История становления и развития междунардного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития междунардного права.



 

По вопросу о том, когда возникло междунардное право существует две различных точки зрения: одни ученые полагают, что междунардно-правовые отношения существовали еще до появления государств (Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов и др.), другие считают, что междунардное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов);

    Сложно назвать ту или иную точку зрения единственно верной, так как решение данного вопроса зависит от понимания самого явления междунардного права. Безусловно, в первобытном обществе отдельные родовые общины, племена не являлись абсолютно обособленными, а так или иначе взаимодействовали с другими, прежде всего соседними общинами и племенами. Поэтому если трактовать такие отношения как междунардно-правовые, то получится что междунардное право в виде обычаев взаимоотношений между племенами и общинами существало еще до появления государств. Однако в этом случае следует иметь в виду, что нельзя отождествлять современное и древнее междунардное право. Помимо того, что древнее междунардное право имело принципиально иное содержание (например, на стадии межплеменного развития считалось правомерным захватывать чужие территории, грабить или уводить в плен своих соседей, также как и заключать с ними мир), для ранних междунардных отношений были характерны:

а) региональный (локальный) характер. В отличие от современного междунардного права, которое включает значительное число универсальных междунардных соглашений, объединяющих государства из различных регионов мира, на начальной стадии развития междунардных отношений связи устанавливались только лишь с соседними или находящимися в том же географическом регионе государствами;

б) регулирование на основе обычных норм права. Если на сегодняшний день преобладающим источником междунардного права является междунардный договор, — писаный источник права, то изначально междунардное право начало складываться на основе обычаев. Например, на основе обычаев устанавливалось права того или иного государства (народа) на владение определенной территорией.

    Основная тенденция развития междунардного права с древности до наших дней может быть определена известной формулой — «от права силы к силе права». Если на современном этапе декларируется равноправие государств, недопустимость применения силы в междунардных отношениях, разрешение междунардных споров исключительно правовыми способами, то в ходе исторического развития междунардных отношений, — война считалась неотъемлемым правом государства и обычной практикой междунардных отношений. Только лишь в двадцатом веке, 27 августа 1928 года состоялось подписание знаменитого Пакта Бриана — Келлога, который провозгласил отказ от войны как орудия национальной политики. Более того, именно войны являлись основными историческими событиями, которые влияли на развитие междунардного права и заставляли государства создавать новые стандарты междунардного общения. Именно необходимость завершить войну, договориться о мире или перемирии чаще всего заставляла руководителей государств сесть за стол переговоров и заключить междунардное соглашение. Не случайно, первым в мире письменным источником междунардного права, дожившим до наших дней является мирный договор между египетским фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до нашей эры.

    Анализ истории развития междунардного права показывает, что чем более масштабными и кровопролитными были те или иный исторические события, тем большее влияние оказали они на развитие междунардного права. Так, большинство исследователей в качестве главных исторических вех развития междунардного права отмечают:

    - заключение Вестфальского трактата 1648 года, которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств, было зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата;

    - Венский конгресс 1814-1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших европейских держав;

    - Парижский мирный конгресс 1865 г., который определил политическое устройство в Европе после окончания Крымской войны, а также Берлинский мирный конгресс 1878 г.;

    - заключение Версальского миирного договора 28 июня 1919 года, завершившего Первую мировою войну положило начало созданию современного междунардного права. Впервые была создана универсальная междунардная организация в сфере обеспечения междунардного мира и безопасности — Лиги наций.

    - окончание Второй мировой войны стало поворотной точкой в развитии междунардного права, поскольку недопущение подобных событий в будущем стало основной целью междунардного сотрудничества для достижения которой были сформированы новые междунардные иституты во главе с Организацией Объединенных Наций, а также приняты основополагающие принципы междунардного права, являющиеся и по сей день императивными правилами междунардного общения.

В конце XIX - начале XX вв. началась универсализация междунардного права. междунардное право становится всеобщим, появляется все больше междунардно-правовых норм, распространяющихся на все мировое сообщество. В настоящее время междунардное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (например, формирование права Европейских сообществ).

 

1.3 Соотношение междунардного и российского права.

 

Системы междунардного и внутригосударственного права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в междунардном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. междунардное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

    Часть 4 статьи 15 Конституции России устанавливает правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы междунардного права и междунардные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если междунардным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междунардного договора».

Федеральный закон «О междунардных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет данное конституционное правило следующим: «Положения официально опубликованных междунардных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений междунардных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).

