Окружающая среда и подсистемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Окружающая среда и подсистемы



Еще одним важным аспектом определения системы является определение окружающей ее среды; снова, цитируя Холла и Фэйгена: «Для данной системы окружающая среда — это совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также те объекты, чьи свойства меняются под воздействием поведения системы» (62, р. 20). По признанию самих авторов,

вышеприведенное высказывание вызывает законный вопрос: когда объект принадлежит к самой системе, а когда — к ее окружению, поскольку, если объект

3 Хотя особое внимание будет уделено коммуникантам-людям, нет теоретических причин удалять из рассмотрения взаимодействия других млекопитающих (9) или групп, таких как народы, которые, во многом, взаимодействуют так же как два или более индивида (125).

150

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия

взаимодействует с системой так, как это описано выше, может ли он не считаться частью системы? Ответ совершенно не определен. В каком-то смысле, система вместе со своей окружающей средой формирует универсум объектов рассмотрения в данном контексте. Разделение этого универсума на две совокупности, систему и окружающую среду, может быть произведено множеством различных способов, каждый из которых, в действительности, случаен... Из определения системы и окружающей среды понятно, что каждая данная система может, в свою очередь, быть разделена на подсистемы. Объекты, принадлежащие к одной подсистеме, могут также рассматриваться как части окружающей среды другой подсистемы (62, р. 20).

Изменчивость и гибкость концепций системы-среды и системы-подсистемы может быть причиной эффективности теории систем в изучении живых (органических) систем, биологических, психологических или, как здесь, систем взаимодействия. Поскольку

...органические системы открыты, что означает, что они обмениваются веществами, энергией и инфор-мацией с окружающей средой. Система является закрытой, если там отсутствует импорт или экспорт энергии в любой из ее форм, таких как информация, тепло, вещество и т. д., и поэтому не происходит обмен компонентами. Примером такой системы может служить химическая реакция, происходящая в запечатанном изолированном контейнере (62, р. 23).

Можно сказать, что это разделение систем на открытые и закрытые освободило исследователей, занимающихся изучением феноменов жизни, от оков теоретической модели, основанной преимущественно на классической физике и химии — модели исключительно закрытых систем. Для живых систем

151

Психология межличностных коммуникаций

отношения с окружающей средой являются исключительно важными, поэтому применение в их изучении теории и методов, приложимых к объектам, которые можно поместить «в запечатанный изолированный контейнер», приводит к неправильным результатам и заблуждениям.1

С развитием теории о иерархически организованных открытых подсистемах пропала необходимость искусственно изолировать систему от окружающей ее среды; их совместное сосуществование поддается осмысленной интерпретации в рамках одной теоретической структуры. Кёстлер так описывает ситуацию:

Живой организм или социальное тело не есть конгломерат элементарных частей или элементарных процессов; это объединенная иерархия относительно автономных суб-целостностей, состоящих из суб-суб-целостностей и т. д. Таким образом, функциональные единицы на каждом уровне иерархии дву-сторонни: они выступают как целостности относительно нижестоящих уровней и как части относительно вышестоящих (87, р. 287).

Используя эту понятийную модель, мы легко можем поместить диадическую систему взаимодействия в семью большего размера, расширенную семью, общину и культуру. Кроме того, такие подсистемы могут (не нарушая теорию) перекрывать другие подсис-

* Интересный и важный пример непрямого влияния на другие дисциплины, оказанного метатеорией, наиболее четко разработанной в классической физике, можно найти в психиатрии: патологии зза имодействия были практически неизвестны на ранних этапах развития психиатрии, с одним исключением — феноменом родственного симбиоза (см. 3.62). Эти драматические отношения с самого начала рассматривались как проблемы взаимодействия, а не отдельных индивидов, и поэтому представляли собой нечто большее, чем причуду нозологии. Занимательным является и тот факт, что их признавали, в то время как многие другие проблемы в отношениях просто не рассматривались.

152

Глзва 4. Организация человеческого взаимодействия

темы, поскольку каждый член диады вовлечен в диа-дические подсистемы с другими людьми и даже с самой жизнью (см. Эпилог). Если коротко, поведение участвующих в коммуникации индивидов может быть проанализировано с учетом как горизонтальных, так и вертикальных отношений с другими людьми и другими системами.

