Первые портреты императора, выполненные русскими мастерами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые портреты императора, выполненные русскими мастерами



 

Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (ок. 1690-1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701-1739).

Живопись Ивана Никитина изящна и владеет всеми тайнами западноевропейской техники. И в самом деле, картины Никитина очень живописны: форма подается мягко; фон, как правило, темный, теплый, дающий ощущение реальной глубины; цвет звучный, полнокровный, с преобладанием теплых тонов; характерно сопоставление желтых и кирпично-красных с синим, причем последний звучит в качестве дополнительной цветовой темы; манера письма по характеру положения мазка несколько декоративна.[18, с. 63-64]

Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества - портрет Петра I (1721г., Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Лучше, чем где-либо в другом современном портрете, передано здесь своеобразие той бурной эпохи: в Петре I ощущается суровая воля, направленная на служение интересам государства и способная в то же время в достижении своей цели прибегать к угнетению и насилию. Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Композиция проста, отсутствуют столь обычные для европейского парадного портрета того времени символические аксессуары, все внимание сосредоточено на лице Петра. Это и естественно: в России еще не сложился в эти годы помпезный и парадный быт европеизированной крепостнической деспотии. Пафос познания мира, овладения им еще господствовал над пробуждающимся тяготением к импозантности, пышности.[7, с 743]

Никитин отличается тем, что хорошо передает значительность Петра, сложность его натуры. Петр охарактеризован в этом произведении Никитина наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художников. В небольшом по размеру портрете господствует само лицо Петра, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней; тускло блестящие стальные латы полководца, наоборот, едва различимы во мраке фона. Портрет лишен даже намека на аллегорические мотивы, столь частые вообще в искусстве того времени: Никитин, подлинный художник-реалист, проявил в нем замечательную ясность художественного мышления. В облике Петра он сумел дать почувствовать и внутреннюю силу государственного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека.

Художник избежал в портрете без каких-либо аксессуаров, "ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек - гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека.

Портрет привлекает внимание выразительностью образа Петра, состоянием глубокой и сосредоточенной думы, в которую он погружен. Это необычно сильное и по форме и по содержанию произведение. Излюбленному овалу Никитин предпочитает здесь более компактную форму - круг. Большую часть холста занимает голова Петра. Портрет не многоцветен - изысканная и тонко разработанная гамма темно- коричневых, темно-зеленых, серебристо-серых и черных тонов создает спокойное, гармоничное и очень строгое целое, воспринимаемое как торжественный аккорд. Резкое освещение сверху слева, глубокие тени, темный, но пространственный, пронизанный ослабленным мерцанием света фон, бледное лицо - все это торжественно и репрезентативно по самой сути. Чем дольше вглядываешься в портрет, тем яснее выступает другой лейтмотив - не торжественное величественное начала, но человеческое, в чем-то противоречивое и трагическое.

В прямой посадке головы величие и сила, хотя пополнение бледное величие и сила, хотя пополневшее бледное лицо уже несколько обрюзгло. Темные откинутые назад волосы мягко уходят в глубину фона. Белый шейный платок выступает узкой полоской из-под темных, почти черных лат полководца и еще более направляет внимание зрителю на лицо. Высокий лоб чист и прекрасен, но морщинки между бровями уже свидетельствует о тяжком раздумье. Усы топорщатся победно, но складки горечи залегли в уголках губ небольшого жестко сжатого рта.

Предельно лаконичными и в то же время мастерскими приемами, доступными лишь большому художнику, Никитин создает сложный образ. Образ этот перерастает рамки одной человеческой личности и становится портретом эпохи, суровой, великой в своем стремительном взлете и трагической, потому что за взлет этот русский народ заплатил великой ценой.

Круглый портрет резко отличался своим характером и внутренней сущностью от всех изображений Петра, выполненных Таннауером, Каравакком и другими иностранцами.[17, с.60-61]

Совсем недавно в научный оборот введены обнаруженные во Флоренции два парных парадных изображения Петра и Екатерины, написанные художником в Италии, вернее всего, в Венеции, в 1717 г., и свидетельствующие о прекрасном знакомстве Никитина с общеевропейской схемой репрезентативного барочного портрета (Петр представлен в доспехе и с орденом Андрея Первозванного, Екатерина - в парчовом, украшенном драгоценностями платье и с орденом св. Екатерины. Красные, подбитые горностаем, мантии усиливают парадность изображения).

Настроением глубокой, самой искренней личной скорби, печали и величавой торжественности наполнено изображение "Петра на смертном одре" (1725, ГРМ). Портрет написан как будто бы за один сеанс, как этюд, a la prima, на красном грунте, просвечивающем сквозь жидкие легкие виртуозные мазки.[12, с 59]

Император возлежит на траурном ложе. Глубокие складки залегли у плотно сжатых губ и на лбу между сурово сдвинутыми бровями. Кажется, за пределами земного бытия его не оставляют тревожные думы. Во всем облике Петра - торжественное величие.

Чтобы избежать застылости, неподвижности, художник изображает фигуру императора почти точно по диагонали холста и вносит этим в композицию портрета динамику и напряженность. Живопись свободна и уверенна, нет ни одной переписки, ни одного неверного мазка. Богатая гамма холодных тонов от белых, светло-серых и голубых до глубоких черных оживляется охристыми, золотисто-желтыми красками, будто озаряясь отсветом пламени горящих в комнате свечей. Голова его немного выше и правее центра холста Фоном служат подушки траурного ложа. [17, с. 82]

Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты.

Никитин понимал важность возложенной на него задачи - он правдив, объективен, не идеализирует Петра. Лицо мертвого отечно, глубокие скорбные складки залегают около губ и между сведенными, как от боли, бровями, рот искривлен. Лицо несет отпечаток бурно и трудно прожитой жизни. Запрокинутая голова тяжело проминает подушку. [17, с. 84]

Художником, обогатившим отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, был Андрей Матвеев. К ученическим пенсионерским годам относится написанный Матвеевым портрет Петра в овале (ок. 1725, Эрмитаж). В овальном портрете перед нами Петр - строгий воин в мундире Преображенского полка, но без орденской звезды. "Портрет Петра I в овале" по своему качеству отличается от других изображений Петра I, трехчетвертной поворот значительно усложнил осанку портретируемого и придал особую динамику его внутреннему миру. Портрет многократно копировался. Его художественные достоинства высоко ценили: он считался написанным с натуры.

Русская живопись в лице Никитина и Матвеева демонстрирует замечательное овладение приемами западноевропейского мастерства, при сохранении только ей присущего национального духа, будь это строгость, даже некоторая аскетичность никитинских образов, или тонкость и задушевность матвеевских.[12, с.59]

Никитину удалось глубоко и содержательно передать всю сущность императора, его значимость и натуру, он охарактеризован более проницательно в сравнении с другими многочисленными изображениями Петра. Художники Никитин и Матвеев, прежде всего стремились к передачи самой личности Петра, многогранности его характера. Это прежде всего подтверждается тем что изображение императора этими мастерами выполнялось без лишних деталей и аксессуаров, ничего не должно отвлекать от самого образа этого человека. [7, с. 745]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.005 с.)