Исторические изображения Петра I XIX века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические изображения Петра I XIX века



 век характеризуется большой заинтересованностью художников к исторической живописи.

Ге Николай Николаевич (1831 - 1894) пишет картины на сюжеты из русской истории и портреты передовых деятелей русской культуры.

"Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1871, Государственная Третьяковская галерея) - лучшая историческая картина досуриковского периода. Художник стремился к передаче предельной конкретности обстановки. В ней поражает простота композиции, крайняя сдержанность жестов, а главное, выразительность лиц: дышащее гневом и сознанием своей исторической правоты - Петра и безвольное, полное апатии - царевича.[8, с.832]

События трактованы Н. Ге предельно просто, романтическая взволнованность его прежних евангельских полотен уступила место строгой исторической объективности, поэтому на его картине все жизненно достоверно - и выбранная ситуация, и обстановка, и художественная характеристика, и композиция всего произведения.

Самый выбор сюжета и сочувствие художника реформатору Петру, человеку, который "прежде всего предан своей стране" (Салтыков-Щедрин),- типично для демократического мышления. Не менее характерна и психическая трактовка истории. Перед нами драма столкновения противоположностях личностей, являющиеся представителями двух борющихся лагерей. Художник обогащает историческую живопись передачей внутренней жизни; движения чувств героев. Он изображает их внешне спокойными, без жестов и внешних эффектов; историческое показано здесь как драма переживаний.[20, с 190]

Трагическая коллизия картины спрятана как бы внутрь, художник обходится здесь без поражающих цветовых ударов, холст освещен мягко, почти незаметно. Краски на его картине не пылают, не светятся, подобно раскаленным углям, а нейтрально живут в затемненном пространстве.

Герой Петр I перестал казаться Ге воплощением идеальных качеств, и перед художником встала совершенно новая проблема отражение человеческого характера. Здесь была великая личная и историческая трагедия Петра I - отца, потерявшего сына, реформатора-преемника. [11, с.50] Впервые в русской исторической живописи были созданы типические, чуждые идеализации образы реальных исторических деятелей. Психологизм обусловил подлинный историзм произведения. Действие происходит в неглубоком интерьере. Известно, что художник Н.Н. Ге, работавший над картиной "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе", в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера.

Не менее интересным является произведение "Утро стрелецкой казни" Сурикова.

Василий Иванович Суриков (1848 -1916) мастер масштабных исторических полотен. В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной "Утро стрелецкой казни"(1881г., Государственная Третьяковская галерея).

Он не только понимает истинную правоту дела Петра, но и его самого рассматривает как одно из проявлений того же многоликого народного характера. Столкнулись два мира, обе стороны глубоко убеждены и искренни в своих убеждениях, свободны от своекорыстия, их борьба носит поэтому возвышенный характер. Суриков дает главное идейное толкование переломной петровской эпохи, показывая ее трагические противоречия.

Сила суриковского полотна заключается в том, что элементы в частном эпизоде показывают трагедию истории. При этом он достигает реалистичность путем такого правдивого показа явлений, в которых истина сама говорит о себе. В картине изображена не сама казнь, а последние страшные минуты перед ее началом. Историческая тема приобретает глубокий психологический и вместе с тем народную трактовку. Борьба двух миров, двух сил олицетворенных в полных вызова и непримиримой ненависти взглядах, которым через всю площадь обмениваются сидящие на телеге стрелец со свечой в руке и Петр на коне. Эта "дуэль взглядов" составляет как бы психологическую ось композицию, и между этими двумя фигурами располагаются другие.[20, с.252]

Картина отчетливо показывает, что при всем сочувственном изображении стрельцов художник не допустил ни малейшей их идеализации, так же как при всем "недолюбливании" Петра I не допустил никакого сгущения красок с целью его "обличения" или "разоблачения".

Имеется рисунок Сурикова копирующий известный гравированный портрет Петра I У. Фэйсорна. На рисунке внизу надпись сделанная рукой художника "Петр 25 лет". Эта надпись указывает, что Суриков воспроизвел Петра, каким он выглядел в 1699 году, то есть в год казни стрельцов. На портрете Петр изображен в нарядном костюме, что особенно видно по покрою его парчового плаща с богатой запоной и по рисунку петлиц (совершенно не русской формы) на кафтане, а также по шапке с отогнутыми вверх меховыми отворотами, между которыми укреплена еще одна запона из драгоценных камней, кончающаяся вверху тремя жемчужинами трясилками. Рисунок этот, весьма тщательно выполненный, был сделан, очевидно, в качестве подготовительной для Петра.

В картине Петр I выступает как исторический деятель, воплощающий принцип русского абсолютистского государства и в этом своем качестве противопоставленный пестроте и многообразию древнерусской народной толпы и связанному с ней отжившему свой век стрелецкому войску. Простой темно-зеленый кафтан со вшитыми горизонтальными петлицами сближает фигуру Петра с темно-зелеными мундирами преображенцев, на груди которых вшиты простые горизонтальные петлицы. То, что Суриков оставил для Петра иноземную шапку, скорее, объясняется тем, что трясилки запоны вместе с острыми отворотами меха образуют над лбом Петра некоторые подобие короны, что выделяет царя Петра из всех присутствующих на площади.

Если обратится теперь к лицу Петра и сравнить окончательный образ картины с красноярским рисунком, то будет видно, в каком направлении перерабатывался иконографический материал. Шею Петра Суриков сделал почти вдвое шире, что вместе с широкими плечами подчеркнуло огромную физическую силу Петра и придало его фигуре монументальность. Тонкие загнутые усики заменены узкими полосками усов над верхней губой. Намеченную на гравюре глубокую переносицу художник использовал, чтобы создать выпуклый нависший лоб и почти сросшиеся в одну дугу суровые брови. Вместе с тем круглые глаза навыкате, которые передают английская гравюра и красноярский рисунок с нее (а также бюсты Петра I работы Растрелли и Жиле), Суриков сохранил и усилил в картине, придав глазам Петра грозный блеск. [14, с. 216-218]

В живописи Ге и Сурикова отражены реальные исторические события и персонажи, образы реальных исторических деятелей. Не смотря на то, что художники пользовались изображениями Петра I, выполненные другими авторами, это по-новому трактованные образы не похожие на предыдущие изображения. В картинах Петр I выступает как исторический деятель, художники не идеализируют образ императора и не выражают своего собственного мнения к персонажу. Задачей авторов было отражение человеческого характера персонажа. Впервые в русской исторической живописи были созданы типические образы исторических деятелей. Сюжеты картины Николая Николаевича Ге и Василия Ивановича Сурикова различны, однако в них есть нечто общее. Прежде всего это желание передать историческое событие связанное с таким ярким правителем нашей страны, а так же трактовка этих событий со строгой исторической объективностью. Передача трагизма сюжета при помощи особенной выразительности лиц и эмоций персонажей просматривается в обеих работах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.)