Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первые портреты императора, выполненные русскими мастерами
Первыми крупными русскими портретистами были Иван Никитич Никитин (ок. 1690-1741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (1701-1739). Живопись Ивана Никитина изящна и владеет всеми тайнами западноевропейской техники. И в самом деле, картины Никитина очень живописны: форма подается мягко; фон, как правило, темный, теплый, дающий ощущение реальной глубины; цвет звучный, полнокровный, с преобладанием теплых тонов; характерно сопоставление желтых и кирпично-красных с синим, причем последний звучит в качестве дополнительной цветовой темы; манера письма по характеру положения мазка несколько декоративна.[18, с. 63-64] Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества - портрет Петра I (1721г., Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Лучше, чем где-либо в другом современном портрете, передано здесь своеобразие той бурной эпохи: в Петре I ощущается суровая воля, направленная на служение интересам государства и способная в то же время в достижении своей цели прибегать к угнетению и насилию. Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Композиция проста, отсутствуют столь обычные для европейского парадного портрета того времени символические аксессуары, все внимание сосредоточено на лице Петра. Это и естественно: в России еще не сложился в эти годы помпезный и парадный быт европеизированной крепостнической деспотии. Пафос познания мира, овладения им еще господствовал над пробуждающимся тяготением к импозантности, пышности.[7, с 743] Никитин отличается тем, что хорошо передает значительность Петра, сложность его натуры. Петр охарактеризован в этом произведении Никитина наиболее глубоко и содержательно по сравнению с многочисленными его изображениями работы других художников. В небольшом по размеру портрете господствует само лицо Петра, сильно освещенное и энергично вылепленное в контрастах света и теней; тускло блестящие стальные латы полководца, наоборот, едва различимы во мраке фона. Портрет лишен даже намека на аллегорические мотивы, столь частые вообще в искусстве того времени: Никитин, подлинный художник-реалист, проявил в нем замечательную ясность художественного мышления. В облике Петра он сумел дать почувствовать и внутреннюю силу государственного деятеля, и душевную сложность, и волевую напряженность незаурядного человека.
Художник избежал в портрете без каких-либо аксессуаров, "ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображен именно царь. Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, что перед ним незаурядный человек - гордый, сильный, с непреклонной волей. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом. Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, нелегкой жизненной борьбы Петра I, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека. Портрет привлекает внимание выразительностью образа Петра, состоянием глубокой и сосредоточенной думы, в которую он погружен. Это необычно сильное и по форме и по содержанию произведение. Излюбленному овалу Никитин предпочитает здесь более компактную форму - круг. Большую часть холста занимает голова Петра. Портрет не многоцветен - изысканная и тонко разработанная гамма темно- коричневых, темно-зеленых, серебристо-серых и черных тонов создает спокойное, гармоничное и очень строгое целое, воспринимаемое как торжественный аккорд. Резкое освещение сверху слева, глубокие тени, темный, но пространственный, пронизанный ослабленным мерцанием света фон, бледное лицо - все это торжественно и репрезентативно по самой сути. Чем дольше вглядываешься в портрет, тем яснее выступает другой лейтмотив - не торжественное величественное начала, но человеческое, в чем-то противоречивое и трагическое. В прямой посадке головы величие и сила, хотя пополнение бледное величие и сила, хотя пополневшее бледное лицо уже несколько обрюзгло. Темные откинутые назад волосы мягко уходят в глубину фона. Белый шейный платок выступает узкой полоской из-под темных, почти черных лат полководца и еще более направляет внимание зрителю на лицо. Высокий лоб чист и прекрасен, но морщинки между бровями уже свидетельствует о тяжком раздумье. Усы топорщатся победно, но складки горечи залегли в уголках губ небольшого жестко сжатого рта.
