Характеристика товарного ассортимента организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика товарного ассортимента организации



 

Ассортиментная политика торговой организации представляет собой целенаправленную деятельность в области товарного обеспечения рынка. Она основана на долгосрочном планировании и регулировании и направлена на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей хозяйственной деятельности.

Современная ассортиментная политика торговой организации имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Ассортиментная политика, проводимая торговой организацией, не должна иметь застойных тенденций.

Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение торгового ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, разновидностей, моделей, сопровождающееся предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения.

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники УКТПП «Полоцкстройматериалы» обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы.

К общим факторам относятся: социальные факторы, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические.

Специфические факторы включают в себя: тип магазина, его материально-техническую базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику городского и сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие непосредственных конкурентов.

В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каков должен быть ассортимент товаров, чтобы наилучшим образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговая организация ищет свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конъюнктурных условий.

Поэтому коммерческие работники унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу. Для этого можно предложить использовать широко применяемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в оптовом торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленной цели.

Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории «С» - около 5%. Причем, в первую категорию рекомендуется включать примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%.

Деление торгового ассортимента основывается на ранжировании товарных групп по выбранному критерию и определении категорий «А», «В», «С» в соответствии с условиями АВС-анализа.

Анализ результатов можно произвести в следующей последовательности. Расположить товарные группы в порядке убывания прибыли. В категорию «А» включить товарные группы, которые в сумме дают около 70% прибыли, в категорию «В» - 25% прибыли, в категорию «С» 5% прибыли.

Для каждой категории подсчитать общее количество входящих в нее ассортиментных позиций и определите их долю в номенклатуре торгового ассортимента. В соответствии с этим можно сделать вывод о достаточности количества ассортиментных позиций в каждой категории.

В дальнейшем, с каждой отдельно взятой категорией, произвести подобные действия по другому критерию - товарообороту, а каждые сформированные категории по товарообороту, в свою очередь, проранжировать и разбить на категории по издержкам.

В то же время следует предусмотреть, что торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса.

При установлении целесообразности нахождения товара определенного наименования в торговом ассортименте, следует учитывать, в каком периоде жизненного цикла он находится.

Такой подход должен быть одним из факторов, влияющим на формирование оптимального ассортимента унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы».

Наличие товара определенного вида в ассортименте желательно до тех пор, пока объем продаж не минует так называемую «точку безубыточности».

АВС-анализ проводится на основе статистических данных по торговой организации за год, полугодие, квартал. Организация необходимых расчетов требует от коммерческих работников УКТПП «Полоцкстройматериалы» наличия производительных вычислительных ресурсов с возможностью как табличного, так и графического представления результатов.

Надлежит отметить, что АВС-анализ является важнейшим инструментом совершенствования и развития ассортимента потребительских товаров, а не формирования его изначально.

Показатели номенклатуры производимой и реализуемой продукции УКТПП «Полоцкстройматериалы» представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Показатели номенклатуры УКТПП «Полоцкстройматериалы»

Ассортиментные группы номенклатуры Глубина
Наборы 5
Шкафы 41
Тумбы 29
Столы 5
Кровати 4
Прочее (зеркала, подцветочницы) 5
ИТОГО (насыщенность) 96

 

Таблица 2.3 показывает, что глубина ассортиментных групп существенно различается и варьируется от 4 до 41. Показатель насыщенности равен 96, то есть предприятие выпускает 96 типоразмера продукции. Всю номенклатуру товаров унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» можно считать вполне гармоничной, как с позиции и технологии производства, так и с точки зрения направления использования, поскольку вся выпускаемая и реализуемая продукция предназначена для использования конечными потребителями.

Существующие в настоящее время мощности унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» позволяют выпускать современную мебель с использованием материалов из натуральной древесины бука, дуба, сосны и берёзы.

Производимая и реализуемая унитарным коммунальным торгово-производственным предприятием «Полоцкстройматериалы» мебель может быть установлена в жилых помещениях, офисах. Разнообразие ассортимента товаров обеспечивается преимущественно на основании комбинаторики, за счёт унификации корпусов и щитов, применения стандартной фурнитуры, простоты сборки, за счёт использования многообразных решений фасадов, различных приёмов декорирования и отделки.

При разделении всех товарных групп, подгрупп, видов товаров по методу АВС-анализа составляются таблицы, характеризующие степень вклада каждого оцениваемого вида или подгруппы товаров в итог деятельности (критерий).

