Тема 11. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление имен числительных.   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление имен числительных.  



Задание 1. Прочитайте текст «Использование форм имен числительных в речи».

Образование и употребление имени числительного подчиняется определенным правилам, несоблюдение которых ведет к речевым ошибкам. Нормы употребления числительных в современном русском языке своеобразны и специфичны. Имя числительное – лексически замкнутая категория, не пополняющаяся сегодня новыми единицами. Однако употребление числительных представляют собой серьезную речевую проблему. Так, например, сложные числительные на –десят, -сот – единственная группа слов, в которых склоняютсяобе части: восьмьюдесятью, семьюстами (творительный падеж), о восьмидесяти, о семистах (предложный падеж) – в современной речи практически утратила систему склонения. Это нарушение обязательной нормы для всех говорящих. В современной речи склоняемость сложных числительных утрачивается, чему способствует и профессиональная речь математиков, однако в официальной речи норма требует склонения обеих частей сложных числительных.

   Правила склонения:

- при склонении составных числительных склоняются все входящие в него слова: библиотека пополнилась пятьюстами сорока тремя книгами; о пятистах сорока трех книгах мы вели речь; у пятисот сорока трех студентов появились студенческие билеты;

- при склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: встречаемся двадцать пятого; в тысяча девятьсот сорок пятом году.

Синонимика числительных разнообразна. Синонимичны, например, числительные количественные и собирательные. Если необходимо обозначить раздельное множество предметов, используется количественное числительное, если объединенное множество, совокупность предметов, несколько предметов как единое целое, то – собирательное числительное. Сравним примеры: Они дружили. Пять мальчишек из 69 –й школы (здесь важно лишь количество). Но однажды пятеро ребят опоздали домой (здесь подчеркивается единство ребят).

Синонимичны числительные и существительные с числовым значением, если они имеют значение неопределенного количества пара – два, десяток – десять, дюжина – двенадцать, сотня – сто) и др. В сочетаниях десять книг – десяток книг второй вариант имеет разговорный характер. Иногда он обозначает не точное, а приблизительное число (сотни фабрик и заводов). Некоторые существительные с числовым значением имеют оттенок собирательного значения (пара сапог, дюжина ложек – одинаковые предметы), и тогда они не синонимичны числительным.

 В текстах числа, как правило, записываются цифрами. Чтобы избежать возможных речевых ошибок в материалах, предназначенных для чтения в официальной обстановке, наряду с цифровыми обозначениями следует давать и их словесные варианты, разумеется, в соответствующих падежных формах: На завод было доставлено до 665 т (шестисот шестидесяти пяти тонн) металлолома.

В сочетании с предлогом по в распределительном значении возможно вариантное употребление форм винительного и дательного падежей количественных числительных пять, десять, двадцать, сорок и др.: по пять / пяти рублей, по сорок / сорока тетрадей. Современной литературной норме соответствует использование в подобных сочетаниях форм винительного падежа. Традиционное употребление форм дательного падежа характерно для письменной речи.

Слова тысяча, миллион, миллиард употребляются в форме дательного падежа: по тысяче книг, по миллиону рублей, по миллиарду тонн.

Неопределенно-количественные слова много, несколько, сколько, столько допускают вариантное употребление форм дательного и винительного падежей: по многу / много рублей. По нескольку/ несколько книг. Формы дательного падежа – книжные, винительного – разговорные.

Имеют просторечный характер и не соответствуют литературной норме образования типа двадцать двое суток, так как составные числительные не должны включать собирательные числительные. В этих случаях нужно находить иные формы выражения: двадцать два дня, на двадцать вторые сутки, в течение двадцати двух дней. При обозначении конкретных предметов вполне возможно введение слов единица, пара, штука, экземпляр и др .: двадцать четыре пары рукавиц, пятьдесят две штуки клещей.

