Информационно-коммуникационные технологии - основа информатизации и новых видов экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-коммуникационные технологии - основа информатизации и новых видов экономической деятельности



 

Роль информационно - коммуникационных технологий и информационных систем в современной экономике очень глубоко проработана в исследованиях А.А. Стриженко. Результатом этих исследований явилась защита докторской диссертации на тему «Роль информационно - коммуникационных технологий в развитии международного бизнеса» в 2007 году в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

Материал данной главы в основном построен на части исследований, опубликованных в /25/.

Информация в совокупности с ИКТ и знаниями становится одним из важнейших факторов успешного функционирования любой экономической системы, оказывая революционное воздействие на развитие современных форм международного бизнеса и модернизацию старых форм бизнеса. В связи с внедрением электронной коммерции и электронного бизнеса в практику фирм, корпораций и банков произошли изменения в характере проведения коммерческих и финансовых трансакций, взаимоотношений с партнерами и клиентами, разработки и внедрения деловых стратегий, и в собственно конкуренции. Под влиянием ИКТ все области бизнеса видоизменяются, модифицируются, адаптируются к новым явлениям и отношениям в деловой окружающей среде. ИКТ в значительной степени изменяют характер экономического взаимодействия рассредоточенных экономических единиц. Возникающие в бизнесе организационные схемы базируются на сетевом принципе и на сетевом взаимодействии, которое становится фундаментальным принципом, а сети - основополагающим инструментом новой организационной схемы в международном бизнесе. Объединение сетей различных типов и масштабов и построение глобальной информационно-коммуникационной системы в виде сети Интернет привели к созданию принципиально новой среды бизнеса, к появлению чисто сетевых / виртуальных компаний, в которых осуществляется современное высокотехнологичное управление на базе электронной инфраструктуры. Информационные системы помогают проводить анализ проблемы, делать «видимыми» комплексные объекты и создавать новые продукты. С деловой точки зрения ИС рассматриваются как организационные и управленческие решения, основанные на ИКТ, в ответ на вызов, посылаемый деловой окружающей средой. ИКТ обеспечивают внутригосударственный, международный и действительно глобальный обмен информацией.

Экономические отношения на современном этапе включают тесное взаимодействие электронного / виртуального и реального секторов экономики. ИС с сетевой структурой дают возможность создать виртуальную корпорацию для эффективной организации глобальной деятельности посредством использования электронной почты, сети Интернет и видеоконференций. Они объединяют компании и их филиалы, расположенные в разных географических точках мира, чтобы обеспечить своевременную доставку комплектующих, товаров и услуг, а также взаимодействие между всеми звеньями международного бизнеса.

ИКТ и ИС в целом способствуют осуществлению и координации коммерческих операций, что позволяет эффективно использовать конкурентные преимущества, обеспечиваемые новой информационно-коммуникационной средой. Сетевые технологии стали важнейшим фактором модернизации традиционной экономики, в том числе методов управления в корпорациях и некоммерческих организациях.

В результате развития ИКТ и информационной экономики появились новые формы и виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли и конкуренции. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в Интернет: интернет-банкинг, интернет-трейдинг, интернет-страхование. Банковские услуги через Интернет - наиболее динамично развивающийся сегмент электронной коммерции.

Фактически электронная коммерция является инструментом реализации процесса глобализации, так как представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. С помощью Интернет даже мелкие и средние поставщики могут заниматься глобальным бизнесом, а заказчики получают реальную возможность выбирать поставщиков. Электронная коммерция расширяет бизнес-пространство и меняет организационные принципы функционирования не только торговли, но и производства и финансов.

Фактор информатизации становится движущей силой развития и углубления процесса глобализации. Информатизация мирового хозяйства привела не только к изменению форм ведения бизнеса, но и к преобразованию самих деловых отношений.

Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в значительной мере определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства, которые к 2000 г. превзошли объем рынка природных ресурсов. Индустрия информатизации включает в себя несколько отраслей: производство как собственно информации, так и средств обработки информации, т.е. программное обеспечение, и оборудование для ПО, т.е. компьютеры, периферийное и телекоммуникационное оборудование, а также комплектующие для них.

Информационная индустрия способствовала также появлению множества новых фирм и компаний, занятых производством компьютеров, периферии и комплектующих, факсимильного оборудования, мобильных телефонов, информационных услуг, баз данных и знаний, ПО. Появление информационной индустрии привело к значительным сдвигам в моделях международной торговли и конкуренции. Многие из вышеупомянутых факторов с необходимостью привели компании к реорганизации бизнеса и к созданию в них информационной и электронной инфраструктуры.

К электронным торговым системам относят интернет-магазины, которые представляют собой вэб-сайты, обеспечивающие продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции. Интернет-магазины относятся к розничной форме ведения торговли и объединяют элементы прямого маркетинга с посещением традиционного магазина. Интерактивный магазин может предложить значительно бóльшее количество товаров и услуг и обеспечить потребителей значительно бóльшим объемом информации, необходимым для принятия решения о покупке. За счет использования ИКТ возможна персонализация подхода к каждому из клиентов, исходя из истории его посещении магазина и сделанных ранее покупок.

Электронная коммерция - это финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажа товаров и услуг, а также переводы денежных средств. Транзакции в электронной коммерции осуществляются простым подтверждением покупки по кредитной карточке посредством перевода необходимой суммы стоимости товара или более сложным путем - посредством передачи информации через многие сети. Электронная торговля сформировалась как рынок, который развивается по общим экономическим законам, движущей силой формирования которого стали компании-эмитенты кредитных карточек. Другими факторами, стимулировавшими развитие электронной коммерции в 90-е гг., были развитие ИКТ, использование браузеров, распространение мультимедийных компьютеров и интерес потребителей к сети Интернет и осуществлению в ней транзакций.