Таким образом, предмет нашего обсуждения сместился с самого универсального определения систем вообще к одной или двум основным разновидностям систем, к открытой системе. Теперь мы можем определить некоторые макроскопические характеристики открытых систем, в их приложении к взаимодействию.

4.31 Целостность

Каждая часть системы состоит в таких отношениях с другими частями, что изменение в одной части приведет к изменению в них всех и в системе в целом. То есть, система функционирует не как простая смесь из независимых элементов, а как взаимосвязанное и неразделимое целое. Возможно, эту характеристику легче всего понять в сравнении с ее полкой противоположностью — суммарностью: если изменения в одной части не влияют на другие части или целое, тогда эти части являются независимыми друг от друга и составляют «множество» (понятие, которое мы заимствуем из литературы по системам), которое не сложнее, чем сумма его элементов. Это качество — суммаркость — можно расположить на другом конце гипотетического континуума, на противоположном конце при этом будет находиться целостность. Можно сказать, что системы всегда характеризуются некоторой степенью целостности.

153

Психология межличностных коммуникаций

Сейчас мы видим, что механические теории девятнадцатого века были, в основном, аналитическими и суммарными, хотя в то время они не были формализованы в виде метатеории. «Механистическое мировоззрение находит свой идеал в духе Лапласа, т. е. в представлении о том, что все феномены являются, в конечном счете, совокупностями случайных действий элементарных физических частиц» (25, р. 165). Исторические контрасты могут послужить здесь ярчайшими примерами. Как отмечает Эшби:

Наука стоят сегодня на своего рода распутье. На протяжении двух столетий она исследовала или внутренне простые системы, или системы, разложимые на простые составные части. Тот факт, что такая догма как «изменяйте только один фактор а каждый конкретный момент времени», принималась в течение целого столетия, показывает, что большинство ученых пыталось изучать такие системы так, как позволяет подобный метод; хотя этот метод часто является фундаментально неприложимым к исследованию сложных систем. Вплоть до работ сэра Рональда Фишера в 20-е годы, с его экспериментами на сельскохозяйственных почвах, четко не осознавалось, что существуют сложные системы, которые проста не позволяют изменять только один фактор в каждый момент времени — они настолько динамичны и внутренне связаны, что изменение одного фактора незамедлительно вызывает изменения в других, возможно, в большинстве других. Вплоть до недавнего времени ученые пытались уклониться от изучения подобных систем, сосредоточивая свое внимание на простых и, в особенности, редуцируемых системах.

В исследовании некоторых систем, однако, сложность не могла совсем быть оставлена без внимания. Кора головного мозга свободно еуществующе-

154

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия

го организма, муравейник как функционирующее сообщество и человеческая экономическая система — выдающиеся объекты, и сточки зрения своей практической значимости, и с точки зрения неадекватности других методов. Поэтому сегодня мы можем наблюдать неизлечимые психозы, общества, приходящие в упадок, рушащиеся экономические системы, а ученые могут ненамного больше, чем просто признать высокую сложность предмета своего изучения. Но наука сегодня делает первые шаги к изучению «сложности» самой по себе как отдельного объекта исследования (5, р. 5).

4.311

Таким образом, несуммарностъ, выводимая из понятия целостности, может помочь в определения системы от противного. Систему нельзя принимать за сумму ее частей; в действительности, формальный анализ искусственно изолированных сегментов разрушил бы сам предмет нашего интереса. Важно пренебречь частями ради целого и уделить внимание глубинной сущности сложности системы, ее организации. Психологическая концепция гештальта — один из способов выражения принципа несуммарности; в других областях большой интерес вызывает так называемое появляющееся качество, которое возникает благодаря взаимодействию двух или более элементов. Наиболее яркий пример представлен нам химией, где относительно небольшое количество элементов образует огромное множество новых сложных веществ. Другим примером могут послужить так называемые «муаровые картины» — оптические явления, возникающие при наложении друг на друга двух или более сеток (Н4). В обоих случаях результатом является сложность, которую никак нельзя было бы объяснить, рассматривая элементы по отдельности. Более того, интересно, что мельчайшее изменение в отно-