Числительное полтора (полторы) в форме именительного (винительного) падежа сочетается с существительным в форме родительного падежа единственного числа: полтора вагона, полторы машины. В формах косвенных падежей оно согласуется с существительным в форме множественного числа: до полутора десятков, с полутора норм.

Различаются стилистической окраской формы восьмью (разговорная) и восемью (книжная). Разговорную окраску имеет числительное полтораста.

Собирательные числительные легко сочетаются:

1) с существительными, называющими лиц мужского пола, а также с существительными «общего» рода: трое рабочих, четверо солдат, пятеро задир;

2) со словами: дети, ребята, девчата, люди, лица (люди): двое детей, трое ребят;

3) с личными местоимениями мы, вы они: нас было двое, их было четверо;

4) с названиями детенышей животных: четверо котят, трое медвежат;

5) с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое саней, трое брюк, четверо суток; при количестве предметов более четырех возможно вариантное употребление количественных и собирательных числительных: пять/пятеро суток, однако количественные числительные используются чаще: до пяти суток;

 6) с существительными, обозначающими предметы, которые обычно считаются парами и поэтому чаще употребляются в форме множественного числа: трое ботинок, пятеро рукавиц и т.п., однако такие сочетания имеют разговорную окраску (ср.: три пары ботинок, пять пар рукавиц).

Собирательные существительные, как правило, не сочетаются с названиями лиц женского рода (сочетания типа трое женщин являются нелитературными), названиями неодушевленных предметов (сочетания типа четверо столов являются просторечными), а также с названиями взрослых животных (сочетания пятеро волков являются нелитературными).

Обычно не сочетаются с собирательными числительными существительные, называющие лиц высокого общественного положения. Сочетания типа пятеро профессоров возможны, однако имеют разговорную, сниженную и несколько ироническую окраску.

Близко к собирательным числительным слово оба (обе ). Нормативными являются такие падежные формы: Р. обоих, обеих; Д. обоим, обеим; В. как И. или Р.; Т. обоими, обеими; П (об) обоих, обеих.

Затруднения наблюдаются и при употреблении дробных и смешанных чисел. В каком числе ставить существительные «процент», «центнер», если при них есть смешанное число? Следует говорить: сорок с половиной процентов, но пять и пять десятых метра, так как при смешанном числе числительным управляет дробь.

 Количественные числительные согласуются с существительными во всех падежах, кроме именительного и винительного: Р. до пятидесяти рублей; Д. к пятидесяти рублям; Т. с пятьюдесятью рублями; П. о пятидесяти рублях. В именительном и винительном падежах они управляют существительными: пятьдесят (И.) рублей (Р.); получить пятьдесят (В.) рублей (Р.).

Слово тысяча, как правило, управляет существительным: тысяча рублей, до тысячи рублей и т.д.При наличии параллельных форм творительного падежа тысячей и тысячью форма тысячью может рассматриваться как форма количественного числительного и согласовываться с существительным: с тысячей рублей, но тысячью рублями.

В сочетаниях типа по пять/пяти рублей существительное является управляемым словом и употребляется в форме родительного падежа.

  В сочетаниях типа два и более (три и более, четыре и более) варианта существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа.

В сочетаниях дробных числительных существительное управляется последним словом дроби: более 51,5 процента – более пятидесяти и пяти десятых процента.

В сложных словах, включающих количественные числительные и не имеющих соединительной гласной, числительное обычно употребляется в форме родительного падежа: трехсотлетие, Семиречье, двадцатипроцентный.

Числительное сорок в начале сложных слов имеет форму сорока: сорокаведерный, сорокаквартирный. Однако есть слова с сорок-, образованные при помощи соединительной гласной о: сороконожка, сорокоуст.

  Числительное сто в начале сложных слов сохраняет основную форму: стоквартирный, столетний.

  Числительное два в начале сложных слов имеет формы двух- и дву-: двухэтажный, двухъярусный, но двусмыслица, двуязычный. Такие параллельные образования различаются как по сфере употребления, так и по стилистической окраске.

