Технология лебедевой Л. В. «обучение детей пересказу с использованием опорных схем», воспитатель первой квалификационной категории мадоу «црр – детский сад № 19» сивкова наталья Александровна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология лебедевой Л. В. «обучение детей пересказу с использованием опорных схем», воспитатель первой квалификационной категории мадоу «црр – детский сад № 19» сивкова наталья Александровна.



Технология Лебедевой Л. В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем», воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «ЦРР – детский сад № 19» Сивкова Наталья Александровна.

Пояснительная записка:

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого разви­тия детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, рече­вой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Раз­говорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют роди­телям уделял» достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Опорные схемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

В пособии Лебедевой Л. В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем» дана система занятий по обучению детей пересказу на основе природоведческой детской литературы.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе. Для детей подготовительной группы даны девять занятий, по три занятия на каждый период обучения с опорой на графические схемы. Я для каждого занятия разработала предшествующую, индивидуальную работу и работу на закрепление материала. Так же разработала презентации для каждого занятия.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы.

Задачи:

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

Место проведения: группа

Время поведения: II половина дня (четверг)

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет

Количество участников: вся группа 28 детей

Срок реализации: сентябрь-май

Разработано в практике воспитателем: к каждому занятию разработана предшествующая работа, презентация, индивидуальная работа.

План работы.

Месяц Тема деятельности
Сентябрь «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Октябрь «Осень» (по И. Соколову-Микитову)
Ноябрь «Четыре желания» (по К. Ушинскому)
Декабрь «Клесты» (по И. Соколову-Микитову)
Январь «Стожок» (по Ю. Ковалю)
Февраль «Четыре художника. Зима» (по Г. Скребицкому)
Март «Ягодознание» (по Н. Сладкову)
Апрель «Первая охота» (по В. Бианки)
Май «Домашний воробей» (по М. Богданову)

План деятельности:

Тема: «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Цель: обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Предшествующая работа

Повторение лексической темы «Дикие животные»
Отгадывание загадок по теме «Дикие животные»

Индивидуальная работа

Дидактическая игра «Кто больше подберет действий (признаков)?»
Дидактическая игра «Чья голова? Чей хвост?»
Конспект см. стр. 6

Закрепление

Повторить рассказ с опорой на графический план
Выставка рисунков – лисят

Тема: «Осень» (по И. Соколову-Микитову)

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Предшествующая работа

Знакомство с творчеством И. Соколова-Микитова. Чтение рассказов про осень Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды» Лексико-семантическая работа: знойный – жаркий, погожие — ясные, ожерелье — бусы, румяная — красная, алая, кочка — небольшой бугорок, прозрачный — ясный, безоблачный жмутся — касаются друг друга, моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте)

Индивидуальная работа

Разучивание пословиц об осени. Наблюдение в природе. Дидактические игры «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам). Конспект См. стр. 13

Закрепление

Закрепление навыка пересказа текста с опорой на графические схемы Актуализация словаря по темам «Грибы», «Ягоды».

 

Предшествующая работа

Чтение рассказов: В. Бианки «Синичкин календарь» К. Ушинского «Проказы старухи зимы» Лексико-семантическая работа: сенокос — заготовка травы на корм домашним животным, прелесть — то, что очень нравится, восторг — настроение максимальной радости, желание — чувство, когда очень чего-то хочется, карманная — очень маленькая (может поместиться в карман), записная — для записи текста, погреба, закрома — места для хранения собранного урожая, припасы — запасы на зиму, нагрянет — придет неожиданно, плоды — фрукты, ягоды, семена

Индивидуальная работа

Дидактические игры «Времена года», «Осень, зима, весна, лето» Наблюдения в природе. Работа с календарем природы. Конспект См. стр. 20

Закрепление

Закрепление навыка пересказа текста с опорой на графические схемы Закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов

Предшествующая работа

Беседа «Зимующие птицы» Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Клесты».

Индивидуальная работа

Составление описательных рассказов по теме «Зимующие птицы» Дидактические игры по теме «Зимующие птицы» Конспект См. стр. 33 Закрепление Закрепление навыка пересказа текста с опорой на графические схемы

Предшествующая работа

Чтение И. Соколова-Микитова «В берлоге» Чтение Ю. Коваля «Стожок» Лексико-семантическая работа: стожок ~ сложенная в виде горки высушенная трава, излучина — поворот реки, воз – сани, полозья – деревянные или металлические пластины для скольжения саней, председатель – руководитель сельского хозяйства, башка — голова, медвежатина — медвежье мясо (в данном случае запах медведя), сено — высушенная трава, сметал — сложил сено в виде горки, хлопнул — стукнул, ударил, запряг — надел на лошадь специальные приспособления (хомут, сбрую и т.д.) для того, чтобы она могла везти сани, выставилась — показалась, высунулась, чмокает — издает губами звуки, распрягать — снимать с лошади приспособления для перевозки саней, отцеплять сани, тряхнул — покрутил из стороны в сторону, разить — неприятно пахнуть, мохнатая — заросшая густой шерстью. Индивидуальная работа Рисование медведя Конспект См. стр. 39 Закрепление Раскладывание графических схем в соответствии с сюжетной линией рассказа.

