Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические изображения Петра I XIX века
век характеризуется большой заинтересованностью художников к исторической живописи. Ге Николай Николаевич (1831 - 1894) пишет картины на сюжеты из русской истории и портреты передовых деятелей русской культуры. "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1871, Государственная Третьяковская галерея) - лучшая историческая картина досуриковского периода. Художник стремился к передаче предельной конкретности обстановки. В ней поражает простота композиции, крайняя сдержанность жестов, а главное, выразительность лиц: дышащее гневом и сознанием своей исторической правоты - Петра и безвольное, полное апатии - царевича.[8, с.832] События трактованы Н. Ге предельно просто, романтическая взволнованность его прежних евангельских полотен уступила место строгой исторической объективности, поэтому на его картине все жизненно достоверно - и выбранная ситуация, и обстановка, и художественная характеристика, и композиция всего произведения. Самый выбор сюжета и сочувствие художника реформатору Петру, человеку, который "прежде всего предан своей стране" (Салтыков-Щедрин),- типично для демократического мышления. Не менее характерна и психическая трактовка истории. Перед нами драма столкновения противоположностях личностей, являющиеся представителями двух борющихся лагерей. Художник обогащает историческую живопись передачей внутренней жизни; движения чувств героев. Он изображает их внешне спокойными, без жестов и внешних эффектов; историческое показано здесь как драма переживаний.[20, с 190] Трагическая коллизия картины спрятана как бы внутрь, художник обходится здесь без поражающих цветовых ударов, холст освещен мягко, почти незаметно. Краски на его картине не пылают, не светятся, подобно раскаленным углям, а нейтрально живут в затемненном пространстве. Герой Петр I перестал казаться Ге воплощением идеальных качеств, и перед художником встала совершенно новая проблема отражение человеческого характера. Здесь была великая личная и историческая трагедия Петра I - отца, потерявшего сына, реформатора-преемника. [11, с.50] Впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей. Психологизм обусловил подлинный историзм произведения. Действие происходит в неглубоком интерьере. Известно, что художник Н.Н. Ге, работавший над картиной "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера.
Не менее интересным является произведение "Утро стрелецкой казни" Сурикова. Василий Иванович Суриков (1848 -1916) мастер масштабных исторических полотен. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной "Утро стрелецкой казни"(1881г., Государственная Третьяковская галерея). Он не только понимает истинную правоту дела Петра, но и его самого рассматривает как одно из проявлений того же многоликого народного характера. Столкнулись два мира, обе стороны глубоко убеждены и искренни в своих убеждениях, свободны от своекорыстия, их борьба носит поэтому возвышенный характер. Суриков дает главное идейное толкование переломной петровской эпохи, показывая ее трагические противоречия. Сила суриковского полотна заключается в том, что элементы в частном эпизоде показывают трагедию истории. При этом он достигает реалистичность путем такого правдивого показа явлений, в которых истина сама говорит о себе. В картине изображена не сама казнь, а последние страшные минуты перед ее началом. Историческая тема приобретает глубокий психологический и вместе с тем народную трактовку. Борьба двух миров, двух сил олицетворенных в полных вызова и непримиримой ненависти взглядах, которым через всю площадь обмениваются сидящие на телеге стрелец со свечой в руке и Петр на коне. Эта "дуэль взглядов" составляет как бы психологическую ось композицию, и между этими двумя фигурами располагаются другие.[20, с.252] Картина отчетливо показывает, что при всем сочувственном изображении стрельцов художник не допустил ни малейшей их идеализации, так же как при всем "недолюбливании" Петра I не допустил никакого сгущения красок с целью его "обличения" или "разоблачения". Имеется рисунок Сурикова копирующий известный гравированный портрет Петра I У. Фэйсорна. На рисунке внизу надпись сделанная рукой художника "Петр 25 лет". Эта надпись указывает, что Суриков воспроизвел Петра, каким он выглядел в 1699 году, то есть в год казни стрельцов. На портрете Петр изображен в нарядном костюме, что особенно видно по покрою его парчового плаща с богатой запоной и по рисунку петлиц (совершенно не русской формы) на кафтане, а также по шапке с отогнутыми вверх меховыми отворотами, между которыми укреплена еще одна запона из драгоценных камней, кончающаяся вверху тремя жемчужинами трясилками. Рисунок этот, весьма тщательно выполненный, был сделан, очевидно, в качестве подготовительной для Петра.
В картине Петр I выступает как исторический деятель, воплощающий принцип русского абсолютистского государства и в этом своем качестве противопоставленный пестроте и многообразию древнерусской народной толпы и связанному с ней отжившему свой век стрелецкому войску. Простой темно-зеленый кафтан со вшитыми горизонтальными петлицами сближает фигуру Петра с темно-зелеными мундирами преображенцев, на груди которых вшиты простые горизонтальные петлицы. То, что Суриков оставил для Петра иноземную шапку, скорее, объясняется тем, что трясилки запоны вместе с острыми отворотами меха образуют над лбом Петра некоторые подобие короны, что выделяет царя Петра из всех присутствующих на площади. Если обратится теперь к лицу Петра и сравнить окончательный образ картины с красноярским рисунком, то будет видно, в каком направлении перерабатывался иконографический материал. Шею Петра Суриков сделал почти вдвое шире, что вместе с широкими плечами подчеркнуло огромную физическую силу Петра и придало его фигуре монументальность. Тонкие загнутые усики заменены узкими полосками усов над верхней губой. Намеченную на гравюре глубокую переносицу художник использовал, чтобы создать выпуклый нависший лоб и почти сросшиеся в одну дугу суровые брови. Вместе с тем круглые глаза навыкате, которые передают английская гравюра и красноярский рисунок с нее (а также бюсты Петра I работы Растрелли и Жиле), Суриков сохранил и усилил в картине, придав глазам Петра грозный блеск. [14, с. 216-218] В живописи Ге и Сурикова отражены реальные исторические события и персонажи, образы реальных исторических деятелей. Не смотря на то, что художники пользовались изображениями Петра I, выполненные другими авторами, это по-новому трактованные образы не похожие на предыдущие изображения. В картинах Петр I выступает как исторический деятель, художники не идеализируют образ императора и не выражают своего собственного мнения к персонажу. Задачей авторов было отражение человеческого характера персонажа. Впервые в русской исторической живописи были созданы типические образы исторических деятелей. Сюжеты картины Николая Николаевича Ге и Василия Ивановича Сурикова различны, однако в них есть нечто общее. Прежде всего это желание передать историческое событие связанное с таким ярким правителем нашей страны, а так же трактовка этих событий со строгой исторической объективностью. Передача трагизма сюжета при помощи особенной выразительности лиц и эмоций персонажей просматривается в обеих работах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.) |