Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этап 1. Мотивация учебной деятельности.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Занятие № 1 Тема урока: Репортаж: критерии и границы жанра
Тип урока: Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: Формирование умений выявлять критерии и границы жанра, основываясь на сравнительном анализе публицистических текстов. Образовательная (содержательная) цель: Расширение понятийной базы, формирование понятий: репортаж, эффект присутствия, работа через деталь. Повторение пройденного материала: цель, источники информации, жанр. Формирование универсальных учебных действий: Личностные действия: самоопределение (в том числе профессиональное), смыслообразование (установление учащимися связи между действием и его целью), нравственно-этическая ориентация. Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль (сличение способа действия и его результата), оценка, самооценка. Познавательные действия: самостоятельное формулирование познавательных задач, поиск и выделение в тексте необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение слушать и слышать других, с достаточной полнотой и четкостью передавать информацию в соответствии с задачами коммуникации. Формы организации обучения: Беседа, самостоятельная работа с текстом, рефлексия. Дидактические материалы: Электронная презентация, публицистические тексты для анализа (Приложения № 1 и №2), анкета для индивидуальной работы (Приложение № 3). Оборудование: Оборудование для просмотра презентации (компьютер, проектор), если есть возможность, компьютеры с выходом в интернет.
Ход урока Этап 1. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач в рамках учебного курса Примечание. Поскольку курс «Основы журналистики. Репортаж. Интервью» - это совершенно новый курс, который изучается в течение полугодия, целесообразно на первом занятии актуализировать мотивационные моменты по отношению к данному учебному курсу. Вопрос «Чему я хочу научиться на занятиях по темам “Репортаж” и “Интервью”?» повторится также в анкете, которую учащиеся заполняют в конце занятия. Эти анкеты пригодятся на последнем занятии по данному курсу, когда учащиеся будут анализировать, удалось ли им реализовать свои индивидуальные образовательные задачи в рамках данного курса.
Беседа
В начале занятия учитель проводит небольшой вводный опрос: - Чему мы научились на занятиях по курсу «Введение в журналистику»? Какими жанрами мы уже владеем, материал в каком жанре можем написать? (Учащиеся вспоминают, что на занятиях по курсу «Введение в журналистику» они познакомились с источниками информации, научились собирать и анализировать информацию, проверять ее на достоверность, писать информационную заметку для разных видов СМИ, придумывать к ней заголовок, в общих чертах познакомились с осноными жанрами журналистики).
Презентация, слайд № 1. Основы журналистики.
- Теперь мы приступаем к подробному изучению, пожалуй, самых основных и самых популярных жанров в современной журналистике, жанров, без которых невозможно ни одно издание, ни одна телепередача. Это жанры репортаж и интервью. Поэтому давайте подумает над тем, чему каждый из вас хотел бы научиться на занятиях по этим жанрам. (Ответы учащихся)
Презентация, слайд № 2. Чему мы будем учиться на занятиях
- А теперь посмотрите на презентацию. Сравните этот список с тем, о чем вы только что говорили. Может быть, в этом списке есть какие-то пункты, о которых вы не сказали. Актуальны ли они для вас? Чего в этом списке не хватает? Что вы хотели бы добавить? (Ответы учащихся) Примечание. Недостающие пункты, которые предложат учащиеся, можно прямо на занятии добавить в слайд презентации.
Беседа - Мы начинаем наш курс с изучения темы «Репортаж». Вопрос: что вы знаете о репортаже? Как вы думаете, чем этот жанр отличается от других жанров? (Варианты ответов учащихся).
Примечание. Как правило, когда речь идет о журналистике, большинство людей считают, что они все об этом знают, в том числе могут спокойно порассуждать о том или ином журналистском жанре. Целесообразно дать учащимся возможность высказаться, не исключено, что в ходе рассуждений они вспомнят схему, изучавшуюся в рамках курса «Введение в журналистику»: «цель – жанр», и в результате сделают вывод, что задача журналиста, который готовит репортаж, - не просто рассказать новость, а рассказать, как это было. Если учащиеся сами не выйдут на эту тему, ничего страшного, мы еще обратимся к ней в ходе урока.
Какие варианты ответов обычно возникают у учащихся в ходе рассуждений: - Репортаж сообщает актуальную, оперативную информацию. (А что, разве информационная заметка сообщает не актуальную, не оперативную информацию?) - Репортаж – более объемный жанр, в нем более подробно обо всем рассказывается. (В журналистике есть масса «больших» жанров, которые сообщают подробности и детали – корреспонденция, статья, очерк). Возможно, кто-то из учащихся уже на этом этапе сформулирует мысль, что репортаж позволяет читателю увидеть событие глазами очевидца. В любом случае, поскольку у учащихся в настоящий момент нет четких критериев, возникнет затруднение с определением границ жанра. Именно это нам и нужно, чтобы учащиеся начали искать ответы на вопросы).
