Художник портрет скульптура император 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художник портрет скульптура император



Введение

 

Курсовая работа написана на тему "Образ Петра I в русском искусстве XVII-XIXв"

Актуальность темы состоит в том, что историческая фигура Петра I была и будет интересна художникам с петровской эпохи и по сей день. Искусствоведы и историки насчитывают сейчас около двухсот разновидностей прижизненных и посмертных изображений Петра I.

Цель курсовой работы: Оценка образа Перта I, созданного художниками разных эпох.

Задачи работы:

·   изучить изображения Петра I XVII-XIX веков;

·   проанализировать изображения императора выполненные различными художниками;

·   вывести основные закономерности образа Петра I созданного художниками разных эпох.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены изображения Петра I в живописи XVII-XIX веков. Проведен анализ портретов императора, выполненных иностранными художниками, работающими в России и русскими мастерами, такими как Никитин И.Н., Ге Н.Н., Суриков В.И.

Во второй главе рассмотрены изображения Петра I в скульптуре XVII-XIX веков. Проведен анализ работ Фальконе, Антокольского, Растрелли.

Были использованы издания по всеобщей истории искусств под редакцией таких авторов как Ю.Д.Колпинский, Н.В.Яворская, и Е.И.Ротенберг, учебные издания для высших учебных заведений под редакцией Ильиной Т.В. Монографии А. Каганович, С. Ф. Петиновой, Э.В. Кузнецовой, В.С. Кеменова, Т.А. Лебедевой, А.Г. Верещагина и других авторов.


Глава 1. Изображение Петра I в живописи

 

1.1 Первые портреты Петра I, выполненные приглашенными в Россию художниками

 

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

Царский портрет-символ державной власти, воли, авторитета, своего рода памятник, служащий прославлению и увековеченью особы и деяний государства. Здесь существовала жесточайшая цензура. Не каждому дозволено было писать императора, а только "освидетельствованным в добром мастерстве живописцам". При этом задача портретиста усложнялась масштабом и многозначностью самой личности царя.

С портретов Петра I в России начиналось новое понимание роли и значения человека, призванного служить делу строительства новой России.

Исторически ситуация складывалась так, что первые известные портреты Петра были исполнены иностранными художниками. При всех тогдашних европейских дворах подобное положение вещей представлялось обычным делом.

Немецкий живописец Иоганн Готфрид Таннауер (1680-1733) трижды удостоился чести писать изображение Петра I с натуры. Таннауер стал истинным хроникером жизни и деятельности великого реформатора. Он создал самые разнообразные его изображения - парадные и камерные. В них художник сумел передать волю и активность, сильный характер и буйный нрав Петра I - великого государственного деятеля и храброго полководца, отличавшегося гибким умом и личным мужеством.

Одним из "типов", образцов для повторения стал профильный портрет Петра I(1710-е гг., Эрмитаж). До наших дней дошло значительное количество его копий. Петр I у Таннауера - повелитель, властелин, личность исключительная. Силуэт его фигуры и повернутой в профиль головы отчетливо рисуется на фоне грозного неба. Он - порыв, воля, энергия. Сильные контрасты света и тени усиливают ощущение активности, внутренней взволнованности образа. Его суровой величественности соответствует сдержанное цветовое решение, построенное на сочетании темно-серых и черных тонов, оживленное единственным ярким пятном - синий Андреевской лентой. Искренняя увлеченность художника личностью Петра I, которая ощущается в портрете, делает образ жизненно убедительным и в то же время романтически приподнятым. [24, с.59]

Кисти Таннауера принадлежит знаменитое полотно "Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии"(1724 г., Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург). Существуют многочисленные экземпляры профильных изображений Петра I работы неизвестных художников, в основе которых лежит оригинал кисти Таннауера.

