Какое рассуждение является верным при объяснении ошибки в предложении: у партизанов не было иного выхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое рассуждение является верным при объяснении ошибки в предложении: у партизанов не было иного выхода.



 a) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет окончание – ов (ср. берегов, казаков и т.д.).

 б) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.).

в) Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср. мадам).

г) Существительное партизан в родительном падеже множественного числа имеет вариантное окончание –ов и нулевое окончание.

 5. Какой предлог пропущен в предложении: …всем предсказаниям синоптиков погода стояла чудесная

. a) Благодаря;

б) согласно;

в) вопреки;

г) навстречу.

 6. Укажите предложение, в котором допущена морфологическая ошибка.

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

б) Врач удалил болезненную мозоль.

в) Лицо женщины было скрыто густой вуалью.

 г) Крыша была добротно покрыта только.

 7. Не являются разными по значению словами:

 a) тона – тоны;

б) образа – образы;

в) хлеба – хлебы;

г) кузовы – кузова.

 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного падежа множественного числа:

 a) апельсинов;

 б) башкиров;

в) граммов;

г) зулусов.

 9. Род слова определен верно:

a) коммюнике – существительное среднего рода;

б) салями – существительное мужского рода;

в) пенальти – существительное среднего рода;

 г) кольраби – существительное мужского рода.

  10. Определите пару слов, являющихся разными по значению словами:

a) инспектора – инспекторы;

б) ветра – ветры;

 в) ордена – ордены;

г) офицера – офицеры.

Образовать форму творительного падежа имени числительного 742.

Найти имена прилагательные, формы степеней сравнения которых образованы правильно:

а) хромее

б) более глупее

в) самый удивительный

г) огроменный

Образовать форму творительного падежа имени числительного 196.

14. Установить соответствия между именами существительными и их родом:

а) салями              1) мужской

б) иваси                2) средний

в) санки                3) женский

г) мозоль

15. Найти имена существительные, формы которых образованы правильно:

 а) помидоров – родительный падеж, множественное число

б) (песни) Шарля Азнавура – мужской род, родительный падеж

в) полотенцев – родительный падеж, множественное число

г) крема – именительный падеж, множественное число

 

Тема 14. Синтаксические нормы русского литературного языка. Особенности употребления простых предложений. Согласование подлежащего и сказуемого.

Задание 1. Прочитайте текст «Особенности употребления простых предложений. Согласование подлежащего и сказуемого».

 Синтаксическая норма регулирует построение словосочетаний и предложений. Порядок слов в русском языке свободный. Обратный порядок слов используется как стилистический прием: Знаю я вас! Иногда (чаще в разговорной речи) на первое место в предложении выносится самое главное: Утром я ему об этом сказала. Однако в ряде случаев порядок слов регулируется правилами, которые позволяют точно передать смысл предложения.

1. Второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых зависят грамматически. При нарушении этого правила смысл предложения может быть не совсем понятен. Например: Эти люди причастны к покушению на полицейских двухмесячной давности. Сотрудник ГИБДД задержал в нетрезвом состоянии гражданина Петрова. Члены Государственной Думы во втором чтении обсудили проект бюджета на 2002 год.

2. Если вводное слово относится к отдельному члену предложения, то оно ставится рядом с ним. Нарушение этого правила может приводить к неправильному пониманию предложения. Например: Наша лодка, к счастью, пошла ко дну на неглубоком месте. Спасатели, к сожалению, прибыли на место происшествия слишком поздно.

                      Согласование подлежащего и сказуемого

Выбор формы сказуемого в некоторых случаях вызывает сложности. Существует ряд правил, которыми следует руководствоваться при выборе сказуемого.

1. При подлежащем, выраженном собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: начальство решило, воронье налетело.

2. Если в состав подлежащего входят слова множество, ряд часть, большинство, меньшинство + сущ. в род. п., то сказуемое ставится в единственном числе, если существительное в родительном падеже неодушевленное: большинство домов построено недавно. Если существительное в родительном падеже одушевленное, то сказуемое ставится во множественном числе: часть студентов отсутствовали.

3. Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, то при неодушевленном существительном сказуемое ставится в единственном числе: например: прошло сто лет, стояло семь столов. При одушевленном существительном сказуемое может быть как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое ставится в единственном числе:

 • если необходимо подчеркнуть совместность действия: пять человек работало над этим проектом (ср.: пять человек в течение этого года уволились с работы);

• если в состав количественно-именного словосочетания входят составные числительные, оканчивающиеся на один: присутствовал двадцать один студент;

• если в состав количественно-именного словосочетания входят числительные тысяча, миллион, миллиард: в городе проживает миллион человек;

• при наличии слов всего, лишь, только, например: только три студента справилось с заданием.

Если при счетном обороте имеются слова все, эти или другие в роли определения, то сказуемое ставится в форме множественного числа, например: отремонтированы все семь домов; приготовленные к отправке пять конвертов лежали на столе.

Если подлежащее, выраженное количественно-именным сочетанием со значением приблизительности, включает одушевленное существительное, то сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе: около ста человек пришло (пришли).

4. Если в качестве подлежащего используется словосочетание со словами много, мало, сколько, столько, немного, то сказуемое ставится в единственном числе: много песен прозвучало; сколько слов сказано.

5. Если подлежащее начинается с пол-, то сказуемое ставится в единственном числе: полмесяца прошло, полжизни прожито.

