развитие страны характеризовалось последовательной тенденцией к ограничению полномочий главы государства. В результате серии конституционных реформ и принятия Конституции 1999 года ведущая роль в системе органов власти перешла к парламенту. Однако, несмотря на это Финляндия по форме правления остается скорее смешанной (полупрезидентской) республикой, чем парламентской.

Главой государства является президент. Вместе с однопалатным парламентом - Эдускунтой - он осуществляет законодательные функции. Исполнительная власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство. Финляндия имеет автономную территорию - Аландские острова, у которых есть собственный парламент, правительство и флаг.


Законодательная власть

 

Согласно новому Основному закону страны, вступившему в силу 1 марта 2000 года, Финляндия является суверенной республикой. Государственная власть принадлежит народу, представленному в Эдускунте (парламенте). Эдускунта состоит из одной палаты. В нее входят 200 членов, которые выбираются сроком на четыре года путем прямых, пропорциональных выборов и тайного голосования.

В стране существуют многопартийная система и коалиционное правительство, которое должно пользоваться доверием большинства в парламенте.

Парламент, избранный в 2007 г., сформировал правительство из партий правого крыла. Крупнейшими партиями являются Национальная коалиционная партия и Партия центра. Находившиеся долгое время у власти социал-демократы оказались в оппозиции. Другими партиями, прошедшими в парламент, являются Союз левых сил, Шведская народная партия, Зелёный союз и Партия истинных финнов.

Согласно п.39, член Эдускунты имеет право:

) законодательной инициативы, содержащей предложение о разработке и принятии закона;

) бюджетной инициативы, содержащей предложение о включении ассигнования в бюджет или дополнительный бюджет, либо о принятии другого решения;

) инициативы о принятии мер по подготовке законопроекта или по принятию каких-либо иных мер.

На каждой сессии Эдускунта избирает из своей среды тайным голосованием председателя и двух вице-председателей. Председатель и вице-председатели, а также председатели комиссий образуют Совет при председателе. Он руководит организацией работы Эдускунты и определяет порядок принятия ее решений в соответствии с положениями Конституции или Регламента Эдускунты, а также порядок рассмотрения дел на сессии. Совет при председателе обладает правом законодательной инициативы в отношении законопроектов, касающихся служащих Эдускунты, Регламента Эдускунты, изменений в них, а также представляет законопроекты по другим постановлениям о деятельности депутатов.

Традиционно председатель парламента принадлежит к другой партии, чем премьер-министр.

Эдускунта избирает на весь срок своих полномочий следующие комиссии: Большую комиссию, состоящую из 25 членов, а также Конституционную комиссию, Комиссию иностранных дел, Финансовую комиссию и другие постоянные комиссии, которые указаны в Регламенте Эдускунты. Кроме того, она может создавать временные комиссии для подготовки или расследования определенных дел. Также на каждой ежегодной сессии парламента избирается делегация Финляндии в Северном Совете (18 человек) и в Совете Европы.

Эдускунта выбирает сроком на четыре года юридического уполномоченного, а также двух его заместителей, которые должны обладать знаниями в области юриспруденции.

Основная работа по подготовке, рассмотрению, внесению поправок в законопроекты происходит в комиссиях. Именно там депутаты наиболее тесно имеют дело с правительственными проектами законов, докладами Государственного совета и другими документами. Как правило, сфера интересов каждого комитета (комиссии) совпадает со сферой интересов соответствующего министерства. Результатом работы комиссии является доклад, который должен быть представлен парламенту, и который состоит из заключения комитета и его предложений. Меньшинство может добавить письменные замечания к докладу.

Дела поступают в Эдускунту путем передачи их Правительством в форме законопроекта или путем внесения депутатского предложения.

Значительную роль в работе парламента играют партийные фракции, которые прямо в законах не упоминаются, но занимают центральную позицию в деятельности парламента с 1907 г. Парламентские фракции тесно связаны со своими партийными организациями. Значительное число партийных лидеров обычно являются членами парламента, что дает им возможность направлять и контролировать работу фракции. Все парламентские фракции жестко организованы. Они избирают председателя, его заместителя, секретаря и казначея. Фракции регулярно проводят собрания в своем помещении в парламенте (обычно один раз в неделю), где обсуждается политика и позиция фракции, и по самым важным вопросам решения обязательны для всех. Фракционное единство не является стабильным, оно изменяется в связи с предметом и парламентской ситуацией.