Картина "Петр I в Полтавской битве" решена в европейских традициях изображения участия монарха в батальной сцене - композиционно она очень близка знаменитой гравюре, изданной в период царствования Людовика XIV. По сведениям Ф.К. Фридебурга, "Таннауер писал батальные картины, в которых также изображал в разных положениях Императора Петра I-го", хотя тот же Ф.К. Фридебург отмечал, что в картине "Петр I в Полтавской битве" "изображение Государя не вполне схоже с известными его портретами"

Петр I изображен в строевом облачении лейб-гвардии Преображенского полка с орденом Св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Битва русской армии под командованием Петра I со шведской армией Карла XII состоялась 27 июня 1709 года под Полтавой и закончилась полным разгромом шведов. На картине изображен последний этап боя, когда шведская армия панически бежит от преследующего его русского войска в Будищенский лес. В картину Таннауер вводит фигуру летящей Славы, венчающей царя лавровым венком. Таннауера можно считать создателем конного типа изображения Петра I. [24, с. 38.]

Как и другие западноевропейские мастера, приглашенные в Россию для распространения новой светской живописи, И. Г. Таннауэр стремился ввести в русскую живопись традицию парадного портрета. Яркое тому подтверждение - "Портрет Петра I на фоне морского сражения" (1716, Музей-заповедник "Московский Кремль"). Картина кисти Таннауэра наполнена пафосом и звучностью, передает патриотизм Петра I, его ликование по поводу военных "викторий" России.

Тем не менее в данном случае, как и в портретной живописи, Таннауер стал основателем типа изображения Петра I: в собрании Павловского дворца хранится картина, почти полностью повторяющая композицию "Полтавской битвы", но без фигуры венчающей героя Славы. Это произведение, несомненно, принадлежит кисти русского мастера - новизна сюжета ни в коей мере не лишает его сходства с царскими конными портретами XVII века.

Рядом с именем Готфрида Таннауера в истории русского искусства петровской поры привычно произносится имя Луи Каравака. Эти иностранных мастера стали первыми придворными живописцами Петра I и создателями наиболее распространенных впоследствии иконографических типов российского императора.

Луи Каравак (1684-1754) неоднократно писал портреты государя. В 1722 году он сопровождал Петра I в астраханском походе, где и написал его с натуры. В настоящее время с именем Каравака связывают два полотна. В отличие от барочных изображений Петра I кисти И. Таннауера, прославлявших монарха-полководца, произведения Л.Каравака носят "деловой характер" и дают представление о государе - созидателе. Для произведений Каравака характерны приемы изысканной французской школы

Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Петр I изображен на фоне моря с многочисленными крепостями и выстроившимися кораблями союзного флота - русского, голландского, датского и английского. Российский царь командовал им во время морской кампании осени 1716 года.

Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны, их неоднократно копировали и гравировали в течение последующих столетий. Повторял выработанный им иконографический тип и сам Каравак. В качестве примера можно привести два портрета из собрания Государственного Русского музея. Первый из них имеет на обороте холста чрезвычайно интересную наклейку с надписью: "[Port]rait de Pier[re] le Grand Lоuis Caravac, peintre de la Cour Imperiale de Russie en 1717" ("Портрет Петра Великого, выполненный Луи Караваком, художником российского Императорского Двора в 1717 году"). Петр и здесь изображен в мундире Преображенского полка с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.

На втором портрете редкого для Каравака овального формата Петр I представлен в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденских ленты и звезды. При дублировании холста на обороте была воспроизведена старая надпись: "Pierre I-ier Emprer de Russie Seul peint d'apres nature venant du cabinet de Statue a Petersburg. 954" ("Петр I, российский император. Единственный, писанный с натуры, поступил из кабинета статуй в Петербурге"). На подрамнике наклейка с надписью: "Venant de Mde Falconet. 954" ("Поступил от мадам Фальконе. 954").

Каравакка интересуют прежде всего человеческая неповторимость, человеческая сущность Петра I. Он создает здесь одно из самых строгих и сдержанных своих решений. Все в портрете предельно просто: нейтральный фон, отсутствуют аксессуары, царь не в латах, а в своем любимом Преображенском мундире и даже без Андреевской ленты, которая обычна в его портретах, Петр держится очень естественно. Мундир дан общим, погруженным в тень пятном, его зеленый цвет погашен, золотое шитье только деликатно обозначено легкими, быстрыми движениями кисти - ничто не должно отвлекать внимания зрителей от лица, освещенного сильным прямым светом. Нет ни намека на лесть или идеализацию, столь свойственные работам Каравакка, а в том, как бережно переданы черты лица, чувствуется теплое личное отношение художника. В этом портрете Каравакк предстает тонким и умным наблюдателем, от которого не ускользают приметы пережитых Петром I тревог и волнений: глубокие складки залегли между бровями и у губ, во взгляде умных, проницательных глаз решимость и воля, но одновременно и затаенная грусть. [24, с. 61-62]