  В специальных текстах наряду со сложными словами, в составе которых есть числительные, широко используются и такие сочетания, как емкость в 40 литров, водоизмещением в 500 тонн, объемом в 150 кубических метров (с цифровой записью числительных). Пропуск предлога в подобных сочетаниях является признаком разговорного стиля и в официальных текстах нежелателен.

  При склонении сложных существительных, начинающихся с пол…/пол- (полгода, пол-очка, пол-листа, пол-Москвы и т.п.), в книжной речи часть пол- в формах косвенных падежей, кроме винительного приобретает форму полу-: более полугода, в полукилометре от. Отступление от этого правила наблюдается в следующих случаях:

 1) когда пол- лишь приблизительно показывает половину чего-либо: вернуться с полпути;

 2) при обозначении времени в словах, образованных из пол… и названия часа: прийти около полдвенадцатого;

3) в словах, образованных с пол- и существительного, обозначающего одушевленный предмет: не осталось и полкурицы.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1.С какими вариантными нормами имен числительных вы познакомились?        Определите их функционально-стилистическое различие.

2. Какова сфера употребления собирательных числительных?

3. Как количественные числительные согласуются с существительными?

4. Как употребляются количественные числительные в сложных словах?                       

Выполните данные упражнения

Упражнение 1. Спишите, заменяя цифры словами.

  К 12 прибавить 17, к 248 прибавить 11, из 57 вычесть 27, от 568 отнять 59, с 395 сложить 288, с 238 сложить 292, разделить 400 на 100.

Упражнение 2. Установите семантико-стилистическое различие между параллельными формами имени числительного. Составьте с ними предложения, выбрав нужную форму числительного и существительного. Обоснуйте свой выбор. Ошибочные сочетания исправьте.

1.Четверо детей – четыре ребенка. Трое незнакомых лиц – три незнакомых лица. Двое учеников – два ученика. Их было пятеро – их было пять.

2. По пяти рублей – по пять рублей. По двумстам рублям – по двести рублей.

3. С тысячью книгами – с тысячей книг.

4. С двумястами рублей – с двумястами рублями.

5.Понять с полслова – понять с полуслова.

 6. Проэкзаменовал тридцать три студента – тридцать трех студентов.

Упражнение 3. Раскройте скобки, согласовывая числительные с существительными.

(Один, одна, одно, одни) щипцы, человек, страни­ца, упражнение, дети, задания, ворота.

(Два, оба, две, обе, двое) река, юноша, дом, жен­щина, сутки, ребята, учебник, девушка.

(Четыре, четверо) сани, студент, ножницы, чулки, ученик, магазин, мальчик.

Упражнение 4. Спишите, употребляя, где нужно, числительные оба
или обе в соответствующем падеже.

1.... спортсменки пришли к финишу одновременно. 2. По... сторонам рос кустарник. 3. У... рек были высокие берега. 4. У... студентов были одинаковые оценки. 5. Боксер наносил удар... руками.... раза команда выиграла. 6. Он заботился об... своих товарищах. 7. Этот человек плохо видел... глазами.

Упражнение 5. Внесите исправления.

Бухгалтерия обслуживает тридцать детских садов и двадцать два яслей. В цехе работают пятеро работ­ниц. Комиссия побеседовала с тысяча двести пятью жи­телями города. Двадцать двое суток мы провели в море. Из девяти членов комитета трое женщин.

Упражнение 6. Раскройте скобки; выберите нужную форму. Числа пишите словами.

Урожай овощей в среднем по району поднялся до (157, центнер).2. На место происшествия инспектор выехал с (4, помощник). 3.Участникам конкурса было выдано по (10, заготовка) деталей. 4. Прирост производительности труда составляет (четыре и более, процент). 4. В салоне автобуса удобные (дву-, двух-) местные сидения.

