Государственные границы: понятие, виды, порядок установления и правовой режим 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные границы: понятие, виды, порядок установления и правовой режим



 

Государственная граница - воображаемая линия, проведенная на местности, а также воображаемая плоскость проходящим вертикально над этой линией, отделяющая государственную территорию от территории на которую суверенитет государства не распространяется.

Различают:

1. Сухопутные границы, которые делятся на

а) Орографические - проводятся с учетом рельефа местности;

б) геометрические - устанавливаются по прямой линии проведенной между двумя точками;

в) астрономические - устанавливаются по меридианам и параллелям.

2. Водные границы, которые делятся на

а) речные – устанавливаются до соглашению прибрежных государств и как правило Проводятся по линии тальвега (линии наибольшей глубины) либо посредине реки.

б) морские – внешние пределы его территориального моря или линии разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Ширина территориального моря установлена в 12 морских миль (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). Границы между смежными или противолежащими государствами, если территориальное море не может достигать 12 морских миль, устанавливаются отдельными соглашениями;

в) озерные и др. водоемов – устанавливаются по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы государств к берегам водоема.

3. Воздушные границы включают:

а) боковые - вертикальная плоскость, проходящая над линией государственной границы;

б) высотные - горизонтальная плоскость, лежащая на высоте около 96 км. над уровнем моря в пределах боковых воздушных границ государства.

Государственные границы делятся на:

1) исторические – границы, которые в течение длительного периода времени фактически соблюдались на местности;

2) устанавливаемые в договорном порядке. Процесс договорного определения границ проходит две стадии:

а) делимитация – определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте;

б) демаркация – проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками- столбами, пирамидами и т.п., на воде- створами, вехами и т.п.;

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и междунардными договорами и включает правила:

- содержания границы;

- пересечения границы лицами и транспортными средствами;

-пропуска через границу лиц и товаров;

-ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

-разрешения пограничных инцидентов;

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим – режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров. 

 

3.4. Понятие, виды и правовой режим морских пространств.

 

В зависимости от существующего в них правого режима в междунардном морском праве выделяются следующие виды пространств:

    1) Внутренние воды – водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря, а также водоемы располагающиеся на территории государства.

- морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 

- воды портов; 

- воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;

- воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства;

Внутренние воды являются частью государственной территории, поэтому их правовой режим устанавливается прибрежным государством по своему усмотрению. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего.

2) Территориальное море - морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.

На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

    В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.

    Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

    а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

    б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

    в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

    г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

3) Прилежащая зона – часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, шириной не более 24 морских миль (отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море) в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях

    Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву контроль может быть необходим:

    а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря;

б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

4) Исключительная экономическая зона – морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

       В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция 1982г. предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Другие государства могут участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны только по соглашению с прибрежным государством.       За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.

    В то же время другие государства, как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне как в открытом море.

5) Континентальный шельф – морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

       Вопрос о континентальном шельфе в междунардно-правовом плане возник, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи. На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 году была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, а также живых организмов на морсом дне.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства.

Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами (в РФ – ФЗ «О континентальном шельфе РФ» 1995г.).

Учитывая значительную площадь российской экономической зоны и континентального шельфа, а также количество противоправных посягательств на их ресурсы (в особенности на Дальнем Востоке), следует отметить, что их охрана имеет для России важнейшее значение. Статья 253 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне.

6) Открытое море – водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм междунардного права.

 В морских пространствах за внешней границей территориальных вод суда подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они ходят. Никакое иностранное судно не вправе препятствовать судам других государств пользоваться на законных основаниях свободами открытого моря или применять к ним принудительные меры. Из данного принципа допускаются строго ограниченные изъятия, применяемые в конкретных, четко определенных междунардным правом случаях (например, в случае пиратства).

Конвенция ООН по морскому праву установила, что морские воды за пределами территориального моря и междунардный район морского дна резервируются для использования в мирных целях.

Действующие в настоящее время междунардные правила предупреждения столкновения судов были приняты в 1972 году. В них определен порядок пользования, применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др. Вопросы спасания на море регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года и Конвенцией о спасании 1989 года.

Особое внимание в междунардном морском праве уделяется правовому статусу островов. Согласно ч. 1 ст. 121 Конвенции ООН по морскому праву о стров, — этоестественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. При этом остров имеет территориальное море, исключительную экономическую, прилежащую зоны, а также континентльный шельф. В этом состоит отличие островов от морских скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности, и соответственно не имеют ни исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.

