Методика исследования оборота розничной торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования оборота розничной торговли



 

Организуя исследование товарооборота розничной торговли, необходимо установить, как развивается товарооборот розничной торговли, каким образом удовлетворяет спрос на товары, как торговое предприятие учитывает структуру оборота розничной торговли, обеспечивает в нем долю высококачественных товаров, активно воздействует на формирование разумных потребностей покупателей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

Первостепенные задачи анализа оборота розничной торговли могут быть сведены к следующим [30]:

- проверка выполнения планов (прогнозов) оборота розничной торговли, удовлетворения покупательского спроса на определенные товары, освоение долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности, определение тенденций экономического и социального развития предприятий розничной торговли;

-  установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

-  изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оборота розничной торговли; комплексная оценка деятельности торгового предприятия;

-  выявление путей, возможностей и резервов роста оборота розничной торговли, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

-  разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию оборота розничной торговли, торговой деятельности предприятия.

Основной целью анализа является совокупная характеристика состояния товарооборота розничной торговли, обнаружение положительных и отрицательных тенденций развития и расчет на этой основе резервов повышения оборота розничной торговли. Этапы анализа оборота розничной торговли приведены в таблице 1.2. [14]

 

Таблица 1.2 - Этапы анализа оборота розничной торговли

Этапы анализа Содержание этапов
Изучение экономических предпосылок анализа оборота розничной торговли Определение цели и задач анализа Анализ основных показателей деятельности предприятия, влияющих на оборот розничной торговли; Определение возможностей торгового предприятия на потребительском рынке.
Анализ оборота розничной торговли во временном аспекте Анализ товарооборота по периодам года Расчет и анализ коэффициента ритмичности Расчет коэффициента равномерности
Анализ оборота розничной торговли по составу и товарной структуре Анализ оборота розничной торговли по ассортименту товаров Анализ товарооборот по составу (товарооборот населения и товарооборот предприятий, организаций)
Анализ динамики оборота розничной торговли за ряд предшествующих лет Расчет товарооборота в сопоставимых ценах Расчет и анализ цепных индексов роста Расчет базисных темпов роста Выявление тенденций развития оборота розничной торговли
Факторный анализ оборота розничной торговли Расчет влияния изменения цен и физического объема оборота розничной торговли Влияние трудовых ресурсов на изменение объема оборота розничной торговли Влияние товарного обеспечения Влияние факторов связанных с эффективностью использования товарных запасов Влияние факторов связанных с эффективностью использования основных фондов Влияние факторов связанных с эффективностью использования оборотных средств
Выявление резервов роста оборота розничной торговли Разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков в ходе анализа и повышению эффективности деятельности предприятия.

 

В процессе исследования товарооборота розничной торговли используют данные планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений и хронометража.

Розничный товарооборот предпринимательской структуры в настоящий момент измеряется стоимостными и натуральными показателями, показателями темпов роста и прироста [22].

Темп роста (снижения) объема товарооборота розничной торговли по сравнению с предшествующим годом:

 

                                                                           (1.1)

 

где Ротч, пр - оборот торговли в отчетном и прошлом году.

Темп прироста показателя товарооборота розничной торговли по сопоставлению с прошлым годом:


                                                                             (1.2)

 

Темпы роста (снижения): цепные (в процентах к предшествующему году) и базисные (в процентах к первому, принятому за базу, году исследования).

При исследовании динамики оборота розничной торговли необходимо сопоставлять его не только с данными прошлого года, но и с данными прошлых лет, что позволит глубже изучать тенденции оборота.

Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным наименованием характеризует структуру розничного оборота розничной торговли и является его качественной характеристикой.

Анализ динамики товарооборота розничной торговли целесообразно проводить не только в целом по предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (отделов, секций).

В целях оценки равномерности развития оборота розничной торговли по временным периодам рассчитываются коэффициенты равномерности и ритмичности, а также индексы сезонности.

Коэффициент равномерности рассчитывается по следующим формулам:

 

,                                                                             (1.3)

 

где V - коэффициент вариации, %;

 

                                                                              (1.4)

 

где s - среднеквадратическое отклонение;

 - средний процент (темп роста) оборота по общему объему.

Среднеквадратичное отклонение считается следующим образом:

 

                                                                       (1.5)

 

где xi - темп изменения оборота торговли за определенный период;

 - темп изменения оборота за исследуемый период;- число составляющих (месяцев, кварталов);

С целью характеристики распределения товарооборота розничной торговли по отдельным месяцам и кварталам отчетного года целесообразно также осуществлять расчет индексов сезонности, которые рассчитываются по следующей формуле:

 

                                                                                     (1.6)

 

где - средний оборот торговли за период времени;

 - средний оборот торговли за период.

