Этап 3. Выход из затруднения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 3. Выход из затруднения.



Определение критериев и границ жанра.

Сравнительный анализ двух публицистических текстов

- Давайте попробуем найти ответ на вопрос, что такое репортаж, анализируя конкретные публицистические материалы. Перед вами два публицистических текста – попробуйте прочитать и определить, какой из них является репортажем, а какой – нет.

 

Примечание. Учащимся предлагается для анализа два текста из газеты «Аргументы и факты». При возможности выхода в интернет с нескольких компьютеров, можно воспользоваться ссылками – заранее до начала занятия открыть в браузере материалы:

1. «Нам нечего терять!» Беженцы, прибывающие в Евросоюз, готовы на восстание –

http://www.aif.ru/politics/world/nam_nechego_teryat_bezhency_pribyvayushchie_v_evrosoyuz_gotovy_na_vosstanie

 2. Рикотта и маасдам. Где в России делают «импортные» продукты? - http://www.kazan.aif.ru/apk/rikotta_i_maasdam_gde_v_rossii_delayut_importnye_produkty

При невозможности выйти в интернет воспользуйтесь материалами Приложений № 1 и № 2 (их можно распечатать или работать с сними с компьютера, если в учебном кабинете есть достаточное количество ПК).

Работа индивидуально или в парах.

Чтение публицистических материалов. Примерное время - 6,5 – 7 минут.

 

Беседа

- Итак, на ваш взгляд, какой текст является репортажем, а какой нет?

(Как правило, даже интуитивно учащиеся дают правильный ответ: текст про арабских беженцев – это репортаж).

 

- Как вы это определили? Чем вы руководствовались?

(Варианта ответов. Учащиеся приводят аргументы из текста, из которых видно, что журналист был лично сам на месте событий и все видел своими глазами).

 

- Давайте вспомним, какую цель ставит перед собой журналист, когда планирует написать репортаж?

 

Презентация, слайд № 4. Цель и жанр (1)

 

(Рассказать не только о том, что происходит или произошло, но и о том, как это было. Смысловой акцент в репортаже переносится на ответ на вопрос «как»)

 

Презентация, слайд № 4. Цель и жанр. Как это было.

 

- Вспоминаем из курса «Введение в журналистику», что дальше? Вот журналист определился с целью, понял, в каком жанре он хочет написать свой материал, что он должен сделать на следующем этапе?

 

Презентация, слайд № 4. Цель и жанр. Источники информации.

 

(Определиться, какие источники информации он будет использовать для того, чтобы написать материал).

 

- Какие источники информации нам известны?

 

Презентация, слайд № 5. Источники информации.

 

(Ответы учащихся. На основе презентационного слайда учащиеся вспоминают материал, изученный в курсе «Введение в журналистику»).

 

- Как вы думаете, без работы с каким источником информации невозможно подготовить репортаж?

(Учащиеся поочередно обсуждают каждый источник информации, приводят примеры из текста только что прочитанного репортажа, когда без того или иного источника информации журналист может обойтись. С помощью наводящих вопросов учителя приходят к выводу, что в репортаже обязательно должны присутствовать метод наблюдения и интервью, именно эти элементы репортажа помогают журналисту ответить на вопрос «как это было?»).

 

- А теперь давайте снова вернемся к текстам, которые мы уже начали анализировать. Использует ли элементы интервью автор текста о российских продуктах, которые могут заменить импортные товары?

(Да. Учащиеся приводят примеры из текста).

 

- Использует ли элементы интервью автор текста об арабских беженцах?

(Да. Учащиеся приводят примеры из текста)

 

- Тем не менее, мы с вами делаем вывод, что один текст является репортажем, другой, скорее всего, нет. Можем ли мы сказать, что наличие элементов интервью является главным отличительным качеством репортажа?

(Нет)

 

- Какой делаем вывод?

(Элементы интервью необходимы в репортаже, но это не является основным критерием жанра)

 

- Теперь рассмотрим другой источник информации, который мы с вами выделил как необходимый – наблюдение. Использовал ли этот источник информации автор текста об импортозамещении.

(Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что нет, метод наблюдения в подготовке данного материала не использовался. Нет никаких указаний на то, что автор побывал на производстве и сам лично наблюдал процесс изготовления «импортных» сортов сыра).

 

- Скажите, мог ли автор написать этот текст, вообще не выходя из своего рабочего кабинета?

(Да, мог. Всю информацию автор мог получить на сайте производителя или по телефону. А поскольку все фотографии представлены производителем (на это есть указания в подписях к фотографиям), то они, скорее всего, были отправлены по электронной почте).

- Использовал ли журналист в данном случае метод наблюдения?

(Нет. Чтобы наблюдать, надо присутствовать лично).

