Основные принципы междунардного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы междунардного права



Принципы междунардного права – основополагающие нормы, руководящие начала, лежащие в основе междунардного права и выражающие его сущность. Основные принципы междунардного права являются нормами jus cogens – императивными нормами общего междунардного права, принимаемыми и признаваемыми междунардным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться междунардным сообществом как посягательство на весь междунардный правопорядок.

Основополагающими документами, раскрывающим содержание основных принципов междунардного права являются:

- Устав ООН 1945 г.;

- Декларация о принципах междунардного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970г.;

- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975г.;

    Основными принципами междунардного права являются:

1. Принцип суверенного равенства сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Однако, несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему, сохраняется фактическое неравенство, в результате которого отдельные государства имеют больше механизмов влияния на междунардные правоотношения.

    2. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Согласно данному принципу запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы:

    а) в целях самообороны (ст. 51 Устава ООН);

    б) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42 Устава ООН).

    Примером правомерного применения силы по решению Совета Безопасности ООН межет служить операция «Буря в пустыне», проведенная против Ирака в 1991 году в ответ на захват Ираком территории Кувейта.

3. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство должно разрешать свои междунардные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе междунардный мир и безопасность. Такими средствами являются переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, междунардное третейское или судебное разбирательство.

4. Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью междунардного сотрудничества в этой области является разработка стандартов, которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

В современном междунардном праве значение данного принципа неуклонно возрастает, при этом помимо провозглашения и регламентации прав и свобод, на междунардном уровне создаются органы и учреждения, которые обеспечивают междунардную защиту основных прав и свобод человека (например, Европейский суд по правам человека). Более того, в последнее время в мире вошло в практику такое явление как «гуманитарная интервенция», — применение силы (в том числе и вооруженной) по отношению к тем государствам, где имеют место грубые и массовые нарушения прав человека. Ярким примером гуманитарной интервенции являются события в Ливии в 2011 году, когда силами междунардной коалиции была проведена военная операция по свержению режима Муамара Каддафи, имевшая целью защиту мирного населения политических репрессий и нарушений прав человека со стороны ливийских властей.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела. Данный принцип закреплен в п. 7 ст. 2 Устава ООН, а также в Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств принятой Резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981 года. Для понимания его сущности важно раскрытие определения «внутренние дела государства».

Четкого перечня внутренних дел государств в междунардных согашения не установлено. В междунардной практике к внутренним делам относятся сферы внутренней политики, правотворчества, экономики, культуры и иные вопросы не урегулированные междунардным правом. То есть в случае нарушения государством междунардных обязательств или совершения действий создающих угрозу междунардному миру, — данный принцип не будет препятствовать вмешательству в деятельность государства. Примером могут являться инспекции междунардного агентства по атомной энергетике, проводимые на объектах атомной энергетики Ирана. Поскольку использование ядерных материалов создает угрозу создания ядерного оружия и потенциального его применмения, МАГАТЭ вполне правомерно контролирует данную сферу деятельности государств.

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в следствие нарушение этого принципа признается незаконным.

7. Принцип нерушимости государственных границ. Этот принцип впервые был четко сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения территориальной целостности. Он означает:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с междунардным правом;

- отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

- отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принципа нерушимости государственных границ был реализован междунардным судом ООН при разрешениии территориального спора между Тайландом и Камбоджей в 1962 году. Спорный участок территории, на котором оказался расположен древний храмовый комплекс Преах-Вихеа, образовался из-за неточностей в геграфических картах, которые использовались при установлении границы между Камбоджей и Тайландом. В результате ошибки в установлении линии границы Камбоджа более 30 лет владела спорным храмом, после чего Тайланд предпринял попытку захватить данный участок силой. Разрешая данный спор, междунардный суд ООН в целях обеспечения стабильности и нерушимости государственных границ встал на сторону Камбоджи, которая фактически владела спорным участком. 

8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Данный принцип был провозглашен в ст.1 Устава ООН 1945 г. и получил конкретизацию в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 г.), а также последующих междунардных документах (междунардном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966г., междунардном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Декларации о принципах междунардного права 1970 г.). Так, согласно Декларации 1970 г.: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

Кроме того, указанная декларация определяет формы самоопределения народа: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Изначально принцип равноправия и самоопределения народов был установлен как правовая основа для деколонизации и был ориентирован именно на колонии. Благодаря его закреплению многие колониальные государства получили независимоть: в 1945 г. — Индонезия, Вьетнам; в 1946 г. — Филиппины; в 1947 г. — Индия и Пакистан; в 1953 г. Франция признала независимость Камбоджи и Лаоса; в 1956 г. Великобритания признала суверенитет Судана, а Франция — независимость Туниса и Марокко; в 1957 г. независимость обрели Гана, Малайзия; в 1958 г. — Гвинея. 1960 г. назвали "годом Африки", так как в этом году самоопределились 17 африканских государств: Габон, Дагомея, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Чад, Центрально-Африканская Республика, Конго (Браззавиль), Республика Конго (Заир), Камерун, Мавритания, Мали, Нигерия, Мадагаскар, Сенегал, Сомали, Того. В последующие годы на карте мира появились такие суверенные государства как Танганьика (1961г.), Уганда 1962 г., Кения (1963 г.), Занзибар (1964 г.), Замбия (1964 г.), Малави (1964 г.), Гамбия (1965 г.), Гвинея-Бисау (1973 г.), а в 1974 году к их числу присоединились и другие португальские колонии. В целом процессе деколонизации на основе принципа равноправия и самоопределения народов независимость провозгласили более 90 колониальных государств.

    Однако, в настоящее применение данного принципа все чаще вызывает междунардные споры и конфликты. Примером может служить самоопредление косовских албанцев или самоопределение Южной Осетии, Абхазии. В подобных случаях принцип самоопределения народа вступает в противоречие с принципом территориальной целосности государств. С одной стороны народ сам вправе определять свой политический статус, а с другой стороны принцип территориальной целосности не допускает отчуждения части территории от государства. На сегодняшний день в междунардном праве не установлено четких правовых норм, которые регламентируют процесс самоопределения и определяют субъекта данного права, поэтому каждый случай самопределения по-своему индивидуален, а признание государств, возникших в результате самоопределения народа во-многом зависит от политической конъюнктуры.

9. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом и с Организацией Объединенных Наций независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Данный принцип имеет характер идеи, пожелания, так как невозможно обязать государства сотрудничать.

В современных междунардных отношениях сотрудничество государств проявляется в самых различных сферах, - начиная от взаимной помощи госудрарств при различных стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях и заканчивая совместными исследованиями космического пространства (междунардная космическая станция).

10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по междунардному праву. В основу данного принципа положено древнее правило: «Pacta sunt servanda»1. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, государства должны сообразовывать свои действия со своими обязательствами по междунардному праву.

Таким образом, основные принципы междунардного права являются фундаментом системы междунардного права и пронизывают все её струкутрообразующие элементы. Кроме того, все принципы междунардного права взаимосвязаны и должны толковаться в контексте других принципов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.013 с.)