Прокуратуры субъектов федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прокуратуры субъектов федерации.



На основании ст. 65 Конституции РФ Российская Федерация насчитывает в своем составе 85 субъектов, в каждом из этих субъектов федерации образована и действует прокуратура соответствующего уровня.

Структура (образуют органы и должностные лица), на примере прокуратуры Свердловской области:

1.                        управления 2 видов

                          /                      \

    а) управление,             б) отделы на правах управлений

имеющие в составе отделов            (отдел по надзору за исполнением

(например, управление по

 надзору за исполнением

федерального законодательства)

                                                                 законодательства о противодействии

                                                                                         коррупции)

2. Отделы (например, отдел общего и особого производства)

3. Коллегия на правах совещательного органа, возглавляемая прокурором субъекта федерации, в состав которой помимо него входят его первый заместитель (заместители), заместители другие прокурорские работники, назначаемые прокурором субъекта РФ.

4. Вспомогательные органы (например, интернет -приемная, канцелярия)

5. Должностные лица (прокурор, первый заместитель, 3 заместителя прокурора, старшие помощники прокурора, помощники прокурора, помощники по особым поручениям).

6. Кроме того, при прокуратуре свердловской области на постоянной основе действует совет ветеранов, общественный совет по защите субъектов малого и среднего бизнеса.

Возглавляет прокуратуру субъекта прокурор соответствующего уровня, назначаемые на должность Президентом РФ после предварительных консультаций с Советом Федераций Федерального Собрания РФ. Освобождается в таком же порядке.

Примечание: прокуроры субъектов не назначаются на должность на строго определенный срок (ФЗ «О прокуратуре РФ» от 10.02.99. ранее существовавший срок исполнения полномочий – 5 лет был упразднен, по причине наличия и необходимости прохождения согласительной процедуры, которая значительно усложняет процесс наделения прокуроров субъектов полномочиями).

Прокуратуры городов, районов (межрайонные прокуратуры)  

(ст. ст. 129 Конституции РФ, 16 и 19 ФЗ «О прокуратуре РФ», Приказ ГП РФ от 12.03.2008 года «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением») (на примере города Екатеринбурга) -

являются низшим звеном системы территориальных органов прокуратуры РФ и находятся в непосредственном подчинении прокуратурам субъектов.

В Екатеринбурге действуют 7 прокуратур районов и городская прокуратура.

 

Структура (для прокуратуры района, межрайонной):

А) отделы

Б) вспомогательные органы (например, концелярия)

В) должностные лица - первый заместитель прокурора, заместители прокурора, старшие помощники, помощники, специалисты.

Возглавляет прокуратуру соответствующий прокурор: города, района или межрайонный. Прокуратуры городов, районов, межрайонные прокуратуры создаются по приказу Генерального прокурора РФ.

Прокуроры города, района назначаются и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ единолично (ст. 129 Конституции РФ и ст. 16 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Прокуратура района предусмотрена в городах с районным делением и ее компетенция распространяется на территорию соответствующего района города.

Число штатных единиц в соответствующей прокуратуре зависит от целого ряда факторов: географическое положение района, численность населения, число поднадзорных объектов, криминогенность и т.д.

 

Принято выделять 4 типа городских прокуратур:

А) городские прокуратуры, имеющие статус прокуратуры района, обычно они расположены в городах с малочисленным населением;

Б) городские прокуратуры, выполняющие смешанные функции. Как правило, они расположены в городах со средней численностью населения.

В) городские прокуратуры, выполняющие однородные функции. Они расположены в крупных городах с районным делением.

Г) городские прокуратуры, приравненные по статусу к прокуратурам субъектов федерации (подобных прокуратур только две в стране, это прокуратуры г. Москва и г. Санкт – Петербург, поскольку сами эти города имеют статус субъектов федерации).

Компетенция:

1. "общий" надзор и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, их главами;

2. участие в правотворческой деятельности данных органов;

3. надзор за исполнением законов о противодействии терроризму и экстремизму, защите прав несовершеннолетних;

4. поддержание обвинения по уголовным делам;

5. участие в рассмотрении дел судами;

6. анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на территории города;

7. взаимодействие со СМИ;

8. руководство деятельностью районных прокуратур (хотя в соответствии с положениями ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратуры города приравнены по статусу к прокураторам района);

9. подготовка аттестаций, рассмотрение и решение других кадровых вопросов в отношении подчиненных работников прокуратур городов с районным делением

 

Интересна судьба городской прокуратуры Екатеринбурга, упразднена в 2002 году и вновь восстановлена 10 февраля 2007 года приказом Генерального прокурора РФ.

Межрайонные прокуратуры – это прокуратуры низшего звена территориальных органов прокуратуры, полномочия которых распространяются сразу на несколько районов (такие прокуратуры образованы, например, в г.г. Москва и СПб).

3.Специализированные органы прокуратуры.