 

                                                                              (1.7)

 

Качественной важнейшей характеристикой аналитического показателя товарооборота розничной торговли является его структура. Доля той или иной группы потребительских товаров в совокупном объеме товарооборота розничной торговли характеризуется показателем удельного веса (УВi), который рассчитывается следующим образом


                                                                              (1.8)

 

где Pi - оборот торговли по отдельной товарной группе;

Р - общий объем оборота розничной торговли.

В процессе исследования структуры товарооборота определяют выполнение товарооборота по товарным группам, отдельным товарам, степень удовлетворения потребительского спроса населения на реализуемые товары, сдвиги, происходящие в структуре оборота розничной торговли по сравнению с прошлым периодом [21].

Для характеристики изменения структуры оборота розничной торговли используют коэффициент абсолютных структурных сдвигов [27]:

 

,                                                              (1.9)

 

где К - коэффициент абсолютных структурных сдвигов оборота;, f0 - удельные веса i-той товарной группы в совокупном объеме оборота торговли в отчетном и прошлом периода соответственно;

n - количество товарных групп.

На характер динамики товарооборота розничной торговли оказывают воздействие большое количество факторов и условий, которые принято объединять в несколько групп:

- связанные с товарными ресурсами;

-  связанные с численностью работников и эффективностью их труда;

-  связанные эффективностью использования материально-технической базы торгового предприятия и режимом его работы;

-  ценовой фактор.

На основании проведенного исследования предприятиями розничной торговли разрабатываются рекомендации по устранению выявленных недостатков в процессе анализа и определяются мероприятия по повышению эффективности торговой деятельности предприятия [16].

 

1.5 Методика планирования оборота и резервы его повышения

 

Организация планирования как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных и взаимозависимых операций проходит в несколько этапов:

- определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке

-  исследование проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

-  поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

-  определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства;

-  оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

-  оформление плана в виде единого документа.

В настоящее время планирование показателя товарооборота розничной торговли является одним из важнейших моментов деятельности торгового предприятия (рисунок 1.2).

 


Рисунок 1.2 - Цели планирования оборота розничной торговли

 

Экономическое обоснование совокупного товарооборота розничной торговли осуществляется несколькими методами (рисунок 1.3) [11].

 

Рисунок 1.3 - Методы планирования совокупного оборота розничной торговли

 

Рассмотрим каждый из указанных методов определения совокупного объема оборота розничной торговли.

Балансовый метод основан на использовании при расчете товарооборота балансовой взаимосвязи различных показателей. Данный метод может быть использован на двух уровнях:

-  на уровне торгового предприятия;

-  на уровне региона (города, края, республики).

На уровне торгового предприятия расчет товарооборота розничной торговли осуществляется по формуле балансовой увязки оборота с факторами, влияющими на него:

 

Н + П = Р + 3К + В                                                                   (1.10)

 

где 3Н,3К - запасы на начало и конец периода;

П - поступление товаров;

Р - оборот розничной торговли;

В - выбытие товаров (потери).

На основании балансовой формулы можно выразить и рассчитать объем товарооборота розничной торговли:

 

Р = 3Н + П - 3 К - В                                                                  (1.11)

 

Экономико-статистические методы основываются на определении статистических средних за предыдущие периоды и расчете на этой основе товарооборота розничной торговли на будущий период [11].

Совокупный объем товарооборота розничной торговли рассчитывается следующими экономико-статистическими методами:

. Метод расчета совокупного объема оборота розничной торговли по среднегодовым темпам роста [14].

Расчет среднегодового темпа роста товарооборота осуществляется на основе средней геометрической роста:

 

                                                                         (1.12)


где Рп- товарооборот за отчетный период;

Ро - товарооборот за базовый период;

n - число лет в периоде.

Тогда совокупный объем розничного оборота определяется по формуле:

 

                                                       (1.13)

 

где Рпл - плановый объем оборота;

Iцен - индекс цен на прогнозируемый период.

. Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

Сущность данного статистического метода заключается в определении основных тенденций динамического ряда путем плавного изменения показателя товарооборота во времени.

Каждому отдельному показателю динамического ряда последовательно присваивается условное обозначение и осуществляется выравнивание показателей по скользящей средней через два или три шага [20].