Таким образом, можно провести АВС-анализ. Для этой цели составим следующую таблицу. В таблице представлены объемы реализации за второе полугодие 2012 года.

 

Таблица 2.4 - Исходные данные для АВС-анализа

№ товара Наименование товарных групп Объем реализации, млн. руб. Удельный вес в структуре товарооборота, %
1 Кухни 78,5 9,0
2 Спальни 72,5 8,3
3 Детские 45,9 5,3
4 Мягкие уголки 101,2 11,6
5 Прочие наборы мебели 41,2 4,7
6 Шкафы 106,4 12,2
7 Тумбы 86,7 9,9
8 Столы 98,9 11,3
9 Кровати 112,1 12,8
10 Зеркала 56,8 6,5
11 Подцветочницы 18,9 2,2
12 Вазы 12,5 1,4
13 Прочая мебель 41,4 4,7

 

Наибольший удельный вес в товарообороте унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» составляют мягкие уголки (11,6%), кровати (12,8%), шкафы (12,2%).

В настоящее время у покупателей сложились устойчивые предпочтения к тем или иным потребительским товарам, будь они отечественного либо иностранного производства.

В то же время необоснованное повышение ассортимента товаров приведет в первую очередь не к увеличению потребительского спроса на данный товар, а к увеличению остатков товаров. А значит и к замедлению оборачиваемости товаров.

Тем не менее, несмотря на это существует ряд товарных позиций, постоянное расширение и обновление ассортимента которых позволяет организации увеличить оборот и привлечь покупателей.

Дальнейшим шагом АВС-анализа является сортировка товарных групп в порядке убывания объема реализации.

Таблица 2.5 - Сортировка объектов анализа в порядке убывания

№ товара Наименование товарных групп Объем реализации, млн. руб. Удельный вес в структуре товарооборота, %
9 Кровати 112,1 12,8
6 Шкафы 106,4 12,2
4 Мягкие уголки 101,2 11,6
8 Столы 98,9 11,3
7 Тумбы 86,7 9,9
1 Кухни 78,5 9,0
2 Спальни 72,5 8,3
10 Зеркала 56,8 6,5
3 Детские 45,9 5,3
13 Прочая мебель 41,4 4,7
5 Прочие наборы мебели 41,2 4,7
11 Подцветочницы 18,9 2,2
12 Вазы 12,5 1,4

 

Для определения принадлежности выбранного объекта к определенной группе необходимо:

-  рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов;

-  рассчитать эту долю с накопительным итогом;

-  присвоить значения групп выбранным объектам.

 

Таблица 2.6 - Определение групп товаров

№ товара Наименование товарных групп Объем реализации, млн. руб. Удельный вес в структуре товарооборота, % Доля с накопительным итогом, % Группа
9 Кровати 112,1 12,8 12,8 А
6 Шкафы 106,4 12,2 25,0 А
4 Мягкие уголки 101,2 11,6 36,6 А
8 Столы 98,9 11,3 47,9 А
7 Тумбы 86,7 9,9 57,9 В
1 Кухни 78,5 9,0 66,9 В
2 Спальни 72,5 8,3 75,2 В
10 Зеркала 56,8 6,5 81,7 В
3 Детские 45,9 5,3 86,9 С
13 Прочая мебель 41,4 4,7 91,7 С
5 Прочие наборы мебели 41,2 4,7 96,4 С
11 Подцветочницы 18,9 2,2 98,6 С
12 Вазы 12,5 1,4 100,0 С

 

Последним шагом анализа является сведение данных в сводную таблицу. Для наглядности результатов анализа возможно построение графика.

 

Таблица 2.7 - Результаты АВС-анализа

Группа

Объем реализации

Количество товарных групп

  млн. руб. доля, % единиц доля, %
А 418,6 47,9 4 30,8
В 294,5 33,7 4 30,8
С 159,9 18,3 5 38,5
Итого 873,0 100 13 100,0

 

На основании данных АВС-анализа можно сделать следующие выводы. Наиболее важными для торговой организации в смысле объема сбыта оказались всего четыре товарные группы из тринадцати. Эта продукция отнесена к группе А, на нее приходится 47,9% реализации.

В группу В входят также 4 товарных группы, на которые приходится 33,7% объема реализации. Группа С представлена пятью товарными группами, на которых приходится 18,3% всего товарооборота.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.017 с.)