- Итак, нам нужны какие-то четкие критерии. Где мы будем их искать? Что для этого будем делать? (Вариант ответа – анализировать публицистические тексты).
- Как мы обозначим тему сегодняшнего занятия? (Ответы учащихся)
Презентация, слайд № 3. Репортаж: критерии и границы жанра
Беседа - Итак, на ваш взгляд, какой текст является репортажем, а какой нет? (Как правило, даже интуитивно учащиеся дают правильный ответ: текст про арабских беженцев – это репортаж).
- Как вы это определили? Чем вы руководствовались? (Варианта ответов. Учащиеся приводят аргументы из текста, из которых видно, что журналист был лично сам на месте событий и все видел своими глазами).
- Давайте вспомним, какую цель ставит перед собой журналист, когда планирует написать репортаж?
Презентация, слайд № 4. Цель и жанр (1)
(Рассказать не только о том, что происходит или произошло, но и о том, как это было. Смысловой акцент в репортаже переносится на ответ на вопрос «как»)
Презентация, слайд № 4. Цель и жанр. Как это было.
- Вспоминаем из курса «Введение в журналистику», что дальше? Вот журналист определился с целью, понял, в каком жанре он хочет написать свой материал, что он должен сделать на следующем этапе?
Презентация, слайд № 4. Цель и жанр. Источники информации.
(Определиться, какие источники информации он будет использовать для того, чтобы написать материал).
- Какие источники информации нам известны?
Презентация, слайд № 5. Источники информации.
(Ответы учащихся. На основе презентационного слайда учащиеся вспоминают материал, изученный в курсе «Введение в журналистику»).
- Как вы думаете, без работы с каким источником информации невозможно подготовить репортаж? (Учащиеся поочередно обсуждают каждый источник информации, приводят примеры из текста только что прочитанного репортажа, когда без того или иного источника информации журналист может обойтись. С помощью наводящих вопросов учителя приходят к выводу, что в репортаже обязательно должны присутствовать метод наблюдения и интервью, именно эти элементы репортажа помогают журналисту ответить на вопрос «как это было?»).
- А теперь давайте снова вернемся к текстам, которые мы уже начали анализировать. Использует ли элементы интервью автор текста о российских продуктах, которые могут заменить импортные товары? (Да. Учащиеся приводят примеры из текста).
- Использует ли элементы интервью автор текста об арабских беженцах? (Да. Учащиеся приводят примеры из текста)
- Тем не менее, мы с вами делаем вывод, что один текст является репортажем, другой, скорее всего, нет. Можем ли мы сказать, что наличие элементов интервью является главным отличительным качеством репортажа? (Нет)
- Какой делаем вывод? (Элементы интервью необходимы в репортаже, но это не является основным критерием жанра)
- Теперь рассмотрим другой источник информации, который мы с вами выделил как необходимый – наблюдение. Использовал ли этот источник информации автор текста об импортозамещении. (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что нет, метод наблюдения в подготовке данного материала не использовался. Нет никаких указаний на то, что автор побывал на производстве и сам лично наблюдал процесс изготовления «импортных» сортов сыра).
- Скажите, мог ли автор написать этот текст, вообще не выходя из своего рабочего кабинета? (Да, мог. Всю информацию автор мог получить на сайте производителя или по телефону. А поскольку все фотографии представлены производителем (на это есть указания в подписях к фотографиям), то они, скорее всего, были отправлены по электронной почте). - Использовал ли журналист в данном случае метод наблюдения? (Нет. Чтобы наблюдать, надо присутствовать лично).
- Итак, мы делаем вывод, что метод наблюдения при подготовке этого материала журналистом не использовался. Что мы можем сказать о тексте об арабских беженцах? (Здесь журналист присутствовал лично на месте событий и рассказал обо всем, что он видел. Учащиеся приходят к выводу, что метод наблюдения в данном случае использовался, приводят конкретные примеры из текста, которые это доказывают).
- Какой делаем вывод? Что необходимо журналисту для того, чтобы написать репортаж? (Для того, чтобы написать репортаж, журналист должен лично присутствовать на месте события и рассказать о том, что он видел, словесно нарисовать картину события).
Картинки» репортера
- Итак, мы с вами сделали вывод, что задача журналиста, который пишет репортаж – нарисовать картину события. На самом деле этот элемент в репортаже является ключевым. В репортаже есть даже такое понятие – «картинки» репортера. Давайте попробуем подробно проанализировать репортаж «Нам нечего терять!» и понять, из чего складывается «картинка» репортера, с помощью каких средств журналисту удается нарисовать такую зримую «картину» события.
Презентация, слайд № 6. «Картинки» репортера
Анализа репортажа «Нам нечего терять!», работа с текстом, беседа.