Нормативный метод. Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и технико-экономические нормативы, характеризующие рациональную величину этого показателя для конкретных условий работы предприятия.

Экономико-математические методы планирования оборота организаций розничной торговли заключаются в выявлении математической закономерности формирования и развития показателя и построения на этой основе модели развития показателя в будущем [32].

Экономико-математическое моделирование оборота розничной торговли осуществляется в несколько этапов:

этап - построение графика зависимости оборота розничной торговли от определяющих его факторов, расчет коэффициента корреляции;

этап - выбор математического уравнения, отражающего зависимость;

этап - нахождение параметров этого уравнения;

этап - планирование оборота на основе выбранного уравнения;

этап - расчет ошибки плана.

Достоинствами данного метода является возможность планирования оборота в зависимости от многих факторов, его определяющих (уровня доходов населения, его численности) и высокая точность плана. Основной недостаток данного метода- отсутствие возможности сбора необходимой информационной базы для планирования (за 7-10 лет).

Данный метод можно использовать на всех уровнях деятельности.

Метод экспертных оценок. Сущность настоящего метода заключается в привлечении к планированию показателя товарооборота торговли группы экспертов в исследуемой отрасли. Эксперты должны отличаться высокой квалификацией, широким кругозором, быть независимыми в суждениях, иметь большой стаж и опыт работы в данной области.

Наиболее часто при планировании показателя товарооборота используют методы коллективных экспертных оценок, такие, как метод «Дельфи», метод «мозговой атаки». Достоинства данного метода заключаются в учете влияния многих факторов посредством учета мнения экспертов и достаточно высокой точности расчетов [9].

Следующий этап планирования товарооборота розничной торговли предполагает расчет оборота по периодам года и по структуре.

Планирование оборота розничной торговли на будущий год по периодам года может осуществляться следующими методами (рисунок 1.4).

 


Рисунок 1.4 - Методы планирования оборота розничной торговли по периодам года

 

При планировании товарооборота розничной торговли по периодам года на основании средних удельных весов квартальных оборотов в годовом объеме оборота розничной торговли рассчитывают средние удельные веса квартальных оборотов за последние два-три года работы торгового предприятия по средней арифметической и на этом основании распределяют планируемый годовой товарооборот розничной торговли [14].

В процессе планировании квартальных оборотов розничной торговли с помощью индексов сезонности оборота розничной торговли расчеты осуществляются умножением среднеквартального оборота будущего года на индекс сезонности соответствующего квартала (уточненные):

 

                                                                               (1.14)

 

где  - среднеквартальный оборот планируемого года;

 - оборот розничной торговли планируемого года;

- количество кварталов в году.

Индексы сезонности рассчитываются как отклонение фактического уровня соответствующего месяца к уровню, рассчитанному по методу скользящей средней или по уравнению тренда.

При планировании структуры оборота розничной торговли на практике могут использоваться следующие методы (рисунок 1.5).

 

Рисунок 1.5 - Методы планирования оборота розничной торговли по структуре

 

Расчеты структуры товарооборота розничной торговли предполагают определение оборота либо по отдельным товарам, либо по продовольственным и непродовольственным товарам [3].

При использовании метода расчета на основе средних удельных весов оборотов товарных групп в годовом объеме оборота сначала рассчитывают средние удельные веса оборотов товарных групп за последние два-три года работы предприятия по формуле средней арифметической.

Следующим этапом после планирования оборота розничной торговли является выявление резервов его роста. К ним можно отнести:

- увеличение оборота розничной торговли, как в действующих ценах, так и в сопоставимых ценах;

-  увеличение физического объема продаж;

-  увеличение товарооборота розничной торговли за счет интенсивного фактора;

-  оптимизация ассортиментной структуры реализуемых товаров;

-  разработка оптимальной ценовой политики;

-  сокращение звенности товародвижения;

-  повышение заработной платы и экономическое стимулирование производительности работников через премии, компенсаций неиспользованный отпуск;

-  улучшение условий труда (создание комнаты для отдыха, установка кондиционеров, лучшего освещения, обогревателей), социально-психологического климата;

-  механизация, автоматизация погрузочно-разгрузочных работ, расчетных операций, фасовки товара;

-  расширения перечень поставщиков, с целью подбора наиболее надежных и налаживать прямые связи с предприятиями-изготовителями или дилерами.

При исследовании факторов формирования и повышения розничного товарооборота необходимо анализировать эффективность и результативность их воздействия на динамику и структуру товарооборота [33].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.084 с.)