Глава 1 теоретические аспекты анализа товарооборота торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические аспекты анализа товарооборота торгового предприятия



Введение

Глава 1 Теоретические аспекты анализа товарооборота торгового предприятия

Торговая отрасль в условиях становления рыночных отношений

Экономическая сущность и классификация розничного оборота

Задачи и особенности анализа розничного оборота

Методика исследования оборота розничной торговли

Методика планирования оборота и резервы его повышения

Факторы формирования и развития розничного оборота

Глава 2 Анализ товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы»

Организационно-экономическая характеристика предприятия

Анализ динамики и структуры розничного товарооборота

Характеристика товарного ассортимента организации

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Глава 3 Перспективы развития товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы»

Планирование и прогнозирование товарооборота

Совершенствование рекламной деятельности

Совершенствование маркетинговой деятельности 

Совершенствование закупочной деятельности

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Товарооборот в рыночных условиях хозяйствования является одним из важнейших аналитических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.

Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута настоящая цель.

Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации потребительских товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения товарооборота как основного фактора повышения доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.

Торговля - одна из ключевых отраслей национальной экономики любого государства, в частности, и Республики Беларусь. Показатель товарооборота, характеризующий объем продаж (в том числе в оптовой и розничной торговле), в настоящий момент является важнейшей количественной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций.

Товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни населения. Он характеризует величину покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

Товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического и социального развития. Он оказывает непосредственное и существенное воздействие, как на производство, так и на конечное потребление.

В состав товарооборота входит величина реализации товаров населению посредством розничной торговой сети и предприятий общественного питания, продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям. Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения.

В динамике товарооборота находят отражение систематический рост производства товаров, с одной стороны, непрерывный подъём благосостояния населения государства - с другой. Он оказывает также большое воздействие на все количественные и качественные показатели коммерческой деятельности торговых предприятий и организаций.

От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доход, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению имеют систематический контроль и тщательный анализ показателей товарооборота.

Несмотря на актуальность проблем формирования и развития торговой деятельности, внимание к совершенствованию современной торговли немного утрачено, ряд вопросов остаются недостаточно освещенными и нуждаются в дальнейшей практической разработке.

Своевременно и правильно организованный анализ реализации товаров имеет решающее значение как для самой торговой организации в части определения результатов её финансово-хозяйственной деятельности, так и для государства в целом, получающего налоги от реализации продукции, которые уплачивают субъекты предпринимательской деятельности.

Отлаженная система исследования товарооборота позволяет выявлять резервы увеличения его объёма и принимать обоснованные управленческие решения по повышению эффективности деятельности организаций.

Комплексное научно обоснованное исследование товарооборота торговли должно являться важным компонентом финансово-хозяйственной деятельности современных торговых организаций.

Вследствие этого в современных рыночных условиях хозяйствования особенную актуальность и практическую значимость приобретают вопросы, связанные с исследованием показателя товарооборота торгового предприятия и определением перспектив его развития.

Важнейшая цель выпускной квалификационной работы предусматривает исследование товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы» и обоснование перспектив его развития.

Поставленная цель предполагает решение взаимосвязанных задач:

.   изучение теоретических аспектов анализа товарооборота торгового предприятия;

.   проведение анализа товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы»;

.   экономическое обоснование перспектив развития товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы».

Объект исследования дипломной работы - унитарное коммунальное торгово-производственное предприятие «Полоцкстройматериалы». Предмет исследования - показатель оборота УКТПП «Полоцкстройматериалы».

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его рекомендации носят целенаправленный характер и предоставляют возможность обнаружить и обосновать перспективы развития товарооборота торгового предприятия.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы научные методы: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, сравнительный метод, табличный метод, графический метод.

Теоретическое и методологическое основание исследования составили публикации отечественных и зарубежных экономистов, законодательные и нормативные документы, материалы периодической печати по тематике выпускной квалификационной работы.


Планирование и прогнозирование товарооборота

 

Научно обоснованные прогнозы товарооборота имеют важное значение с целью ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса населения, нормального денежного обращения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

Исследование товарного ассортимента УКТПП «Полоцкстройматериалы» показало, что ведущее место в ассортименте предприятия занимает товарная группа «Корпусная мебель». Таким образом, исходя из анализа ассортимента, можно выдвинуть предложение об увеличении объемов продаж этой группы.