При сравнении работ Каравакка и Таннауера можно сделать вывод, что художники по разному подходили к выполнению задачи. Таннауер изображает Петра I как властелина и повелителя, безусловно, сильную личность. Все решения автора направлены на усиление величественности образа. Работы Каравакка наоборот сдержаны и просты, его интересует не столько личность Петра как императора, а скорее человека пережившего тяжелую, сложную жизнь.

Заключение

 

Петровская тема в искусстве, меняясь и преображаясь. Разумеется, разные эпохи по-разному трактуют в зависимости от господствующего мировосприятия, отношения к истории России и понимания личности Петра. Каждый портрет Петра I - страница истории. Художники изображавшие Петра I в первую очередь понимали значимость императора в истории России. Изображение такого темпераментного и своеобразного человека, в котором энергия и разносторонность сочетались с грубостью, весьма не легкая задача. Каждый художник пытался сделать это по-своему. В передаче образа императора кого-то интересовал патриотизм и историческая роль Петра, других же сложность его натуры. Многие художники пытались изобразить его как героя, олицетворяющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории. Первые изображения императора, как в скульптуре, так и в живописи прославляли Петра I как властелина, повелителя, великого преобразователя. И все средства идут на усиление образа Петра, как главы великого государства, на передачу активности и взволнованности образа. Последующих художников интересовал образ Петра, как человека прошедшего тяжелый жизненный путь, имеющего неповторимую человеческую сущность. При этом не было стремления к идеализации образа, а наоборот придавали наибольшую реалистичность. В XIX веке образ Петра I в исторической живописи приобретает новый смысл, император выступает как исторический деятель, прежде всего преданный своей стране. Художники не осуждают поступки Петра, они понимают истинную правоту дела императора. Однако, и не прославляют действия Петра I, а отражают скорее человеческий характер. Итак, в целом можно сказать, общими чертами в изображении Петра I является передача воли, неукротимого характера, величия и силы.


Список использованной литературы

 

1. Аркин Д.Е. Образы скульптуры.- М: Искусство, 1961.

2. Аркин Д.Е. Э.-М. Фальконе. История русского искусства.- М: Искусство,1961. Т. VI. С. 38

.   Архипов Н., Раскин А. Бартоломео Карло Растрелли 1675-1744.- М: Искусство, 1964

.   Васильчиков А. О портретах Петра Великого.- М: Искусство, 1972 г.

.   Вейнберг А. Л. Два неизвестных портрета работы Луи Каравака. Русское искусство ХVIII - первой половины ХIX в.- М: Искусство, 1971. С. 234-236.

.   Верещагин А.Г. Николай Николаевич Ге.- Ленинград: Художник РСФСР, 1988

.   Всеобщая история искусств. В 6 томах - Искусство 17-18 веков, Том 4/под общей редакцией Колпинского Ю.Д. и Ротенберга Е.И. - Москва: Искусство, 1963 - с.1067

.   Всеобщая история искусств. В 6 томах- Искусство 19 века, Том 5/под общей редакцией КолпинскогоЮ.Д. и Яворской Н.В.- Москва: Искусство, 1964 - с.1200

.   Евангулова О., Карев А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века.- М: Искусство, 1994

.   Жидков Г. Русское искусство XVIII века.- М: Искусство, 1951

.   Ильина Т. В., Римская-Корсакова С. В. Андрей Матвеев.- М: Искусство,1984. С. 69.

.   Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. Учебник для студентов высших учебных заведений.- М: искусство,1999.