Предшествующая работа

Отгадывание загадок о временах года Рассматривание иллюстраций о природе Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника»

Индивидуальная работа

Заучивание пословиц о зиме Лото «Времена года» Конспект См. стр. 47

Закрепление

Повторить рассказ с опорой на графический план Рисование красками зимнего леса (дома).

Предшествующая работа

Чтение рассказа Н. Сладкова «Ягодознание». Лексико-семантическая работа: Хищниковедение — предмет, который изучает, как распознать врагов. Хищники — звери, которые питаются мясом. Пряткоумение — предмет, который изучает, как спрятаться от своих врагов. Зобишки — от слова «зоб» — часть горла, где скапливается пища. Ягодознание – наука о знании и различении ягод.

Индивидуальная работа

Составление описательных рассказов по теме «Ягоды». Разучивание пословиц об учебе и труде Конспект См. стр. 53

Закрепление

Раскладывание графических схем в соответствии с сюжетной линией рассказа. Повторение пословиц и поговорок о труде и учебе

Предшествующая работа

Чтение рассказа В. Бианки «Первая охота» Лексико-семантическая работа: насекомые — самая большая группа очень маленьких животных на Земле; гусеница — этап развития бабочки; загадочная — неясная, непонятная; крошечная — очень маленькая; едкая — жидкость, которая щиплет; замереть — перестать двигаться; пальнуть — выстрелить; забиться – спрятаться; притаиться — спрятаться, замереть; отличать — видеть разницу. Конспект См. стр. 60 Закрепление Раскладывание графических схем в соответствии с сюжетной линией рассказа.

Предшествующая работа

Повторение лексической темы «Птицы». Отгадывание загадок. Чтение рассказа М. Богданова «Домашний воробей» Индивидуальная работа Дидактические игры: «Угадай, кто это?» Конспект См. стр. 68

Закрепление

Упражнять детей в выстраивании графического плана рас­сказа Предложить детям нарисовать воробья. Устроить выставку рисунков.

В ходе деятельности создавались продукты: план деятельности, презентации к занятиям, опорные схемы, рисунки детей.

Результат работы: пересказ по опорным схемам развивает у ребенка: умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание; следить за развитием сюжета; формировать эмоциональное восприятие сказки и интерес к ней; учит отвечать на вопросы по его содержанию; выполнять игровые действия; стимулирует ребенка повторять отдельные слова и выражения из текста; учит передавать содержание сказки в изобразительной деятельности; пересказывать содержание текста, с опорой на игровые действия и рисунок; развивает память, внимание, мышление.

Список литературы:

Бианки В.В. «Первая охота», 2014

Бианки В. В. «Синичкин календарь», 2010

Богданову М. Л. «Домашний воробей», 1999

Дмитриева В. Г. «1000 поговорок и пословиц про всё на свете», 2018

Кнушевицкая Н.А. «Стихи, загадки, игры по лексическим темам», 2014

Коваль Ю. И. «Опасайтесь лысых и усатых», 2012

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа, 2015

Скребицкий Г.А. «Четыре художника», 2018

Сладков Н. И. «Лесной календарь», 2005

Сладков Н. И. «Лесные тайнички», 2009

Сладков Н. И. «Медовый дождь», 1984

Соколов – Микитов И. С. «Осень в лесу», 2012

Соколов - Микитов И.С. «Русский лес», 2016

Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, 2015

Ушинский К.Д. «Четыре желания», 2009

Чиндилова О. В. «Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации», 2011

Клесты по И. Соколову-Микитову.pptx

Обучение детей пересказу с использованием опорных схем.pptx

Осень по И. Соколову-Микитову.pptx

Отчего у лисы длинный хвост по Н. Сладкову.pptx

Четыре желания по К. Ушинскому.pptx

Четыре художника. Зима по Г. Скребицкому.pptx

Ягодознание по Н. Сладкову.pptx

 

Технология Лебедевой Л. В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем», воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «ЦРР – детский сад № 19» Сивкова Наталья Александровна.

Пояснительная записка:

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого разви­тия детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, рече­вой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Раз­говорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют роди­телям уделял» достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Опорные схемы облегчают запоминание у детей, путём образования дополнительных ассоциаций.

В пособии Лебедевой Л. В. «Обучение детей пересказу с использованием опорных схем» дана система занятий по обучению детей пересказу на основе природоведческой детской литературы.

Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе. Для детей подготовительной группы даны девять занятий, по три занятия на каждый период обучения с опорой на графические схемы. Я для каждого занятия разработала предшествующую, индивидуальную работу и работу на закрепление материала. Так же разработала презентации для каждого занятия.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умение пересказывать художественные произведения, используя опорные схемы.

Задачи:

• Совершенствовать монологическую речь у детей: умение связно, последовательно излагать содержание;

• Содействовать развитию интереса у детей, принимать активное участие в образовательном процессе;

• Осваивать методы и приёмы запоминания, их осознанное применение;

• Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения;

Место проведения: группа

Время поведения: II половина дня (четверг)

Возраст: подготовительная группа 6-7 лет

Количество участников: вся группа 28 детей

Срок реализации: сентябрь-май



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.028 с.)