Законопроект, а также предложения по Регламенту Эдускунты, прошедшие предварительное рассмотрение в комиссиях и фракциях проходят два чтения на пленарном заседании. Законопроект, который предлагается отложить, или закон, который не был подписан, проходит, однако, лишь одно чтение на пленарном заседании. В первом чтении законопроекта заслушивается и обсуждается заключение комиссии, после чего Эдускунта решает вопрос о содержании законопроекта. Во втором чтении, которое проводится на третий день после завершения первого чтения, Эдускунта принимает решение об одобрении или отклонении законопроекта. После первого чтения законопроект может передаваться в Большую комиссию. Решение на пленарном заседании принимается большинством голосов. При равенстве голосов вопрос решается жеребьевкой, если только для одобрения проекта не требуется квалифицированного большинства. Председатель созывает пленарное заседание, вносит на обсуждение дела, руководит прениями, а также следит за тем, чтобы при обсуждении дела на пленарном заседании соблюдался основной закон. На пленарном заседании председатель не принимает участия в прениях и голосовании. Пленарные заседания Эдускунты являются открытыми, если только она по какой-либо причине не примет иного решения по определенному вопросу, так же публикуются подробные протоколы всех заседаний.

Эдускунта участвует в национальной подготовке того решения, которое принимается в Европейском Союзе в соответствии с предписаниями данного Основного закона. В ратификации Эдускунты нуждаются договоры и иные международные соглашения, содержащие такие предписания, которые касаются сферы законодательства или имеют важное значение.

Решение о ратификации или денонсации международного соглашения принимается простым большинством. Если предложение о ратификации соглашения касается Основного закона либо изменения территории государства, решение должно приниматься не менее чем двумя третями поданных голосов.

Значительная часть контрольных полномочий, принадлежащих парламенту, осуществляется избираемыми специальными лицами. К их числу относятся уполномоченные Государственного банка, ревизоры парламента, омбудсман.

Эдускунта осуществляет надзор за государственными финансами, выполнением государственного бюджета. Для этого Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой независимое Государственное ревизионное управление.

Контроль за деятельностью Государственного банка Финляндии осуществляется специальными уполномоченными в составе 9 депутатов, которые раз в год докладывают парламенту о результатах своей работы и о недостатках, обнаруженных в деятельности правления госбанка.

Предоставляемые в парламент отчеты о финансовой деятельности государства проверяются Ведомством ревизии счетов, в которое входят 5 контролеров, уполномоченных следить за состоянием и управлением государственной казны.

К компетенции парламента относится и принятие решения о проведении очередного совещательного референдума, которое должно содержать постановления о времени проведения референдума и об альтернативных вопросах, предлагаемых участникам референдума.

Техническими, административно-хозяйственными вопросами занимается канцелярия парламента, которой руководит управление канцелярией, состоящее из председателя, заместителей и четырех депутатов.

 

Заключение

 

Итак, в ходе исследования мы рассмотрели устройство высших органов законодательной и исполнительной власти двух североевропейских государств - Королевства Норвегии и Финляндской Республики.

Одним из главных принципов законодательной власти в Скандинавии является парламентаризм. Парламентаризм определяется как особая форма сотрудничества законодательной и исполнительной властей. С юридической точки зрения такая форма сотрудничества выражена в ряде урегулированных правом институтах, например: институт вотума недоверия, институт права роспуска, институт формирования правительства. Совокупность этих институтов порождает своеобразный механизм взаимодействия между правительством и парламентом. Именно парламентаризм служит основой институциональных мер контроля законодательной власти за исполнительной.

Парламенты скандинавских стран сегодня превратились в главные органы государственной власти, политика которых оказывает решающее воздействие на состояние, как всего государства, так и его политической системы. За всю историю своего развития представительные органы власти стран Скандинавии проделали путь от органов цензовой демократии, формировавшихся на основе косвенных выборов, до современного демократического органа пропорционального представительства. Структура парламентов Норвегии и Финляндии также во многом направлена на достижение при помощи организационных средств работоспособного парламента как главного элемента механизма государственной власти. В непоследнюю очередь структура скандинавских парламентов направлена на интенсификацию мер парламентского контроля.