Предельно лаконичными и в то же время мастерскими приемами, доступными лишь большому художнику, Никитин создает сложный образ. Образ этот перерастает рамки одной человеческой личности и становится портретом эпохи, суровой, великой в своем стремительном взлете и трагической, потому что за взлет этот русский народ заплатил великой ценой. Круглый портрет резко отличался своим характером и внутренней сущностью от всех изображений Петра, выполненных Таннауером, Каравакком и другими иностранцами.[17, с.60-61] Совсем недавно в научный оборот введены обнаруженные во Флоренции два парных парадных изображения Петра и Екатерины, написанные художником в Италии, вернее всего, в Венеции, в 1717 г., и свидетельствующие о прекрасном знакомстве Никитина с общеевропейской схемой репрезентативного барочного портрета (Петр представлен в доспехе и с орденом Андрея Первозванного, Екатерина - в парчовом, украшенном драгоценностями платье и с орденом св. Екатерины. Красные, подбитые горностаем, мантии усиливают парадность изображения). Настроением глубокой, самой искренней личной скорби, печали и величавой торжественности наполнено изображение "Петра на смертном одре" (1725, ГРМ). Портрет написан как будто бы за один сеанс, как этюд, a la prima, на красном грунте, просвечивающем сквозь жидкие легкие виртуозные мазки.[12, с 59] Император возлежит на траурном ложе. Глубокие складки залегли у плотно сжатых губ и на лбу между сурово сдвинутыми бровями. Кажется, за пределами земного бытия его не оставляют тревожные думы. Во всем облике Петра - торжественное величие. Чтобы избежать застылости, неподвижности, художник изображает фигуру императора почти точно по диагонали холста и вносит этим в композицию портрета динамику и напряженность. Живопись свободна и уверенна, нет ни одной переписки, ни одного неверного мазка. Богатая гамма холодных тонов от белых, светло-серых и голубых до глубоких черных оживляется охристыми, золотисто-желтыми красками, будто озаряясь отсветом пламени горящих в комнате свечей. Голова его немного выше и правее центра холста Фоном служат подушки траурного ложа. [17, с. 82] Лежащий царь, прикрытый горностаевой мантией, увиден с необычной точки зрения - сверху, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, дрожью пламени вносящих жизнь в мертвое тело. Редкое по живописной силе и свободе полотно - реквием Петру, написанный близким человеком, единомышленником, ошеломленным величиной утраты. Никитин понимал важность возложенной на него задачи - он правдив, объективен, не идеализирует Петра. Лицо мертвого отечно, глубокие скорбные складки залегают около губ и между сведенными, как от боли, бровями, рот искривлен. Лицо несет отпечаток бурно и трудно прожитой жизни. Запрокинутая голова тяжело проминает подушку. [17, с. 84] Художником, обогатившим отечественное искусство достижениями европейских живописных школ, был Андрей Матвеев. К ученическим пенсионерским годам относится написанный Матвеевым портрет Петра в овале (ок. 1725, Эрмитаж). В овальном портрете перед нами Петр - строгий воин в мундире Преображенского полка, но без орденской звезды. "Портрет Петра I в овале" по своему качеству отличается от других изображений Петра I, трехчетвертной поворот значительно усложнил осанку портретируемого и придал особую динамику его внутреннему миру. Портрет многократно копировался. Его художественные достоинства высоко ценили: он считался написанным с натуры. Русская живопись в лице Никитина и Матвеева демонстрирует замечательное овладение приемами западноевропейского мастерства, при сохранении только ей присущего национального духа, будь это строгость, даже некоторая аскетичность никитинских образов, или тонкость и задушевность матвеевских.[12, с.59] Никитину удалось глубоко и содержательно передать всю сущность императора, его значимость и натуру, он охарактеризован более проницательно в сравнении с другими многочисленными изображениями Петра. Художники Никитин и Матвеев, прежде всего стремились к передачи самой личности Петра, многогранности его характера. Это прежде всего подтверждается тем что изображение императора этими мастерами выполнялось без лишних деталей и аксессуаров, ничего не должно отвлекать от самого образа этого человека. [7, с. 745]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.005 с.) |