Правовой режим Арктики.

 

Арктика – это район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме прибрежных островов Норвегии, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.

В настоящее время в территориальные владения государств в Арктике разделены по принципу «арктических секторов», т.е. территория Арктики разделена астрономическими (географическими) границами, которые тянуться на протяжении меридианов, начиная от окраин государственных границ государств, прибрежных водам бассейна Северного Ледовитого океана и оканчивая Северным полюсом. В целом существует 5 секторов - Российский, Американский, Канадский, Норвежский и Датский (в силу того, что Дания владеет островом Гренландия). Границы этих секторов сходятся к Северному полюсу как к нейтральной точке (См. рисунок).

 

Сухопутная территория в пределах данных границ является внутренней территорией данных государств. Однако водная поверхность океанских и морских пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике может рассматривать его как зону своей безопасности. Принимаемые по ст. 234 Ковенции ООН по морскому праву законы прибрежного государства могут относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, а законы, принимаемые прибрежным государством в своем территориальном море не могут относиться к указанным вопросам, если только они не вводят в действия общепринятые нормы и стандарты.

Что касается России, то вдоль арктического побережья Российской Федерации от Кольского залива до Берингова моря на востоке простирается Северный морской путь. Порядок доступа морских судов для плавания по трассам Северного морского пути определен внутренними «Правилами плавания по трассам Северного морского пути» 1991 г. Северный морской путь открыт, согласно указанному документу, для плавания судов любой национальности на недискриминационной основе. Его эксплуатация иностранными судами осуществляется с согласия и под контролем российских навигационных служб, а суда, допускаемые к плаванию, должны соответствовать специальным технико-экологическим требованиям. Регулирование эксплуатации Северного морского пути осуществляется специальной российской организацией – Администрацией Северного морского пути.

Небольшим исключением из системы «арктических секторов» является архипелаг Шпицберген, статус которого определяется Договором о Шпицбергене 1920г. Участники данного договора согласились признать суверенитет Норвегии над архипелапгом Шпицберген с Медвежьим островом, при условии что суда и граждане всех договаривающихся государств будут допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в указанных местностях. Сам же архипелаг объявляется демилитаризованной зоной.

В последние годы в связи с процесами глобального потепления в Арктике постепенно увеличивается площадь морских пространств не занятых льдами, пояляются новые районы для рыбной ловли, а также открываются новые месторождения полезных ископаемых. Поэтому интерес государств к освоению арктическим пространств неизбежно возрастает. При этом все чаще со стороны отдельных государств (в частности, Канады) слышатся предложения о пересмотре границ арктических секторов, что однако, не имеет на сегодняшний день достаточных оснований.

 