 

- Итак, мы делаем вывод, что метод наблюдения при подготовке этого материала журналистом не использовался. Что мы можем сказать о тексте об арабских беженцах?

(Здесь журналист присутствовал лично на месте событий и рассказал обо всем, что он видел. Учащиеся приходят к выводу, что метод наблюдения в данном случае использовался, приводят конкретные примеры из текста, которые это доказывают).

 

- Какой делаем вывод? Что необходимо журналисту для того, чтобы написать репортаж?

(Для того, чтобы написать репортаж, журналист должен лично присутствовать на месте события и рассказать о том, что он видел, словесно нарисовать картину события).

 

Картинки» репортера

 

- Итак, мы с вами сделали вывод, что задача журналиста, который пишет репортаж – нарисовать картину события. На самом деле этот элемент в репортаже является ключевым. В репортаже есть даже такое понятие – «картинки» репортера. Давайте попробуем подробно проанализировать репортаж «Нам нечего терять!» и понять, из чего складывается «картинка» репортера, с помощью каких средств журналисту удается нарисовать такую зримую «картину» события.

 

Презентация, слайд № 6. «Картинки» репортера

 

Анализа репортажа «Нам нечего терять!», работа с текстом, беседа.

 

- «Грязь. Всюду кучи мусора. Лай полицейских овчарок. Под холодным дождём по ржавым рельсам бредут десятки тысяч людей - мокрые, голод­ные, измученные, с детьми на руках. У кордона с полицией волонтёры раздают им бананы, они садятся есть прямо на землю». Что обращает ваше внимание в этом эпизоде? Что показывает нам журналист?

(Мы видим общую картину, общий план, если выражаться языком фотографов и телеоператоров. Людей, понуро бредущих по рельсам, грязь, кучи мусора).

 

- Какие детали журналист в этих строчках высвечивает крупным планом?

(Ржавые рельсы. Дети на руках у родителей. Бананы, которые раздают волонтеры. Люди садятся прямо на землю и едят бананы).

 

- Т.е. мы работу журналиста-репортера в данном случае можем сравнить с работой оператора: сначала камера показывает общий план – десятки тысяч людей, понуро бредущих по рельсам. Затем камера постепенно приближается, и мы начинаем видеть детали: детей на руках у родителей, усталость на лицах, ржавые рельсы. Мы видим, как уставшие люди садятся на землю прямо в грязь, чтобы съесть банан. Зачем журналисту нужны детали? Может быть, достаточно бы было только общего плана?

 

Презентация, слайд № 6. «Картинки» репортера. Общий план события. Подробности и детали.

 

(Детали помогают создать эмоциональную атмосферу, позволяют читателю лучше почувствовать усталость этих людей, заставляют переживать, сочувствовать, т.е. происходит эмоциональное включение читателя в событие).

Примечание. Если уже на данном этапе учащиеся самостоятельно выходят на термин «эффект присутсвия» (это понятие, в принципе, на слуху, они могли его уже слышать), то начинайте его использовать уже сейчас. Если учащиеся пока не вышли на это понятие, в конце занятия учитель подводит их к нужной формулировке.

 

- Хорошо, все верно. Действительно, детали помогают воссоздать эмоциональную картину события, позволяют читателю стать эмоционально сопричастным к нему. Какие детали и крупные планы использует журналист? Любые, какие ему только приходят в голову?

(Нет, только значимые детали, которые помогают передать смысл события, его атмосферу).

 

- Давайте попробуем сформулировать, с помощью каких средств журналисту удается нарисовать объемную картину события?

(Общий план события, говорящие подробности, значимые детали)

 

Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера

 

- Посмотрим, какие еще средства есть в арсенале журналиста-репортера. Давайте сравним два эпизода: первый, который мы только что с вами анализировали, и эпизод под подзаголовком «Внутри преисподней». Чем они, на ваш взгляд, отличаются?

(В первом эпизоде люди понуро бредут, уставшие, измученные. Во втором эпизоде мы видим очень динамичную картину: озлобленные люди закидывают полицейских камнями, люди в полном бешенстве прорываются через заграждения, женщины перебрасывают детей через колючую проволоку, полицейские применяют слезоточивый газ, дети плачут, беженцы избивают полицейских, те отвечают дубинками. Мы видим картину, которую журналист сравнивает с преисподней. Эти две картины различаются своей динамикой, ритмом, скоростью происходящих событий).

 

- Итак, наверное, мы с вами можем зафиксировать, что, описывая событие, журналист старается передать его ритм, динамику происходящего.

 

Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Ритм, динамика

 

- С помощью каких средств журналист достигает этой цели?