6. Если одно сказуемое относится к нескольким подлежащим, то оно ставится во множественном числе, если стоит после подлежащих: любовь и дружба делают нас лучше.

  Согласование определения с определяемым словом

Выбор формы определения вызывает затруднение в том случае, если определяемое слово входит в состав количественно-именного сочетания.

 1. После числительных два, три, четыре определение, выраженное прилагательным, ставится в родительном падеже, если определяемое слово – существительное мужского или среднего рода: два новых дома, два важных свидетеля. Если определяемое слово – существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: две интересные книги.

2. Если определение выражено притяжательным прилагательным на - ов, -ин, то после числительных два, три, четыре оно всегда ставится в родительном падеже: три маминых платья, книги.

3. Если определение, выраженное прилагательным, стоит перед количественно-именным сочетанием, то оно ставится в именительном падеже: последние три тома, книги, окна.

 

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Что регулирует синтаксическая норма?

2. Чем регулируется порядок слов в предложении?

3. Какими правилами следует руководствоваться при согласовании подлежащего и сказуемого?

4. Как согласуется определение с определяемым словом?

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Составьте словосочетание, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Встретиться (друг) - мечта (счастье), преклонение (талант) - долг (родина) уплатить (квартира) - восхищаться (друг), вдохнуть (свобода) - скучать (родители).

 

Упражнение 2. Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля (обращайте внимание на необходимый падеж имен существительных).

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.

 

 Упражнение 3.  Исправьте предложения, изменив в них порядок слов.  

1. Ты не встретила в театре одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 5. Парламент по очереди заслушал отчеты всех министров. 6. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 7. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 8. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 9. Времена прошли те давным уже давно, а мы хорошо помним о них. 10. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

 

Упражнение 4. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1. По приблизительным подсчётам сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии. 2. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. 3. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) с жалобами в выше стоящие организации. 4. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 5. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано). 6. Для них несколько столичных фабрик (шьёт, шьют) костюмы. 7. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны. 8. В конкурсе (участвовал, участвовали) тридцать один школьник.

 

Упражнение 5. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав в Москву, он расположился у родственников в центре города. 2. Эти символы мы унаследовали от самых истоков человечества. 3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.

 

Упражнение 6. Подготовьте устное сообщение на тему «Особенности употребления простых предложений. Согласование подлежащего и сказуемого»

Тестовые задания

 1. Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в согласовании слов

1) Это одно из важных вех в достижении признания художника.

 2) Большое количество пшеницы, ржи, ячменя сданы первым сортом.

 3) 21 автомобиль умещаются в вертикальном гараже-стоянке.

4) Эта часть текста, так же, как и две главы, не включены в перевод.

 5) Архитектурный памятник Красноярска – часовня на Караульной горе – отремонтирована к юбилею города.

6) Более подробное изложение опубликовала «Таймс».

7) Гороно разослал по школам тексты экзаменационных билетов.

8) Трудный ЕГЭ по математике успешно сдали все гимназисты.

9) Позднее барокко характеризуется декоративной пышностью деталей.

10) Газеты сообщают о падении цен на колумбийский кофе.

 

2. Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в управлении

1) Следует уделять больше внимания на орфографию.

2) В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу.

3) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

4) Докладчик отметил о недостатках работы стальцеха.

5) В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание.

6) Звезды, эти живые цветы неба, горели над нами.

7) Только отдельные вузы не приняли участия в соревнованиях по бегу.

8) Я очень сильно скучаю по вас.

 9) Призывная комиссия выдала ему белый билет ввиду эпилепсии.

10) США, рассчитывая на скорую победу в Ираке, стремятся заручиться международной поддержкой.

 

 3. Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в согласовании слов

1) Коля с Петей поступили в одну и ту же школу.

2) Кто из сотрудниц нашего отдела записался в секцию волейбола?

3) ФСБ выступила с заявлением.

4) Мой взгляд задержался на заявлении соседа, подшитого к делу.

5) Это был конкурс-игра, явившаяся серьезным испытанием для всех участников.

6) Интеллигенция, в особенности писатели, актеры, учителя, врачи, всегда заботились о чистоте русского языка.

7) Из-под тулупа выглядывает ворот холщовой сорочки, облегающей шею, повитую кумачовым платком.

8) По утрам слышен звон трамвая, доносящегося издалека.

9) Я знаком с группой ребят, болеющими за «Торпедо».

10) НАТО поддержало агрессию албанских сепаратистов.

 

  4. Выпишите номера предложений, в которых встречаются ошибки в управлении

1) Ты очень точно подметил о необходимости обсудить этот вопрос.

2) На предприятии имеются вакансии слесарей, токарей, наладчиков станков. 3) Обучение на коммерческой основе необходимо оплатить в течение месяца. 4) По приезде в город Чичиков сразу же направился к губернатору.

5) По окончании вуза молодые специалисты пройдут стажировку на лучших предприятиях отрасли.

6) Уже появилась рецензия о новом фильме.

7) Мать тревожилась о своем ребенке.

8) Им руководила жажда к деятельности.

9) Мужество десантников вселяло страх противнику.

10) В отсутствие отца мальчик стал читать детективные романы.

 5. Не относится к нарушению синтаксических норм:

 a) неправильный порядок слов;

б) неправильное употребление деепричастных оборотов;

 в) неправильное согласование;

 г) неправильное падежное окончание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.038 с.)