.   Каганович А. Медный всадник. История создания монумента.- Ленинградское отделение: Искусство, 1975

.   Кеменов В.С. Суриков В.И. Историческая живопись 1870-1890.- М: Искусство, 1987

.   Коваленская Н. История русского искусства первой половины XIX века.- М:Искусство, 1951

.   Кузнецова Э.В. Марк Матвеевич Антокольский 1843-1902.- Ленинград: Худож РСФСР, 1986

.   Лебедева Т.А. Иван Никитин.- М: Искусство, 1975

.   Лебедев Г.Е Русская живопись первой половины XVIII века.- М:Искусство, 1938.

.   Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия живопись первой пол. XVIII в. - М: Искусство, 1965. С. 44-45, 84-85

.   Очерки по истории русского искусства./ под редакцией Б.В. Вишнякова. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1954

.   Петинова С.Ф. Растрелли Б.К. 1675-1744.- Ленинград: Художник РСФСР, 1979

.   Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века./ Под ред. А.Леонова.- М: Искусство, 1954

.   Рязанцев И. Русская скульптура второй половины XVIII - XIX века. Проблемы содержания.- М: Искусство, 1994

.   Шарандан Н.П. Русская портретная живопись петровского времени.- Ленинград: Художник РСФСР, 1987

 


Список иллюстраций

 

1. Таннауер И.Г. Профильный портрет Петра I. Холст, масло.1710-е гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

2. Таннауер И.Г. Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии. Холст, масло. 1724 г., Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

.   Таннауер И.Г. Портрет Петра I на фоне морского сражения. Холст, масло. 1716г. Музей-заповедник Московский Кремль

.   Карвавакк Л. Пётр I, командующий четырьмя соединёнными флотами. Холст, масло. 1716-1716 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Каравакк Л. Портрет Петра I. Холст, масло. 1722г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Никитин И.Н. Портрет Петра I. Холст, масло. 1721г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Никитин И.Н. Портрет императрицы Екатерины I. Холст, масло.1717г. Италия

.   Никитин И.Н. Портрет Петра I, Холст, масло. Италия

.   Никитин И.Н. Петра на смертном одре. Холст, масло. 1725г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

.   Матвеев А.М. Портрет Петра I. Холст, масло. 1724-1725 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

.   Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Холст, масло1871г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

.   Суриков В.И. Утро стрелецкой казни. Холст, масло. 1881г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

.   Растрелли Б.К. Бюст Петра. Бронза. 1723г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петребург.

.   Растрелли Б.К. Посмертная маска Петра I. Воск. 1725 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

.   Растрелли Б.К. Восковая персона. Дерево, воск, металл, эмаль. 1725г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

.   Растрелли Б.К. Конный монумент Петру I. Бронза, мрамор. 1716 - 1744 Михайловский замок. Кленовая аллея. Санкт-Петербург.

.   Фальконе Э.М. Медный всадник. 1768-1770гг. Гранит, бронза. Сенатская площадь, Санкт-Петербург

.   Фальконе Э.М. Медный всадник. Фрагмент.1768-1770гг. Гранит, бронза. Сенатская площадь, Санкт-Петербург

.   Антокольский М.М. Памятник Петру I. Бронза. 1872 Петергоф, Санкт-Петербург.

Введение

 

Курсовая работа написана на тему "Образ Петра I в русском искусстве XVII-XIXв"

Актуальность темы состоит в том, что историческая фигура Петра I была и будет интересна художникам с петровской эпохи и по сей день. Искусствоведы и историки насчитывают сейчас около двухсот разновидностей прижизненных и посмертных изображений Петра I.

Цель курсовой работы: Оценка образа Перта I, созданного художниками разных эпох.

Задачи работы:

·   изучить изображения Петра I XVII-XIX веков;

·   проанализировать изображения императора выполненные различными художниками;

·   вывести основные закономерности образа Петра I созданного художниками разных эпох.

Курсовая работа состоит из двух глав.

В первой главе рассмотрены изображения Петра I в живописи XVII-XIX веков. Проведен анализ портретов императора, выполненных иностранными художниками, работающими в России и русскими мастерами, такими как Никитин И.Н., Ге Н.Н., Суриков В.И.

Во второй главе рассмотрены изображения Петра I в скульптуре XVII-XIX веков. Проведен анализ работ Фальконе, Антокольского, Растрелли.