(Действие передают глаголы. В первом эпизоде это глаголы: бредут, раздают, садятся. В данном эпизоде глаголов гораздо меньше, чем прилагательных: холодным, ржавым, мокрые, голодные, измученные. Используя большое количество прилагательных, журналист как бы замедляет действие, позволяет нам внимательно рассмотреть детали. Во втором эпизоде все с точностью до наоборот: большое количество глаголов и отглагольных частей речи, которые создают динамичную картину происходящего: закидывают камнями, применяют слезоточивый газ, слышны крики и плач, прорываются сквозь заграждения, начинают избивать, отвечают дубинками, брызгами разлетается кровь. Большое количество действий буквально спрессовано в один небольшой абзац).

 

- Обратите внимание, что и в том, и в другом случае журналист использует глаголы настоящего времени. Почему он это делает? Ведь в тот момент, когда журналист писал этот текст, все эти события для него уже были в прошлом.

(Использование настоящего глагольного времени, как и использование деталей и крупных планов, позволяет читателю более эмоционально прочувствовать ситуацию, создает у него эффект присутствия).

 

- Что еще помогает сделать картину более объемной?

(Звук. В первом эпизоде – это лай полицейских овчарок, который практически заглушает людей. В первом эпизоде мы людей на слышим вообще, только лай собак. Это создает атмосферу обреченности. Во втором эпизоде мы слышим крики и детский плач).

 

- Давайте обозначим этот элемент репортерской «картинки» просто словом «звук».

Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Звук

 

- Чем помогают такие элементы звукописи журналисту? Какой цели они служат?

(Они помогают создать атмосферу события, помогают читателю не только увидеть, но и услышать все, что происходит вокруг. Если журналист на телевидении может снять движущуюся «картинку» со звуком на видео, то пишущий журналист передает картину происходящего с помощью слов).

 

Выводы:

 

- Давайте попробуем сделать выводы из того, что мы сегодня с вами говорили. Итак, репортаж – чем отличается этот жанр от всех остальных жанров? Как мы узнаем, что это репортаж?

(В репортаже для журналист главным является не то, что произошло, а как это происходило. Поэтому главным источником информации для журналиста является наблюдение. Задача журналиста в репортаже – увидеть и описать картину происходящего так, чтобы читатель смог увидеть происходящее его глазами)

 

- Давайте попробуем дать определение жанра. Репортаж – это…

 (Репортаж – это жанр журналистики, который позволят читателю увидеть событие глазами журналиста, т.е. дает читателю наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста — очевидца события).

 

- А теперь проверим, соответствует ли данное нами определение жанра общепринятому.

 

Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Репортаж – это…

 

- Хорошо, а теперь нам потребуется ввести в наш повседневный оборот еще один термин.

Как называется создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события?

 

Презентация, слайд № 8. (1)

 

(Ответы учащихся).

 

Презентация, слайд № 8. Эффект присутствия

 

- Так для чего нужны картинки репортера – общие планы, детали, динамика события, звукопись?

(Они нужны для того, чтобы создать у читателя эффект присутствия).

 

- Если мы читаем журналистский текст и у нас возникает эффект присутствия, если мы можем увидеть событие глазами журналиста, значит это жанр…

(Репортаж).

 

- Если мы читаем текст и не находим в нем картинок и деталей, которые помогли бы нам «увидеть» происходящее...

(Значит, это не репортаж, а какой-то другой жанр).

 

- Значит, главный критерий жанра репортаж - это…

(Эффект присутствия, который создается с помощью зримых, наглядных картинок и образов).

 

Этап 4. Домашнее задание

1. В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в печатной прессе или в сети интернет репортаж и аргументированно доказать, что этот публицистический текст написан именно в жанре репортаж. Для этого перечислись все средства, которые использует журналист для того, чтобы создать у читателя эффект присутствия найти в тексте элементы описания общих планов, деталей, динамики события, звукописи). Подготовить устное выступление не более чем на 1-1, 5 минут.

Для того, чтобы проверка домашнего задания на следующем занятии не заняла много времени, можно предложить учащимся разбиться на группы и каждой группе выбрать для анализа один репортаж.

В качестве рекомендации иучащимся можно посоветовать обратиться на сайты журнала «Русский репортер», газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и т.д.

2. Поскольку мы в настоящий момент работаем с жанром репортаж, а это достаточно большие массивы текста, рекомендуется тексты репортажей, с которыми учащиеся будут работать на следующем занятии, заранее давать для прочтения в качестве домашнего задания. К следующему занятию необходимо прочитать репортаж «Человек бегущий» (Приложение № 1 к занятию № 2).

Этап 5. Общая рефлексия

Беседа

 

- Чему мы научились на сегодняшнем занятии? Что поняли? Какие вопросы у нас остались? Чему бы еще хотелось научиться? Какова была наша задача на сегодняшнем занятии? Удалось ли нам ее выполнить? Какие способы действия мы сегодня освоили?

(Ответы учащихся).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.066 с.)