155

Психология межличностных коммуникаций

шениях между составными частями часто усиливается в появляющемся качестве — возникает другое вещество в случае химической реакции, совершенно другая конфигурация в случае муаровой картины. В этой связи можно отметить, что в физиологии клеточная патология Вирховиана противостоит современному подходу Вайса (162), в психологии классическая ассоциативная теория противостоит гештальтистской теории; а в изучении человеческого взаимодействия мы предлагаем противопоставить индивидуально-ориентированным подходам теорию коммуникации. Когда взаимодействие рассматривается как производное от индивидуальных «характеристик», таких как роли, ценности, ожидания и мотивы, композиция — двое или более взаимодействующих индивидов — является суммарным множеством, разложимым на более простые (индивидуальные) составные части. В противоположность этому, из первой аксиомы коммуникации (любое поведение является коммуникацией, отсутствие коммуникации невозможно) следует, что коммуникационная последовательность является, как раз наоборот, неразделимой; коротко это можно сформулировать так: взаимодействие несуммарно.

4.312

Еще одной теорией взаимодействия, противоречащей принципу целостности, является теория об односторонних отношениях между элементами; согласно этой теории, А может влиять на В, но не наоборот. Вспоминая пример о ворчливой жене и избегающем муже (параграф 2.42) можно еще раз отметить, что хотя последовательность взаимодействия может быть разбита (участниками или наблюдателями) на паттерн односторонней обусловленности, на самом деле такая последовательность имеет форму круга, и кажущийся «ответ?» на самом деле является стимулом для следующего события в коммуникаци-

156

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия

онной цепи взаимозависимых элементов. Таким образом, признавая, что поведение человека А является причиной поведения В, мы упускаем из виду эффект, который поведение В оказывает на последующую реакцию А; таким образом, мы, в действительности, искажаем хронологию событий, подчеркивая одни отношения и пропуская другие. В случае комплементарных отношений (ведущий — ведомый, сильный — слабый, родитель — ребенок) особенно легко потерять целостность отношений и разбить их на независимые злементы, связанные линейной причинно-следственной связью. Мы уже предупреждали об опасности такой ошибки в параграфах 2.62 и 2.63, и здесь мы только хотим показать ее специфику в тех случаях, где мы имеем дело с длительным взаимодействием.

Обратная связь

Если части системы не суммарны и не соединены односторонней связью, то каким же образом они объединяются? Отказавшись от этих двух классических теоретических моделей, мы, похоже, остались с тем, что в девятнадцатом и начале двадцатого века было недостойной уважения альтернативой — неопределенными виталистическими и метафизическими концепциями, которые, поскольку они не согласуются с доктриной детерминизма, были объявлены теологическими. Однако, как мы уже показали в параграфе 1.3, смена теоретической ориентации с энергии (и вещества) на информацию освободила нас, наконец, от необходимости совершать бесполезный выбор между теологией и детерминизмом. С наступлением эры кибернетики и «открытием* обратной связи стало очевидно, что круговая и довольно сложная взаимосвязанность является принципиально другим, но ничуть не менее научным феноменом, чем более простые и ортодоксальные представления о причинно-следственной связи. Обратная связь и кругообразность, детально описанные в главе ], и проиллюстрирован-

157

Психологин межличностных коммуникаций

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия

Г

ные многими примерами в главах 2 и 3, представляют собой модель причинности, подходящую для теории систем взаимодействия. Специфическая сущность процесса обратной связи представляет гораздо больший интерес, чем происхождение, а зачастую, и чем результат.

Равеорезультатность

В круговых и самоизменяющихся системах «результат» (в смысле изменения состояния после периода времени) задается не столько исходными условиями, сколько природой процесса или параметрами системы. Пользуясь простым языком, можно сказать, что принцип равнорезультатности заключается в том, что одни и те же результаты могут иметь различное происхождение, поскольку определяющей является сущность организации. Фон Берталанфи так описал этот принцип:

Устойчивое состояние открытой системы характеризуется принципом равнорезультатности; то есть, в отличие от состояний равновесия в закрытых системах, которые определяются исходными условиями, открытая система может достичь состояния, независимого времени и исходных условий и определяемого только параметрами самой системы (27, р. 7).