3.6. Правовой режим Антарктики.        Антарктика — район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые нередко Южным или Антарктическим океаном.        Основным соглашением, определяющим междунардно-правовой режим Антарктики, является Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 г. До заключения данного междунардного соглашения статус антарктических пространств являся предметом междунардных споров, — многие государства (Чили, Аргентина, Великобритания, Австралия, Франция, Норвегия, Новая Зеландия, Германия, Япония) заявляли свои территориальные претензии на отдельные районы Антарктики. Компромиссным решением территориальной проблемы в Антарктике стало положение Договора, где сказано, что: «Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе». Таким образом, позиции государств с различными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике оказались «замороженными» Договором на время его действия, а территория Антарктики получила статус территории с междунардным режимом.       Кроме того, статья 1 Договора об Антарктике устанавливает: «Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия». Также договор провозглашает свободу научных исследований в Антарктике.       В системе нормативных актов, действующих в Антарктике, существуют также отдельные конвенции, касающиеся сохранения живых природных ресурсов, охраны окружающей среды:        - Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972г.;       - Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г.;       Конвенция 1980г. распространяет меры по сохранению живых ресурсов в конвенционном районе на все популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и на другие виды живых организмов, включая птиц, а также тюленей и китов       Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики в соответствии с полученной ею информацией о состоянии и уловах этих ресурсов определяет квоты вылова в районах действия Конвенции, охраняемые виды популяций, возраст, размер и пол видов, которые могут вылавливаться, сезоны и зоны, открытые и закрытые для промысла, методы и орудия лова. Она вправе принимать другие меры, необходимые для сохранения морских живых ресурсов Антарктики. Комиссия, в частности, определяет общий допустимый улов отдельных видов морских живых ресурсов Антарктики.       4 октября 1991 г. XI сессия специального Консультативного совещания по Договору об Антарктике одобрила Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике. Согласно ст. 7 Протокола, в Антарктике запрещается «любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований». Подобная позиция объясняется соображениями климатической и экологической безопасности. Согласно проведенным научным исследованиям, промышленное освоение минеральных природных ресурсов Антарктики (которые там действительно имеются) может вызвать ускронное таяние антарктических льдов, что в свою очередь грозит миру глобальной экологической катастрофой, связанной с повышением уровня мирового океана и климатическим дисбалансом.       Любая деятельность в Антарктике (научные исследования, туризм и др.), прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на междунардном уровнях процедуру предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду Антарктики. 3.7. междунардное космическое право        междунардное космическое право — это совокупность междунардных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.       Основными договорными источниками междунардного космического права являются: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (Договор по космосу); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года (Соглашение о спасании космонавтов); Конвенция о междунардной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 года; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (Соглашение о Луне).       Космическим пространством считается пространство на высоте более 100-110 км. над уровнем моря (минимальная высота полета спутников).        Выделяют следующие принципы междунардного космического права:        1) исследование и использование космоса на благо всего человечества;        2) равное право всех государств на исследование и использование космоса; запрещение национального присвоения космоса;        3) соответствие космической деятельности междунардному праву;        4)свобода космоса для научных исследований;        5) использование Луны и других небесных тел исключительно в мирных целях;       6) междунардная ответственность государств за всю национальную космическую деятельность;        7) междунардная ответственность государств за ущерб, причиненный космическими объектами;        8) сотрудничество и взаимная помощь государств при исследовании и использовании космоса;        9) сохранение государствами юрисдикции и контроля над космическими объектами, занесенными в их регистры;        10) обязанность государств избегать вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.       Договор запрещает:       — провозглашать суверенитет на космическое пространство и небесные тела и осуществлять их национальное присвоение или оккупацию:              — выводить на орбиту и устанавливать на небесных телах любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения;       — использовать Луну и другие небесные тела в немирных целях;       — присваивать космические объекты других государств вне зависимости от места их обнаружения.       Согласно нормам междунардного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Луна и другие небесные тела, в отличие от космоса, должны использоваться исключительно в мирных целях. На них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения.       По Соглашению о Луне 1979 года Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества.

    Следует отметить, что в данном случае, междунардные соглашения содержат определенный пробел: запрещая государствам присваивать космическое пространство и небесные тела, нормы междунардного космического права ничего не говорят о физических и юридических лицах. Данным обстоятельством воспользовался Дэннис Хоуп, предприниматель из Калифорнии, который объявил себя собственником Солнечной системы, всех планет и их спутников, включая и спутник земли – Луну. В 1980 году он подал заявление в соответствующий департамент Калифорнии. Собственность была зарегистрирована официально и были выданы необходимые документы, подтверждающие его права на владение. После этого Хоуп уведомил администрации США, Китая, СССР, ООН, выждал три года, открыл собственную контору «Лунное посольство» и начал продажи участков на Луне и Марсе. В настоящее время по данным «Лунного посольства» продано уже около 3% участков на видимой стороне Луны.

       Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человечества в космос».    Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.       Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены.       По Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1976 года каждый запускаемый в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный реестр. Генеральный секретарь ООН ведет реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.       Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию.       Координация эксплуатации всех систем спутниковой электросвязи (с целью предотвращения взаимных помех и эффективного функционирования) осуществляется в рамках междунардного союза электросвязи (МСЭ).       В 1986 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли (далее - «ДЗЗ») из космического пространства. Согласно этим принципам, государства должны содействовать развитию междунардного сотрудничества в данной области. Зондирующие государства должны предоставлять зондируемым государствам первичные данные и обработанные данные ДЗЗ, относящиеся к территориям последних. Данные и информация предоставляются на разумных условиях оплаты, особо принимаются во внимание нужды и интересы развивающихся стран.       Договор по космосу запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, установку такого оружия на небесных телах и размещение его в космическом пространстве. Он также обязывает использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях.       Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства (междунардное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролет через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролет не квалифицируется как размещение объекта в космосе).

    В 1964 году была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной коммерческой системы спутников связи междунардная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛCAT). Задачи ИНТЕЛСАТ — создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.023 с.)