Исходя из этого, междунардное право — часть российского права. В результате принятия Россией междунардной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц.

Как правило, принимая на себя те или иные обязательства, государство обязуется для их реализации изменить или дополнить свое внутреннее законодательство. Процесс отражения, реализации норм междунардного права во внутреннем законодательстве государства называют иплементацией. Например, Россией была ратифицирована Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., статья 6 которой предусматривает право каждого на судебное разбирательство в разумный срок. Для того, чтобы обеспечить каждому на своей территории данное право Российской Федерацией был принят Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок". Под влиянием Европейской конвенции изменения были внесены в Бюджетный кодекс, Уголовно-процессуальный, Арбитражный, Гражданско-процессуальный кодексы, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Обязуясь на междунардном уровне обеспечивать каждому человеку судебное разбирательство его дела в разумный срок, Российская Федерация установила в своих внутренних законах различные гарантии этого права: возможность обжалования длительных сроков рассмотрения дел, право требовать компенсацию в случае необоснованно длительного рассмотрения дела и т.д.

1.4 Нормотворчество и источники междунардного права.

Нормы междунардного права – это обязательные правила поведения субъектов междунардного права, регулирующие междунардные отношения.

    Процесс создания норм междунардного права отличается тем, что в междунардных отношениях отсутствуют специальные нормотворческие органы аналогичные парламентам государств. Нормы междунардного права создаются самими его субъектами, прежде всего государствами. При этом, единственным способом создания междунардно-правовых норм является соглашение субъектов междунардного права. Только субъекты междунардного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Поэтому следует согласиться с тем, что «междунардное право есть «самое свободное право», так как не имеет организаций и судебной власти, стоящих над субъектами, его высший судья – история, которая своим безапелляционным приговором утверждает право и карает его нарушение»1. Никто не вправе заставить суверенное государство залючить то или иное междунардное соглашение и принять на себя те или иные междунардные обязательства, сами субъекты междунардного права определяют круг междунардных соглашений, в которых они участвуют.

    Соглашение субъектов междунардного права относительно междунардно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором — норм обычного права (обычаев).

    междунардный обычай - сложившееся в междунардной практике правило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молчаливо) юридически обязательный характер. Совокупность обычных норм принято называть общим междунардным правом, которое является ядром всей междунардно-правовой системы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При формировании норм общего права основную роль играет протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит государство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной междунардно-правовой нормы. Примером ммеждунардного обычая может служить правило, согласно которому верхняя граница воздушного пространства государства устанавливается на высоте около 100-110 км над уровнем моря.

междунардный договор - соглашение между субъектами МПП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей (более подробно см. т.7).

Конечно же, по сравнению с междунардным обычаем, междунардный договор более четко фиксирует обязательные правила поведения, поэтому большая часть современных междунардных норм содержатся в договорах. Однако, признание обычая в качестве источника междунардного права обусловлено самой сущностью междунардных отношений, — не всегда и не все субъекты междуанародного права в вилу различных причин могут сесть за стол переговоров и заключить междунардный договор. Поэтому для разрешения тех или иных вопросов в случае отсутствия договорной нормы применяется междунардный обычай. Например, разрешая территориальные споры между государствами, междунардный суд ООН зачастую ввнужден руководствоваться междуанродным обычаем, определяя — какое государство обычно владело спорной территорией.

    Вспомогательными источниками междунардного права в соответствии со ст. 38 Статута междунардного Суда ООН являются: общие принципы права, признанные цивилизованными народами, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных юристов по междунардному праву.

    Следует обратить внимание на то, что от норм междунардного права следует отличать нормы междунардной вежливости, которые по своей природе являются правилами этикета. Например, при визите глав государств или высших должностых лиц в иностранное государство в аэропорту постилается красная ковровая дорожка, а встречает иностранного гостя равное по статусу должностое лицо. Подобные правила не следует смешивать с нормами междунардного права, так как они не облают юридически обязательным характером.

    Кроме того, от юридически обязательных норм междунардного права следует отличать нормы, так называемого, «мягкого права» - решения междунаррдных органзиций и конференций, которые имеют изначально лишь рекомендательный характер. Такие решения чаще всего принимаются в виде резолюций. Поскольку междунардная организация является отдельным субъектом междунардного права, то решения ее органов не обладают обязательной юридической силой до признания их в установленном порядке уполномоченными органами государств. Даже резолюции такого авторитетного межународного органа как Генеральная ассамблея ООН изначально содержат нормы «мягкого права» и приобретают обязательную силу только после их признания государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.015 с.)