Если равнорезультатное поведение открытых систем основывается на их независимости от исходных условий, то тогда не только различные исходные условия могут давать один и тот же окончательный результат, но различные результаты могут быть вызваны одинаковыми «причинами». Этот вывод, опять же, основывается на допущении, что параметры системы будут доминировать над исходными условиями. Поэтому при анализе того, как люди влияют друг на друга в процессе взаимодействия, мы будем полагать, что имеющая в настоящий момент место орга-

158

низация взаимодействия гораздо важнее особенностей генезиса или результатов.5

Это положение можно проиллюстрировать изменяющимися взглядами на (психогенную) этиологию шизофрении. Теории единственной травмы в детстве уступили место положению о постоянных, хотя и скрываемых β одностороннем порядке, травматических отношениях с матерью, способствующих возникновению шизофрении. Как указал Джексон, это только первые шаги грядущей революции:

Исторически понимание роли психической травмы в этиологии смещается от идей Фрейда о единичном травматическом случае к концепции повторяющейся травмы. Следующим шагом будет переход от выяснения того, кто что-то делает кому-то, к выяснению того, каком это делает. Возможно, следующий шаг будет включать в себя изучение шизофрении как болезни семьи, включая сложный цикл хозяин—переносчик—реципиент, в котором заключено гораздо больше, чем может быть выражено термином «мать шизофреника» (68, р. 184; курсив наш).6

То, что только что было сказано о происхождении (этиологии), применимо и к получающейся в

6 Лангер формулирует этот выбор по-другому:

Существует широко распространенная и хорошо известная ошибка, которую называют «генетической ошибкой»·, она вытекает из исторического метода философии и критицизма; эта ошибка заключается атом, что смешивается происхождение объекта и его сущность, при этом устанавливается самая примитивная форма объекта, а затем утверждается, что сам объект — это «просто» тот архаический феномен... Например, слова, возможно, перед тем, как стать средством коммуникации, были ритуальными звуками] но это не означает, что современный язык — это, е действительности, не средство коммуникации, а просто пережиток племенного возбуждения (91, ρ. 248; курсив и кавычки в оригинале).

6 Существует подтверждение правомочности такого равноре-зультатного подхода к психопатологии. Кант (82), Рено и Эстесс (124) обнаружили отсутствие выраженных травматических факторов в 56 случаях шизофрении при сокрушительном количестве огщ-

159

Психологин межличностных коммуникаций

результате клинической картине (нозологии). Если снова обратиться к примеру шизофрении, можно выделить два основных способа понимания этого термина; как названия некой фиксированной болезненной сущности или как определенной формы взаимодействия. Мы уже говорили о том (см. 1.65 и 1.66), что поведение, традиционно называемое «шизофреническим», не стоит определять подобным образом, скорее, его следует изучать в межличностном контексте, в котором оно имеет место (в семье, в обществе), где такое поведение не является ни просто результатом, ни причиной этих, обычно ненормальных, окружающих условий, а представляет собой сложно организованную часть действующей патологической системы.

Наконец, одну из важнейших характеристик открытых систем можно обнаружить в равнорезультат-ном поведении, особенно при сравнении с закрытыми системами. Окончательное состояние закрытой системы полностью определяется исходными обстоятельствами, которые, следовательно, можно назвать лучшим «объяснением» такой системы; в случае открытой системы, однако, характеристики ее организации могут действовать таким образом, что может быть даже достигнуто состояние полной независимости от окружающих условий: тогда лучшим объяснением си-

санных травматических эпизодов в биографиях психически здоровых мужчин. Отмечая, что их нормальная группа не отличалась от клинической выборки по этому критерию, Рено-и Эстесс продолжают:

Подобный вывод не является несопоставимым с основными положениями науки о поведении XX столетия (например, что в значительной степени поведение человека является продуктом его жизненного опыта); не противоречит он также и базовому положению о критической значимости первых лет жизни человека для его дальнейшего развития. Однако этот вывод ставит под сомнение упрощенные представления о наличии прямой причинно-следственной связи между определенными событиями и последующим развитием психического расстройства (124, р. 801).

160

Глава 4. Организация человеческого взаимодействия

стемы будет сама система, а подходящей методологией будет изучение ее настоящей организации.7

4.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.029 с.)