- «Грязь. Всюду кучи мусора. Лай полицейских овчарок. Под холодным дождём по ржавым рельсам бредут десятки тысяч людей - мокрые, голодные, измученные, с детьми на руках. У кордона с полицией волонтёры раздают им бананы, они садятся есть прямо на землю». Что обращает ваше внимание в этом эпизоде? Что показывает нам журналист? (Мы видим общую картину, общий план, если выражаться языком фотографов и телеоператоров. Людей, понуро бредущих по рельсам, грязь, кучи мусора).
- Какие детали журналист в этих строчках высвечивает крупным планом? (Ржавые рельсы. Дети на руках у родителей. Бананы, которые раздают волонтеры. Люди садятся прямо на землю и едят бананы).
- Т.е. мы работу журналиста-репортера в данном случае можем сравнить с работой оператора: сначала камера показывает общий план – десятки тысяч людей, понуро бредущих по рельсам. Затем камера постепенно приближается, и мы начинаем видеть детали: детей на руках у родителей, усталость на лицах, ржавые рельсы. Мы видим, как уставшие люди садятся на землю прямо в грязь, чтобы съесть банан. Зачем журналисту нужны детали? Может быть, достаточно бы было только общего плана?
Презентация, слайд № 6. «Картинки» репортера. Общий план события. Подробности и детали.
(Детали помогают создать эмоциональную атмосферу, позволяют читателю лучше почувствовать усталость этих людей, заставляют переживать, сочувствовать, т.е. происходит эмоциональное включение читателя в событие). Примечание. Если уже на данном этапе учащиеся самостоятельно выходят на термин «эффект присутсвия» (это понятие, в принципе, на слуху, они могли его уже слышать), то начинайте его использовать уже сейчас. Если учащиеся пока не вышли на это понятие, в конце занятия учитель подводит их к нужной формулировке.
- Хорошо, все верно. Действительно, детали помогают воссоздать эмоциональную картину события, позволяют читателю стать эмоционально сопричастным к нему. Какие детали и крупные планы использует журналист? Любые, какие ему только приходят в голову? (Нет, только значимые детали, которые помогают передать смысл события, его атмосферу).
- Давайте попробуем сформулировать, с помощью каких средств журналисту удается нарисовать объемную картину события? (Общий план события, говорящие подробности, значимые детали)
Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера
- Посмотрим, какие еще средства есть в арсенале журналиста-репортера. Давайте сравним два эпизода: первый, который мы только что с вами анализировали, и эпизод под подзаголовком «Внутри преисподней». Чем они, на ваш взгляд, отличаются? (В первом эпизоде люди понуро бредут, уставшие, измученные. Во втором эпизоде мы видим очень динамичную картину: озлобленные люди закидывают полицейских камнями, люди в полном бешенстве прорываются через заграждения, женщины перебрасывают детей через колючую проволоку, полицейские применяют слезоточивый газ, дети плачут, беженцы избивают полицейских, те отвечают дубинками. Мы видим картину, которую журналист сравнивает с преисподней. Эти две картины различаются своей динамикой, ритмом, скоростью происходящих событий).
- Итак, наверное, мы с вами можем зафиксировать, что, описывая событие, журналист старается передать его ритм, динамику происходящего.
Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Ритм, динамика
- С помощью каких средств журналист достигает этой цели? (Действие передают глаголы. В первом эпизоде это глаголы: бредут, раздают, садятся. В данном эпизоде глаголов гораздо меньше, чем прилагательных: холодным, ржавым, мокрые, голодные, измученные. Используя большое количество прилагательных, журналист как бы замедляет действие, позволяет нам внимательно рассмотреть детали. Во втором эпизоде все с точностью до наоборот: большое количество глаголов и отглагольных частей речи, которые создают динамичную картину происходящего: закидывают камнями, применяют слезоточивый газ, слышны крики и плач, прорываются сквозь заграждения, начинают избивать, отвечают дубинками, брызгами разлетается кровь. Большое количество действий буквально спрессовано в один небольшой абзац).
- Обратите внимание, что и в том, и в другом случае журналист использует глаголы настоящего времени. Почему он это делает? Ведь в тот момент, когда журналист писал этот текст, все эти события для него уже были в прошлом. (Использование настоящего глагольного времени, как и использование деталей и крупных планов, позволяет читателю более эмоционально прочувствовать ситуацию, создает у него эффект присутствия).
- Что еще помогает сделать картину более объемной? (Звук. В первом эпизоде – это лай полицейских овчарок, который практически заглушает людей. В первом эпизоде мы людей на слышим вообще, только лай собак. Это создает атмосферу обреченности. Во втором эпизоде мы слышим крики и детский плач).