Интернет-площадки представляют собой виртуальные торговые площадки - место, где заключаются сделки между продавцом и покупателем и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций. Развитие торговых интернет-площадок должно обеспечить более эффективный и свободный поток информации, товаров, платежей и других услуг типа бизнес-бизнес. По данным аналитиков, объем доходов от виртуальных торговых площадок в 2004 г. достиг 1300 млрд. дол. По признаку создания и принадлежности торговых площадок их подразделяют на три категории: создаваемые покупателями, продавцами или третьей стороной, что зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области. Существует мнение, что к виртуальным торговым площадкам следует относить лишь те, которые управляются нейтральной третьей стороной и служат для проведения транзакций между многими покупателями и продавцами. Тем не менее, есть ряд основных моментов, реализация которых одинаково важна для всех типов площадок: доступность и удобство, масштабируемая и надежная платформа, гибкая стратегия управления каталогами, интеграция, обеспечение безопасности, администрирование, бизнес-интеллектуальность, дополнительные услуги.

Электронный бизнес притягивает к себе все более разные сферы экономики, одной из которых стал интернет-маркетинг. Новые прогрессивные тенденции, имеющие место в современном вэб-маркетинге - это вопросы электронного брендинга, бенчмаркинга, управления отношениями с клиентами. К типам моделей продаж в сети Интернет отнесены: модель поддержки продаж, модель прямой продажи, модель продажи подписки, модель продажи рекламы.

Всемирная сеть дает множество инструментов для воздействия на це-левую аудиторию рекламодателя: размещение рекламы на тематических и информационных сайтах, e-mail-маркетинг, продвижение товара с помощью поисковых систем и каталогов, обмен ссылками, рейтинги, партнерские и спонсорские программы и, конечно, баннерные сети. Интернет-маркетинг помогает измерять спрос с использованием современных ИКТ более быстро, качественно и эффективно. Речь идет не только о методах оценки текущего спроса, но и будущего роста, что особенно важно при разработке рыночных целей и планов, а также схем электронного бизнеса. Маркетинговые ИС оптимизируют выбор и управление маркетинговыми каналами, представляющими собой множество посреднических организаций, вовлеченных в процесс создания продукта или части продукта.

Финансовые институты, в том числе и кредитные организации, перешли к новой форме международного банкинга - электронному банкингу, что способствовало расширению сферы финансовой деятельности и охвату новых рынков финансовых услуг. Традиционное банковское дело претерпело значительные, можно сказать революционные изменения, коснувшиеся, прежде всего, расширения «ареала» оказания банковских услуг. Из региональной сферы своего действия электронные банки стали способными перейти к глобальному охвату потребителей банковских услуг, используя новые ИКТ и новые конкурентные модели.

Под электронным банкингом понимается реализация банковских продуктов и услуг через всевозможные электронные каналы доступа - удаленно, без прямого контакта с банковским персоналом. К электронным каналам доступа обычно относят сеть Интернет, непосредственный доступ с использованием модема, применение сотового телефона, обычный телефон, факсимильный аппарат и банкоматы, информационные киоски, Web-TV, Web Phone и другие существующие и планируемые каналы.

ИКТ изменили также функционирование фондовых бирж. До недавнего времени торги на мировых фондовых биржах проходили в определенном физическом пространстве. Благодаря использованию ИКТ физические рынки сократились в количестве, а вместо этого основная торговля ведется через компьютерные системы, такие, например, как электронная система биржевых котировок Лондонской фондовой биржи или система автоматической котировки Национальной ассоциации биржевых дилеров в США. Электронные системы управляются котировками, т.е. дилеры назначают цены покупателя и продавца на экране, чтобы другие держатели акций могли сделать свой выбор. Такой способ отличается от старой системы торговли, при которой дилеры составляли заказы на покупку и продажу акций с целью найти коллегу, желающего продать или купить определенное количество акций по договорной цене. Как следствие технологических сдвигов, фондовые биржи ощутили результаты значительной дерегуляции в последние годы, полученные за счет сокращения ограничений на их методы работы. Снятие ограничений сделало возможной глобализацию торговли акциями, в результате чего появились мировые фондовые рынки, нуждающиеся в постоянно обновляемой информации в этой области: о финансовых результатах, в том числе полугодовых и годовых; о развитии переговоров и заключении сделок; о новых или восстановленных финансовых институтах; об изменениях в структуре держателей акций; о совместных предприятиях, слияниях и поглощениях; о новых продуктах или процессах. Международные новости в этой сфере фак-тически содержат все, что необходимо для частой и точной оценки тенденций и перспектив для держателей акций или потенциальных инвесторов.

В настоящее время фирмами широко используется частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам и / или организациям. Это явление получило название аутсорсинг Главное отличие такой структуры организации бизнеса состоит в том, что основные операции, такие как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет, не собраны под одной крышей, а выполняются отдельными организациями по контракту или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными организациями осуществляется с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Важнейшим преимуществом является присутствие организации во многих странах мира, а также возможность завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность. Сетевая организация консолидирует ресурсы по всему миру с целью добиться наилучшего качества продукции при максимально низкой стоимости, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами. Преимуществом является также гибкость в выборе рабочей силы, поскольку выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис, можно заказать, условно говоря, любой профильной компании в какой угодно точке мира. Как следствие аутсорсинга, крупные производители становятся системными интеграторами раздельно производимых узлов. Во многих случаях они могут вообще ничего не изготавливать, готовая продукция при этом поставляется сетью внешних структур в их центры заказа или напрямую потребителям. Перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку брэндов, привлечение потребителя, управление снабженческой сетью и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли. Брэнд-компании с малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, - новое явление в бизнесе, которое называется «сообществом добавленной стоимости».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.011 с.)