Упражнение 7. Раскройте скобки: выберите нужную форму. Укажите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных.

1. Если раньше на участке работало более (десять, десятеро; рабочий), то теперь машину обслуживают только (три, трое; человек).

2. В пользу проекта высказались (два, двое; профессор).

3. Медалей удостоены (три, трое; спортсмен).

4. (Обоим, обеим) спортсменкам достались трудные соперницы.

 5. В этот день было продано (четыре, четверо; мотоциклов).

6. Шли без отдыха (три, трое; суток).

7. Окруженный город продержался (шесть, шестеро) суток.

 

Упражнение 8. Прочитайте вслух, правильно называя формы числительных. Перепишите, заменяя числа словами и, где надо, раскрывая скобки.

1.Из 847 вычесть 367. К 1777 прибавить 403. Из 15 666 вычесть 11 984. Площадь в 265 (гектар). 11 пар (сапоги, носки). Сила тока в 15 (амперы). Напряжение в 127, 220 и 240 (вольты). Спортзал площадью 90 (метры). Длина платформы равна 190 (метры). Поезд с 458 (экскурсанты). Авария на 458 (километр). Альбом с 287 (иллюстрация). Рисунок на 287 (страница). Расстояние, равное 1861 (километр).

Упражнение 9. Перепишите, раскрывая скобки, выбирая нужные слова и ставя их в соответствующей форме.

1.На спортплощадке тренировались (два, двое) (гимнастка).                                2. Финишировали с одинаковым результатом (два, двое) (лыжник). 3. (Три, трое) (сутки) бушевал циклон. 4.(Три, трое) (день) не прекращались восстановительные работы. 5. По (оба, обе) селам вела асфальтированная дорога. 7. Между (оба, обе) районами установлена прямая телефонная связь. 8.В (оба, обе) деревнях было много садов. 9. Пробежать стометровку за 11,2 (секунда). 10) Перевыполнить плановое задание на (9,7) (процент). 11.Графин с (полтора, полторы) (литр) воды. 12. Отсутствовать больше (полтора, полторы) (неделя).

Упражнение 10. Поставьте в творительном падеже следующие числительные:

376, 587, 798, 856, 1785, 6684, 672 рубля, 1743 год.

 

Упражнение 11. Замените цифровую запись числительных словами.

1. Самые быстрые бегуны развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 2. Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна. 3. Более 2500 человек обратились с просьбой улучшить жилищные условия. 4. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 5. Длина окружности равна 422 см. 6. Высота Останкинской башни равна 540 м. 74 см. 7. К 1778 прибавить 852. 8. От 17 464 отнять 11090. 9. Из 11090 важнейших объектов было введено лишь 749.

Упражнение 12. Исправьте речевые ошибки в предложениях, замените, цифровую запись числительных словами.

1. Ледокол обошел Антарктиду за 162 суток. 2. Обои девочки были очень хорошенькие. 3. У обоих саней толпился народ. 4. На обеих коленях были царапины. 5. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам красивейшей реки. 6. Деревня находилась в полтораста километрах от станции. 7. До начала экзаменов оставалось всего около полтора учебного месяца. 8. Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году. 9. Это двухэтажное здание, имеющее в макетах длину 3,5 метров, снабжено технологическим и вентиляционным оборудованием. 10. 3 работниц не смогли выйти на работу. 11. Президент поздравил всех женщин с 8 мартом. 12. 3 дней и ночей мы готовились к экзаменам.

 

Упражнение 13. Составьте несколько предложений с синонимичными парами и определите стилистические свойства синонимических вариантов собирательных и количественных числительных (например, двое студентов, два студента).

Упражнение 14. Подготовьте устное сообщение на тему: «Использование числительных в речи».

 

Тестовые задания

1. На какие вопросы отвечает имя числительное?

А) кто? что?

Б) какой? чей?

В) какой? сколько?

Г) что делать? что сделать?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.043 с.)