Процесс планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности включает совокупность последовательных процедур. Первоначально формируются реальные задачи предприятия, устанавливаются соответствующие этим задачам целевые количественные показатели, оцениваются имеющиеся ресурсы, необходимые для реализации плана.

Планирование ориентировано на формирование алгоритмов оптимизации деятельности на предстоящие периоды. Это достигается при условии наличия строгого теоретического смысла и математического выражения конкретных целей предприятия.

План предприятия представляет формируемый с учетом прогнозных данных документ, призванный обеспечивать на будущие периоды финансовую устойчивость предприятия и повышение потенциала предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции.

Содержание плана должно быть ориентировано на соблюдение баланса выделяемых ресурсов. Так, например, необходимы равновесие и сбалансированность таких параметров, как номенклатура обновляемой продукции, смена технологий, инновации, объем инвестиционных затрат.

Сущность планирования можно определить как создание модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения.

В системе управления торговым предприятием план является рабочим инструментом для достижения субъектом предпринимательства своих целей. План является не самоцелью, а средством достижения цели.

Арсенал средств достижения конечной цели, представленных в плане, может включать экономические, психологические, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Эти средства могут меняться, что требует систематического уточнения и корректировки в соответствии с изменившимися условиями ведения бизнеса.

Качественный план, особенно стратегический, должен формироваться на основании качественного конъюнктурного прогноза. При разработке прогноза учитываются наряду с факторами внутренней среды предприятия объективные закономерности внешней среды, механизмы потребительского рынка, оцениваются коммерческие риски.

Структура плана современной торговой организации должна в полной мере согласовываться с организационной структурой предприятия. Это позволяет «расписать» план по исполнителям, по срокам исполнения и по источникам экономических ресурсов - материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных.

Реальность плана определяется на основании имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированностью разделов плана по исполнителям, по времени, по экономическим ресурсам, оценкой вероятности коммерческих и иных типов рисков.

Процесс планирования показателей деятельности предприятии является органичной составной частью управленческой деятельности и служит средством экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования при достижении коммерческих целей.

Планирование должно основываться на определении приоритетов, средств и методов достижения целей.

Прогноз, на который опирается разрабатываемый план, является многовариантным. В процессе планирования принимаются решения на основе выбора одного из вариантов прогноза.

Внутрифирменное прогнозирование и планирование - органические элементы системы управления, представляют собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Плановые решения должны быть обеспечены совокупностью организационно-технических, экономических, финансовых и социальных условий.

С целью определения прогнозных значений товарооборота унитарного коммунального предприятия «Полоцкстройматериалы» будем использовать хорошо зарекомендовавший себя на практике статистический метод.

Стабильность повышения оборота УКТПП «Полоцкстройматериалы» предоставляет возможность использовать с целью получения прогнозных значений стоимостного показателя прямолинейное уравнение тренда.

Для получения обоснованных выводов относительно перспектив развития оборота унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» на основании прямолинейного уравнения тренда были получены прогнозные значения.

 


Рисунок 3.1 - Динамика оборота УКТПП «Полоцкстройматериалы»

 

Данные рисунка 3.1 позволяют сделать заключение, что при сохранении выявленной тенденции товарооборот унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» в ближайшие два года будет неизменно возрастать.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что в случае сохранения текущей тенденции товарооборот унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» достигнет в 2013 году значения 1196,3 млн. руб., в 2014 году - 1489,8 млн. руб.

Для достижения максимальной эффективности финансово-хозяйственной деятельности унитарному коммунальному торгово-производственному предприятию «Полоцкстройматериалы» необходимо неизменно отыскивать пути повышения товарооборота.

 

Заключение

 

Товарооборот в рыночных условиях хозяйствования является одним из важнейших аналитических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом.

Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута настоящая цель.

Торговля - одна из ключевых отраслей национальной экономики любого государства, в частности, и Республики Беларусь. Показатель товарооборота, характеризующий объем продаж (в том числе в оптовой и розничной торговле), в настоящий момент является важнейшей количественной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций.

Товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни населения. Он характеризует величину покупных фондов потребителей в виде денежных доходов, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

Товарооборот относится к числу важнейших показателей экономического и социального развития. Он оказывает непосредственное и существенное воздействие, как на производство, так и на конечное потребление.

От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доход, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению имеют систематический контроль и тщательный анализ показателей товарооборота.