Были использованы издания по всеобщей истории искусств под редакцией таких авторов как Ю.Д.Колпинский, Н.В.Яворская, и Е.И.Ротенберг, учебные издания для высших учебных заведений под редакцией Ильиной Т.В. Монографии А. Каганович, С. Ф. Петиновой, Э.В. Кузнецовой, В.С. Кеменова, Т.А. Лебедевой, А.Г. Верещагина и других авторов.


Глава 1. Изображение Петра I в живописи

 

1.1 Первые портреты Петра I, выполненные приглашенными в Россию художниками

 

Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

Царский портрет-символ державной власти, воли, авторитета, своего рода памятник, служащий прославлению и увековеченью особы и деяний государства. Здесь существовала жесточайшая цензура. Не каждому дозволено было писать императора, а только "освидетельствованным в добром мастерстве живописцам". При этом задача портретиста усложнялась масштабом и многозначностью самой личности царя.

С портретов Петра I в России начиналось новое понимание роли и значения человека, призванного служить делу строительства новой России.

Исторически ситуация складывалась так, что первые известные портреты Петра были исполнены иностранными художниками. При всех тогдашних европейских дворах подобное положение вещей представлялось обычным делом.

Немецкий живописец Иоганн Готфрид Таннауер (1680-1733) трижды удостоился чести писать изображение Петра I с натуры. Таннауер стал истинным хроникером жизни и деятельности великого реформатора. Он создал самые разнообразные его изображения - парадные и камерные. В них художник сумел передать волю и активность, сильный характер и буйный нрав Петра I - великого государственного деятеля и храброго полководца, отличавшегося гибким умом и личным мужеством.

Одним из "типов", образцов для повторения стал профильный портрет Петра I(1710-е гг., Эрмитаж). До наших дней дошло значительное количество его копий. Петр I у Таннауера - повелитель, властелин, личность исключительная. Силуэт его фигуры и повернутой в профиль головы отчетливо рисуется на фоне грозного неба. Он - порыв, воля, энергия. Сильные контрасты света и тени усиливают ощущение активности, внутренней взволнованности образа. Его суровой величественности соответствует сдержанное цветовое решение, построенное на сочетании темно-серых и черных тонов, оживленное единственным ярким пятном - синий Андреевской лентой. Искренняя увлеченность художника личностью Петра I, которая ощущается в портрете, делает образ жизненно убедительным и в то же время романтически приподнятым. [24, с.59]

Кисти Таннауера принадлежит знаменитое полотно "Конный портрет Петра I на фоне Полтавской баталии"(1724 г., Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург). Существуют многочисленные экземпляры профильных изображений Петра I работы неизвестных художников, в основе которых лежит оригинал кисти Таннауера.

Картина "Петр I в Полтавской битве" решена в европейских традициях изображения участия монарха в батальной сцене - композиционно она очень близка знаменитой гравюре, изданной в период царствования Людовика XIV. По сведениям Ф.К. Фридебурга, "Таннауер писал батальные картины, в которых также изображал в разных положениях Императора Петра I-го", хотя тот же Ф.К. Фридебург отмечал, что в картине "Петр I в Полтавской битве" "изображение Государя не вполне схоже с известными его портретами"

Петр I изображен в строевом облачении лейб-гвардии Преображенского полка с орденом Св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Битва русской армии под командованием Петра I со шведской армией Карла XII состоялась 27 июня 1709 года под Полтавой и закончилась полным разгромом шведов. На картине изображен последний этап боя, когда шведская армия панически бежит от преследующего его русского войска в Будищенский лес. В картину Таннауер вводит фигуру летящей Славы, венчающей царя лавровым венком. Таннауера можно считать создателем конного типа изображения Петра I. [24, с. 38.]

Как и другие западноевропейские мастера, приглашенные в Россию для распространения новой светской живописи, И. Г. Таннауэр стремился ввести в русскую живопись традицию парадного портрета. Яркое тому подтверждение - "Портрет Петра I на фоне морского сражения" (1716, Музей-заповедник "Московский Кремль"). Картина кисти Таннауэра наполнена пафосом и звучностью, передает патриотизм Петра I, его ликование по поводу военных "викторий" России.