Механизм исполнительной власти является лишь только частью общего механизма по отправлению государственной власти. В рамках исполнительной власти действует ряд субъектов: глава государства (монарх), правительство и органы центрального управления, каждый наделенный собственной компетенцией, осуществление которой, тем не менее, возможно только во взаимодействии как с другими органами исполнительной власти, так и органами других ветвей государственной власти. Подобная связанность придает свойства правоотношения актам функционирования правительства, порядка его назначения и отставки, определения ответственности министров, взаимодействия правительства и центрального аппарата. Считается, что в последние десятилетия роль монарха в механизме государственной власти значительно ослабла. Однако институт монархии является необходимым связующим звеном как между законодательной и исполнительной ветвями власти, так и для осуществления самой правительственной прерогативы. Так, например, в Норвегии акты правительства получают юридическую силу только с санкции короля.


Введение

 

Актуальность исследования обусловлена исключительной важностью организации власти в социально-политической системе стран Северной Европы, а также особенностью скандинавской системы государственного управления, которая является одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».

Целью моего исследования является изучение организации и взаимоотношений законодательной и исполнительной ветвей власти в Норвегии и Финляндии.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

. Изучить принципы организации и взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в Норвегии.

. Изучить принципы организации и взаимоотношения законодательной и исполнительной власти в Финляндии.

. Сравнить принципы организации и взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти в этих странах, выявить общескандинавские черты и национальные различия.

Предметом данного исследования являются конституции двух стран. Объект исследования - организация и взаимоотношения власти законодательного и исполнительного уровня в Норвегии и Финляндии.

Следует отметить, что данная тема недостаточно широко освещена в литературе.

В целом страны Северной Европы представляют собой особую модель общества, экономики и государства, которая может быть названа «скандинавской». Отличительными особенностями стран Северной Европы являются:

развитые демократические формы и методы государственного управления обществом;

относительная экономическая и политическая стабильность;

высокий уровень социального обеспечения граждан.

Норвегия - унитарное государство в Северной Европе, площадь которого равна 385 199 км², а население на 2011 год составило более 4,9 миллиона человек. Формально, политический строй в Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической системой управления. Демократической - так как источник политической власти и прав, в соответствии с Конституцией, находится в руках граждан страны. Все граждане имеют право быть избранными в Стортинг (Норвежский национальный парламент), окружные и муниципальные органы власти. Парламентской - так как правительство, то есть действующая исполнительная власть, не имеет права принимать решения без утверждения Стортингом, то есть законодательной властью. Конституционную монархию - так как правительство, в соответствии с Конституцией, получает власть из рук Короля.

Как демократическая власть, так и монархия, были утверждены Конституцией 1814 года. Парламентаризм был введен в 1884 году. В настоящее время Король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации.

Финляндия - демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Площадь государства равна 338 420 км2, численность населения на конец 2011 года составила 5,4 миллиона человек. Действующая Конституция - Основной закон Финляндии - была принята 11 июня 1999 года и вступила в силу с 1 марта 2000 года. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию: Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 года - изменения и дополнения вносились в 1926 г., 1930 г., 1943 г., 1955 г., 1992 г. и 2000 г.), Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 года, Закон о Высшем суде (1922 год) и Парламентский Устав (1928 год). В соответствии с изменениями конституционных актов в 2000 году страна перешла от президентской к парламентской демократии. На протяжении 1980-1990-х гг. конституционное развитие страны характеризовалось последовательной тенденцией к ограничению полномочий главы государства. В результате серии конституционных реформ и принятия Конституции 1999 года ведущая роль в системе органов власти перешла к парламенту. Однако, несмотря на это Финляндия по форме правления остается скорее смешанной (полупрезидентской) республикой, чем парламентской.

Главой государства является президент. Вместе с однопалатным парламентом - Эдускунтой - он осуществляет законодательные функции. Исполнительная власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство. Финляндия имеет автономную территорию - Аландские острова, у которых есть собственный парламент, правительство и флаг.


Глава 1. Взаимоотношения высших законодательных и исполнительных органов власти в Норвегии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.031 с.)