Несмотря на актуальность проблем формирования и развития торговой деятельности, внимание к совершенствованию современной торговли немного утрачено, ряд вопросов остаются недостаточно освещенными и нуждаются в дальнейшей практической разработке.

Унитарное коммунальное торгово-производственное предприятие «Полоцкстройматериалы» сформировано в соответствие с законодательством Республики Беларусь и является юридическим лицом.

Главной задачей торгово-производственного предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли с целью удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Результаты анализа показывают, что выручка от реализации продукции унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» в 2012 году в действующих ценах достигла значения 873 млн. руб. в сопоставимых ценах - 723 млн. руб.

Расходы торговой компании на производство и реализацию продукции УКТПП «Полоцкстройматериалы» составили 189 млн. рублей, налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, работ, услуг - 182 млн. рублей.

Прибыль унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» от реализации товаров, работ, услуг за 2012 год составила 63 млн. рублей.

В то же время показатель доходов от внереализационных операций унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» зафиксирован на уровне 3 млн. рублей. Расходы от внереализационных операций организации составили 13 млн. рублей.

Убыток от внереализационных доходов и расходов унитарного торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» в 2012 году составил 10 млн. рублей. Чистая прибыль УКТПП «Полоцкстройматериалы» в 2012 году достигла величины 41 млн. рублей.

Унитарное коммунальное торгово-производственное предприятие «Полоцкстройматериалы» за трехлетний период времени существенно нарастило объем деятельности. В частности, выручка в действующих ценах за период возросла более чем в три раза. В том числе на 30,5% возросла выручка в 2012 году в сравнении с 2011 годом.

В сопоставимых ценах выручка унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» возросла за период исследования на 153%. То есть прирост физического объема выручки составил 153%, остальной прирост вызван ростом индекса цен.

Величина дохода от реализации унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» за этот же период возрос более чем в три раза, в 2012 году его увеличение составило 159,1%. Возрос также и уровень дохода от реализации. Если в 2010 году уровень дохода составлял 28,7%, то в 2012 уже 28,9%, что связано в основном с расширением хозяйственной деятельности.

В то же время возросли и расходы на реализацию унитарного торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы», причем темп роста расходов выше темпов роста товарооборота и дохода от реализации, что приводит к сокращению прибыли и спаду рентабельности. Расходы на реализацию возросли за период более чем в 3,8 раз. В 1,9 раза увеличилась прибыль от реализации товаров.

Если в 2010 году прибыль УКТПП «Полоцкстройматериалы» составляла 33 млн. руб., то в 2011 уже 40 млн. руб., а в 2012 году - 63 млн. руб. Растет убыток от внереализационных операций.

Динамично растет итоговая прибыль унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы». Ее рост составил 205%, в том числе в 2012 году - 186,7%. Рост чистой прибыли составил 217,4%, в том числе за последний год - 211,2%. В 2012 году произошло сокращение штата работников с 15 человек до 9.

Среднегодовая выработка унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» при этом возросла более чем в пять раз, в том числе в 2012 году рост составил 217,5%.

Если в первый год своего существования предприятие продавало только узкий ассортимент корпусной мебели, то в процессе развития ассортимент обновлялся, и соответственно увеличивались объемы продаж.

Товарооборот унитарного коммунального торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» в действующих ценах увеличился по всем товарным труппам.

Особенно значительное повышение показателя достигнуто по реализации мягкой мебели. Помимо этого значительный структурный прирост наблюдается у корпусной мебели. Наименее заметными в динамике оборота торгово-производственной компании остаются прочие товары.

Равномерность формирования и развития товарооборота унитарного торгово-производственного предприятия «Полоцкстройматериалы» в ассортиментном разрезе практически не привела к изменению его структуры.

Анализ подтверждает устойчивость структуры товарооборота УКТПП «Полоцкстройматериалы» по товарным группам на протяжении трехлетнего исследуемого временного периода.

Наиболее представленными в товарной структуре торговой организации остаются мягкая мебель и корпусная мебель. При этом наименьший удельный вес в структуре оборота имеют прочие товары.

По результатам исследования определены перспективы развития оборота УКТПП «Полоцкстройматериалы», предоставляющие возможность получить существенный экономический эффект и, таким образом, значительно повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

закупочный рыночный товарооборот розничный


Введение

Глава 1 Теоретические аспекты анализа товарооборота торгового предприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.05 с.)