Признаки:

А) Создание специализированных прокуратур, построено не по принципу административно-территориального деления и федеративного устройства государства, а обусловлено необходимостью усиления надзора в отдельных сферах общественных отношений.

Б) специализированные прокуратуры по отношению друг к другу вполне самостоятельны, а не построены на условиях жесткой субординации, как территориальные прокуратуры, вместе с тем они подчинены соответствующим территориальным прокурорам субъектов РФ при общем подчинении Генеральному прокурору РФ.

 

Законодатель оперирует термином приравненные, что означает, что каждая специализированная прокуратура действует в статусе либо прокуратуры города, района, межрайонной прокуратуры либо в статусе прокуратуры субъекта.

 

К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

А) военная прокуратура;

Б) природоохранная прокуратура;

В) транспортная прокуратура;

Г) прокуратура ЗАТО и на особо режимных объектах;

Д) Прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ.

 

Военная прокуратура

 (Раздел 6 ФЗ «О прокуратуре РФ» ст. ст. 46-50)

является наиболее обширной специализированной прокуратурой, организация и деятельность только этой специализированной прокуратуры регламентирована на законодательном уровне, а не на уровне приказов и указаний Генерального прокурора РФ. Впервые система органов военной прокуратуры в России законодательно была оформлена в 1867 году в Военно-судебном и военно-морском судебных уставах Александра 2. Положение ЦИК и СНК СССР о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 года. На конституционном уровне впервые получает закрепление в 1936 году.

Только об этой специализированной прокуратуре упоминается в ФЗ «О прокуратуре РФ».

 Военная прокуратура имеет трехзвенную систему.

А) Главная военная прокуратура – высшее звено (3) - является структурным подразделением Генеральной прокуратуры, ее возглавляет Главный военный прокурор, являющийся одновременно первым заместителем Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор (ч.2 ст. 14 ФЗ) назначается на должность Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Б) Среднее звено (2) составляют военные прокуратуры военных округов, флотов и соответствующие, они по статусу приравнены к территориальным прокуратурам субъектов РФ.

В) Низшее звено (3) составляют прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и соответствующие, они приравнены по статусу к прокуратурам городов, районов, межрайонным прокуратурам.

 

Органы военной прокуратуры находятся в двойном подчинении:

А) с одной стороны они подчиняются Генеральному прокурору РФ, т.к. являются частью системы органов прокуратуры,

Б) с другой – подчиняются директивам Генерального штаба Вооруженных сил РФ, что обусловлено их причастностью к военной службе, на них распространяется действие ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» «О статусе военнослужащих».

Компетенция органов военной прокуратуры распространяется на органы военного управления, воинские части, военные комиссариаты и т.п. Они выполняют те же функции, что и территориальные прокуратуры с учетом их специфики как специализированной военной прокуратуры, а именно:

А) «общий» надзор со специальным объектом надзора: органы военного управления, воинские части, военизированные подразделения Вооруженных Сил РФ, внутренние войска МВД и т.п. и их должностные лица;

Б) надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих или лиц, проходящих военные сборы и т.п.;

В) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы и т.п.;

Г) надзор за исполнением законов должностными лицами органов и пограничных войск ФСБ;

Д) Уголовное преследование;

Е) участие в рассмотрении уголовных дел судами;

Ж) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

Главная военная прокуратура (ст. 46.1) – руководящее звено системы органов военной прокуратуры, возглавляемая главным военным прокурором.

Структура:

А) коллегия;

Б) управления;

В) отделы (самостоятельные и в составе управлений);

Г) канцелярия;

Д) приемная;

Е) первый заместитель ГВП, 2 заместители, старшие помощники по особым поручениям; помощники по особым поручениям, старшие помощники, помощники, старшие прокуроры, прокуроры.

 

Полномочия Главного военного прокурора:

А) общее руководство деятельностью военной прокуратуры;

Б) подбор, расстановка и воспитание кадров;

В) проведение аттестации военных прокуроров;

Г) издание приказов и указаний;

Д) иные полномочия.

 

Органы военной прокуратуры находятся в постоянном и непосредственном взаимодействии со СК РФ и Министерством обороны РФ.

 

  Природоохранные прокуратуры – это орган специализированной надзорной деятельности государства в области экологии.  

Предпосылка создания природоохранных прокуратур: усиление экологические проблем в стране. В этой связи в последние годы прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства и деятельность по предупреждению экологических правонарушений с целью обеспечения экологической безопасности страны стали приоритетными направлениями работы органов прокуратуры Российской Федерации.

Начало формирования природоохранных прокуратур в России относится к периоду 1986 –1987 годов. Важным толчком к их образованию в системе прокуратуры послужила чернобыльская катастрофа 26 апреля 1986 года. Первыми природоохранными прокуратурами в России стали Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной) межрайонные прокуратуры на Байкале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.027 с.)