- Давайте обозначим этот элемент репортерской «картинки» просто словом «звук». Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Звук
- Чем помогают такие элементы звукописи журналисту? Какой цели они служат? (Они помогают создать атмосферу события, помогают читателю не только увидеть, но и услышать все, что происходит вокруг. Если журналист на телевидении может снять движущуюся «картинку» со звуком на видео, то пишущий журналист передает картину происходящего с помощью слов).
Выводы:
- Давайте попробуем сделать выводы из того, что мы сегодня с вами говорили. Итак, репортаж – чем отличается этот жанр от всех остальных жанров? Как мы узнаем, что это репортаж? (В репортаже для журналист главным является не то, что произошло, а как это происходило. Поэтому главным источником информации для журналиста является наблюдение. Задача журналиста в репортаже – увидеть и описать картину происходящего так, чтобы читатель смог увидеть происходящее его глазами)
- Давайте попробуем дать определение жанра. Репортаж – это… (Репортаж – это жанр журналистики, который позволят читателю увидеть событие глазами журналиста, т.е. дает читателю наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста — очевидца события).
- А теперь проверим, соответствует ли данное нами определение жанра общепринятому.
Презентация, слайд № 7. «Картинки» репортера. Репортаж – это…
- Хорошо, а теперь нам потребуется ввести в наш повседневный оборот еще один термин. Как называется создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события?
Презентация, слайд № 8. (1)
(Ответы учащихся).
Презентация, слайд № 8. Эффект присутствия
- Так для чего нужны картинки репортера – общие планы, детали, динамика события, звукопись? (Они нужны для того, чтобы создать у читателя эффект присутствия).
- Если мы читаем журналистский текст и у нас возникает эффект присутствия, если мы можем увидеть событие глазами журналиста, значит это жанр… (Репортаж).
- Если мы читаем текст и не находим в нем картинок и деталей, которые помогли бы нам «увидеть» происходящее... (Значит, это не репортаж, а какой-то другой жанр).
- Значит, главный критерий жанра репортаж - это… (Эффект присутствия, который создается с помощью зримых, наглядных картинок и образов).
Этап 4. Домашнее задание 1. В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в печатной прессе или в сети интернет репортаж и аргументированно доказать, что этот публицистический текст написан именно в жанре репортаж. Для этого перечислись все средства, которые использует журналист для того, чтобы создать у читателя эффект присутствия найти в тексте элементы описания общих планов, деталей, динамики события, звукописи). Подготовить устное выступление не более чем на 1-1, 5 минут. Для того, чтобы проверка домашнего задания на следующем занятии не заняла много времени, можно предложить учащимся разбиться на группы и каждой группе выбрать для анализа один репортаж. В качестве рекомендации иучащимся можно посоветовать обратиться на сайты журнала «Русский репортер», газет «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и т.д. 2. Поскольку мы в настоящий момент работаем с жанром репортаж, а это достаточно большие массивы текста, рекомендуется тексты репортажей, с которыми учащиеся будут работать на следующем занятии, заранее давать для прочтения в качестве домашнего задания. К следующему занятию необходимо прочитать репортаж «Человек бегущий» (Приложение № 1 к занятию № 2). Этап 5. Общая рефлексия Беседа
- Чему мы научились на сегодняшнем занятии? Что поняли? Какие вопросы у нас остались? Чему бы еще хотелось научиться? Какова была наша задача на сегодняшнем занятии? Удалось ли нам ее выполнить? Какие способы действия мы сегодня освоили? (Ответы учащихся). Занятие № 1 Тема урока: Репортаж: критерии и границы жанра
Тип урока: Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: Формирование умений выявлять критерии и границы жанра, основываясь на сравнительном анализе публицистических текстов. Образовательная (содержательная) цель: Расширение понятийной базы, формирование понятий: репортаж, эффект присутствия, работа через деталь. Повторение пройденного материала: цель, источники информации, жанр. Формирование универсальных учебных действий: Личностные действия: самоопределение (в том числе профессиональное), смыслообразование (установление учащимися связи между действием и его целью), нравственно-этическая ориентация. Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль (сличение способа действия и его результата), оценка, самооценка. Познавательные действия: самостоятельное формулирование познавательных задач, поиск и выделение в тексте необходимой информации, построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации, анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение слушать и слышать других, с достаточной полнотой и четкостью передавать информацию в соответствии с задачами коммуникации. Формы организации обучения: Беседа, самостоятельная работа с текстом, рефлексия. Дидактические материалы: Электронная презентация, публицистические тексты для анализа (Приложения № 1 и №2), анкета для индивидуальной работы (Приложение № 3). Оборудование: Оборудование для просмотра презентации (компьютер, проектор), если есть возможность, компьютеры с выходом в интернет.
Ход урока Этап 1. Мотивация учебной деятельности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.126 с.) |