Тем не менее в данном случае, как и в портретной живописи, Таннауер стал основателем типа изображения Петра I: в собрании Павловского дворца хранится картина, почти полностью повторяющая композицию "Полтавской битвы", но без фигуры венчающей героя Славы. Это произведение, несомненно, принадлежит кисти русского мастера - новизна сюжета ни в коей мере не лишает его сходства с царскими конными портретами XVII века.

Рядом с именем Готфрида Таннауера в истории русского искусства петровской поры привычно произносится имя Луи Каравака. Эти иностранных мастера стали первыми придворными живописцами Петра I и создателями наиболее распространенных впоследствии иконографических типов российского императора.

Луи Каравак (1684-1754) неоднократно писал портреты государя. В 1722 году он сопровождал Петра I в астраханском походе, где и написал его с натуры. В настоящее время с именем Каравака связывают два полотна. В отличие от барочных изображений Петра I кисти И. Таннауера, прославлявших монарха-полководца, произведения Л.Каравака носят "деловой характер" и дают представление о государе - созидателе. Для произведений Каравака характерны приемы изысканной французской школы

Луи Каравак написал первый портрет Петра I в 1716 году. Петр I изображен на фоне моря с многочисленными крепостями и выстроившимися кораблями союзного флота - русского, голландского, датского и английского. Российский царь командовал им во время морской кампании осени 1716 года.

Иконографические типы Петра I, созданные Караваком, были очень популярны, их неоднократно копировали и гравировали в течение последующих столетий. Повторял выработанный им иконографический тип и сам Каравак. В качестве примера можно привести два портрета из собрания Государственного Русского музея. Первый из них имеет на обороте холста чрезвычайно интересную наклейку с надписью: "[Port]rait de Pier[re] le Grand Lоuis Caravac, peintre de la Cour Imperiale de Russie en 1717" ("Портрет Петра Великого, выполненный Луи Караваком, художником российского Императорского Двора в 1717 году"). Петр и здесь изображен в мундире Преображенского полка с лентой и звездой ордена Святого Андрея Первозванного.

На втором портрете редкого для Каравака овального формата Петр I представлен в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденских ленты и звезды. При дублировании холста на обороте была воспроизведена старая надпись: "Pierre I-ier Emprer de Russie Seul peint d'apres nature venant du cabinet de Statue a Petersburg. 954" ("Петр I, российский император. Единственный, писанный с натуры, поступил из кабинета статуй в Петербурге"). На подрамнике наклейка с надписью: "Venant de Mde Falconet. 954" ("Поступил от мадам Фальконе. 954").

Каравакка интересуют прежде всего человеческая неповторимость, человеческая сущность Петра I. Он создает здесь одно из самых строгих и сдержанных своих решений. Все в портрете предельно просто: нейтральный фон, отсутствуют аксессуары, царь не в латах, а в своем любимом Преображенском мундире и даже без Андреевской ленты, которая обычна в его портретах, Петр держится очень естественно. Мундир дан общим, погруженным в тень пятном, его зеленый цвет погашен, золотое шитье только деликатно обозначено легкими, быстрыми движениями кисти - ничто не должно отвлекать внимания зрителей от лица, освещенного сильным прямым светом. Нет ни намека на лесть или идеализацию, столь свойственные работам Каравакка, а в том, как бережно переданы черты лица, чувствуется теплое личное отношение художника. В этом портрете Каравакк предстает тонким и умным наблюдателем, от которого не ускользают приметы пережитых Петром I тревог и волнений: глубокие складки залегли между бровями и у губ, во взгляде умных, проницательных глаз решимость и воля, но одновременно и затаенная грусть. [24, с. 61-62]

При сравнении работ Каравакка и Таннауера можно сделать вывод, что художники по разному подходили к выполнению задачи. Таннауер изображает Петра I как властелина и повелителя, безусловно, сильную личность. Все решения автора направлены на усиление величественности образа. Работы Каравакка наоборот сдержаны и просты, его интересует не столько личность Петра как императора, а скорее человека пережившего тяжелую, сложную жизнь.

художник портрет скульптура император



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.05 с.)